Параграф 9 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

ГЛАВА III. АРАБЫ В VI-XI ВЕКАХ

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран. Поскольку ислам — это не только религия, но и общественно-политическая конфессия, он регулирует все стороны жизни мусульманской общины. Именно благодаря исламу была создана арабская цивилизация такой, какая она есть.



ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД

Вопросы в тексте параграфа

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространен?

Ислам – это самая молодая из мировых религий. Сегодня она является второй после христианства по численности приверженцев. Более 1,8 млрд человек из 125 стран мира являются мусульманами. В 28 странах ислам является государственной религией (Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Ливия, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты и др.). У нас в России ислам наиболее распространен в таких регионах как Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня). Главной священной книгой ислама является Коран. Ислам является авраамической религией, т.е. своими корнями, как и христианство, уходит к легендарному патриарху семитских племен Аврааму.

По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. Поэтому мусульмане считают пророка Мухаммеда не основателем ислама, а лишь последним пророком, восстановившим истинную веру. Кроме того, основной идеей изначальных проповедей пророка Мухаммеда было очищение истины единобожия от искажений, внесенных иудеями и христианами, т.е. по мнению мусульман, все они верят в того же самого Бога, но делают это неправильно. Также в исламе нет видимого разделения на религию и правила жизни. Не только религиозная, но и общественная жизнь мусульман регулируется постулатами Корана.

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

С арабами в VIII веке сражались франкский майордом Карл Мартелл, король франков Карл Великий и младший сын Карла Людовик (как король Аквитании).

В 732 году франкский майордом Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при городе Пуатье. Считается, что эта победа остановила продвижение арабов в Западной Европе.

Карл Великий в 778 году отправил войска в Испанию по просьбе губернатора Сарагосы, чтобы оказать помощь в борьбе против эмира Кордовы. В битве при Сарагоссе Карл Великий потерпел неудачу и, возвращаясь домой захватил и разрушил Памплону, что вызвало гнев басков. Баски устроили засаду в горных ущельях и практически полностью уничтожили войско франков.

Сын Карла Людовик, назначенный королем Аквитании в 790-х годах неоднократно осуществлял походы за Пиренеи, в результате чего была заложена Испанская марка – укрепленная пограничная область.

Работа с картой

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 года?

Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Такое географическое положение не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей. Других преимуществ расположения Аравии не существует. С 630 по 750 года территория Арабского халифата выросла по нашим подсчетам почти в пять раз.

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.

На востоке продвижение арабов было остановлено в долине реки Талас (приграничны район современных Казахстана и Кыргызстана. В этой долине в 751 году произошла битва между войсками Арабского халифата и армией китайской империи Тан. Несмотря на то, что арабы победили в сражении, удержаться в Таласской долине они не смогли, равно как и китайцы не смогли продвинуться на восток.

На юго-востоке арабские войска были остановлены в Раджастане (территория к востоку от реки Инд). Это произошло в 738 году. Коалиция индийских кланов разбила войска арабов и заставила их уйти на запад от реки Инд. Самым крайним городом в Юго-Восточной Азии, захваченным арабами, стал город Мултан (современная пакистанская провинция Пенджаб). После взятия его арабами в 712 году он на три столетия становится главным оплотом ислама на территории Индии.

На западе войскам Арабского халифата удалось дойти до Атлантического океана и завоевать практически всю Испанию. Дальнейшее продвижение арабов было остановлено франкским майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье в 732 году.

На севере к 700 году арабы смогли захватить практически все Закавказье, кроме Алании и Мисиминии. Однако, поскольку эти области находились в сфере влияния Византии и Хазарского каганата, да и сами жители горного Закавказья не жаловали захватчиков, в Закавказье постоянно вспыхивали восстания. Карательные операции арабов приносили лишь временный успех. Дальше на север арабы продвинуться не смогли.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

На месте распавшегося Арабского халифата к концу IX  века образовались такие государственные образования:

  • Государство Саманидов (819 год) — столица Бухара.
  • Государство Саффаридов (873 год) — столица Зарандж.
  • Государство Алидов (864 год) – столица Амуль.
  • Государство Карматов (874 год) – столица Хофуф.
  • Государство Тулунидов (872 год) – столица Фустат.
  • Государство Аглабидов (800 год) – столица Кайруан.
  • Государство Рустамидов (777 год) – столица Тахарт.
  • Государство Идрисидов (788 год) – столица Фес.
  • Кордовский Эмират (756 год) – столица Кордова.
  • Небольшие государства Закавказья (860-870 года).
  • Мелкие самостоятельные княжества на юге Аравийского полуострова.

Вот так располагались на карте перечисленные государства.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9

Примечание: Обратите внимание, что рабочей тетради вам будет предложено задание заполнить контурную карту «Распад Арабского халифата», в которой нужно выделить лишь государства, образованные к началу IX века. На приведенной выше карте показаны в том числе государства, образованные и в середине, и в конце IX века.

Обобщение информации параграфа

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Оседлые арабы возделывали фруктовые сады и виноградники, выращивали сахарный тростник и хлопчатник. Кочевые арабы (бедуины) жили в степях. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Географическое положение Аравии не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей и самому развитию торговли. Так что основными занятиями арабов были скотоводство и торговля.

2. Что способствовало объединению арабских племен?

Общая религия и противостояние общим внешним врагам (Ирану и Византии) способствовало объединению арабских племен.

3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

Учение Мухаммеда, осуждавшего ростовщичество и неравенство среди людей, способствовало росту популярности и быстрому распространению ислама. Новая религия нашла благодатную почву для распространения в обществе, которое только что перешло из стадии патриархальных родоплеменных отношений к классовому обществу. Т.е. появилось явное разделение на богатых и бедных. Первые, естественно, угнетали последних. Проповеди Мухаммеда в первую очередь были обращены на бедных, сирот, рабов, тех людей, которые имели гораздо меньше прав по сравнению с правящим классом. Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», говорил о равенстве всех людей перед Аллахом, призывал богачей помогать бедным и сиротам. Как вы думаете, кому больше всего понравится такая религия? Правильно — самому бедному и многочисленному классу. Если вы помните, именно при таких же обстоятельствах и в таких же слоях населения стремительно распространялось христианство, которое тоже говорило о равенстве всех людей перед Богом.

4. Как утвердился ислам среди арабских племен?

Пророк Мухаммед начал свои проповеди в возрасте 40 лет, примерно в 610 году. В Мекке, где в те времена находился религиозный центр арабского языческого многобожия, естественно, его речи были признаны вредными для общественного порядка. Мухаммеду с учениками и последователями пришлось в 622 году бежать из Мекки в Медину, где ему удалось сплотить вокруг себя бедное арабское население и создать первую мусульманскую общину. Утвердить в Аравии ислам удалость, как всегда, с помощью войны. Мединская мусульманская община Мухаммеда в течение 8 лет вела священную войну с мекканскими многобожниками. После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. После смерти Мухаммеда в 632 году халифатом стали править так называемые Праведные халифы из числа родственников и учеников пророка. Быстрой исламизации всего региона Аравии способствовали распад существовавших тогда на территории Аравии древних государств Набатеи, Химьяра, Сабы, Пальмиры и др. Таким образом было создано теократическое государство – Халифат, в котором вся светская и духовная власть принадлежала одному лицу – халифу.

5. Объясните причины военных успехов арабов.

Роль армии в арабском халифате во многом определялась постулатами ислама. Как мы уже говорили, ислам это не просто религия, это доктрина, определяющая в том числе и общественную жизнь верующих. Таким образом, согласно доктрине ислама основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территорий неверных, путем «священной войны». Принимать участие в этой войн были обязаны все совершеннолетние и свободные мусульмане. Этим объясняется многочисленность и сплоченность арабского войска.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако с укреплением центральной власти и после ряда военных реформ арабская армия стала состоять из постоянного войска и добровольцев. Основным родом войск была легкая и тяжелая конница, второстепенные позиции занимала пехота (хотя она была в несколько раз многочисленнее конницы), которая передвигалась во время похода на верблюдах. Это еще одна сильная сторона арабской армии – мобильность, способность быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах. Хорошее взаимодействие пехоты и конницы также давало арабам преимущество на поле боя.

Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников. Вооружение арабов также внесло свою лепту в победы мусульманской армии.

Кроме того, арабы были сильны в тактике. Они широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство.

6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Испании, часть Пакистана, Афганистана, Индии.

К 945 году из обширной империи Арабский халифат превратился в малозначимую багдадскую область. Многочисленные территории халифата обрели фактическую самостоятельность. А в самом Багдаде халифы сделались зависимы от собственной своевольной преторианской гвардии, которую сформировали халифы в IX веке для подавления восстаний внутри халифата. Причин распада было множество, но среди основных можно выделить четыре:

  1. Халифат объединил народы, которые имели разную историю и культуру. Далеко не все принимали мусульманство, а значит они были фактически изгоями: не имели прав, которыми обладали мусульмане, платили повышенные налоги, притеснялись и т.д. Поэтому в халифате никогда не прекращалась борьба за независимость завоеванных народов.
  2. В провинциях усиливаются сепаратистские тенденции по религиозному признаку. Еще во времена правления Праведных халифов произошел религиозный раскол мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов. У них был разный взгляд на то, кто должен иметь верховную власть в мусульманском мире. Сунниты считали, что халифов должен выбирать совет. Шииты считали, что власть должна быть дана Аллахом, а, следовательно, принадлежать только родственникам пророка Мухаммеда. Хариджиты вообще признавали законными лишь двух первых халифов. Регионы, где были сильны шииты и хариджиты стремились отделиться от халифата.
  3. Политический раскол. Из-за невозможности эффективного и централизованного управления власть эмиров в провинциях становится все более независимой от центра. С IX века политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются династии эмиров, признающих в лучшем случае лишь духовный авторитет халифа. У эмиров появляются свои войска, они сами собирают и оставляют у себя налоговые поступления и превращаются в самостоятельных правителей. Такая ситуация стала возможной в том числе и потому, что халифы сами предоставили эмирам большие полномочия для подавления многочисленных восстаний.
  4. Роль наемной армии. С созданием дворцовой гвардии халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения, так называемых мамлюков, она становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX века ее влияние усиливается настолько, что гвардия расправляется с неугодными халифами и возводит на престол своих ставленников.

Таким образом Арабский халифат фактически распался в 945 году. Тем не менее в том или ином виде халифат просуществовал до 1258 года до вторжения монголов и турков-сельжуков.

Подумайте

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

Ислам, как и христианство, является авраамической религией, т.е. своими корнями они уходят к легендарному патриарху семитских племен Аврааму. По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. В исламе и христианстве общее видение устройства мира: есть вера в единого Бога, вера в ад и рай, вера в священные писания, вера в Судный день и вера в предопределение.

2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни.

Общественные и семейные порядки, а также образ жизни мусульман сильно отличались от христианских. У мусульман вся жизнь, а не только религиозная регламентировалась шариатом, сводом общественных законов, основанных на Коране. Так, мусульмане должны были молиться пять раз в день, ходить на пятничную молитву, соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца с рассвета до заката, совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку. Настоящий мусульманин, чье достояние доходит до установленной нормы должен помогать бедным. Мусульмане не должны употреблять спиртного и есть свинину. Шариат допускает многоженство. Не одобряется держать в комнате собаку. Одеваться следует скромно, без излишеств, одежда должна быть белого, зеленого или черного цветов. Вообще правил шариата очень много, но подавляющее большинство из них соответствует общепринятой морали и привычным всем правилам хорошего поведения, доброты и вежливости.

Сегодня, мусульмане, как, впрочем, и представители других религий, не всегда строго придерживаются правил своей религии. Хотя верующие мусульмане стараются выполнять все положения шариата.

3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский?

Мусульманское летоисчисление начинается с 16 июля 622 года – даты переселения пророка Мухаммеда в Медину. Сам исламский календарь – это лунный календарь, и он очень своеобразный. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь. Началом месяца считается день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолунья. Обычно этот день наступает через 1-3 дня после новолунья. Продолжительность месяца составляет примерно 29,53 суток, поэтому в месяце может быть 29 или 30 дней. В течение года есть только один добавочный день в месяц. Год состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней.

  • И = Г − 622 + [(Г — 622) / 32]

Это формула приближенного перевода из грегорианского календаря в мусульманский. И – означает исламский календарь, Г – григорианский календарь. Квадратные скобки означают, что нужно взять целое число.

Так, например, если взять 2019 год, то получится, что по исламскому календарю это 1440 год:

  • И = 2019 – 622 + [(2019-622)/32]
  • И = 1397 + [1397/32]
  • И = 1397 + [43,65]
  • И = 1397 + 43
  • И = 1440

4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря.

С переселением пророка Мухаммеда и его последователей в Медину началось образование мусульманской общины, а последовавшая за этим война с Меккой завершилась объединение племен в ареале и созданием Арабского халифата.

5. Сравните карты на с.18, 52, 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времен Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9

Франкская империя Карла Великого занимала территорию в 1,2 млн кв.км в период своего наивысшего развития в 814 году. Византийская империя времен Юстиниана в 555 году занимала территорию в 3,5 млн кв.км. Арабский халифат в период своего расцвета в середине VIII века занимал территорию в 11,1 млн кв.км. Очевидно, что Арабский халифат времен Омейядов и Аббасидов в несколько раз по территории превышает территорию Византийской империи и почти в 10 раз больше Франкской империи. Границы Арабского халифата сложились в результате активных завоеваний земель неверных, что являлось основной задачей халифов в соответствии с исламской доктриной.