Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 1


Параграф 1 — ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс

ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI—VIII ВЕКАХ

Задание 1. Заполните контурную карту «Римская империя и Великое переселение народов».

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 1

При работе используйте карандаши. Направления военных походов отмечаются цветными стрелками, места сражений — скрещёнными мечами.

  1. Обведите границы Римской империи к концу IV века. (обозначена сплошной красной линией)
  2. Обозначьте границу раздела Римской империи в конце IV века. (обозначена прерывистой красной линией)
  3. Раскрасьте различными цветами стрелки, указывающие направления вторжений:
    а) германских племён в IV—VI веках (черные стрелки);
    б) славянских племён в конце VI—начале VII века (красные стрелки).
  4. Раскрасьте различными цветами территории:
    а) Восточной Римской империи (раскрашена светло-коричневым цветом);
    б) варварских государств — англов и саксов (красный), вандалов (фиолетовый), вестготов (коричневый), остготов (зеленый), франков (синий).
  5. Подпишите названия германских племён, расселившихся на территории Западной Римской империи (франки, вестготы, остготы, бургунды, тюринги, англы и саксы, вандалы, свевы).
  6. Подпишите названия: Галлия, Западная Римская империя, Восточная Римская империя.
  7. Подпишите на карте названия городов, обозначенных цифрами (1. Лондон, 2. Париж, 3. Рим, 4. Константинополь).

Задание 2. Рассмотрите рисунки и опишите вооружение франков. По каким признакам можно определить, кто из них вождь?

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 1

Обратите внимание, что у одного из изображённых воинов короткие волосы, а у другого — длинные. Это случайно или что-то означает? В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы. Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто по обычаям франков мог иметь длинные волосы.

Ответ:

Слева на картинке — простой франкский воин. Справа — вождь. Вооружение франков было очень простым, они не имели ни нательных доспехов, ни поножей, так что их ноги были закрыты только полотном или кожей. Большинство франкских воинов бились с непокрытой головой, а шлемы были редки и доступны только вождям, как и доспехи. Мы видим, что на рисунке вождь изображен в шлеме, в кольчужной рубахе и плаще. Франки, как и большинство германских народов обычно носили короткие мечи на наплечном поясе, что мы и видим у простого воина. Мы также видим, что франки на рисунке вооружены боевыми топорами. Стоит отметить, что обычно в стандартном вооружении франка был двухлезвиевый метательный топор с короткой рукоятью на веревке.

Что касается волос, то у франков длинные волосы являлись признаком королевского достоинства, их остригали в знак унижения и отречения от престола.

Задание 3. Какие из признаков характерны для государства франков времён Хлодвига, а какие нет? Объясните почему.

Ответ: Правильные варианты выделены жирным шрифтом.

  1. Выбор правителя народным собранием франков.
  2. Сбор налогов для содержания дружины.
  3. Создание письменных законов.
  4. Народное ополчение — постоянная военная сила.
  5. Появление крупных землевладельцев и зависимых крестьян.
  6. Разделение государства на области во главе с графами, подчинявшимися Хлодвигу.
  7. Передача власти по наследству.

Задание 4. Начните заполнять контурную карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого».

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 1

 

  1. Закрасьте разными цветами:
    а) область расселения франков к концу V века (закрашена красным цветом);
    б) территории, завоёванные франками в конце V — начале VI века (закрашена синим цветом).
  2. Обведите границы государства франков при Хлодвиге в 511 году (обозначена синей сплошной линией).
  3. Раскрасьте разными цветами:
    а) территории, завоёванные франками в VI—VIII веках (закрашена зеленым цветом);
    б) Папскую область (закрашена фиолетовым цветом)
  4. Найдите на карте и подпишите места и годы битв, упомянутых в тексте параграфа (битва при Суассоне в 486 г. и битва при Пуатье в 732 г.).
  5. Подпишите название германского народа, обосновавшегося в Италии в VI веке (лангобарды).
  6. Подпишите на карте названия городов, обозначенных цифрами 1 и 2 (Париж и Рим).

Задание 5. Заполните таблицу «Организация войска — франков при Хлодвиге и при Карле Мартелле».

Ответ:

Линии сравнения При Хлодвиге При Карле Мартелле
Состав и вооружение войск Дружина — пехота. Вооружение – секира или метательный топор, короткий меч, метательные копья ангоны, тяжелые копья, деревянные щиты. Стальные доспехи были редкостью. Тяжелая конница при поддержке пехоты. Вооружение – длинное копье, топор, короткие мечи, щит, длинная кольчуга особо прочного плетения, шлем. Поножи и наручи практически не использовались.
Порядок комплектования Небольшая постоянная дружина элитных воинов и временное народное ополчение. Созываемое профессиональное войско.
За счёт каких материальных средств содержались За счет налогов, сохранившихся с римских времен и за счет военной добычи, ополчение вооружалось за свой счет. За счет крестьян, живших на землях франков.
Выводы Фаланга франков была сама по себе сильным и сплоченным воинским формированием, но небольшая дружина с народным ополчением далеко не всегда могла успешно решать поставленные военные задачи. С появлением тяжелой конницы изменились сами принципы ведения войны. Профессиональные конные воины стали ядром армии, не зависящей от сельскохозяйственного цикла. Так появилось распределение на тех, кто сражается, и тех, кто снаряжает воинов. Кроме того, военная реформа Карла Мартелла привела к созданию нового вида землевладения (конным войнам жаловались земли с крестьянами) и положила начало феодальному строю.

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Что такое феод?

  • А) Земельный надел, передаваемый в собственность крупному землевладельцу мелким земельным собственником за защиту от притеснений знатных соседей.
  • Б) Земельное владение с зависимыми крестьянами, жалованное сеньором своим вассалам за конную военную службу. Передавалось по наследству.
  • В) Земельное владение, передаваемое сеньором своим зависимым крестьянам в собственность.

Правильный ответ: Б)