Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 15


Параграф 15 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

ГОРОЖАНЕ И ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Вопросы в тексте параграфа

Что ценили в людях крестьяне?

Жизнь крестьян зависела от того, насколько хорошо они справляются с работой. Им от зари до заката приходилось либо выполнять феодальные повинности, либо работать на собственном участке, чтобы прокормить свою семью и отдать феодалу оброк. Поэтому, полагаю, что крестьяне больше всего в людях ценили возможность и умение трудиться. То есть, человек должен быть достаточно крепок и силен, чтобы трудиться. А также он должен уметь выполнять необходимую работу.

Какие правила поведения составляли кодекс рыцарской чести?

Рыцарская культура строилась на особом рыцарском кодексе чести, который предполагал:

  • верное служение Богу,
  • жертва своей жизнью во имя веры;
  • покровительство вдовам и сиротам;
  • неучастие в любой несправедливой войне;
  • отказ помогать в несправедливых делах и, наоборот, защита невинно угнетаемых;
  • неизменное смирение;
  • охрана имущества своих подданных;
  • верность своему монарху (рыцарь был связан узами, сохранившимися от феодальной системы, с сюзереном)
  • храбрость в бою;
  • щедрость.

Каковы были взгляды на общество и государство граждан древнегреческих полисов?

Античное общество в древнегреческих полисах было построено на четком разделении на свободных граждан, чужаков (жителей других городов) и рабов. Государственных интересов как таковых практически не существовало. Каждый полис был самостоятельным, нередко вел войны с другими городами. Граждане полисов были преданы именно своему городу. Поэтому древнегреческие города объединялись с большим трудом и зачастую каждому полису приходилось сражаться с врагов в одиночестве, либо в содружестве с небольшим количеством городов. Граждане полисов ценили свободу и демократию. Все органы управления были выборными. Любое подозрение в превышении полномочий чиновником могло стать причиной обвинения в тирании.

Какие здания находились на главной площади города?

На главной площади города находились соборная церковь, ратуша городского совета со звонницей, тюрьмой, городской казной и арсеналом. Непременными атрибутами средневековой торговой площади стали рыночные сооружения, фонтан и городские часы с XIII-XIV века. А с XVI века на главных городских площадях начинают устанавливать так называемые «чумные столбы» — религиозные памятники в честь избавления от чумного поветрия или вражеского нашествия. Также на главную площадь могли выходить фасады общественных и жилых зданий, обычно, принадлежавших именитым горожанам.

Обобщение информации параграфа

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству?

Население средневекового города первоначально состояло преимущественно из людей ремесленных и торговых профессий, а также людей, занятых с сфере обслуживания и религии. Позже состав жителей города стал существенно расширяться за счет профессий, необходимых для работы различных общественных учреждений – школ и университетов, театров, банковских и юридических контор, больниц и т.д. В городах процветали науки и искусства – появилась интеллигенция, как особая группа людей, занятых умственным трудом и творчеством. Также в городах стали размещать свои резиденции короли, феодалы, архиепископы. Существенную часть населения города составляли приезжие люди, которые находились в городе не на постоянной основе.

Бюргерами в раннем Средневековье называли жителей укрепленного населенного пункта – «бурга». В XII-XIV века бюргерами стали называть свободных жителей городов, имеющих «городское право», которое подтверждало их свободы от феодалов. Таким образом к бюргерству можно отнести всех постоянно проживающих в городе жителей, пользующихся обязанностями и привилегиями, обозначенными в «городском праве». Очевидно, что в этот перечень не попадали приезжие гости, а также владельцы феодальных и церковных резиденций, монастырей – т.е. те, кто не жил по «городскому праву» именно этого города или был феодальным подданным.

2. Кому обычно принадлежала власть в городе?

Власть в городе принадлежала выборному городскому совету. В него обычно входили самые богатые и уважаемые жители города. В большинстве случаев ими были влиятельные купцы, владельцы кораблей, земель, зданий и товаров. Иногда в городской совет входили главы ремесленных цехов. Все они со временем стали представлять собой городскую знать – патрициев.

3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома – многоэтажными, с выступами на верхних этажах?

Изначально города появлялись в виде торговых поселков. Затем эти поселки стали обноситься крепостной стеной для защиты города. При этом город продолжал развиваться внутри крепостной стены. Население увеличивалось, места для всех становилось все меньше, а земля все дороже. Именно в целях экономии из-за высокой стоимости земли дома строились впритирку друг к другу и делались в два или три этажа. На первых этажах размещались мастерские и лавки торговцев. На втором и третьем – жилые помещения. Зачастую третий этаж отводился под склад. Установленная ширина улицы – не меньше длины копья (3,5 метра). Однако это правило действовало только для первых этажей. Поэтому каждый следующий этаж нависал над предыдущим — его старались сделать побольше, чтобы увеличить полезную площадь.

4. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нем обязательно были?

Конечно, никаких генеральных плана освоения городского пространства в средневековье не было. Их развитие складывались стихийно, естественным образом. Застройка обычно начиналась вокруг главных, притягивающих население объектов, таких как торговые площади, соборные церкви, ратуши, замки и монастыри. На ранних стадиях средневековый город не имел территориальной целостности и состоял из обособленных поселений или объектов. На формирования плана города влияли как естественная (холмы, водоемы, овраги), так и социальная топография. Этим объясняются многочисленные и кривые улицы.

Город делился на ряд специфических районов, живших по своим особым экономическим, общественным и культурным интересам. Так, люди одной профессии обычно предпочитали селиться рядом друг с другом – появлялись целые кварталы купцов, кузнецов, ткачей, гончаров и т.д.

Обязательным в составе любого города была городская площадь, где проводились торги, соборная церковь и здание ратуши, где заседал городской совет.

5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи?

Жизнь в городе имела более высокий ритм. Личная свобода горожан давала им возможность работать на себя. Горожанину приходилось думать, как организовать свое личное время, как усовершенствовать производственный процесс в своей мастерской, где найти сырье, как купить его дешевле, как увеличить свой доход. Все это развило в горожанах новый взгляд на жизнь. Более значимыми для них стали такие свойства личности как активность, предприимчивость, деловая хватка и смекалка, и даже в какой-то степени авантюризм.

6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей?

Растущим городам постоянно требовалось все больше и больше специалистов различных профессий – учителей, торговцев, писцов, бухгалтеров, юристов, инженеров и т.д. Для большинства этих профессий требовались образованные люди, умевшие и читать, и писать. Кроме того, жителям городов часто приходилось сталкиваться с насущной необходимостью получать образование – им приходилось вести учет расходов и прибылей, вести дела в городских судах, составлять договора, завещания, проекты зданий и сооружений… Поэтом в городах организовывались нецерковные школы, они были частными и содержались на средства городских советов.

7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат.

Первоначальная последовательность:

  1. Богачи и городские бедняки
  2. Быт и образ жизни горожан
  3. Устройство города
  4. Профессии горожан
  5. Мировоззрение горожан
  6. Образование и свободы
  7. Органы управления

Предлагаемая последовательность:

  1. Органы управления
  2. Мировоззрение горожан
  3. Богачи и городские бедняки
  4. Профессии горожан
  5. Быт и образ жизни горожан
  6. Устройство города
  7. Образование и свободы

Подумайте

1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались?

Стоит выделить пять видов средневековых поселений: замок, поместье, деревня, город, монастырь.

Замок. Это всегда изолированное поселение. Замок отделялся от внешнего мира мощной стеной с оборонительными башнями и бойницами, валом и рвом. Через ров перекидывался подъемный мост. Замки обычно строились в труднодоступных местах, на крутых возвышенностях, на островах в озере и т.д. Необходимость замков как средневековых поселений феодалов-рыцарей породила непрерывная внутренняя война между феодалами. Типовыми особенностями замков помимо внешних оборонительных сооружений были донжоны – укрепленные башни, в которых феодал мог укрыться при нападении на замок.

Поместье. Феодалы раннего средневековья жили в поместьях, затем в X-XIII веках преимущественно в замках, а с XIII века многие опять перебрались в поместья. Средневековые поместья представляли собой большой четырехугольный двор с воротами на дорогу и в поле или на виноградники. Через двор от одних ворот к другим проводилась дорога, делившая поместье на две части. С одной стороны стоял дом сеньора или его управляющего, окруженный садом, а с другой стороны – дома работников, колодец, печь, птичник, конюшни, хлевы. Поместья не обладали постройками военного типа и мощными крепостными стенами, но всегда были окружены стенами. Поместья были распространены преимущественно на юге Европы и в Англии.

Деревня. Это крестьянское поселение. Деревня состояла из крестьянских домохозяйств (дом + хозяйственные постройки) и огородных участков возле каждого дома. Типов деревень очень много, но в общей массе выделяются четыре основных.

  • Кучевая деревня, расположение домов которой являло собой полный беспорядок со случайным направлением улиц.
  • Круглая деревня, дома которой размещались вокруг центральной площади, а дороги расходились лучеобразно (план «круглой деревни» лег в основу планов большинства средневековых городов).
  • Деревня продольная, в которой дома вытягивались одним рядом вдоль реки, по самому ее берегу или по склону долины, причем такое расположение создавало одну, параллельную реке, дорогу.
  • Деревня-улица с домами, обращенным фасадами друг на друга вдоль одной или двух пересекающихся дорог, на перекрестке которых получалась площадь.

Город. Этот тип поселений развивался из торговых ярмарочных пунктов, куда свозились товары с ближайших районов для торговли. В городах стали селиться ремесленники, купцы и люди, обслуживающие приезжих. В результате развития торговли и скопления населения такой ярмарочный пункт получал особое «городское» право. По мере обогащения жители стремились обстроить и украсить свой город и, сильные крепкими цехами и гильдиями, вступали в упорную борьбу с сеньором за максимальную свободу своего положения. Города в целях защиты получали городскую стену и продолжали развиваться в ее пределах. Центрами городов становятся торговые площади, на которых помимо рыночных сооружений ставятся соборные церкви и ратуши. Обычно застройка городов осуществлялась от центрального места по кругу, т.е. характерной чертой планов городов является радиоцентричность, узкие извилистые улицы, узкие и высокие дома.

Монастырь. Этот весьма распространенный в Средневековье тип поселения представлял собой крупное поместье. Почти без исключения окруженные стеной с башнями, они, подобно замкам, занимали защищенные самой природой положение — на горе, над рекой, среди болот. Поскольку монастыри были частью единой церковной организации, они строились по определенному плану. Монастыри были практически полностью самодостаточными хозяйственными единицами. Поэтому все постройки служили целям самодостаточности.

2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: а) какими способами обеспечивали себя; б) как относились к своей деятельности; в) какими качествами характера отличались; г) что ценили в жизни.

  • а) какими способами обеспечивали себя;
    • Горожане: обеспечивали себя трудом, специализируясь на каком-либо одном ремесле. Продавая свою продукцию за деньги, они покупали остальные необходимые продукты.
    • Монахи: самостоятельно и практически полностью обеспечивали себя. Излишки продукции могли быть обменяны на необходимые для монахов вещи.
    • Рыцари: ничего сами не делали, обеспечивали себя за счет труда зависимых крестьян.
    • Крестьяне: самостоятельно и практически полностью обеспечивали себя. Излишки продукции могли быть обменяны на необходимые для крестьян вещи.
  • б) как относились к своей деятельности;
    • Горожане: стремились заработать как можно больше и потратить как можно меньше ресурсов.
    • Монахи: трудились во имя искупления и очищения перед Богом.
    • Рыцари: считали труд наказанием Бога, а единственными достойными деяниями полагали защиту веры и сеньора с оружием в руках, а также соблюдение кодекса чести.
    • Крестьяне: относились к своему труду смиренно. Они практически ничего больше не умели, не имели больших амбиций и считали, что так и должно быть.
  • в) какими качествами характера отличались;
    • Горожане: предприимчивость, активность, рациональность.
    • Монахи: смиренность, благочестие.
    • Рыцари: храбрость, щедрость, честолюбие, жажда славы.
    • Крестьяне: смиренность, трудолюбие.
  • г) что ценили в жизни.
    • Горожане: больше всего ценили свободу, целеустремленность, время и деньги. Горожане жили настоящим и пытались взять от настоящего все.
    • Монахи: ценили веру, смиренность принятия своей миссии, стремление полностью погрузиться в служение Богу. Монахи, как и все священнослужители жили будущим в ожидании прихода Спасителя.
    • Рыцари: ценили храбрость в бою, верность сюзерену, стремились к славе и высоким моральным качествам (с их точки зрения). Они жили в выдуманном ими мире и свято верили, что именно такой и должна быть жизнь настоящего защитника веры.
    • Крестьяне: ценили трудолюбие и каждую маленькую радость в жизни. Крестьяне были самым инертным сословием в Средневековье. Плохо принимая любые изменения и новшества, они жили «в прошлом» — так делали наши деды, так будем делать и мы.

3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям).

  • Деление городского населения по роду занятий: купцы, банкиры, ремесленники, интеллигенция, духовенство, работники сферы обслуживания, служащие военных гарнизонов.
  • Деление городского населения по богатству и влиянию: патриции, средний класс (купцы, банкиры, мастера различных профессий), городская беднота (подмастерья, ученики, слуги).

4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне?

Конечно, мы не знаем, что думали о собственной свободе сами крестьяне, поскольку никакой информации об этом до нас не дошло. Мы можем только предполагать, основываясь на мнениях различных историков, а также свидетельства средневековых монахов, трубадуров, хронистов, рыцарей и т.д. Действительно, средневековое крестьянство часто называют «безмолвствующим большинством». Они были самым низшим и наименее уважаемым сословием. Дело в том, что оценивая религиозные тексты, можно было понять, что труд – это наказание божье. Когда Господь изгоняет Адама из рая, он говорит, что тот будет трудиться в поте лица своего. В Новом Завете в Нагорной проповеди Христос говорит о том же, призывает апостолов брать пример с птиц, которые не сеют и не жнут. Именно как наказание воспринимали крестьянский труд в средневековье. Даже у монахов, которые трудились постоянно, труд воспринимался как средство для искупления грехов. Поэтому к крестьянам несмотря на то, что их трудом жило все средневековое общество, относились пренебрежительно.

Крестьяне жили и работали на земле, которая всегда принадлежала кому-то другому. Их воспринимаемый мир был зачастую ограничен собственной деревней и повседневными заботами. О том, что происходит за пределами деревни, они имели смутное представление, да и просто представить всю величину мира, разнообразие жизни, традиций других народов крестьянам было трудно. Такая ограниченность во взглядах порождает рабскую зависимость. Если человека вырастить рабом в клетке, он всю жизнь останется рабом, поскольку будет уверен, что так и должно быть, что это в порядке вещей. Поэтому крестьяне зачастую уже не знали, зачем им нужна личная свобода, и что они будут с ней делать.

Конечно же в любом обществе есть люди, которые воспринимают мир не так как все. В средневековье такие люди убегали из деревень в города, стремясь получить свободу. Почувствовав вкус свободы, становится трудно от нее отказаться. Узнав о том, что за пределами деревенской жизни есть огромный мир, повстречавшись с иноземными купцами, начав работать на себя, человек сильно менял мировоззрение. Он расширял свой кругозор и вырабатывал другие ценности. Поэтому горожане дорожили своей личной свободой гораздо больше, чем крестьяне.

5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копье. Подумайте, зачем он это делал.

Таким образом этот человек проверял выполнение правил строительства домов на улицах. Земля в черте крепостных городских стен была очень дорогой и жители старались экономить на всем, даже на ширине улиц. Чтобы улицы не теряли своей пропускной способности, во многих городах существовало правило, что ширина улицы должна быть не меньше длины рыцарского копья. Если выявлялись нарушения, то здание могло было быть снесено, а владельца могли оштрафовать.

6. Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

  • Крестьянин: Здравствуй, друг. Хочу с тобой посоветоваться. Вот думаю перебраться жить в город. Посоветуй, как быть.
  • Горожанин: Непростая это задача. Для начала, что ты умеешь делать? Какими ремеслами владеешь?
  • К: Я умею работать на земле. Я хороший работник, трудолюбивый и выносливый.
  • Г: Тогда тебе лучше остаться в деревне. В городе ты не преуспеешь. Во-первых, у города нет больших собственных пахотных земель. Всю пшеницу мы покупаем у вас, в деревне. Во-вторых, все городское население занято производством или торговлей. Ты владеешь какими-нибудь ремеслами или умеешь торговать?
  • К: Нет, не владею. Но я сообразительный, я мигом научусь.
  • Г: Ну, допустим, кто-нибудь из ремесленных мастеров возьмет тебя в ученики. Несколько лет ты не будешь получать с этого никакого дохода. На что будет жить твоя семья? Подастся в обслугу?
  • К: Я понимаю, что все это не так просто. Но может быть и я смогу где-нибудь подрабатывать? Я очень хочу перебраться в город и получить личную свободу.
  • Г: Вряд ли это получится. Ты знаешь, что ты должен прожить в городе больше года, чтобы получить свободу? А все это время тебя и твою семью будут искать люди сеньора. Ты будешь прятаться, убегать, и уж никак не сможешь посвятить все свое время учебе или подработке.
  • К: Да, не знал я, что все так сложно. Вероятно, мне судьбой дано быть лишь крестьянином.

Вопросы и задания к главе V

1. Чем были вызваны упадок городов в раннее Средневековье и их возрождение с X-XI веков?

С падением Западной Римской империей пришли в упадок не только античная культура, искусство, но и античные города. И дело даже не столько в том, что города просто были разрушены варварскими нашествиями, хотя это действительно так. На место павшей римской цивилизации пришли новые народы, в своем развитии стоявшие намного ниже народов разрушенной империи. Варварские племена еще только начали выходить из периода родоплеменных отношений. Торговля, образование, искусства у них находились в зачаточном состоянии. Они имели крайне ограниченный кругозор и просто не понимали ценности городов, а также не умели ими управлять. Еще во время поздней Римской империи начали зарождаться феодальные отношения, а с образованием варварских королевств Западная Европа полностью сменила рабовладельческий строй на феодальный, но при этом получила сильное искажение социально-экономического развития. Были нарушены экономические, политические и культурные связи и Европа вернулась к натуральному хозяйству.

Западной Европе пришлось заново пройти путь от засилья сельского хозяйства и натурального хозяйства к выделению ремесел, развитию торговых связей и началу товарно-денежных отношений. Именно развитие ремесел и их отделение от сельского хозяйства за счет совершенствования технологий позволило получать излишки продуктов. Эти продукты начинают обмениваться и приобретать свойство товара. Постепенно развивается торговля. А с торговлей заново начали появляться города. Этот процесс прошел очень быстро. Буквально за 200 лет в Западной Европе возникли несколько тысяч городов.

2. Люди каких профессий и занятий проживали в городах?

Поскольку изначально город представлял собой именно торгово-ремесленную площадку, то основную долю городского населения составляли именно купцы и ремесленники различных направлений. Ремесленные профессии были очень разнообразными. Вот только некоторые из них:

  • ремесленники пищевого производства – мельники, пекари, мясники;
  • ремесленники по изготовлению одежды – прядильщики, ткачи, закройщики, валяльщики, кожевенники, сапожники;
  • столяры и плотники, колесные мастера;
  • углежоги, литейщики, кузнецы, оружейники, бронники;
  • строители – плотники, каменщики, камнетесы и т.д.

Поскольку торговля подразумевает присутствие на торговой площадке большого количества приезжих, в городах быстро стала развиваться сфера обслуживания: различные трактиры и таверны, склады, конюшни, бани, больницы, конторы менял и ростовщиков, увеселительные заведения и т.д. Появляется большое количество профессий обслуживающего сектора. В дальнейшем в городе появляются священнослужители, административные служащие, судьи, банкиры, военнослужащие и представители интеллигенции.

3. Как выглядел и как управлялся город-коммуна?

Свободные города имели выборные органы управления. Городской совет, мэры и бургомистры, советы старшин ремесленных цехов и торговых гильдий – все они избирались. Эти обычаи управления и характер органов власти стали прообразом демократического управления в современных городах.

Все города-коммуны организовывались примерно одинаково. Центральным местом была торговая площадь, на которой стояла ратуша, где заседал городской совет, находилась городская казна и арсенал. Сразу оговоримся, что центральных площадей могло быть несколько, и на них помимо ратуши располагались различные центры общественной жизни – храмы, монастыри, торговые павильоны, фонтан (источник воды для горожан). Вокруг города строилась городская стена. От центров общественной жизни радиальным способом осуществлялась жилая застройка. Ближе к центру располагались дома влиятельных горожан и богатых купцов, дальше секторами уходили ремесленные кварталы. Обычно, представители одной профессии предпочитали селиться рядом друг с другом. Поэтому были целые кварталы кузнецов, пекарей, суконщиков и т.д. Городская беднота обычно селилась в предместьях, за городскими стенами.

Поскольку места внутри городской стены было не так много, а развивающемуся городу постоянно требовалось все больше и больше, земля в городе была очень дорогой. Жители города старались экономить пространство. Поэтому улицы средневековых городов были узкими, а дома стояли впритык друг к другу. У каждого дома было два-три этажа, причем верхние этажи были по площади больше нижних и как бы нависали над ними. Это объяснялось тем, что для обеспечения пропускной способности улицы ее ширина принудительно устанавливалась не меньше длины рыцарского копья (3,5 метра). Но это правило действовало только для первых этажей, а на вторые и третьи не распространялось. На первых этажах располагались лавки и мастерские. На втором этаже размещались жилые помещения. А третий этаж обычно отводился под склад.

4. Чем был город по отношению к средневековому миру – его составной частью или инородным явлением?

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики, естественным этапом эволюции. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и осуществлял все обязательные платежи, поставки продуктов и товаров, отработки, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные – работали на барщине, чистили конюшни, несли различные повинности. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI–XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» – борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.

5. На чем был основан союз городов и королей? Кто был их общим врагом?

Союз городов и королей был взаимовыгодным. Города получали от королей вольности. И в ответ поддерживали королей: города выступали мощными оборонительными сооружениями, они платили в казну большие налоги и пошлины, регулярно выставляли городское ополчение, финансировали государственные проекты. Города нужны были правителям государств в первую очередь в борьбе с непокорными феодалами. В этом цели городов и королей совпадали. Городам тоже не нужны были разорительные междоусобицы, поскольку они вредили торговле.

6. Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чем можно найти сходство?

Конечно, нельзя сравнивать устройство и жизнь современного города с городами Средневековья. Они совершенно разные и чем дальше, тем больше становится различий. Но некоторые сходства все же остались. Как в средневековых городах жители современных городов предпочтительно занимаются производством, торговлей, административным управлением и творчеством. А продукты питания предпочитают покупать, а не выращивать. В современных городах так же, как и во времена Средневековья наблюдается повышенный ритм жизни по сравнению с сельской местностью. И чем больше город, тем больше ритм жизни. Жители современных городов по-прежнему больше ценят такие личные качества как активность, деловую хватку, предприимчивость.

7. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов: а) появление в городах первых университетов; б) появление городов в Западной и Центральной Европе; в) появление механических часов на городских башнях; г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе.

  1. б) появление городов в Западной и Центральной Европе (X-XI века);
  2. а) появление в городах первых университетов (XII век);
  3. в) появление механических часов на городских башнях (XIII век);
  4. г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе (XVI-XVII века).

8. Для чего создавались ремесленные цехи (выберите правильные ответы): а) для поиска беглых крестьян; б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров; в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам; г) для создания торговых домов и борьбы с пиратами?

  • б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров;
  • в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам;

Творческие работы и проекты

Учебная игра «На ярмарку в Шампань»

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях»