Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Наследие Средних веков



Итоговые задания — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КУРСУ «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

1. Проверьте себя: прочитайте последовательно вопросы перед главами учебника и дайте на каждый из них краткий и точный ответ. Результат работы запишите в тетрадь.

2. Отметьте в словаре исторические понятия (не более 10-12), которые вы считаете наиболее важными, основными для характеристики эпохи Средневековья. Объясните свой выбор.




  1. Папа римский
  2. Ересь
  3. Ислам
  4. Крестовые походы
  5. Сословие
  6. Феод
  7. Сословно-представительная монархия
  8. Централизация
  9. Цех
  10. Книгопечатание
  11. Университет
  12. Возрождение

Для составления этого перечня понятий, характеризующих эпоху Средневековья, мы использовали словарь в конце учебника. Логика нашего выбора такова:

  • показать основные понятия сферы религии (папа римский, ересь, ислам) и как она влияла на средневековые цивилизации (крестовые походы);
  • показать принципы, на которых формировались отношения в средневековом обществе (сословие, феод);
  • показать основные понятия государственного управления (сословно-представительная монархия, централизация);
  • показать понятие, демонстрирующее основной принцип объединения людей в средневековом обществе (цех);
  • показать главные изобретения и новшества, повлиявшие на развитие науки и распространение знаний (книгопечатание, университет);
  • обозначить завершающий этап, символизирующий переход к Новому времени (Возрождение).

3. Сопоставьте карту Европы в начале VI века и в конце XV века. Каковы были наиболее существенные перемены?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Наследие Средних веков Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Наследие Средних веков

 

На карте VI века мы видим варварские королевства, которые сложились на территории Европы после падения Западной Римской империи. Пиренейский полуостров занимают Королевство Вестготов и Королевство Свевов. В самом конце XV века на этом полуострове будут уже Испания, Португалия и Королевство Наварра. Вместо Франции и Священной Римской империи на карте VI века мы видим варварские королевства Франков, Бургундов, Тюрингов и Остготов. Британские острова в VI веке еще заселены племенами бриттов, англов, саксов и скоттов, впоследствии образующих Англию, Шотландию и Ирландию. В VI веке мы видим расцвет Византии, а в XV ее место займет Османская империя. А на месте свободного расселения восточно-славянских племен к XV веку возникнут государства Польша, Литовское княжество и Российское государство.

Таким образом почти за десять веков Средневековья в Европе на месте варварских германских королевств, англо-саксонских и славянских племен образовались национальные государства с собственными языками и культурой.

4. Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите х хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?

Раннее средневековье (V-XI вв). Этот период был ознаменован:

  • созданием варварских королевств в Западной Европе;
  • образованием Франкского государства;
  • появлением первых городов;
  • возвышением Византийской империи;
  • становлением и распадом Арабского халифата;
  • вторжением арабов в пределы бывшей Римской империи, а также на территорию Пиренейского полуострова;
  • началом движения Реконкисты.

Высокое Средневековье (XI-XIV вв). В этом периоде мы видим:

  • развитие феодальных отношений;
  • укрепление Священной Римской империи;
  • развитие торговли и ремесла, и как следствие, становление городов, как важной экономической и политической силы;
  • борьбу Пап римских за светскую власть в западноевропейских государствах;
  • крестовые походы против иноверцев и еретиков;
  • Гуситское движение;
  • появление схоластики;
  • развитие науки и технологий;

Позднее Средневековье (XIV-XV вв). В это время произошли:

  • Столетняя война;
  • падение Константинополя и завоевания Османской империи;
  • появление движения гуманистов;
  • эпоха Возрождения.

5. Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки. В чем состояли особенности Средневековья в этих странах?

Самыми крупными средневековыми государствами в Азии были: Монгольская империя, Византийская империя, Арабский халифат, Османская империя, Китай, Индия, Япония. В Африке – государство Мали, Аксум и Мономотапа. В Америке империи инков и ацтеков, а также цивилизация майя.

Главной особенностью Монгольской империи была ее огромная территория, объединяющая под властью одной династии страны Дальнего Востока и Передней Азии. Правитель Монгольской империи обладал абсолютной властью, а право управления землями империи было передано многочисленным родственникам. Вся территория и население были разделены на три военно-административных округа: правое крыло, левое крыло и центр. Каждый из трех округов подразделялся на тьмы (тумены). Каждый тумен должен был выставлять 10 тыс. воинов. Тысячи состояли из 10 «сотен», сотни – из 10 «десятков». Должности начальников этих подразделений передавались по наследству. Население всех военно-административных округов прикреплялось к месту своей службы и не имело права его оставить.

Византийская империя поначалу тоже отличалась обширными территориями. Во главе империи стоял император, обладающий абсолютной властью. Императоры Византии также имели сильное влияние на православный константинопольский патриархат, снимая и назначая патриархов по собственной воле. Все земли империи принадлежали государству. Государство делилось на префектуры, во главе которых стояли правители провинций, починенные императору. В империи процветала наука, образование и искусство. Византия стала столпом православного мира, распространяя православие на территории Восточной Европы и других странах.

Арабский халифат сумел завоевать все земли бывшей Римской империи на восточном и южном берегу Средиземного моря и стать создателем и опорой мусульманского мира. Вся полнота гражданской, военной и церковной власти была сосредоточена в руках халифа. Халиф не владел всей землей в халифате, земли разделялись на пять типов, среди которых были не только государственные территории, но и частные и общинные земли. В Арабском халифате была создана система, поощряющая развитие образование и науки. Арабы усвоили высокую культуру покоренных стран и развили ее на основе ислама и арабского языка.

Османская империя стала преемником Арабского халифата и возникла на его развалинах, но учла ошибки халифата. Турки создали военно-ленную систему, которая не предоставляла условий для феодального сепаратизма. Во главе государства стоял султан, опирающийся на аппарат чиновников и государственный совет (диван). В Средние века империя была нацелена исключительно на проведение завоевательной политики.

Характерными особенностями Индии, Китая и Японии в период Средневековья были:

  • деспотическая власть монарха;
  • правитель являлся верховным собственником земли;
  • чиновники контролировали все стороны жизни общества;
  • значительная роль общины, традиций, религии;
  • феодальные отношения.

Характерная особенность государств майя, ацтеков и инков — изоляция, в результате которой была создана самобытная культура, не похожая на культуру Запада и Востока.

У майя земля принадлежала общинам. Они так и не создали единой державы, но были сформированы несколько городов-государств, управляющихся главами ведущих кланов. У ацтеков правитель государства выбирался общинами, он был и верховным судьей, и главным жрецом, и военным лидером. Во главе империи инков стоял – Верховный инка, обладающий абсолютной властью. Кровные родственники инки занимали ведущие государственные посты и считались Сынами Солнца. Государство владело всеми землями и осуществляло сбор и распределение продовольствия, а также контроль над потреблением.

Характерными особенностями государств Африки в Средние века, которые оказывали влияние на их развитие, были доступ к международной торговле, наличие природных ресурсов для торговли и связи с ведущими мировыми державами посредством торговли. В отсутствии этих особенностей остальные страны Африки не получили должного развития.

6. Перечислите империи эпохи Средневековья. Какие из них сохранились к концу XV века?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится определение понятия империя. Итак, империя – это монархическое государство, либо значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий. Основным признаком империи является многонациональность, объединение разных народов и территории в единое государство с единым политическим центром. То, что в Японии и Китае правили императоры, не делает их автоматически империями. Таким образом мы можем выделить следующие империи, соответствующие такому определению: Священная Римская империя, Византийская империя, Монгольская империя, Арабский халифат, Османская империя, Империя Инков и Ацтекская империя.

Мы не стали включать в перечень империй Китай несмотря на то, что после завоевания Китая монголами все китайские государственные образования стали носить имя «Империя» и даже «Великая». Но в соответствии с нашим определением существовавшая после монгольского владычества Империя Мин не может называться империей, поскольку в ней говорили на одном языке – китайском, и не было признаков объединения разных народов под централизованным управлением. Империей Китай стал намного позже, когда в нем стали говорить на китайском, монгольском, маньчжурском и тибетском языках.

До конца XV века сохранились Священная Римская империя, Османская империя, Империя Инков и Ацтекская империя. Последние две были уничтожены в начале XVI века.

7. Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?

Арабская исламская культура оказала огромное влияние на историю и культуру средневекового мира. Сами по себе арабы не имели и не знали ничего ценного, способного обогатить мировую культуру. Но они умели слушать и впитывать мудрость народов, на земли которых они пришли. Именно поэтому в мусульманской культуре средневекового Востока переплетены традиции десятков народов. Арабский язык стал для жителей всего халифата языком общения, основой общей культуры. Знание арабского языка было необходимо купцу, путешественнику, который с его помощью мог объясниться с мусульманами Испании и стран до границ Индии. Даже после распада халифата арабский язык не утратил своего значения в качестве орудия распространение культуры искусства. На нём продолжали писать свои труды богословы, учёные и философы, вне зависимости от того, к какой этнической группе они принадлежали.

Перенимая, развивая и распространяя мудрость покоренных народов, арабы оказали большую услугу миру. Благодаря именно арабам была сохранена античная культура и бесценные знания мудрецов Античности. Именно они вернули эти знания Европе, которая умудрилась их уже утратить, чем невольно обеспечили наступление в Европе эпохи Возрождения. Кроме того, арабы стали как бы мостом между европейским и азиатским миром, обеспечивая обмен знаниями и достижениями. Да и сами арабские научные знания и достижения культуры оказали сильное влияние на европейскую культуру.

8. Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?

Сословное общество является особым типом общественного устройства, предусматривающего деление всего населения на определенные группы, отличающиеся функциями, правами и обязанностями. В средневековом мире было жесткое деление общества на три сословия: молящихся, воюющих и работающих. К молящимся относились все священнослужители и в их задачи входило «взаимодействие» с Богом и удержание паствы в рамках христианских традиций и морали, а по сути, управление паствой через веру. К воюющим относились короли/феодалы/рыцари. В их обязанности входило защищать государство и веру, а также нести христианство «непросвещенным» народам. К третьему и самому низшему сословию относились все остальные – горожане и крестьяне. Их главной задачей было работать и обеспечивать всем необходимым представителей первых двух сословий.

9. Как вы считаете, разъединяло или сплачивало средневековое общество сословное деление?

Сословное деление общества, на мой взгляд, обеспечивало и поддерживало неравноправие и социальную несправедливость в обществе. Оно практически не давало возможностей изменить свою жизнь и перейти из одного сословия в другое. Все эти особенности сословного общества неизбежно должны заканчиваться одним – бунтом, революцией, гражданской войной. Именно это мы и увидим при изучении Нового времени. Поэтому я не считаю, что сословное общество способно сплотить население государства.

10. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе? Почему люди нуждались в таких объединениях?

Люди одного сословия или рода занятий в Средневековой Европе объединялись в цеха или гильдии. Цеховое объединение представляло собой общественную и даже политическую силу. Цехи помогали своим членам, защищали их, но устанавливали собственные правила, ограничивая развитие.

11. Мог ли средневековый европеец изменить свое место в обществе? Если да, то при каких обстоятельствах? Придумайте сюжетный рассказ, который бы иллюстрировал ваш ответ.

Изменить свое место в обществе, т.е. перейти из одного сословия в другое было очень сложно. Вернее, не для всех возможно. Например, для перехода в первое сословие можно было стать монахом и отказаться от мирской жизни. Это было доступно как представителям второго, так и третьего сословия. А вот перейти из третьего во второе сословие было гораздо труднее. Получить дворянский титул можно было лишь по воле короля – лишь он мог наделить простолюдина дворянским титулом за особые заслуги. Перейти из второго сословия в третье тоже было практически нереально, даже окончательно обеднев, феодал или рыцарь сохранял свой дворянский титул. Лишить его мог тоже лишь король.

В качестве сюжетного рассказа можно придумать историю о короле, который отправляет свою бывшую жену в монастырь, где та принимает монашеский сан и отрекается от мира.

12. В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?

Города в первую очередь были центрами ремесла и торговли, поскольку они образовывались именно на местах ярмарок. В дальнейшем города стали образовательными, научными и культурными центрами.

13. В чем состояло влияние церкви на жизнь средневекового человека? Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?

Для средневекового человека церковь играла значимую роль, если не сказать, что была для него всем. Во всех сферах жизни можно было встретить те или иные интересы церкви. Такая позиция церкви подкреплялась ее агрессивностью по отношению к тем, кто вставал на ее пути, будь то крестьянин, ученый, целый город, страна или император. Церковь хотела владеть всем. При этом церковь сыграла важнейшую роль в развитии Европы. Она объединяла людей разных национальностей, с разными традициями и привычками, различного социального или имущественного положения едиными критериями христианской веры. Это был своего рода щит для европейского мира, позволивший пережить многие катаклизмы, и военные вторжения.

Тем не менее, положение католической церкви в средневековой Европе менялось. От непререкаемого авторитета в период раннего Средневековья до недовольства церковью и ее порядками в эпоху Высшего средневековья, и до постепенного ухода от церковных канонов в период Позднего Средневековья. Хотя мы еще этого не изучали, но следует сказать, в начале XVI века новое отношение к церкви нашло свое воплощение в Реформации – общественно-политическом движении, направленном на реформирование католической церкви. В результате Реформации религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

14. Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое время? Обоснуйте свой ответ.

Я считаю, что завершение эпохи Средневековья и наступление Нового времени следует рассматривать с нескольких точек зрения. Мировоззрение, устройство общества, государственное управление – вот три аспекта, с позиции которых мы постараемся ответить на данный вопрос.

Мировоззрение. Я считаю, что появление схоластики стало началом изменения мировоззрения людей и перехода от религиозного мракобесия к рациональному мышлению. Появление гуманизма и ценностей Возрождения стали эволюционным этапом развития рационального мышления, приведшим к осознанию ценности самого человека. Великие географические открытия, а также знаменитые изобретения Средневековья (например, книгопечатание) еще больше расширили кругозор людей.

Устройство общества. В Средневековом обществе существовало три сословия: духовенство (те, кто молится), феодалы/рыцари (те, кто воюет) и крестьяне/горожане (те, кто работает). Завершение Средневековья и наступление Нового времени принесло новое сословное разделение: дворянство, буржуазия, крестьяне, бедняки. Мы видим снижение влияния церкви и исчезновение первого сословия – это результат смены мировоззрения. Исчезновение сословия феодалов, вернее превращение их в дворянство, стало следствием поднятия нового класса буржуазии, людей, которые стали владеть не землями, а капиталом. Возвышению буржуазии способствовало развитие городов, торговли, науки, образования и технологий производства. Рыцарство исчезло с развитием огнестрельного оружия, когда превосходство стальных доспехов было сведено на нет.

Государственное управление. Свободы различных слоев общества и их права в управлении государством – вот главное достижение Средневековья при переходе к Новому времени. Неважно, что ряд европейских государств вошел в Новое время с абсолютной монархией. Создание сословно-представительных органов власти дало людям вкус власти и свободы. Этот вкус в Новое время привел к нескольким буржуазным революциям в Европе.

15. Сделайте презентацию (5-6 слайдов) об одном из исторических деятелей средневековой Европы. Объясните, чем привлек ваше внимание этот человек.

Мы предлагаем рассказать о Леонардо да Винчи. Скачать презентацию «Леонардо да Винчи».

16. Многие ученые называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какими фактами можно доказать эту точку зрения?

Наш современный мир — прямой наследник Средневековья. Именно в эпоху Средневековья сложились существующие сейчас европейские народы, возникли страны, выросли города. Даже столь привычное сегодня деление Европы на Западную и Восточную стало реальностью уже тогда. Очень многое из возникшего в Средневековье живо и сегодня – традиции, взаимоотношения, верования и т.д.