Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 24


Параграф 24 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

ГЛАВА VIII. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ В XIVXV ВЕКАХ

Как повлияли события в Восточной и Южной Европе XIVXV веков на средневековый мир?

В XIV-XV веках в Восточной и Южной Европе происходили события, которые существенно повлияли на все дальнейшее развитие Средневековой Европы.

В Чехии появилось учение Яна Гуса, которое воодушевило и сплотило все чешские сословия на борьбу с римской церковью и императором. Ян Гус обличал католических священнослужителей в том, что они отошли от священного писания, и церкви требуется реформирование. Сторонники Яна Гуса пошли еще дальше и дополнили религиозные утверждения Гуса политическими требованиями изменения устройства общества. Естественно, гуситское движение было признано католической церковью еретическим, и против него стали организовываться Крестовые походы. Разразились Гуситские войны, продлившиеся 15 лет и разорившие страну. Эти войны закончились разгромом радикального крыла гуситов и договором между умеренным гуситским крылом и католической церковью. Римской курии пришлось пойти на некоторые уступки в религиозных правилах для Чехии. Несмотря на поражение, Гуситские войны сплотили народ Чехии и в этих войнах родилась чешская нация, готовая отстаивать свое право на самостоятельную жизнь. Кроме того, учение Яна Гуса легло в основу идеологии Реформации, которая охватила всю Европу в последующие столетия.

На юге Европы в XV веке под натиском турок-османов пал Константинополь — город, который на протяжении тысячелетия был центром христианской религии, европейской культуры и знаний. С его падением Европа из двухполярного христианского мира стала однополярной. Единственной значимой христианской силой в Европе стало католичество во главе с римскими папами. Тем не менее с падением Константинополя, эстафету православия приняло Русское государство, оставшееся единственным последним оплотом православия. Самой же Европе с падением Константинополя пришлось серьезно задуматься о противостоянии продвижению Османской империи в Центральную Европу. Таким образом Византия, как идеологический противник Рима, сменилась реальным и не только религиозным противником в виде Османской империи.

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ

Вопросы в тексте параграфа

К какой ветви славянских народов относятся чехи?

Чехи относятся к западной ветви славянских народов.

Когда и на каких землях образовалось Чешское королевство?

В IX веке на территории современных земель Моравии и Словакии возникло славянское государство — Великоморавская держава. Она стала преемницей союза западных славян, который принято называть «государством Само» (некоторые историки считают именно это племенное объединение первым славянским государством). В годы расцвета Великой Моравии принадлежали славянские земли, которые сегодня принадлежат Чехии, Словакии, частично Польше, Венгрии, Австрии, Украине, Румынии, Сербии, Болгарии. Период существования Великой Моравии известен тем, что именно великоморавский правитель Ростислав пригласил из Византии создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия, а в 862 году западные славяне приняли христианство по греческому обряду (православие).

Стремясь обрести независимость от Моравии Чешское государство выделилось из Великой Моравии — в 895 году чешские князья Спытигнев и Вратислав принесли присягу восточно-франкскому королю Арнульфу.

В 1198 году Пржемысл Оттокар I был коронован как король Чехии, а Чехия, поддержавшая императора Филиппа в борьбе за корону Священной Римской империи, получила ряд привилегий. В 1212 году так называемой Золотой сицилийской буллой было окончательно установлено право наследования чешской короны – этот год формально считается годом основания Королевства Богемия (Чешское королевство).

Чем прославился в истории Священной Римской империи Карл IV?

Император Священной Римской империи Карл IV, будучи одновременно королем Чехии из династии Люксембургов, прославился своей «Золотой буллой» 1356 года, которой была закреплена исторически сложившаяся практика управления землями империи феодалами. Согласно этой булле, определялись семь курфюрстов, так называемых феодалов-избирателей. Три из них занимали архиепископские должности, а четыре были светскими правителями крупнейших земель. В числе курфюрстов Карл IV закреплял короля Чехии. Курфюрсты избирали императора большинством голосов. Также эти семь курфюрстов составляли коллегию при императоре, которая была высшим органом государственного управления. Коллегия, помимо решения важных государственных дел имела право суда над императором и его смещения. Эта булла во многом определила курс Священной Римской империи на децентрализацию.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 24

1. Почему враги Гуса боялись оставить его в живых?

Католическая церковь жестоко преследовала тех, кто, по ее мнению, распространял еретические учения, угрожающие главенству церкви и благосостоянию церковных иерархов. А учения Яна Гуса, как раз изобличало церковь в отступлении от библейских идеалов и показывало, что на самом деле церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире. Католические священники никак не могли оставить Яна Гуса в живых, потому что в противном случае «чешская ересь» распространилась бы повсеместно. А с регионами, «впавшими в ересь», церковь научилась бороться путем крестовых походов и уничтожением практически под корень населения этих земель.

2. Как вы думаете, кто из предлагавших сохранить Гусу жизнь мог стать гуситом, а кто нет? Объясните свой ответ.

В документе есть высказывание некоего пана из Хлума, в котором он обличает церковников и грозит им серьезными последствиями народного восстания. Дело в том, что этот пан из Хлума, а звали его Ян, на самом деле являлся одним из чешских королевских советников и другом Яна Гуса. Он добился от императора настоящей охранной грамоты для Яна Гуса и сопровождал его во время его поездки на церковный собор в Констанце. Он прекрасно понимал, чем грозит эта поездка и охранял Гуса. Пан Ян из Хлума стал свидетелем обмана священников и императора, но на самом соборе он не присутствовал – его не пустили. Так что по своим убеждениям он мог быть гуситом.

Работаем с картой

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 24

Найдите на карте места, упомянутые в тексте учебника. В какие земли совершали походы табориты? Предположите, с какими целями предпринимались эти походы.

Гуситы не только защищались во время вторжения крестоносных армий в Чехию, но и организовывали собственные походы в Саксонию, в Австрию, в Польшу, в Венгрию. Если поход в Польшу к берегам Балтийского моря был совершен по просьбе польского короля Ягайло, запросившего помощи у гуситов в борьбе с Тевтонским орденом, то походы в Германию, Австрию и Венгрию кроме как контратакой не назовешь. Именно из этих стран организовывались крестовые походы против гуситов, именно на их границах собирались многонациональные рыцарские отряды для нападения на Чехию. Так что эти походы в католические земли можно считать ответом на нападения, да и военная добыча позволяла поддержать гуситское движение.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что Чехия в середине XIV века переживала хозяйственный и культурный подъём.

То, что Чехия в XIV веке была одним из самых сильных и богатых государств в составе Священной Римской империи – факт. Во-первых, богатство Чехии обеспечивали серебряные рудники. Во-вторых, Чехия всегда славилась своими ремесленниками. Многие ремесленные направления чехов знамениты и по сей день – например, богемский хрусталь. В-третьих, Чехия традиционно находилась на перекрестке торговых путей с Запада на Восток и с Севера на Юг Европы. В-четвертых, в XIV веке король Чехии из династии Люксембургов был избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV – при нем Прага стала формальной столицей империи. Естественно, как и во всех государствах столицы являются центрами привлечения наиболее активных и богатых людей. В это время в Чехию приезжает большое количество немцев, которые начинают устанавливать свои порядки, но и привлекают в Чехию денежный капитал, новые технологии и системы управления. Культурный подъем так же объясняется приданием имперского значения Праге. В этот период возводятся самые знаменитые культурные объекты Чехии – Карлов мост, собор Святого Вита и др., перестраивается Пражский Град по примеру королевских резиденций Парижа.

2. Какие трудности испытывало население Чехии?

Чехи испытывали такие же трудности, как и большинство крестьянства в Европе. Чешские крестьяне и горожане изнемогали под гнетом крупнейшего феодала – церкви. Бесчисленные поборы, церковная десятина, принудительные работы – все это было, по сути, выкачиванием богатств из Чехии. Значительная часть доходов отправлялась в Рим. Кроме того, чешское население тяготилось засильем немцев, которые заняли все посты управления в городах и подчинили себе многие доходные отрасли экономики, такие как, например, серебряные рудники.

3. Перечислите, за что Ян Гус критиковал католическую церковь и что он предлагал в ней изменить. Ответ запишите в тетради.

Ян Гус обличал католическую церковь в том, что она отступила от Святого писания и ее первосвященники ведут неправедную жизнь. Он призывал отменить индульгенции, возмущался торговлей церковными должностями и называл папу римского главным мошенником. Ян Гус считал, что церковь не вправе «поднимать меч» на своих врагов. Ян Гус требовал реформировать церковь, отнять ее богатства и земли, отменить плату за церковные обряды и проводить богослужение на чешском языке. Он считал, что в церковь в Чехии должна быть подчинена не папе римскому, а королю.

Вот некоторые из его мнений по ряду вопросов:

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

4. Какие слои населения поддержали умеренных, а какие таборитов?

К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры и большинство дворян. К таборитам относились бедные слои населения: крестьяне, горожане, бедные рыцари и некоторые обедневшие дворяне.

5. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?

Войска гуситов были лучше организованы, в них поддерживалась жесткая дисциплина. Гуситы считали, что сражаются за правое дело, поэтому моральный дух войск был крепок. Несмотря на бедное и зачастую примитивное вооружение (не считая простого огнестрельного оружия, которое активно использовали гуситы на поле боя), гуситы разработали отличную тактику для борьбы с рыцарской конницей (использование так называемых боевых возов). Благодаря умелой тактике устройства быстровозводимых укреплений, знанию местности, эффективному применению огнестрельного оружия и полевой артиллерии, а также самоотверженности воинов гуситам удалось разбить пять крестоносных армий.

6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?

К концу Гуситских войн в стане гуситов усилились разногласия. Партия умеренных, уставшая от войн, стремилась к миру, восстановлению разоренных земель и, соответственно, к компромиссу с католиками. Партия радикалов-таборитов проявляли к умеренным враждебность за то, что они были готовы к переговорам с католиками, опасаясь, что это может привести к признанию папской власти. В итоге умеренные заключили союз с католиками, договорившись о совместных действиях против таборитов.

30 мая 1434 года состоялась битва между армиями умеренных и таборитов. У таборитов была выгодная оборонительная позиция, а у умеренных большая по численности армия. Умеренные победили таборитов, прибегнув к тактике ложного отступления. Выманив пехоту таборитов за пределы гуляй-города умеренные двумя фланговыми ударами панской кавалерии разбили войска радикалов.

7. Придумайте пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

Можно предложить вот такие вопросы:

  • Что проповедовал Ян Гус?
  • Когда произошел разлад в рядах гуситов?
  • Почему гуситские отряды умудрялись побеждать крестоносные войска?
  • Где был сожжен Ян Гус?
  • Как гуситское движение повлияло будущее положение Чехии?

Подумайте

1. В чем вы видите сходство идей еретиков XIII века и проповедей Яна Гуса?

Проповеди Яна Гуса были во многом схожи с идеями еретиков. Как и еретики XIII века Ян Гус придерживался главенства Библии и именно в ней находил источник для критики действующих церковных порядков. И еретики, и Ян Гус выдвигали священнослужителям обвинения в продажности и распутности, в стремлении церкви наживать богатство и влияние, в отступлении от библейских истин и праведного образа жизни.

2. Проведите исследование на тему «Почему в эпоху Средневековья недовольство властью и устройством общества принимало форму ересей?»

В любом народном восстании Средневековья можно было увидеть религиозную подоплеку. Люди считали, что понятия собственности, богатства, социального неравенства противоречили святому писанию. Самым ярким подтверждением тому могут быть слова проповедника-радикала Джона Болла во время английского крестьянского восстания под руководством Уота Тайлера 1381 года: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда господин?». Восставшие критиковали экономическое неравенство как то, что создано человеком, а не Богом.

Еще одним известным еретиком-реформатором можно считать профессора Оксфордского университета, богослова Джона Уиклифа. Он первым перевел Библию на английский язык и создал собственное учение. В 1376 году он выступил в Оксфорде с курсом лекций на тему «О гражданском владении». Уиклиф выдвинул теорию, согласно которой право на владение и собственность даются лишь праведностью, а неправедное духовенство должно быть лишено такого права. Любая собственность, по мнению Уиклифа, является плодом греха, ведь ни Христос, ни апостолы не имели никакой собственности. И лишь гражданская власть должна решать сохранить собственность тому или иному священнослужителю или нет. Он также отвергал индульгенции, устную исповедь считал насилием совести, считая достаточным внутреннего раскаяния человека перед Богом, учил, что каждый человек напрямую связан с Богом без каких-либо посредников в виде церкви. Идеи Уиклифа пользовались популярностью в народе, а некоторые из них даже поддержкой английского королевского правительства, ведущего аналогичный спор с римской курией.

Тем не менее мы не нашли ни одного упоминания о том, чтобы крестьянские восстания Средневековья рассматривались церковью как ересь, хотя, несомненно, еретические идеи у восставших были. Если вспомнить Крестовые походы, объявленные церковью против еретиков, то первым на ум придет поход против гуситского движения, потом поход против альбигойцев и многочисленные походы в Славянские земли. Отставим в сторону гуситов, поскольку здесь явно видны недовольство властью и устройством общества, подкрепленные ересью. Все оставшиеся войны были исключительно религиозными, и объявленные еретиками отнюдь не высказывали каких-либо недовольств властью и устройством общества.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем смело утверждать, что в любом народном восстании можно было найти еретическую идеологию, однако далеко не в каждой ереси можно увидеть недовольство светской властью и устройством общества – лишь противостояние церкви. Ни одно народное восстание (кроме гуситского), несмотря на еретическую идеологию, не было признано ересью и для их подавления не использовались методы церкви.

3. Перед казнью друзья попросили Гуса отречься от своих взглядов, чтобы сохранить жизнь и продолжить борьбу. Обсудите в классе, правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись последовать их совету.

Ян Гус поступил правильно, отказавшись предать собственные убеждения. Он знал, что за отказом отречься от своего учения последует смерть, и сознательно пошел на эту жертву. Подписав отречение, он предал бы чешский народ, предал бы тех друзей, которые приняли его учение и уже поплатились жизнью за это, предал бы тех, кто еще жил надеждой. Ян Гус очень сильно хотел жить, но понимал, что его отречение не сделает чехов богатыми и счастливыми, не заживит в сердцах раны, оставленные мучителями и тиранам. Он не мог украсть у людей надежду, которую подарил им своим учением.

4. В чем табориты продолжали учение Яна Гуса, а в чем отступили от него?

Своим учением декан Пражского университета Ян Гус обличал католическую церковь в том, что она отступила от Святого писания и ее первосвященники ведут неправедную жизнь. Он призывал отменить индульгенции, возмущался торговлей церковными должностями и называл папу римского главным мошенником. Ян Гус считал, что церковь не вправе «поднимать меч» на своих врагов. Ян Гус требовал реформировать церковь, отнять ее богатства и земли, отменить плату за церковные обряды и проводить богослужение на чешском языке. Он считал, что в церковь в Чехии должна быть подчинена не папе римскому, а королю.

Это учение легло в основу идеологии таборитов, но они существенно расширили его и вместо религиозных требований у таборитов появились политические, а религиозная война приобрела характер национальной и антифеодальной.

Гуситы раскололись на два крыла. Одно крыло – умеренные. Они выдвигали идеи, которые впоследствии легли в основу Реформации. Умеренные требовали проводить богослужение на родном для чехов языке, причащаться не только хлебом, но и вином, а также отменить привилегии священникам. Эти требования не выходили за пределы учения Яна Гуса.

Другое крыло — табориты — требовали не только реформировать церковь и право свободно трактовать Библию, как хотел Ян Гус, но и перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, отобрать их собственность и имения. Табориты выступили против засилья немцев в Чехии, против императорской власти и за создание демократического государства, подчиненного власти народа.

5. Какие качества личности Яна Гуса привлекали его современников и потомков? Считаете ли вы его выдающимся деятелем?

Ян Гус был исключительной личностью не только с религиозной, но и с научной точки зрения. Он был одним из лучших ученых своего времени, ректором Пражского университета, мастером свободных искусств. Он написал множество научных работ по лингвистике и фактически создал современную систему письменного чешского языка с различными буквенными знаками, означающими долготу или мягкость звука. Ян Гус был честен и предан собственным идеям, которые проповедовал. А ведь, по сути, он не сказал ничего нового. Он просто хотел, чтобы священнослужители вели себя так же, как сами же и проповедовали – ничего более. В этой простоте люди видели правду, подкрепленную собственным опытом общения со служителями церкви. Поэтому идеи Гуса распространились насколько широко и были поддержаны всеми слоями чешского общества. Я считаю Яна Гуса выдающимся деятелем Средневековья.

По сей день чехи отдают честь Яну Гусу, день его сожжения (6 июля) является днем памяти и государственным выходным днем. В Чехии Ян Гус пользуется невероятным уважением, его почитают святым, несмотря на то что до сих пор папа римский отказывается причислять Гуса к лику святых.

6. Гуситские войны закончились разгромом таборитов. Но можно ли сказать, что табориты сражались напрасно?

Мы помним, что табориты – это радикальное крыло гуситского движения, которое стояло за тотальную революцию и слом системы, провозглашая зачастую чрезмерно идеалистические требования. Идеи таборитов далеко вышли за рамки идей Яна Гуса, и некоторые историки даже склонны приписывать таборитам определенные коммунистические воззрения.

Идеологические разногласия между партиями умеренных гуситов и таборитов вылились в два ключевых сражения. В 1424 году у города Матешов умеренные потерпели поражение от таборитов, и полководцу Яну Жижке на время удалось объединить под своим командованием все гуситское войско. В 1433 году уже табориты были разгромлены умеренными гуситами, пошедшими на компромиссный мир с католиками.

Идеи таборитов не были реализованы, а вот идеи умеренных гуситов обрели реальность в договоре с католиками, так называемых «Пражских компактатах»:

  • Гусизм был признан земской конфессией в Чешском королевстве, а Пражские компактаты стали земским законом;
  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было и хлебом, и вином;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт изъятия ценностей у церкви был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископ;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Можно сказать, что этот договор не выполнил всех требований гуситов, но и заставил церковь и императора пойти на уступки, в результате которых учения Яна Гуса стали важной отправной точкой для будущей Реформации в Европе. Достижение этих условий было бы невозможно без 15-летней борьбы чешского народа с церковью и императором Священной Римской империи. Поэтому, несмотря на то что табориты были разгромлены, их сопротивление вынудило церковь идти на уступки.

К слову сказать, вновь подчинив Чехию, императоры и церковь сразу же нарушили свои обещания, и партизанская война длилась еще долгие годы. В итоге вернуть свое влияние в Чехии в полном объеме католическая церковь так и не смогла.

7. Какие события происходили во Франции и в Англии в то время, когда в Чехии велись Гуситские войны?

В год сожжения Яна Гуса на костре (1415) произошла битва при Азенкуре, в которой англичане разбили превосходящие силы французов. Во время начала первого крестового похода (1420 год) в Чехию в Столетней войне между Англией и Францией наметился переломный момент – практически вся Франция попала под влияние англичан, был подписан мирный договор, по которому английский король Генрих V становился наследником французского престола. Это усиление Англии на землях Франции стало причиной осознания французами своей национальной идентичности и началу народной войны против захватчиков. Кульминацией стал подвиг Жанны д’Арк в освобождении Орлеана, а также ее последующая смерть на костре.