Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10


Параграф 10 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА

Вопросы в тексте параграфа

Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?

В соборных школах Западной Европы ученики на латинском языке изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.

В Византии наряду с церковными в городах существовали государственные и частные школы. Кроме религиозных книг, византийские школьники изучали труды античных учёных, поэмы Гомера, древнегреческие трагедии. Обучение начиналось в 6-8 лет. Первые три года учили читать, писать, считать и петь. Часть учеников поступала затем в школы грамматиков, где изучали Библию, молитвы и труды «отцов церкви». В 16 — 17 лет поступали в школы риторики. Высшее образование давали школы философов, где изучали предметы квадривиума, логику, физику и этику. Такой набор предметов был продиктован практическими целями и задачами сохранения и развития культурного наследия Античного мира. Практические цели подразумевали умение эффективно работать на государственной службе.

Каких высот в науках достигли византийские ученые?

Наибольшее развитие в Византии получили такие науки как математика, медицина, химия, география и история. Ученые Византии внесли большой вклад в развитие науки. К сожалению, далеко не все помнят об их достижениях. Давайте посмотрим, что же удалось сделать византийским ученых:

  • Византийский теолог и философ Иоанн Филопон задолго до Галилео Галилея опроверг ошибочную теорию Аристотеля о том, что тяжелые тела падают быстрее, чем лёгкие. Тем самым он вплотную подошел к пониманию одной из самых важных констант в современной физике, показывающей неизменность ускорения свободного падения.
  • В XI веке византийский ученый Симеон Сет привел целый ряд доказательств того, что Земля имеет форму шара.
  • Именно византийцы познакомили европейцев с арабскими цифрами. Это сделал ученый Максим Плануд, живший в конце XIII века. Правда он назвал эти цифры не арабскими, а индийскими, что в принципе является более правильным.
  • Византийский астроном Никифор Григора на своем примере продемонстрировал, каких высот достигла византийская астрономия. Он предсказал сразу три ближайших затмения – одно солнечное и два лунных, а также их продолжительность.
  • Поскольку византийцы вели активную торговлю, они много путешествовали. Их записи, описание земель, торговых путей, животного и растительного мира, данные о населении той или иной территории внесли неоценимый вклад в развитие географии.
  • Именно в средневековой Византии появились первые произведения, посвященные зоологии и ботанике. В них помимо описания чудес животного мира содержались сведения, предназначенные для практических нужд сельского хозяйства. К X веку относится создание сельскохозяйственной энциклопедии – «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.
  • Развитие химии ограничивалось лишь практикой. Византийские ученые не только разработали состав «греческого огня», но и составляли рецепты веществ, использовавшихся ремесленниками в процессе производства. Также византийские химики придумали специальные знаки, обозначавшие различные химические элементы, и даже научились составлять из этих знаков химические формулы.
  • Больших достижений византийцы достигли в области механики и металлообработке. Так византийцы стали использовать пахотные орудия плужного типа, которые не только рыхлили, но и переворачивали верхний почвенный слой. Были распространены водяные и ветряные мельницы. С их введением появились возможности автоматизации различных процессов при помощи силы воды и ветра. Также были усовершенствованы многие ремесленные станки, византийцы придумали ножной привод, чтобы освободить обе руки ремесленника. Лев-математик разработал конструкцию механического трона, зверей из металла, дерева с поющими птицами, которые украшали дворец императора.

Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?

Стены в арабской архитектуре украшались резьбой по камню, изразцами, полудрагоценными или драгоценными камнями и мозаикой. Формируемые на стенах сложные геометрические узоры назывались арабесками. Иногда стены украшались росписями изречений из Корана. Каллиграфическое арабское письмо было настолько красиво, что само по себе могло выступать декоративным узором.

Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с.82-83

На фотографии на странице 82 мы видим многоколонный молитвенный зал в одной из красивейших мечетей Мескита в Кордове. Этот зал знаменит более чем тысячью колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита. На фотографии мы так же видим особые двойные арки, которые в то время были новым решением в архитектуре и должны были помогать поддерживать огромный вес высоких потолков.

Также на странице 82 мы видим знаменитую мечеть – Купол скалы в Иерусалиме. Она была построена в конце VII века, когда еще само понятие мечети не было оформлено в канон. Мечеть Купол скалы представляет собой закрытое восьмиугольное пространство с центральным деревянным позолоченным куполом, который был возведен на высоком барабане над святым камнем, с которого по мнению некоторых богословов вознёсся пророк Мухаммед, а также на котором стол Ковчег Завета во времена Первого храма, и с которого, по еврейской традиции, началось сотворение мира. Вокруг купола находится обходная галерея, у которой снаружи сделаны плоские ниши.

На странице 83 мы видим минарет Великой мечети Укба в Кайруане, Тунис. Она знаменита своим многоколонным молельным залом, огромным мощённым мрамором двором и массивным квадратным минаретом, с которого муэдзин оповещает верующих о времени молитвы.

Обобщение информации параграфа

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»?

После арабских завоеваний многочисленные народы принимали ислам, а вместе с ним и арабский язык. В шариате, главном законе общественного права арабского мира, сказано, что верующий обязан знать арабский язык. Поэтому все люди на огромной территории Арабского халифата владели этим языком. Он стал универсальным средством общения для всего арабского мира. На нем проводилось обучение, на нем писались научные трактаты и стихи. По сути, он выполнял те же самые объединяющие народы функции, как и латинский язык, но в отличие от латыни был не мертвым языком, а живым и вполне разговорным.

2. Какое положение занимали ученые в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

Ученые в Арабском халифате занимали привилегированное положение. Каждый влиятельный мусульманин считал своим долгом держать в своем окружении ученого или поэта. Это было не только модно, но и полезно. Богатые мусульмане содержали ученых, финансировали их исследования, одаривали их подарками. Взамен ученые и поэты прославляли в своих трудах своих покровителей. Поддержка науки и искусств на всех уровнях благотворно сказывалось на культурном и техническом развитии Арабского халифата.

3. Назовите имена прославленных ученых и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских ученых вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?

Аль-Бируни средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Аль-Бируни владел почти всеми науками своего времен. Перечень работ Бируни, составленный им самим около 1036 года, содержит более ста названий. В числе прочего он сделал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.

Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна — средневековый персидский учёный, философ и врач. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него врачи не умели различать. Его труды, попавшие через арабскую Испанию в Западную Европу, стали настольными книгами для врачей.

Фирдоуси Туси — персидский поэт. Автор эпической поэмы «Шахнаме» («Книга царей»), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользовался большой популярностью и до сих пор считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане.

Ибн Баттута — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира. Считается одним из величайших путешественников в истории, он преодолел расстояние в 120 000 км. В результате странствий написал свой знаменитый труд «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», где описал все впечатления и наблюдения о местах, в которых побывал. Его труд был переведен на многие языки мира и внес большой вклад в развитие географии.

Ибн Аль-Хайсам — арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. Известнейший ученый, внесший огромный вклад в различные области математики, физики, оптики и астрономии. Ибн Аль-Хайсаму принадлежат многие труды и открытия: доказательство того, что свет идет от предметов в глаза, а не наоборот, как утверждали многие философы того времени. Многие считают, что его фундаментальный труд «Книга оптики» заложил основы для изобретения фотокамеры. Также он был первым, кто объяснил строение глаза и функции каждой его части. Кроме того, он раньше всех начал изучать влияние психических факторов на зрение. Его перу принадлежит труд, описывающий влияние музыки на животных.

Ибн Аль-Банна Аль-Марракеши — арабский математик и астроном. Ученый, работавший во многих областях, в том числе в математике, астрономии и медицине. Родился в 1256 году в Марокко, в городе Марракеш. Одной из главных работ ученого стало упрощение сложных арифметических теорий и правил. Также он занимался изучением дробей и разработал правила для сложения квадратов чисел и их кубов. Одним из его главных сочинений является книга «Краткое изложение математических действий», которая считается лучшим трудом по арифметике того времени.

Ибн Масавай — врач и ученый, родился в 777 году в Ираке. Внес свой вклад в развитие многих наук. Перевел множество ранних трудов по медицине. Основал первый в исламском мире медицинский факультет. Ибн Масавай первым описал некоторые глазные болезни и написал книгу о проказе. Также считается, что он первый, кто написал книгу по психиатрии. Самыми известными его трудами являются: «Книга о медицинских диковинках», «Книга о временах» и «Книга о лихорадках».

Абу Камил Шуджа — ученый-математик, родился в 850 году в Египте, в Каире. Первым в доступной форме объяснил алгебраические уравнения. Прославился своим подходом в решении сложных задач. Занимался изучением уравнений высоких степеней.

Можно много говорить об средневековых ученых арабского мира, но еще интереснее знать, какие именно изобретения появились благодаря именно арабской науке и искусству. Сегодня мы каждый день пользуемся системой нумерации и арабскими цифрами, авторучками, мылом и шампунями, пьем кофе. Все это изобретения арабской цивилизации.

4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?

Арабы завоевали половину мира и распространили ислам и свой язык. Религия и язык создали единое культурное пространство и способствовали взаимному проникновению элементов культуры завоеванных народов. Путешественники привозили из своих походов различные истории и сказки других народов. Со временем эти многонациональные истории стали основой для арабской литературы. Для примера можно привести известные во всем мире сборник сказок «Тысяча и одна ночь», а также более тысячи историй похождений сатирического героя Ходжи Насреддина. Кроме того, известность приобрела и мусульманская поэзия. Сегодня одним из самых известных поэтов является персидский ученый и поэт Омар Хайям. Его цикл философских рубаи стал всемирно известен после их перевода английским поэтом Эдвардом Фицджеральдом.

5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.

Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. С развитием ислама, архитектуры и в результате арабских завоеваний появились несколько типов мечетей.

  • Арабский тип. Представляет собой открытый прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесенный галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом с плоской крышей.
  • Персидский тип. В нем широко используются купола над молитвенным залом и высокие прямоугольные порталы с полукруглой нишей.
  • Османский тип. Под влиянием византийской культуры появляются многокупольные мечети. Мечети этого типа покоятся на многочисленных колоннах и украшены многочисленными куполами с одним центральным. Внутренний двор обнесен галереей, во дворе находится пруд.

Также мечети подразделяются на открытые, полузакрытые и закрытые. Несмотря на то, что архитектура мечети может быть разной, в ней есть два обязательных элемента: михраб (ниша, направленная на Мекку) и минарет (высокая башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву).

Внутреннее убранство мечетей на первый взгляд очень простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Но на самом деле все богатство и красота мечети – в ее декоративной отделке: богатые огромные ковры, мозаика, резьба по камню, изразцы. Использованные в декорировании стен арабески так же выглядят очень богато.

Подумайте

1. Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?

На самом деле достижения науки в Арабском халифате были даже больше, чем в Византии. А сходство можно объяснить тем, что и византийская, и арабская наука в своей основе имели большую базу знаний, накопленных как в период античности, так и созданных позже многими народами, входящими в империю и в халифат. Но арабы, в отличие от византийцев использовали не только работы античных ученых и философов, но и достижения покоренных народов, у которых уже была развита наука и культура, а также достижения самих византийцев.

2. Какое явление в истории Западной Европы VIII-IX веков ученые назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему ученые применили одинаковое определение для этих культурных эпох.

Рост культуры и науки в Западной Европе ученые назвали Возрождением, поскольку он был основан на переработке и развитии античных знаний. Арабское Возрождение так же основано на переработке достижений, созданных учеными и философами античности.

3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.

Красота арабских построек кроется в четкой симметрии, величественности и богатому декору. Известно, что все, что мы называем красивым, обладает определенной симметрией: красивое лицо симметрично, красивая картина тоже симметрична в своей соразмерности форм, красок и т.д. Мы не всегда этого осознаем, но симметрия в нашей жизни является символом красоты, гармонии и совершенства. Так и с мусульманскими постройками – они красивы, благодаря своей симметрии. Но это только часть ответа. Как мы уже сказали, определенную долю красоте архитектурных сооружений добавляет величественность и богатство декора. И речь идет не только о стоимости отделочных материалов, обилии золота и драгоценных камней. Мы говорим об арабских декоративных узорах. Известно, что в исламе не разрешается создавать каких-либо изображений Бога. Поэтому именно арабесковые узоры в восточной культуре служили связующей нитью между Небом – обителью Бога и раем – и человеком. Считается также, что мусульманская арабеска может быть образом «Мирового дерева». Замысловатые переплетения различных элементов в арабских узорах на самом деле являются образцом симметрии и гармонии. Они изумительно изящны и красивы.

4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чем вы видите общие черты, чем они различаются?

Архитектура христианских храмов и мечетей во многом похожа. Конечно, вы не встретите ярко-выраженных мечетей крестово-купольного типа, поскольку крест – это символ христианства. Но, например тип византийской купольной базилики очень распространен был и в мусульманских храмах. Вспомните собор Святой Софии – символ христианского мира. После завоевания Константинополя турками-сельджуками, собор был переделан в мечеть путем лишь небольших архитектурных изменений. Были добавлены четыре минарета, установлен мраморный резной минбар, откуда ведется проповедь, и обустройство михраба, обращенного на Мекку.  Давайте попробуем составить сравнительную таблицу, в которой будут явно видны сходства и различия христианских храмов и мечетей.

Храм Мечеть
Состоит минимум из трех раздельных помещений: притвор, молельный зал, алтарь. В современной мечети помещений может быть гораздо больше: главный зал или несколько вспомогательных залов для раздельной молитвы мужчин и женщин, открытый двор, комнаты для омовения, помещения для изучения Корана, обустройства школы и т.д.
Обычно у храмов есть один или несколько куполов. В некоторых типах мечетей тоже есть один или несколько куполов.
Обычно есть одна или две колокольни для призыва на молитву и возвещении о других событиях при помощи колокольного звона. Вместо колоколен в мечети есть минареты. Их может быть сколько угодно: от одной и даже до девяти.
Алтарь в храме смотрит строго на восток. Михраб (аналог алтаря) должен смотреть не на сторону света, а на Мекку.
Богатое убранство внутри храма. Помещения обильно отделаны золотом, множество богато отделанных предметов обихода. В католических храмах есть скамейки для молящихся. Простота и минимализм в убранстве мечети. Нет лишних предметов обихода или скамеек. Верующие молятся, садясь на ковер.
Богатая отделка стен фресками или мозаиками на тему библейских сюжетов. Множество икон с ликами Иисуса, Божьей матери, святых и апостолов. Стены отделываются только арабесками, или каллиграфическими надписями, выдержками из Корана. Никаких изображений Бога, святых, людей или животных – допускаются только растительные мотивы. Техника отделки: настенная роспись, мозаика.
Все помещения в храме стандартные – имеют 4 стены и потолок. В мечети очень распространены трехстенные айваны.
В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтаны, предназначенные для красоты или утоления жажды. Во внутренних дворах мечетей установлены полноценные фонтаны, наличие специальных комнат, где можно совершить полное омовение перед молитвой.

5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Вам следует выполнить это задание самостоятельно используя наши примеры. Мы расскажем о двух мечетях: главной мечети Москвы — Московской соборной мечети, и главной соборной мечети республики Татарстан – Кул-Шариф в Казани.

Московская соборная мечеть (Москва, Россия)

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

  • Даты постройки: 1904 год, 2011-2015 года
  • Архитектурный стиль: османский (византийский) стиль
  • Автор проекта 1904 года: архитектор Николай Жуков
  • Автор проекта 2011 года: архитектор Ильяс Тажиев, художник Фиринат Халиков.
  • Основатель и спонсор мечети 1904 года: купец Салих Ерзин
  • Основатели и спонсоры мечети 2011 года: Сулейман Керимов, Духовное управление мусульман РФ, правительства Турции и Казахстана.

Художественные особенности:

Обновленная мечеть представляет собой шестиэтажную мечеть в византийском стиле с несколькими минаретами, куполами и башенками разного размера. Высота главного позолоченного купола составляет 46 метров, диаметр – 27 метров. Два главных минарета имеют высоту по 78 метров. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно на башни Московского Кремля и на башню Сююмбике Казанского Кремля в Татарстане. Вместимость мечети – 10 тысяч человек. Главный молельный зал находится на третьем этаже. Малый молельный зал, расположенный в левом крыле, повторяет облик старой мечети. Женский молельный зал находится на самом верхнем уровне и имеет отдельный вход. На первом этаже расположен зал для омовения. На втором – конференц-зал и Музей ислама. Здание старой мечети было перестроено и вписано в новый комплекс. Для отдели здания использовался канадский мрамор, способный выдержать перепады температур. Во внутреннем оформлении мечети использованы традиционные мусульманские орнаменты. Стены, потолки и купол изнутри расписаны каллиграфическими цитатами из Корана. В росписи стен мечети принимали участие турецкие мастера. В 2015 году на хранение в мечеть был доставлен волос пророка Мухаммеда.

Мечеть Кул-Шариф (Казань, Татарстан, Россия)

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

  • Даты постройки: 1996-2005 года
  • Архитектурный стиль: османский (византийский) стиль
  • Автор проекта: Ш.Х.Латыпов, М.В.Сафронов, А.Г.Саттаров, И.Ф.Сайфуллин
  • Основатели и спонсоры: Духовное управление мусульман Татарстана, пожертвования более 40 тысяч граждан и организаций.

Художественные особенности:

Мечеть Кул-Шариф – главная соборная джума-мечеть республики Татарстан. Джума-мечеть – это такой тип мечети, предназначенной для коллективной пятничной молитвы. Эта мечеть была построена как воссоздание легендарной многоминаретной мечети Казанского ханства, разрушенной в 1552 году во врем штурма Казани войсками Ивана Грозного. Мечеть имеет четыре основных минарета по 58 метров высотой, и два малых минарета. Купол расположен на высоте 39 метров. В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры, комната для проведения свадебного обряда и кабинет имама. Композиция мечети симметрична, в центре размещен двор, по краям – два небольших павильона. Главное купольное здание имеет четыре минарета по углам. План здания представлен в виде двух квадратов, пересеченных под углом 45 градусов в виде знаменитого мусульманского знака, который означает «благословение Аллаха». Внутри здания находится пять этажей. Есть главный зал для молитв и отдельный женский зал. Интерьер украшен римской мозаикой, ручной резьбой по камню и дереву и уникальными витражами. Гранит и мрамор для отделки мечети привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии. Вместимость главного зала – 1700 человек. На площади может поместиться 10 тысяч человек.

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией?

А почему христианство, иудейство, буддизм или конфуцианство стали мировыми религиями? Можно, конечно, сказать, что они стали мировыми религиями в результате завоеваний, миссионерских миссий и даже насильственного насаждения определенной веры. Это значимая причина, но она не одна. Мне кажется, что еще одной причиной может быть то, что все эти религии дают человеку понимание его места в мире, они просты и основаны на общепринятой морали, проповедуя известные добродетели, к которым человек имеет естественную тягу.

2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

Илам был тем стержнем, который сплотил все народы Арабского халифата на почве единой веры. Ислам дал многочисленным и разным народам халифата возможность обмена знаниями, традициями и технологиями. Этим он оказал огромное влияние на развитие Арабского халифата. Он же стал и одной из основных причин его распада. Религиозный раскол на суннитов, шиитов и хариджитов расколол мусульман на три течения, которые впоследствии стали основными в определенных отколовшихся от халифата государствах.

3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы?

В этот период на территорию Западной Европы вторгались венгры с востока, арабы с юга и норманны с севера.

4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета»

Вопросы для сравнения Империя Карла Великого Византийская империя при Юстиниане Арабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета? 800-814 гг. 527-565 гг. 786-809 гг.
Какую территорию занимала? Площадь — 1,2 млн кв.км. Франция, Германия, Италия, часть Испании. Площадь — 3,5 млн кв.км. Греция, Турция, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, часть Испании, Италия. Площадь — 11,1 млн кв.км. Аравия, Сирия, Иран, Афганистан, часть Пакистана, часть Индии, Палестина, Египет, Северная Африка, часть Испании.
Какие народы населяли? Франки, римляне, германские племена. Греки, сирийцы, евреи, славяне, египтяне, племена Северной Африки, иллирийцы, даки, копты, армяне, итальянцы. Арабы, персы, армяне, сирийцы, тунисцы, египтяне, азербайджанцы, иранцы.
Какова была государственная религия? Христианство латинского обряда Христианство византийского обряда Ислам
Как управлялась? Феодальная система управления. Регионами правили граф от имени императора. Единоличная власть императора. Светская и церковная власть принадлежала халифу. Административные обязанности в регионах выполняли эмиры и визири.
Какие цели ставили перед собой правители? Объединить германские народы в одно государство с единой христианской религией. Воссоздать Римскую империю. Священная война с неверными, распространение ислама.
Каковы были их основные военные противники? Саксы, лангобарды, славяне, венгры, арабы, норманны. Персы, славяне, арабы, остготы, вестготы, вандалы, норманны. Народы завоеванных стран. Персы, турки, византийцы, франки.
Какими достижениями прославились? Каролингское возрождение, распространение христианства католического обряда. Кодекс Юстиниана, развитие наук и искусства, архитектурные шедевры. Научные и культурные достижения.

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.

Все перечисленные империи имели огромные территории и многочисленные народы в своем составе. Все они стремились к объединению народов на основе единой религии. Все эти империи за время своего существования так или иначе запустили процесс возрождения античных научных знаний и культурных достижений, оказав значимое влияние на мировую науку и культуру. Все империи, достигнув пика, распались.

Различия состояли в отношении к правам завоеванных народов, в принципах обращения в собственную веру, в системах управления.

5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространенными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

Вот только небольшой перечень:

  1. Кофе. Арабы экспортировали зерна кофе из Эфиопии и научили европейцев пить этот напиток.
  2. Фотокамера. Принцип действия современной фотокамеры основывается на исследованиях Ибн-аль-Хайсама.
  3. Шахматы. Конечно, в шахматы играли еще древние индийцы, но их игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня.
  4. Парашют. Еще в 852 году идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманском ученому Аббасу ибн Фирнасу, который спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками.
  5. Мыло и шампунь. Именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями.
  6. Современная химия. Ученый Ябир ибн Хайян еще в IX веке открыл процессы, которые до сих пор используются в современной химии: дистилляция, кристаллизация, плавление, окисление и т.д.
  7. Коленчатый вал. Инженер Аль-Джазари придумал устройство, превращающее вращательное движение в линейное. Его можно считать отцом робототехники, изобретателем механических часов и даже кодового замка.
  8. Хирургические инструменты. Скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы сегодня выглядят точно так же, какими их придумал мусульманский хирург Аль-Захрави.
  9. Водяная и ветряная мельницы. Такие мельницы арабы изобрели еще в 634 году для автоматизации процесса перемалывания кукурузы и снабжения водой.
  10. Авторучка. В 953 году арабы придумали систему подачи чернил к кончику ручки, которая используется и по сей день.
  11. Система нумерации. Система исчисления, которой мы сейчас пользуемся, конечно, пришла из Индии, но доработана и распространена она была в Арабском халифате.
  12. Чек. Это бумажное платежное средство придумали мусульманские купцы в IX веке, чтобы не перевозить с собой деньги на большие расстояния.
  13. Торпеды и ракеты. Хотя китайцы и изобрели порох, но именно арабы догадались очистить его и применять в военных целях. К XV веку арабы изобрели ракету, «самодвижущееся и сгорающее яйцо», и торпеду «самодвижущуюся грушевидную бомбу» со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.

6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров.

  1. а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра) – 622 год;
  2. г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров – 711 год;
  3. в) правление Харуна ар-Рашида — 786-809 год;
  4. б) завоевание Багдада турками-сельджуками – 1055 год.

7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; б) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?

  • а) написал более ста научных трудов;
  • г) описал признаки различных болезней

Творческие работы и проекты

Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник»

Мы познакомились с рассказами о путешествиях Синдбада-морехода. Прочитав рассказ с целью выявления исторической и географической информации, можно прийти к выводу, что таковой в этой сказке крайне мало. Действительно, в рассказе практически не упоминаются реальные географические места кроме города Багдада и города Басры, который существует и сегодня и является портовым городом, находящимся на реке Шатт-эль-Араб. Все путешествия проходят по неизвестным морям, на непонятных островах. Встречающиеся Синдбаду персонажи не имеют ничего общего с какими-либо историческими личностями. Описываемые события также можно охарактеризовать как сказочные.

Можно ли в таком источнике почерпнуть какую-либо полезную географическую или историческую информацию? Вряд ли. Однако, мы не должны забывать, что у сказки нет задачи выступать достоверным историческим источником. Любая сказка несет в себе отпечаток эпохи, в которую она была создана. Из сказки нельзя почерпнуть точную историческую или географическую информацию, но можно узнать о быте, традициях, мировоззрении народа, который эту сказку придумал.

Так и в нашем случае. Я считаю, что очень полезным в этой сказке являются описания повседневного быта героев, описания жилищ, обстановки, украшений, еды и напитков.

Он сложил свою ношу у привратника при входе в дом и вошел со слугой, и увидел он прекрасный дом, на котором лежал отпечаток приветливости и достоинства, а посмотрев в большую приемную залу, он увидел там благородных господ и знатных вольноотпущенников; и были в зале всевозможные цветы и всякие благовонные растения, и закуски, и плоды, и множество разнообразных роскошных кушаний, и вина из отборных виноградных лоз. И были там инструменты для музыки и веселья и прекрасные рабыни, и все они стояли на своих местах, по порядку; а посреди зала сидел человек знатный и почтенный, щек которого коснулась седина; был он красив лицом и прекрасен обликом и имел вид величественный, достойный, возвышенный и почтенный.

Также мы можем почерпнуть информацию о том, как в арабском мире относились к гостям. «Добро пожаловать, день твоего прихода благословен», — говорит Синдбад бедному носильщику, которого пригласил в свой дом. Приход гостя действительно считался подарком Бога. Первым делом считалось, что гостя нужно накормить, напоить, а уж потом расспрашивать.

«О господин, — отвечал я ему, — знай, что я чужестранец, и я ехал на корабле и стал тонуть вместе с некоторыми из тех, кто был на нем, но Аллах послал мне деревянное корыто, и я сел в него, и оно плыло со мной, пока волны не выбросили меня на этот остров». И, услышав мои слова, этот человек схватил меня за руку и сказал: «Пойдем со мной»; и я пошел с ним, и он опустился со мной в погреб под землю и ввел меня в большую подземную комнату, и потом он посадил меня посреди этой комнаты и принес мне кушаний. А я был голоден и стал есть, и ел, пока не насытился и не поел вдоволь, и душа моя отдохнула. И затем этот человек начал расспрашивать меня о моих обстоятельствах и о том, что со мной случилось.

Конечно, в этих рассказах очень много различных пословиц, философских высказываний. Эта сказка учит правильно выбирать свой путь в жизни. Кому-то суждено быть домоседом и сидеть на одном месте. А кому-то суждено путешествовать, постоянно испытывать судьбу и знакомиться с разными странами.

Но самое главное, что мне удалось выяснить по прочтении сказки – это основополагающий религиозный догмат, которым объяснялось все, что происходит в жизни – на все воля Аллаха. Все происходит по божественному предопределению. От человека ничего не зависит. Его главная задача в жизни – верить в Аллаха, соблюдать правила, которые диктует Коран. Только тогда Аллах проведет человека через все сложности жизни. Сегодня мы понимаем, что такое убеждение предопределенности губительно для личности человека, поскольку лишает его свободы воли. Человек должен сам решать, что делать и как ему жить, но при этом он должен брать ответственность за собственные действия.

Скачать текст исследовательского проекта «Сказки «Тысячи и одной ночи»

Групповой творческий проект «Дворец халифа»

Предлагаемый вариант служит в качестве образца и дополнительного материала, с помощью которых вы сможете сделать собственный творческий проект. Мы разделили проект на три части: каллиграфия, орнамент, архитектура. Вы так же можете разделить данный проект на трех участников, каждый из которых расскажет о своей части. Все фотографии мы поместили в мини-презентации, также приведенные в проекте фотоматериалы можно скачать с данного сайта. Текст презентации также выложен в файле, который можно скачать.

Особенности арабской каллиграфии

Арабский алфавит состоит из 28 букв. Для написания этих букв используется 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. Арабы пишут не так как мы, слева направо, а наоборот – справа налево.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране.

В арабской каллиграфии есть общие принципы и правила пропорции. Они определяются первой буквой алфавита – алифом, который рисуется как прямая вертикальная черта. Высота алифа составляет в зависимости от стиля от 3 до 12 точек. Ширина алифа должна быть равна одной точке. Кстати, точка в арабской письменности не круглая, а ромбовидная. Высота алифа равняется диаметру воображаемого круга, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита. Если соблюдать эти требования, то арабское письмо будет красивым и правильным.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Арабская каллиграфия имеет множество стилей, говорят, их более ста. Они сильно отличаются друг от друга, имеют собственные правила написания, пропорции букв, их наклон и т.д. Каждый стиль создавался для какой-то конкретной цели. Со временем одни стили развивались, другие отмирали. Мы рассмотрим только наиболее популярные из них.

Самым древним является стиль Куфи. Ему свойственны массивные, угловатые формы, большие расстояния между группами слитно написанных слов. Этот стиль использовался для создания первых копий Корана.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Самым распространенным является стиль Насх. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все современные книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Для быстрого письма от руки был придуман упрощенный стиль – Рук`а. В нем группы точек над и под буквами сливаются в черточки. При написании этим стилем используется малое количество движений. Это стиль для повседневной жизни.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Существует еще множество различных каллиграфических стилей, которые использовались исключительно в декоративных целях. К таковым относится популярный шрифт Сулюс – энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями и широкими горизонтальными свободными росчерками, в это стиле округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. В своем исследовании мы встретили множество надписей, сделанных этим шрифтом в декоративном оформлении дворцов и мечетей.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

 

Шрифт Сулюс можно использовать для создания различных декоративных узоров. Вот такие изображения можно было бы использовать для оформления дворца.

Скачать фотоматериалы к разделу «Каллиграфия»

Орнаменты и традиционные цвета

Орнамент стал основной формой художественной выразительности в арабской культуре. Это произошло из-за запрета на изображение Аллаха, святых, людей и животных. Существуют два основных вида мусульманского орнамента:

«Ислими» — растительный узор из гибких, вьющихся стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами. Из растений чаще всего встречаются цветы — тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Восточные философы считали, что в цветочном орнаменте можно выразить человеческие представления о красоте и счастье.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

«Гирих» — жесткие прямоугольные или многогранные фигуры, составляющие непрерывную сеть. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры. Так создаются сложные орнаменты, получаемые путём наложения друг на друга квадратов, многоугольников и кругов. Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке». Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию. Через их созерцание человек пытался постигнуть тайны мироздания.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы. Однако в одной композиции одновременно оба орнамента используются очень редко. Тем не менее, есть орнаменты, получившие название «арабески», которые состоят из сложной системы переплетающихся друг с другом геометрических, растительных мотивов и надписями, выполненным в одном из стилей арабской каллиграфии. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Одна из особенностей арабского декора – так называемая «ковровая» орнаментация. В такой орнаментации узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения.

Как таковых цветовых правил для арабских орнаментов не существует. Главное, чтобы было красиво. Иногда в количество оттенков в орнаменте достигает 700. Но тем не менее, если присмотреться к образцам арабских орнаментов, мы можем увидеть, что преобладает синий, зеленый, красный и золотые оттенки. Все декоративные украшения дворцов и мечетей выполнялись мозаикой, резьбой, инкрустацией.

Скачать фотоматериалы к разделу «Орнаменты»

Дворцовая архитектура Арабского Халифата

Расцвет Арабского Халифата отличался значительными объемами строительства. Строились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Поскольку у ислама не было своих художественных традиций, архитектурное искусство ориентировалось на местные традиции покоренных стран. Заметное влияние на всю архитектуру арабских стран оказала архитектурные традиции Ирана. У иранцев арабы переняли схему культовых построек – центрическое сооружение с куполом. Также в архитектуру арабских стран вошли колоннады и опирающиеся на них каменные арки. Эти архитектурные формы выработались в Сирии еще во времена Римской империи. На арабскую архитектуру оказало большое влияние византийское зодчество. Из Византии в арабскую архитектуру пришли тонкие колонны и прием устройства куполов на арках. Поэтому как такового типового дворца в Арабском Халифате не существовало.

Для того, чтобы понять, какими были дворцы халифов и эмиров, рассмотрим самый знаменитый дворец эмира – Альгамбра в испанской Гренаде. Это типичный образец «скрытой архитектуры». Снаружи мы видим один, скажем так, ничем не примечательный образ, а внутри дворец раскрывает все свое богатство и красоту.

Снаружи художественный образ дворца в значительной мере построен на контрастах. Дворец расположен на высоком холме над городом. Мощная крепостная стена красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. Иной характер имеет дворец внутри. Зодчие использовали традиционный для Ближнего Востока принцип группировки помещений вокруг открытого двора. Однако в планировке Альгамбры нет ничего напоминающего систему расположения дворов и залов во западноевропейских дворцах (проходные залы, выстроенные в линию). Два основных двора Альгамбры — Миртовый и Львиный — помещены под углом один к другому и соединяются узким малоприметным проходом. Миртовый двор, окруженный парадными покоями, является замечательным примером сочетания садово-паркового искусства и архитектуры.

В ансамбль Альгамбры входили несколько дворцов, помещения различного назначения, павильоны и залы для парадных приемов, мечеть, многочисленные интимные апартаменты (гарем, баня и др.), мечети, жилые дома, сады, склады и даже кладбища. На первый взгляд, дворцовый комплекс – помпезное сооружение с драгоценным декором, обилием внутренних двориков, изящных колонн и створчатых окон. С точки зрения ислама, эта преувеличенная роскошь показывает величие и божественное происхождение проживавшего здесь эмира и его семьи.

Давайте посмотрим на размещение дворцов, двориков и построек на плане Альгамбры.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

Ансамбль Альгамбры в современном состоянии: 1 — Миртовый двор с мраморным водоемом для омовений и экзотических рыбок; 2 — зал Посланников; 3 — Львиный двор, украшенный двенадцатиструйным фонтаном; 4 — зал Двух сестер; 5 — зал суда; 6 — недостроенный дворец императора Карла V, красноречиво свидетельствующий о вандализме, который принесло во все страны западного мира стремление Габсбургов к мировому господству

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 10

В Альгамбре представлены практически все основные архитектурные элементы дворцового оформления в арабской архитектуре. Тонкие колонны с богато украшенными высокими узорчатыми капителями. Арки, арочные оконные проемы, открытые ниши с арочным сводом, украшенные арабскими капельниками или «сталактитами». Резьба по камню и мозаики.

Скачать фотоматериалы к разделу «Архитектурные особенности»

Скачать текст группового творческого проекта «Дворец халифа»