Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 8
Параграф 8 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс
ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Вопросы в тексте параграфа
Как римляне называли древние славянские племена? Что вам известно о жизни славян в первые века нашей эры?
Примерно во II тысячелетии до нашей эры балтославянские племена выделились из индоевропейских племён. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V веке до н.э. произошло разделение балтославянской группы на племена балтов и славян. Славяне в IV—X веках нашей эры разделились на три группы племен: южная (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов).
Вероятно, славяне в первые века нашей эры имели тесные связи с Римской империей. Этому есть как документальные, так и археологические доказательства. Так, например, керамика ранних славянских культур изготавливалась в точном соответствии с римскими стандартами мер жидкостей и сыпучих продуктов. В местах славянских поселений находят короткие мечи, подобные римским гладиусам. Культурное взаимовлияние зафиксировано и в языковой сфере. Естественно, такое влияние римская культура оказывала на пограничные с Римской империей славянские племена. Дальше на север римское влияние не проникало. Римские историки и географы с трудом отличали славян от более известных им народов – германцев и сарматов. Тем не менее римляне называли всех славян венедами, а относились к ним как к варварам.
Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. В них говорится уже о сложившемся народе, разделённом на склавинов и антов (в некоторых источниках в числе предков славян упоминаются и венеды). Однако эти же источники упоминают о существовании славянских племен в IV веке. Их территория не имеет четких границ, однако называется район реки Дуная. Именно этот регион в некоторых источниках считается территорией, на которой славянский этнос сформировался, выделившись из индоевропейского, и откуда начал миграцию. Эта гипотеза подтверждается археологическими раскопками так называемой Пражско-корчакской археологической культуры. Её ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов. Это первая достоверно славянская культура.
Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали сохой и бороной. Сеяли из висевшего на груди лукошка. Созревшие колосья срезали серпами. Восточные славяне также занимались скотоводством, разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в жизни славян играли бортничество (собирание мёда диких пчел), рыболовство, охота. Из меха и шкур шили одежду, из шерсти – ткали полотна ткани. Было развито ремесленничество – кузнечное и гончарное дело.
По описаниям древних авторов, многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза. Славяне селились обычно в лесах или по берегам озёр и рек. Жили семьями в деревянных домах-полуземлянках. Топились такие жилища по-чёрному – дым уходил не через трубу, а в отверстие в крыше. В домах устраивалось несколько выходов, а ценные вещи зарывали в землю на случай нападения врагов. Славяне были миролюбивыми, добродушными и гостеприимными. Но при этом были известны как храбрые воины. Основным видом оружия служили копья, круглые деревянные щиты, луки и стрелы. Славяне прекрасно плавали, были находчивы и смекалисты.
Сначала славяне жили родовыми общинами. Во главе рода стоял старейшина. По мере расселения славян стали образовываться территориальные общины – верви. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семьями. Жизнь общины управлялась общим советом – вече. Для ведения общих дел выбирали старейшин. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение. Затем отдельные общины объединялись в племена, которые в свою очередь составляли союзы племен.
Определите географическое положение территорий расселения каждой из групп славян. Какие славяне принимали участие во вторжении на Балканский полуостров? Почему?
Восточные славяне как одна из трех ветвей славянских племен предположительно пришли с территории от Днепра на востоке и Одера на западе и расселились на обширной территории Восточно-Европейской равнины (современная Беларусь, Украина и Россия до Волги на востоке и до Белого моря на Севере). Заселение Восточно-Европейской равнины шло двумя потоками. Одна группа восточных славян ушла на север к озеру Ильмень, другая – к среднему и нижнему течению Днепра. Западные славяне ушли на запад и заняли земли Среднего Подунавья и региона между Одером и Эльбой.
Южные славяне ушли на юг расселились на землях Балканского полуострова. Эта группа попала в сферу влияния цивилизации Средиземноморья. Именно южные славяне принимали участие во вторжение на Балканский полуостров. К VII веку славянские племена прочно закрепились на Балканском полуострове и стали постепенно двигаться в сторону Пелопоннеса и Эгейских островов.
Как увеличилась территория Болгарского государства с VII по IX век? Какие земли завоевал царь Симеон?
С именем царя Симеона связан Золотой век болгарского государства. Его военные кампании против Византии, венгров и сербов привели к максимальному увеличению территории болгарского государства. Болгария расширила свои территории на севере после победы над венграми в битве на Южном Буге; на западе после установления контроля над Сербией в обмен на признание Петара Гойниковича сербским князем; на юге после победы над византийцами в битве при Булгарофигоне и осаде Константинополя в 896 году. В дальнейшем Симеон постоянно нарушал мирный договор и захватывал новые византийские земли. Новый мирный договор в 904 году установил болгарский суверенитет над Северной Грецией и большей частью современной Албании. Граница между Болгарией и Византии проходила в 20 километрах севернее Салоник.
Почему Кирилл и Мефодий изображены с нимбами над головой? Какие буквы со свитка сохранились в русском алфавите?
Кирилл и Мефодий за свои заслуги в сфере миссионерства и просвещения канонизированы и причислены к лику святых. Поэтому они изображаются с нимбами над головами. Буквы, нарисованные на свитках в подавляющем большинстве присутствуют в современно русском алфавите. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Ъ, Ь,Э, Ю – эти буквы практически один к одному сохранили свою визуальную форму.
Примечание: Вы должны знать, что на самом деле к кириллице, как упрощенной форме написания букв алфавита Кирилл и Мефодий имели малое отношение. Они придумали глаголицу, а это совершенно другое написание букв. Кириллица была разработана позже учениками Кирилла и Мефодия в монастырях Болгарии.
Работа с документом
1. На основании текста перечислите занятия древних славян. Настолько высоко было развито их хозяйство?
Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали сохой и бороной. Сеяли из висевшего на груди лукошка. Созревшие колосья срезали серпами. Восточные славяне также занимались скотоводством, разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в жизни славян играли бортничество (собирание мёда диких пчел), рыболовство, охота. Из меха и шкур шили одежду, из шерсти – ткали полотна ткани. Было развито ремесленничество – кузнечное и гончарное дело.
2. Что может сообщить документ об обществе и управлении славянских племен в то время?
Документ практически ничего не говорит об системе управления в славянских племенах, кроме того, что славяне не имеют над собой главы. Нам известно, что в славянских племенах практиковалось самоуправление. Союзы племен состояли из отдельных племен, которые в свою очередь включали несколько родов. Во главе каждого рода стоял старейшина рода. Все важные вопросы племени решались на общем собрании – вече.
3. Сопоставьте текст документа и учебника: как в дальнейшем сложилась судьба славянских народов и их отношения с Византией?
В тексте документа сказано, что славянские племена постоянно враждовали друг с другом. Из этого можно сделать вывод, что славянские племена были разобщены. Дальнейшая судьба славянских народов была различной. Западные славяне в конце концов попали под влияние западноевропейских государств и католического вероисповедания. Южные славяне были частично захвачены Византией и приняли православие, а частично вошли в сферу влияния католического христианства. Восточные славяне образовали Древнерусское государство и приняли христианство по византийской традиции – православие. Византия оказала большое культурное влияние на все три ветви славянских народов. У западных славян византийцы разработали славянский алфавит, который потом был доработан в Болгарии и распространился на многих славянских землях. Южные славяне долгое время бывшие частью Византийской империи многое переняли от нее в своей культуре. Вместе с православной религией в земли восточных славян также пришли византийские традиции и каноны в культуре, архитектуре, живописи и литературе. Многие славянские государства, несмотря на культурную зависимость от Византии не брезговали воевать с ней. Но тем не менее они всегда ориентировались на Византию, как на просвещенное государство, лидера православного христианского мира.
Работа с картой
Назовите государства, образовавшиеся на территориях западных, восточных и южных славян. Какие из указанных на карте народов не принадлежат к славянам?
На карте обозначены следующие славянские государства: Королевство Чехия, Королевство Польша, Древняя Русь, Королевство Хорватия, Болгарское царство.
Королевство Венгрия не принадлежит к славянским, поскольку его основали финоугорские кочевые племена венгров, чья историческая прародина находится к востоку от Уральских гор. Также не являются славянскими племенами авары (кочевой народ из Центральной Азии), валахи (романизированные фракийские племена, сегодня это румыны и молдаване), пруссы (балтийская народность, когда-то балты и славяне были одной народностью), половцы (кочевой тюркский народ).
Обобщение информации параграфа
1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране?
В IV—X веках нашей эры славяне разделились на три группы племен: южная (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). В нашей стране преимущественно проживают потомки восточных славян.
2. В чем состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры?
Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит на основе греческого – глаголицу. Они перевели церковные книги с греческого на славянский язык и организовали в Великой Моравии независимую от германских епископов церковь. Во время своей работы в Моравии они строили монастыри, открывали школы. Заслугу Кирилла и Мефодия в становлении славянской письменности и культуры сегодня празднуют во многих славянских государствах. В Болгарии и России празднуется «День славянской письменности и культуры» 24 мая. В Чехии и Словакии отмечают «Праздник славянской письменности» 5 июля в день прихода Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. В Приднестровской Молдавской Республике праздник так же отмечается 24 мая. В Македонии праздник официально называется «День всеславянских просветителей и учителей».
3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств?
В учебнике недвусмысленно дается понять, что первым славянским государством стала Первое Болгарское царство. Образование тюркскоязычным племенем булгаров совместно со славянскими и фракийскими племенами Первого Болгарского царства под предводительством хана Аспаруха произошло в 681 году. Однако еще в 623 году в результате восстания славян против аваров в Моравии было основано действительно первое славянское государство Само. Оно существовало на территории современной Чехии, Словакии, Словении и Нижней Австрии. Создание этого государства описано в Хронике Фредегара. Предполагается, что в результате восстания славян (вендов) против Аварского каганата Само, возглавивший восстание, был избран королем и выиграл войну. Государство Само распалось после смерти короля Само в 658 году под напором авар. Несмотря на то, что государство Само просуществовало всего лишь 35 лет, некоторые историки считают его первым известным государственным образованием славян, хотя другие историки рассматривают его лишь как временный племенной союз. Само стало предшественником еще одного славянского княжества Карантании в Восточных Альпах. Это княжество тоже потеряло свою независимость в 743 году, признав господство баварцев.
IX и X века считаются веками возникновения наибольшего количества славянских государств. В этот период возникла Великоморавская держава (833 год) и Чешское государство (после распада Великоморавской державы в 895 году), Древнерусское государство (862 год), Хорватское королевство (925 год), Княжество западных полян (960 год).
4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив вопросы, которые необходимо изложить.
- Годы правления.
- Достижения.
- Территория государства.
Рюрик – легендарный основатель правящей русской династии Рюриковичей. Считается основателем Древнерусского государства. Правил Древнерусским государством с 862 по 879 год. По сути, конечно, никаким основателем Древнерусского государства Рюрик не был, поскольку правил лишь Новгородским ареалом. Консолидация древнерусских земель вдоль торгового пути «из варяг в греки» произошла после захвата Киева преемниками Рюрика (воеводой Олегом, опекуном сына Рюрика Игоря).
Симеон I – один из самых знаменитых князей Болгарии. Правил с 893 по 918 гг. С именем царя Симеона связан Золотой век болгарского государства. Его военные походы против Византии, венгров и сербов расширили территорию Болгарии до ее максимального исторического уровня: от северных склонов Карпат на севере до Адриатического моря на западе, Эгейского моря на юге и Черного моря на востоке. Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Эпоха Симеона I характеризовалась культурным подъемом. Болгарская православная церковь стала первой национальной самостоятельной церковью в Европе, во главе которой стоял патриарх.
Ростислав – второй князь Великой Моравии. Правил с 846 по 870 гг. Являлся непримиримым борцом за независимость Великой Моравии от Восточно-Франкского королевства. Стремясь обрести независимость, он изгнал немецких епископов и обратился к Папе римскому с просьбой прислать учителей и священников для организации независимой от немецкого епископата церкви. Получив отказ, он обратился с аналогичной просьбой к Константинопольскому патриарху. Его прошение было удовлетворено, и в Великую Моравию были отправлены Кирилл и Мефодий. Во время правления Ростислава территория Великой Моравии увеличилась за счет земель между Дунаем и рекой Дие, а также ряда земель на территории сегодняшней Венгрии.
Спытигнев I – считается первым князем Чешского государства. Правил с 894 по 915 гг. После разгрома Великой Моравии мадьярами Спытигнев объявляет Чешское княжество независимым. Все его правление прошло в войнах против венгров в союзе с Баварией. Спытигневу удалось отстоять независимость Чехии. Он заложил основы Пражского града и сделал Прагу центром формировавшегося чешского государства.
Мешко I – первый исторически достоверный правитель Княжества западных полян. Годы правления с 960 по 992 гг. Мешко I основал древнепольское государство, объединил племена лехитов и полабских лехитов и принял христианство латинского образца как государственную религию. Будучи князем польского княжества Великая Польша, присоединил территории Куявии, Мазовии и Восточного Поморья. За счет сотрудничества со Священной Римской империей Оттона I князю Мешко удалось завоевать и полабские славянские племена, а впоследствии также присоединить Силезию и Малую Польшу. Мешко I постоянно то воевал, то платил дань Священной Римской империи. Тем не менее при его правлении Польша стала крупным и влиятельным европейским государством.
Томислав I – первый король Хорватии. Годы правления с 910 по 928 гг. До 925 года носил титул князя Хорватии, а в 925 году был коронован и стал первым хорватским королем. Томислав объединил в составе своего государства хорватов Далмации и Паннонии, сильно расширил границы королевства, которые в его правление простирались от Адриатического моря до реки Дравы на востоке и от полуострова Истрии на севере Хорватии до реки Дрины. Томислав сделал свое королевство одним из самых могущественных на Балканах.
5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами?
Образовавшиеся в VII-X веке славянские государства имели тесные связи с соседними державами: преимущественно со Священной Римской империей и Византией. С ними они воевали, платили дань, заключали союзы. Влияние этих империй на славянские государства проявилось в принятии христианства по латинскому или византийскому образцу. Так, если Чехия и Польша вошли в сферу влияния латинского христианского мира, то Болгария и Русь вошли в сферу влияния Византии. Средневековые европейские империи также оказали большое культурное влияние на славянские государства.
6. Составьте развернутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите ее.
- Расселение славян.
- Восточные славяне. Предки русского, украинского и белорусского народов. Расселились на Восточно-Европейской равнине.
- Западные славяне. Предки чехов, словаков и поляков. Расселились в Центральной и Восточной Европе.
- Южные славяне. Предки болгар, сербов и хорватов. Расселились на Балканском полуострове.
- Занятия и образ жизни славян. Занимались земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Жили племенами. Решения принимали на общем собрании. Образовывали союзы племен, некоторые из которых стали основой для славянских государств.
- Образование славянских государств в VII-X вв.
- Болгарское государство. Образовалось во второй половине VII века. Славянские племена были захвачены кочевниками-болгарами, которые ассимилировались с южными славянами.
- Границы и соседи. На севере – венгры, на западе – сербы и хорваты, на юге – Византийская империя.
- Взаимоотношения с Византией. Болгары приняли христианство по византийскому образцу, однако при этом вели войны с Византией. Болгары забрали у Византии практически все земли Балканского полуострова и осаждали Константинополь. Византия платила болгарам дань.
- Падение Болгарии. После смерти Симеона Болгария ослабела. В начале XI века Византия смогла завоевать Болгарию, лишив ее независимости.
- Великоморавская держава
- Становление государства. Великая Моравия находилась в зависимости от Восточно-Франкского королевства. Приняли христианство по латинскому образцу.
- Создание славянской письменности. В результате борьбы за независимость от немцев князь Ростислав пригласил христианских учителей Кирилла и Мефодия из Византии, чтобы они создали независимую от немецких епископов церковь. Кирилл и Мефодий организовали церковь, открыли школы, разработали славянский алфавит.
- Падение Великой Моравии. Длительная борьба с королями Германии ослабила Великую Моравию, и она пала под напором венгров в 906-907 году.
- Древнерусское государство. В IX веке образуется Древнерусское государство. Крестившиеся по византийскому обряду восточные славяне многое переняли у византийцев.
- Чешское государство. После распада Великой Моравии в 907 году Чешское княжество объявляет о своей независимости. В 1085 году чешский князь принимает титул короля. Чехия находится под влиянием Священной Римской империи.
- Польское государство. Во второй половине X века польский князь Мешко I объединяет племена западных полян. Он принимает христианство по латинскому образцу. Польское государство формируется при Болеславе Храбром. Болеслав принял титул короля.
- Болгарское государство. Образовалось во второй половине VII века. Славянские племена были захвачены кочевниками-болгарами, которые ассимилировались с южными славянами.
Подумайте
1. Что общего было в истории образования и начале существования славянских государств?
Все славянские государства формировались очень тяжело. Славянские племена были разрознены и их объединение требовало больших усилий и человеческих жертв. Также славянские государства на первых этапах были недолговечными. Территориально они располагались в центральной и восточной Европе и на них постоянно оказывалось давление, то со стороны Восточно-Франкского государства, то со стороны Византии, то со стороны кочевых народов (аваров, мадьяров, булгар, половцев и т.д.), то со стороны других славянских держав. Славянские государства распадались, не успев сформировать прочную систему государственного управления. Но на их месте возникали новые страны, более крепкие и сильные.
2. Докажите, что для чешского князя и для польского правителя Болеслава I Храброго было важно провозглашение их королями.
Статус короля считался выше статуса князя, поскольку считалась, что князь – это просто правитель какой-то земли или народа, а король — это верховный правитель государства, обладающий властью, данной Богом. Всех королей короновали представители духовенства. И Болеслав Храбрый (первый польский король), и Вратислав II (первый чешский король) конечно же желали королевского титула, поскольку таким образом становились равными королям и императорам соседних держав.
3. Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства?
Принятие христианства – это ключевой момент в истории всех славянских народов. Именно христианство дало им возможность стать частью огромного христианского мира. Только будучи христианским государством славянские страны включались в систему обмена знаниями и технологиями между державами. Языческие племена не имели такой возможности, поскольку заботились лишь о собственном выживании в окружении христианских держав.
4. Расскажите об отношениях Болгарии и Византии: а) с точки зрения средневекового болгарина; б) с точки зрения византийца. По итогам работы обсудите в классе, почему современники могут иметь разные взгляды на одно и то же событие или явление в истории.
Отношения Болгарии и Византии были очень напряженными. Несмотря на единую православную религию болгары и византийцы постоянно воевали. Болгары стремились к превосходству над Византией и это зачастую даже удавалось, во времена Симеона I болгары отобрали у Византии практически все земли на Балканах и несколько раз осаждали Константинополь. Византийская империя вынуждена была платить дань Болгарскому царству. Со своей стороны Византия, не имея достаточных сил и ресурсов для прямого противостояния Болгарии, стремилась всячески ослабить своего противника, подбивая венгров, сербов, хорватов на постоянные бунты и вторжения на территорию Болгарии.
Видение отношений Болгарии и Византии с точки зрения средневекового болгарина:
«Болгарское царство обладает величием и божественной поддержкой. А наш царь Симеон умен и хитер. Еще только в начале своего правления ему пришлось столкнуться с подлостью и продажностью византийцев, которые решили устроить Болгарии торговую войну и изгнали всех болгарских купцов из Константинополя в Солоники. Они думали, что царь Симеон не опытен и слаб, но просчитались. Наши войска быстро доказали, что с Болгарией нельзя шутить таким образом. Мы сильны, а Византия слаба – поэтому они и платят нам дань. У царя Симеона есть большие амбиции, и он намерен сесть на византийский трон. Все равно у них там в Константинополе правители меняются как перчатки. А мы от Византии получили уже все, что хотели: культуру, технологии, независимый от Константинополя патриархат, ежегодную дань. Чего еще желать? Только византийского трона».
Видение отношений Византии и Болгарии с точки зрения византийца:
«Ну не может быть, чтобы великая Византийская империя – Второй Рим – стала на колени перед этими зарвавшимися варварами-славянами. Пускай они и приняли нашу религию, но они должны понимать, что центр мира находится в Константинополе. Здесь сосредоточено все знания православного мира. И наши правители, хотя и грызутся постоянно между собой, должны сделать все возможное, чтобы отстоять достоинство Византийской империи. К сожалению, сейчас это сделать очень сложно. Византия постоянно находится под ударами более серьезных врагов – персов с востока и арабов с юга. Нам просто не досуг заниматься еще и славянами, посчитавшими себя равными нам, византийцам. Пускай за нас повоюет наша дипломатия: мы еще способны купить верность венгров и лояльность сербов и хорватов. Пускай они ослабят нашего врага, а когда мы разберемся с более серьезной угрозой мы поставим на место этих славян».
Вопросы и задания к главе II
1. Какую роль в истории Византийской империи сыграл император Юстиниан?
Император Юстиниан, несмотря на неоднозначность исторических оценок и упадок Византии после его правления, сыграл огромную роль в истории империи. Он провел государственную реформу с целью снизить власть бюрократии и узаконенное взятничество; осуществлял глобальную строительную деятельность, в результате которой был сооружен архитектурный шедевр христианского мира – храм Святой Софии; переработал римское право и создал свод законов Юстиниана, нормы которого до сих пор используются в юриспруденции; осуществил попытку возрождения единой Римской империи, завоевав королевства вандалов, остготов и частично вестготов.
2. В чем проявлялось влияние античных традиций на византийское образование и науку?
Византийская империя в раннее Средневековье смогла противостоять нашествию варваров и славян и поэтому сохранила многие достижения античности. Именно на античных знаниях была построена наука и образование Византии. При этом со временем византийская наука и образование нашли собственный путь, связанный с христианством, и античная мудрость стала осуждаться как языческая. Но античная база в ранее Средневековье была видна и в образовании, и в науке. Так, наряду с церковными школами, в Византии действовали государственные и даже частные школы. В них помимо религиозных книг изучали труды античных ученых и философов. Также сохранялись античные знания и развивались практические знания в математике, медицине, химии, географии и истории. В частности, историки в своих трудах объединяли библейскую и античную историю. Как и в античный период, наиболее сложные для анализа исторические события предпочитали объяснять роком и божественным проведением.
3. Какие достижения Византии в раннем Средневековье вы считаете самыми важными?
Несомненно, важными достижениями Византии в Средневековье следует считать следующее:
- Сохранение традиций античной цивилизации, послуживших впоследствии основой европейской культуры.
- Переработка античных законов и создание юридического свода Юстиниана.
- Создание архитектурных шедевров, в частности собора Святой Софии.
- Разработка архитектурных канонов для строительства религиозных сооружений (крестово-купольное построение пространства храмов).
- Миссионерская деятельность. Распространение христианства по византийской традиции создало противовес латинскому христианскому миру в виде православного христианского мира. Это значимое достижение, а хорошо это или плохо – в данном случае не важно.
- Достижения в химии, механике, медицине, географии и истории, несомненно, повлияли на развитие мировой науки. Вспомните «греческий огонь», механический трон и фигуры животных, звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и т.д.
4. В истории каких славянских государств контакты с Византией в эпоху раннего Средневековья занимают особое место и почему?
Контакты с Византией в эпоху раннего Средневековья были значимыми для Болгарии и Древней Руси. Эти государства, несмотря на периодическое противодействие и войны с Византией, оказались в сфере влияния Византийской империи, приняли христианство по византийскому образцу, а также переняли образцы культуры.
5. Расположите в хронологической последовательности события истории Византии и славян в VI-XI веках: а) провозглашение Болеслава королем Польши; б) реформы императора Юстиниана; в) создание славянской письменности Кириллом и Мефодием; г) возникновение Восточной Римской империи.
- г) возникновение Восточной Римской империи.
- б) реформы императора Юстиниана;
- в) создание славянской письменности Кириллом и Мефодием;
- а) провозглашение Болеслава королем Польши;
6. Что прославило культуру Византии (выберите правильные ответы): а) Ахенсккая капелла; б) храм Святой Софии; в) изобретение «греческого огня»; г) «Дворцовая академия»?
Культуру и науку Византии прославили б) храм Святой Софии и в) изобретение «греческого огня».
Творческие работы и проекты
Творческий проект «Византийская мозаика»
Мозаика как искусство декорирования была очень популярна в Византии. Расцвет византийской мозаики приходится на VI-VII века. В дальнейшем, в IX-XIV веках начался новый виток развития этого искусства, так называемое «македонское возрождение». Мозаикой украшались стены храмов и дворцов. Тематическую основу византийских мозаик составляли художественные композиции библейских сюжетов. Лики Иисуса Христа, изображения ангелов, пророков и святых, а также возвеличивание святой императорской власти стали главными сюжетами мозаичных произведений в Византии.
Мозаика – это техника создания единого образа или картины с помощью небольших частиц какого-либо разноцветного материала. В искусстве Византии мозаичная техника достигла небывалого совершенства. С помощью мозаик создавались картины, поражающие цветом, формой, объемом. Они как бы уносили зрителя в чудесный и возвышенный мир.
Технология
Считается, что именно византийцы придумали технологию изготовления смальты – главного материала для изготовления мозаики. Смальта представляла собой прозрачное или матовое стекло. Цвет смальте придавался за счет добавления в стеклянную смесь различных металлов (золота, серебра, меди, ртути и т.д.) в разных пропорциях. Главной техникой преимущественно был прямой мозаичный набор, при котором разноцветные кубики укладывались на постоянную основу из закрепляющей массы. На такой массе сначала делался эскиз, затем кубики смальты вдавливались в массу.
Такая мозаичная техника была известна уже давно, правда вместо смальты античные декораторы использовали разноцветные камни. Основываясь на античной технике, византийцы развили ее и сформировали собственную технику, которая стала отличительной особенностью византийских мозаик.
Отличительные особенности
Если посмотреть на римские мозаики и сравнить их с византийскими, сразу можно выделить преимущества мастеров из Византии.
Во-первых, мозаичные картины византийцев отличаются красочностью. Таких ярких красок невозможно было добиться лишь при помощи камня, имеющего малую глубину цвета и малую отражающую способность. Именно разноцветная смальта позволяла картине «заиграть» разнообразием и яркостью красок.
Во-вторых, византийские картины более выигрышно смотрятся при попадании на них света солнца или свечей. При свете изображения как бы оживают, создавая эффект сопричастности зрителя с изображением. Этот эффект достигался за счет уникальной техники – частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров укладывались в связующую основу под различным углом к поверхности. Неровные сияющие поверхности мозаик создавали непередаваемую игру света и тени, формируя ореол таинственности. Зрителям зачастую казалось, что сейчас вот-вот произойдет чудо.
Еще одной отличительной особенностью византийской мозаики стал технический прием выполнения контуров тел и объектов на картине. Контур выкладывался в один ряд кубиков со стороны фигуры и в один ряд со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость и объемность.
Основным же художественным отличием византийской мозаики является золотой фон картины, мерцающий как при естественном освещении, так и при свете свечей. Он призван подчеркнуть божественное величие и богатство.
Примеры византийской мозаики
Яркими примерами древнего византийского мозаичного творчества являются изображения в соборах Чефалу (Сицилия), Сан-Витале и Сан-Аполинаре (Равенна) и, естественно, в соборе Святой Софии (Константинополь).
Мозаичное искусство византийских канонов использовалось и при создании достаточно современных архитектурных шедевров, таких как базилика Сакре-Кёр на Монмартре в Париже.
Скачать презентацию «Византийская мозаика»
Информационный проект «Создание славянской азбуки»
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – КТО ОНИ?
Кирилл и Мефодий – братья из греческого города Салоники, стали известны как славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 года, умер 14 февраля 869 года. До принятия схимы и монашества носил имя Константин и преподавал философию в Магнаврском университете.
Его старший брат Мефодий родился около 820 года, умер 6 апреля 885 года. Мефодий сделал отличную военно-административную карьеру, был даже стратегом византийской провинции Славинии, но затем он принял монашество в обители на горе Олимп.
До сих пор историки спорят об этнической принадлежности Кирилла и Мефодия в многонациональной Византии. Согласно самой популярной версии, братья были греками. По другой версии, Кирилл и Мефодий имели славянское происхождение. Этим обосновывается прекрасное знание ими славянского языка. Болгарская традиция называет братьев, естественно, болгарами, поскольку именно так назывались тогда македонские славяне, к которым их причисляют. Эта версия поддерживается текстом «Жития Кирилла», где сказано, что «родом сей болгарин из Солоуна града». Сегодня известно, что Салоники (или Фессалоники, или Солунь), в котором родились братья, был двуязычным городом. Кроме греческого языка, там был распространен славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие город славянские племена. Анализ трудов Кирилла и Мефодия показывает, что именно этот язык лег в основу переводов священных книг, а с ними и всего церковнославянского языка. И этим диалектом братья владели как родным. Все это, конечно, весомые, но не достаточные доказательства славянского происхождения Кирилла и Мефодия.
В 863 году Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Великую Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. Вопреки расхожему мнению, Кирилл создал вовсе не ту азбуку, которая нам знакома сегодня под именем кириллица. Результатом его трудов была так называемая глаголица.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ В ВЕЛИКОЙ МОРАВИИ
Известно, что византийский император и константинопольский патриарх хотя и благосклонно отнеслись к просьбе моравского князя Ростислава и направили к нему Кирилла и Мефодия, они, зная о реакции Папы римского на аналогичную просьбу, тоже подошли к этому вопросу формально. Византийский патриарх не рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы. Это значило, что братья могли лишь вести просветительскую деятельность, но не имели права сами рукополагать своих учеников в сан. По сути, без дополнительного разрешения Папы римского или патриарха Константинополя главная задача миссии в Моравию – создание независимой церкви – не могла быть реализована. Если бы Кирилл и Мефодий не привезли с собой в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг, миссия вообще была бы провальной и не осталась бы в истории на века. Безусловно, язык привезенных братьями переводов фонетически и морфологически отличался от живого разговорного языка, на котором говорили мораване, но язык богослужебных книг изначально был воспринят как письменный, книжный, сакральный, язык-образец. Он был значительно понятнее латыни, а некая непохожесть на язык, использующийся в быту, придавала ему величия. Кирилл и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям и к христианству. Кирилл и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католическое священство теряло в Моравии влияние и доходы. Поскольку Кирилл был простым священником, а Мефодий — монахом, они не имели права сами ставить своих учеников на церковные должности. Чтобы решить проблему, братья должны были отправиться в Византию или Рим.
В 866 или 867 году Кирилл и Мефодий направились в Рим. В Риме они передали мощи святого Климента только что рукоположенному папе Адриану II, поэтому тот принял Константина и Мефодия очень торжественно, с почетом, принял под свою опеку богослужение на славянском языке, распорядился положить славянские книги в одном из римских храмов и совершить над ними богослужение. Папа рукоположил Мефодия в священники, а его учеников — в пресвитеры и диаконы, а в послании князю Ростиславу узаконивает славянский перевод Священного писания и отправление богослужения на славянском языке.
Почти два года братья провели в Риме. Одна из причин этого — все ухудшающееся здоровье Кирилла. 14 февраля 869 года Кирилл скончался. По распоряжению папы Адриана II, Кирилл был погребен в Риме, в храме святого Климента.
КРАХ МИССИИ
После смерти Кирилла папа Адриан рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Вернувшись Великую Моравию, Мефодий развернул активную деятельность по распространению славянского богослужения и письменности. Однако после свержения Ростислава у Мефодия не осталось сильной политической поддержки. В 871 году немецкие власти арестовали Мефодия и устроили над ним суд, обвиняя архиепископа в том, что он вторгся во владения баварского духовенства. Мефодий был заключен в монастырь в Швабии (Германия), где и провел два с половиной года. Лишь благодаря прямому вмешательству папы Иоанна VIII в 873 году Мефодий был освобожден и восстановлен во всех правах, но славянское богослужение стало не основным, а лишь дополнительным: служба велась на латинском языке, а проповеди могли произноситься на славянском.
После смерти Мефодия сторонники баварских епископов и противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточили в темницу, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Кирилла и Мефодия были уничтожены. В 890 году папа римский Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.
Дело, начатое Кириллом и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Болгарии оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде (территория современной Македонии). Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале Х века, во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.
ВЕРСИИ СОЗДАНИЯ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ
До Кирилла многие миссионеры пытались перевести богослужение на славянский язык, используя для этого греческий или латинский алфавит, но эти попытки не имели успеха, поскольку в славянском языке много звуков, для которых ни в греческом, ни в латыни просто нет подходящих букв. Поэтому Кирилл создал азбуку именно для славянского языка, используя существовавшие наработки. А вот какие именно наработки использовались для создания глаголицы и была ли она вообще создана, до сих пор точно не известно. Дело в том, что буквы в глаголице не похожи ни на один язык. То, что для создания глаголицы не был использован греческий алфавит – очевидно. В греческом алфавите 27 букв и сделать из них 46 букв в принципе невозможно. Некоторые исследователи считают, что Кирилл воспользовался уже существовавшей у славян дохристианской письменностью!!! Если бы этот постулат был однозначно доказан, то введение кириллицы могло бы быть расценено не как привнесение в славянскую культуру письменности, а наоборот – как уничтожение исконно славянской письменности и подмену ее другим, чуждым славянам алфавитом.
Пока у исследователей нет веских доказательств этой теории, кроме косвенных. Ещё в 972 году некоторые официальные документы на Руси писались глаголицей, поскольку князь Святослав был ярым врагом христианства, а кириллица была исключительно христианским письмом – значит глаголица была нехристианским письмом. В одном из источников, работе Вильгельма Постелла, сказано, что у древних албанцев был найден алфавит, очень похожий на глаголицу. Также известны рукописи на пергаменте или папирусе, в которых старый текст на глаголице соскоблен, а сверху написан текст на кириллице. Также в 1766 году граф Клемент Грубисич издал в Венеции книгу с очень интересным называнием «Происхождение и история глаголического славянского алфавита, исследование Вульгары Иеронима». В этой книге Грубисич утверждает, что глаголица была составлена задолго до Рождества христова, в основе ее лежали руны восточных готов. А в 1848 году русский филолог И.И.Срезневский писал: «Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян».
Тем не менее, мы не будем ни игнорировать такие версии, ни умалять достижений Кирилла и Мефодия в создании или, правильнее будет сказать, упорядочивании славянской азбуки и переводе священных книг на понятный славянам язык. Ведь именно с внедрением книг на глаголице в процедуру богослужения создало существующий по ныне церковнославянский язык.
ВОПРОС О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК
Вопрос о самостоятельности славянских азбук вызван самим характером очертаний букв кириллицы и глаголицы, их источниками. Что же представляли собой славянские азбуки – новую письменную систему или лишь разновидность греко-византийского письма? При решении этого вопроса необходимо учитывать многие факторы.
В истории письма не было ни одной буквенно-звуковой системы, которая бы возникла совершенно самостоятельно, без влияния предшествующих систем письма. Так, финикийское письмо возникло на базе древнеегипетского (правда, был изменен принцип письма, но так же в ней не было гласных букв), древнегреческое – на основе финикийского (уже с гласными буквами), латинское, славянское – на базе греческого, английское, французское, немецкое – на базе латыни и т.д.
Следовательно, речь может идти лишь о степени самостоятельности системы письма. При этом гораздо важнее насколько точно видоизмененная и приспособленная исходная письменность соответствует звуковой системе языка, который она намерена обслуживать. Именно в этом отношении создатели славянской письменности проявили огромное филологическое чутье, глубокое понимание фонетики старославянского языка, а также большой графический вкус.