Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 16
Параграф 16 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс
ГЛАВА VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII ВЕКАХ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
В чем проявилось влияние церкви на жизнь средневековой Европы в XI-XIII веках?
Церковь оказывала огромное влияние на жизнь средневековой Европы. Она определяла мораль и правила поведения, говорила, какие мысли, утверждения и деяния были угодны Богу, а какие нет. Церковь давала прощение и карала за вольнодумство. Римские папы боролись за абсолютную власть не только в религиозной сфере, но и в светской жизни. По указанию церкви люди шли в крестовые походы, умирали за веру. По обвинениям церкви еретиков сжигали на кострах. Церковь ведала образованием и наукой, с одной стороны распространяя знания, а с другой – сдерживая их развитие. Любой человек мог быть осужден за свои взгляды, если они противоречили мнению церкви.
МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Вопросы в тексте параграфа
Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?
Христианская церковь играла огромную роль в средневековом обществе. Достаточно сказать, что церковь владела умами людей. Из этого вытекали все остальные ее действия. Церковь управляла не только религиозной жизнью общества, но и вмешивалась в светские дела государств. Она обладала огромными богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Со временем церковь стала владеть не только умами, но и жизнями людей. По указанию руководителей церкви совершались крестовые походы во имя освобождения гроба господня, а также разорялись целые города и области, которые церковь признавала подверженными ереси. Тысячи и сотни тысяч людей были принесены в жертву ради амбиций священнослужителей: погибли во время крестовых походов, обречены на смерть как еретики, замучены в подвалах инквизиций, сожжены на кострах как ведьмы и приспешники дьявола.
Конечно же, церковь делала и добрые дела. Часть своих доходов церковь тратила на помощь нищим, больным и обездоленным. Церковь раздавала продукты во времена голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. Так пастух пасет своих овец, проявляет заботу, но приучает кнутом к послушанию.
Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?
Мы уже рассказывали о том, что христианская церковь приобрела влияние в Западной Европе только благодаря большой лжи и сговору со светской властью. Давайте вспомним, после падения Западной Римской империи Римская церковь ничего собой не представляла, она не имела власти, не имела богатств. Римское общество было разделено, а варвары принесли собственные представления о вере. Большим достижением церкви можно было считать крещение самых влиятельных правителей варварских государств.
Все изменилось в середине VIII века. В 751 году майордом Королевства Франков Пипин Короткий решил получить королевскую власть. Он обратился за поддержкой к папе римскому. Тот ссылаясь на подложный документ, так называемый «Дар Константинов», в котором говорилось, что после падения Западной империи вся религиозная и светская власть в Западной Европе должна принадлежать папе римскому, одобрил свержение последнего короля Меровинга Хильдерика III и передачу власти Пипину Короткому. Теперь свержение законного короля было богоугодным делом. Именно об этой большой лжи мы говорили. Без сфабрикованного документа многие бы восприняли действия церкви как неправомочные посягательства на светскую власть. Без этого документа папы римские не смогли бы подчинить себе светскую власть в Риме, поскольку в то время Рим и его окрестности считались принадлежавшими Византии, а папа римский был всего лишь старшим епископом в городе Риме.
В ответ на этот жест король Пипин пришел на помощь папе римскому в его конфликте с лангобардами. После своего военного похода на лангобардов Пипин Короткий подарил папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз осуществлял «дары» в папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году. В последующем правители франков неоднократно «дарили» римскому епископу земли, даже ещё не завоёванные ими, а сами папы заявляли претензии на земли, которые им на самом деле никто не дарил. В дальнейшем церковь неоднократно принимала в дар земли и богатства от различных феодалов.
Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?
Как уже было сказано в предыдущем ответе в благодарность за одобрение свержения короля Хильдерика III и передачи королевской власти Пипину новоиспеченный король пришел на помощь папе римскому и защитил его от лангобардов. После своего военного похода на лангобардов Пипин Короткий подарил папе Стефану II территорию бывшего Равеннского экзархата, что считалось «возвращением» папе земель, хотя они ему ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин Короткий несколько раз осуществлял «дары» в папские владения, и как таковая Папская область возникла в 756 году.
Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка – еретиков или католической церкви?
Естественно, этот рисунок следует воспринимать иносказательно. Папа стоит на защите церкви от еретиков, которые изображены с повязками на глазах, мол, не видят они истинного света и являются заблудшими душами. Церковь, с которой ассоциируется башня, также подвергается атаке грехов, которые изображены в виде женщин с копьями. Указывается, что и с ними тоже нужно бороться истинным служителям Бога. В «лоне церкви» мы видим изображение императора. Предполагается, что папа римский защищает и его, а значит император должен быть благодарен за эту защиту и постоянно находиться в положении просителя милости, а не диктовать свои условия. На рисунке мы видим и простой народ, и рядовых священников, которые возносят руки и просят защиты от еретиков. Предполагается, что именно их просьбу выполняет папа. Сами священнослужители непосредственно не воюют, у них в руках нет оружия, их дело – молить Бога о защите. Непосредственную защиту сооружения на рисунке осуществляют люди на верхних этажах башни.
Естественно, автор данного рисунка полностью находится на стороне церкви. Однако, он не столько осуждает еретиков, сколько смиренно сожалеет об их заблуждениях. Если бы автор осуждал еретиков, на рисунке они изображались бы страшными, с искаженными лицами, страдающими.
Почему казни еретиков проходили публично?
Казнь еретика это не только наказание за его отступничество, это назидательный процесс, демонстрирующий всем, как церковь борется с инакомыслием. Смерть на костре – это жестокая и очень мучительная смерть. Однако и эту жестокость церковь переворачивала в свою пользу. Считалось, что это милость церкви – быть умерщвленным без крови. Полагаю, осужденные на смерть так не считали.
Работаем с документом
1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.
Суть документа очень проста. Папа римский Григорий VII провозгласил себя самым главным религиозным и светским правителем. Этим документом он поставил в подчинение себе императоров и феодалов, а также сказал, что может быть только одно правильное мнение – мнение римской церкви и папы римского. Естественно, это стало поводом многовековой борьбы за власть между папами и императорами.
2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?
К сожалению, этот учебник не дает даже самого малого представления о реальных событиях, которые стали причиной усиления церковной власти в европейском Средневековье. Из текста учебника может сложиться мнение, что церковь стала сильной, потому что папой стал сильный и властный религиозный фанатик Григорий VII. Но это далеко не самые важные причины. Поэтому нам придется немного углубиться в историю и рассказать, что же произошло на самом деле.
Как мы знаем, западная церковь была, по сути, спасена императорами франков для того, чтобы она была послушным инструментом управления народом в их руках. Карл Великий полностью подчинил себе церковь, он имел право назначать епископов, а следовательно, назначать тех, кто был бы ему лоялен. После смерти Карла Великого и распада его империи римская церковь потеряла поддержку светских властей и стала игрушкой в руках римской аристократии. Римские богачи по собственному усмотрению ставили своих представителей на папский престол. Эти люди зачастую даже не имели церковного сана. Естественно, в таких условиях римская церковь утратила обретенное при Карле Великом влияние.
В середине X века папа римский находился в таком же положении, как и во времена распада Римской империи. Однако на развалинах империи Карла Великого зарождалась новая политическая сила – Священная Римская империя. Германский правитель Оттон I, избавив Западную Европу от угрозы венгерских набегов, сильно укрепил собственную власть, подчинив себе многих германских герцогов. Для усиления своего авторитета Оттон I установил особые отношения с церковью. Он освободил папский престол от притязаний римской аристократии. Оттон совершил несколько походов в Италию, разгромил врагов папы римского и принял титул короля Италии. Он даровал церкви многие льготы, но, как и Карл Великий, присвоил себе право утверждать епископов. Церковь перешла из-под власти папы римского под власть короля. В 962 году папа короновал Оттона императорской короной. Естественно, Оттон I тоже рассматривал церковь как инструмент по управлению людьми.
Однако подчинение церкви светской власти еще больше навредило ее авторитету. Некоторые священнослужители стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Эти реформы на первый взгляд были направлены на повышение авторитета церкви и были поддержаны германскими императорами. Конечно, зачем императорам нужен инструмент, который не способен эффективно управлять умами людей. Реформы предполагали реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах аскетизма, нестяжательства и послушания, священнослужителям запрещалось жениться, запрещалась торговля церковными постами и благодатями. Император Генрих III не увидел в ней ничего страшного для собственной власти. А должен был. Ведь эта реформа выводила из светского и регионального религиозного подчинения монастыри и подчиняла их непосредственно папе римскому. Очень быстро в распоряжении папы римского оказались тысячи монастырей – армия из сотен тысяч монахов. Клюнийская реформа подняла авторитет церкви и стала фундаментом для последующей Григорианской реформы.
Почувствовав силу, папа римский Григорий VII воспротивился назначению императором Генрихом IV архиепископа Миланского. В 1075 году папа запретил императору вручать посты епископам и отстранил нескольких лояльных императору германских епископов. В ответ император собрал высшее германское духовенство и объявил о низложении папы римского. Тогда папа Григорий VII отлучил Генриха IV от церкви и освободил его вассалов от клятвы верности императору. Герцогам и графам нужен был только повод, чтобы поднять восстание против императора. У Генриха не оставалось другого выбора как признать свое поражение и идти на поклон к папе римскому. Три дня он босой и голодный на коленях умолял папу снять с него анафему. Папа дал ему прощение и временно вышел из противоборства. Вернувшись в Германию Генрих разбил оппозицию. Видя, что Генрих IV восстанавливает свою власть, папа Григорий VII признал императором противника Генриха, герцога Швабского Рудольфа новым правителем Германии и снова подверг Генриха IV анафеме. Вскоре Рудольф был убит и у Генриха «освободились руки» для военного похода в Италию. Он разбил войска папы, выдвинул своего папу Климента III (так называемого антипапу), который короновал его в захваченном Риме. Григорий VII призвал на помощь норманнов с юга Италии, и они разорили Рим, что вызвало возмущение населения. Папа был вынужден бежать на юг Италии, где и умер в изгнании. Борьба пап римских с императорами вспыхнула с новой силой лишь после смерти Генриха IV в 1106 году.
Таким образом, мы видим, что свое могущество папы получили благодаря ошибке германских императоров, в результате церковных реформ и как следствие непомерных амбиций.
Кстати, на Руси тоже был такой же период, когда шла борьба между религиозными группировками нестяжателей и иосифлян. Если бы русский царь поддержал бы нестяжателей, то у нас было бы то же самое, что и в Западной Европе – непомерное усиление церкви и ее борьба за власть с царями. А нет ничего более страшного, чем религиозные войны. Этому есть пример – истребление староверов в России.
3. Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?
- Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства
- Одному папе все князья лобызают ноги.
- Он может низлагать императоров.
- Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.
- Никто ему не судья.
- Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.
Эти утверждения были обращены прежде всего к светским правителям Европы. Непонятно, как отвечать на вопрос «Почему?». Это же «Диктат папы». Это его воля и амбиции. Он так захотел, потому что почувствовал силу.
Обобщение информации параграфа
1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?
Церковное представление об устройстве мира было крайне примитивным. Они считали, что Богом даны разные сословия – есть те, кто молится, есть те, кто сражается, а есть те, которые работают. Каждый был должен выполнять отведенную ему Богом роль. Это считалось образцовым поведением. Священнослужители должны говорить с Богом и спасать людские души, феодалы и рыцари должны защищать веру и заботиться о самом низшем сословии – крестьянах, ремесленниках, которые в свою очередь должны были обеспечивать всем необходимым высшие сословия. Церковь проповедовала аскетичный образ жизни, смирение и любовь, однако сама далеко не всегда следовала своим проповедям.
2. Что было главной причиной разделения церквей?
Можно, конечно, сказать, что главной причиной церковного раскола были неуемные амбиции пап римских и их стремление получить верховную власть над всей христианской церковью. Кстати, сами православные и католические священнослужители утверждают, что причиной раскола являются различия в обрядах. Однако, это будет далеко не полным ответом. Раскол в христианской церкви возник задолго до 1054 года. Еще в IX веке желание папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова встретили сопротивление со стороны Византийского патриархата. С течением времени личный конфликт между двумя иерархами только усиливался. В XI веке нормандцы из Нормандского герцогства в северной Франции вторглись на юг Италии, находившийся под протекторатом Византии, и стали менять существовавший там греческий обряд на латинский. Это послужило поводом к закрытию в Константинополе всех храмов латинского обряда в 1053 году и осуждению самого латинского обряда.
В 1054 году римский папа Лев отправил патриарху Константинополя Михаилу Керуларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало изречения из поддельного документа, известного как «Дар Константина», настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания папы римского на верховенство, после чего три папских легата вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и его помощников. В ответ на это патриарх предал анафеме легатов. Конечно, события 1054 года еще не означали полного раскола церквей, но во время крестовых походов крестоносцы захватили византийский город Антиохию, бывший под властью мусульман, и изгнали греческого епископа, заменив его латинским, а захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы так же поставили во главе местной церкви латинского епископа. После этого крестоносцы начали военные действия против Византии, что усугубило церковный раскол. В последующие годы византийские патриархи неоднократно пытались наладить отношения с папами, поскольку нуждались в их военной поддержке против турков. Но папы соглашались идти на примирение только, если весь христианский мир признает единоличное главенство пап над церковью. В 1439 году византийский патриарх даже пошел на подписание флорентийской унии с католической церковью, что было негативно воспринято всем православным миром и послужило причиной отделения Русской православной церкви в 1448 году.
3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.
Власть папы Иннокентия III в начале XIII века действительно достигла наивысшего могущества. Причиной стало его опекунство над малолетним германским королем Фридрихом II Швабским, которое досталось ему по счастливой для него случайности после смерти предыдущей опекунши короля, вдовы Генриха VI Констанции Сицилийской. Опекунство над королем означало, что Иннокентий получал огромную власть. Так, он восстановил папские права на Сицилии и подчинил себе это королевство.
В это время из-за малолетства германского короля Фридриха II в империи началась смута. В этой смуте римский папа Иннокентий III умело поддерживал то одну сторону, то другую и в результате присоединил к Папской области, а по сути, захватил земли, ранее принадлежавшие империи. Также он, пользуясь предоставившимся случаем, издал указ, в котором в очередной раз определил собственную главенствующую роль в утверждении императоров, определении, насколько претенденты достойны быть императорами и т.д. Но нет никаких свидетельств того, что кто-либо из будущих германских императоров вообще воспринял этот указ всерьез, поскольку борьба за влияние между германскими императорами и папами на этом не закончилась.
Также еще одним сомнительным свидетельством могущества папской власти стали вассальные клятвы папскому престолу королей Болгарии, Арагона (север Испании), Португалии, а также английского короля Иоанна Безземельного. Если вассалитет первых трех королевств еще можно понять – они не представляли никакой силы в Европейской политике, то с королем Англии вообще ситуация вышла очень забавная. Иоанн Безземельный был настолько плохим правителем, что именем Иоанн больше не называли ни одного младенца правящих английских династий. Иоанн Безземельный, будучи братом знаменитого английского правителя Ричарда Львиное Сердце попытался захватить власть в государстве, пока Ричард был в крестовом походе. Узнав, что возвращавшийся из похода Ричард был захвачен в плен германским императором, Иоанн попросил того как можно дольше не выпускать Ричарда и попытался захватить власть. За это Иоанн стал прообразом главного злодея в легенде о Робин Гуде. Когда же Иоанн все-таки стал королем Англии после смерти Ричарда, он умудрился потерять доверие английских феодалов, и рассориться с папским престолом.
В 1207 году папа Иннокентий III назначил нового архиепископа кентерберийского Стефана Лэнгтона. Пытаясь усилить свою власть, Иоанн отказался признать его, после чего папа наложил на Англию интердикт (запрет проводить обряды), а Иоанн стал конфисковывать церковные земли. В ответ папа освободил англичан от присяги королю, то есть теоретически низложил его. Находясь между «двух огней» — собственными феодалами и папой римским — Иоанн принял решение прекратить свою борьбу. Король покорился папе и признал себя его вассалом, обязуясь выплачивать по 1000 марок ежегодно. В 1214 году интердикт был снят.
Таким образом так называемое «наивысшее могущество» папы Иннокентия III фактически было лишь на бумаге и в мыслях самого папы римского. На самом деле к началу XIII века люди во многих странах начали открыто говорить, что церковь не способствует их счастью. В некоторых городах Франции слово «священник» стало ругательством, сами священники на людях старались скрыть свой сан. Дворяне перестали давать деньги церкви. Ситуация постепенно начала меняться лишь с образованием нищенствующего ордена францисканцев. А еще папа Иннокентий III создал особый церковный суд католической церкви, названный «Инквизицией».
4. Что проповедовали еретики?
Еретики, как и официальная католическая церковь проповедовали Евангелие и служение Богу. Разница была лишь в том, как нужно было служить Богу. Еретики считали, что католическая церковь испорчена, а папа – наместник дьявола. Еретики осуждали жадность и стяжательство священнослужителей, дорогие церковные одеяния, пышные обряды. Они считали, что служение Богу должно быть в «апостольской бедности», требовали, чтобы церковь отказалась от десятины, земельных владений и богатств. Еретики сами показывали пример праведной жизни священнослужителя: помогали бедным, питались подаяниями, отказывались от собственности.
5. Как католическая церковь боролась с еретиками?
Поскольку еретики представляли угрозу власти церкви, она преследовала и жестоко расправлялась с ними. Еретиков отлучали от церкви, объявляли их вне закона, чтобы ни один верующий не имел права им помогать и давать приют. В области, считавшиеся еретическими, организовывались военные походы, в ходе которых вырезались целые города.
6. Что такое нищенствующие ордены?
Видя, что народ предпочитает священнослужителей, живущих в бедности, папы римские поддержали создание орденов нищенствующих монахов-проповедников. Такими организациями стали ордена францисканцев и доминиканцев. Первые проповедовали апостольскую бедность, аскетизм и любовь к ближнему. Таким образом церковь как бы демонстрировала, что еретики были не правы, обвиняя официальную церковь в нарушении принципа «апостольской бедности».
Орден доминиканцев занимался образованием, изучением наук, миссионерской деятельностью, а также боролся с ересями. Орден первоначально был объявлен нищенствующим, но этот принцип орденом соблюдался далеко не всегда, а через 200 лет после создания ордена приставка «нищенствующий» была отменена папой римским. Орден занимался открытием монастырей и университетов в городах Европы. Однако именно доминиканцы всегда возглавляли церковные суды, занимавшиеся дознанием по делам еретиков (инквизиция).
7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чем это выражалось?
Орден доминиканцев помогал папе римскому в борьбе с ересями. Изначально их методами были проповеди. Чтобы противостоять ереси словом, доминиканцы должны были обладать глубокими католическими знаниями. Именно поэтому орден уделил большое внимание «правильному» образованию монахов доминиканцев. Однако впоследствии в ведение доминиканцев была передана инквизиция. Доминиканцы, как главы церковных судов, должны были бороться с ересями и пытаться возвратить еретика в лоно церкви. Для этого тоже необходима была исключительная теологическая подготовка и умение вести аргументированный спор. Если же суду не удавалось переубедить еретика и добиться его «искреннего» раскаяния, то еретик передавался светским властям, которые должны были осудить его на смерть. Церковные суды вызвали народные восстания во многих европейских городах в XIII веке.
8. Начертите схему «Источники богатства церкви».
Источники богатства церкви:
- Десятина.
- Платы за церковные обряды.
- Завещания, дары со стороны людей.
- Продажа индульгенций (это незаконное действие и даже в самой церкви считалось злоупотреблением и не могло быть официальным источником дохода церкви, но в учебнике этот источник денежных средств указан как основной).
Подумайте
1. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.
Конечно, можно было бы ответить, что обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство, да и монахи раннего средневековья принимали обет безбрачия, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Но такое понимание целибата принимается далеко не всеми христианскими церквями. Даже сами святые апостолы Петр, Павел, Филипп были женаты. А уж им то ставить в вину несоблюдение обета безбрачия как-то совсем неправильно. Поэтому такой ответ на вопрос будет далек от правильного. Понятие целибата намного сложнее и истоки его лежат за пределами религиозных и нравственных обычаев.
Для того, чтобы понять целибат нужно вспомнить, что одной из причин борьбы римских пап и германских императоров за власть было право назначать епископов. Была распространена практика передачи поста епископов светскими сеньорами в качестве феодального и наследственного лена. Это подразумевало, что, принимая этот лен, епископ вступал в отношения феодал-вассал, т.е. становился вассалом светского лица. Такое положение дел не устраивало папу Григория VII, и он сделал обязательным существовавший монашеский обычай безбрачия. Но это сделано было не по религиозным или моральным, а по политическим мотивам, как средство борьбы со светской властью за влияние.
Безбрачие священников лишало священнослужителя родственных связей с окружающей его средой. Священники с этого времени не должны были уже считаться «вассалами» того или иного короля или феодала, а дети их лишались права наследовать духовные должности своих родителей, как это принято было делать раньше. Тем самым священники теперь не имели мотивации получать духовную должность от светского «сеньора» духовному «вассалу» в качестве наследного «лена».
Мера эта была направлена к тому, чтобы освободить католическую церковь из-под опеки светской власти, устранить материальную зависимость священников от феодалов, конфисковать и сгруппировать под власть церкви все, принадлежавшие священникам угодья и имущество и, таким образом, превратить епископов и аббатов в послушных рабов папы. Устанавливая безбрачие священников, церковь, как послушное орудие в руках папы, руководилась чисто материальной стороной дела и отнюдь не какими-то духовными соображениями и желаниями, продиктованными Священным Писанием.
Само духовенство весьма неохотно подчинилось этой смелой и строгой папской реформе. В некоторых епархиях клирики восстали против папских легатов, выгоняли их, избивали, отказывались расстаться с женами и семьями.
В наши дни обычай целибата сохранился. Однако в православии брак допускается, если его заключение предшествовало посвящению в сан. В протестантстве всем священникам разрешается вступать в брак. В католицизме сегодня идут активные дискуссии по отмене обязательного целибата для немонашествующего духовенства. Правда современные римские папы пока против этого.
2. Объясните утверждение церковного писателя: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».
Этот церковный писатель предполагал, что устройство мир, где существует разделение на богатых и бедных, дано Богом. И значит каждый должен выполнять отведенную ему роль. Богатые должны спасать бедных, помогая им в материальном мире. Бедные же самим своим существованием должны побудить богатых помогать себе, чтобы богатые могли спасти свою душу в нематериальном мире. Звучит очень глупо. Никто никому и ничего не должен. Только помощь ближнему по собственной воле может являться благотворительностью, поскольку она идет от сердца. Но принудительная благотворительность – лишь красивая «обертка» для особо извращенной формы рабства. Ни один человек не должен быть рабом какой-либо идеи.
3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?
Во времена Возрождения сложилось неверное представление об индульгенции, как отпущении грехов за деньги. И мы до сих пор так считаем. Однако это не совсем так. Индульгенция – это освобождение от временного наказания или замена наказания за грехи, в которых человек покаялся во время исповеди. По традиции, если человек признавал свои грехи, он должен был понести наказание, так называемое епитимью. Однако не всегда выполнение этого церковного наказания было возможно. Для таких случаев использовались исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Считалось, что жертва Христа и заслуги святых апостолов перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Именно из этой сокровищницы священники «черпали Божью милость», чтобы смягчить наказание покаявшимся. Естественно, брать деньги за «Божью милость» считалось злоупотреблением. Так считали не только истинно верующие люди, но даже сами служители церкви. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями, которые использовались как средство личного обогащения духовенства, побудили папу Иннокентия III ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение перешло мало-помалу в руки одного папы. Так что доходы от индульгенции не могли быть официальным источником дохода церкви, а только незаконным средством личного обогащения некоторых священнослужителей.
4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.
Это только легенда, да и то непонятно, к кому имел отношение этот сон. Францисканцы утверждают, что праведник, поддержавший Латеранскую базилику во сне папы, был Святым Франциском. Доминиканцы считаю, что это был Святой Доминик. Есть и другие легенды, в которых говорится, что папа Иннокентий III с недоверием отнесся к Франциску и отослал его чистить свинарник, и лишь увидев, что тот буквально исполнил его требование, смягчился и утвердил устав нового ордена. Как было на самом деле, мы уже не узнаем. Тем не менее смысл сна папы Иннокентия III очень прост – предполагается, что святой орден поддержит церковь и не даст ей упасть.
5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?
Еретики в отличие от язычников, мусульман и иудеев представляли непосредственную угрозу церкви. Они оспаривали ее власть и подрывали ее влияние среди народа. Язычники добиться таких результатов не могли, да и не ставили перед собой таких целей. Именно поэтому еретиков представляли отступниками и предателями и преследовали с гораздо большей жестокостью.
6. Составьте в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.
- Папа: Я наместник Бога на земле и нет власти превыше моей. Поэтому все светские правители должны подчиняться мне.
- Император: Ничего не скажу про королей, князей и прочих правителей, но я, император Священной Римской империи не буду вам подчиняться. Наоборот, вы будете исполнять мою волю.
- Папа: Вы забываете, что говорите с наместником Бога. Только в моей власти осуществлять его замыслы на земле.
- Император: Моя императорская власть священна. Именно она дана императорам Богом. И не забывайте, императоры были задолго до появления римских пап.
- Папа: Заблуждения, ереси, язычество – все, что было до пап римских, не имеет значения. Теперь в нашей власти владеть умами людей, а не в вашей.
- Император: Да где бы вы были, если бы Пипин Короткий не спас папу от нашествия лангобардов? Если бы не подарил вам землю для вашей папской области? Если бы каждый император не давал вам льгот и новых земель, преумножая ваше богатство?
- Папа: Не забывайте, что папы коронуют всех императоров. Значит ваша власть исходит от нас. И в моей власти лишить вас трона, отлучить от церкви, поднять против вас ваших же вассалов.
- Император: А без моей власти у вас не будет ни одной церкви, поскольку земли под них вы получаете у меня. Также в моей власти лишить вас моей защиты, лишить поддержки закона. Мы перестанем вместо вас гоняться за еретиками, отменим десятину и тогда вы лишитесь всего вашего благосостояния. Сможете ли вы продолжать нести слово Божье, будучи нищими? Будет ли ваша власть по-прежнему крепка, когда вам придется просить подаяние?
- Папа: Только попробуйте, и вы узнаете на себе гнев Бога, когда вас поднимут на вилы собственные крестьяне.