Учебник “История России”, 8 класс. Материал для самостоятельного изучения 2


Материал для самостоятельного изучения. НАРОДЫ РОССИИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Вопросы в тексте параграфа

Что было характерно для национальной политики России во второй половине XVIII века?

Для национальной политики России во второй половине XVIII века были характерны следующие процессы:

  1. Унификация принципов управления и законодательства всех регионов. Ликвидация оставшихся элементов вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России.
  2. Фактическая передача функций контроля на уровень регионов путем формирования местных элит (предоставление дворянства с соответствующими привилегиями) и ужесточения законов в отношении низших сословий.
  3. Управляемая демография: переселение групп населения в другие регионы, привлечение иностранных поселенцев.
  4. Контроль религиозной сферы в национальных регионах на фоне объявленной политики веротерпимости за счет подчинения религиозных структур региональным светским властям.

С какого времени во главе Украины стояли гетманы?

Вопрос поставлен очень некорректно. Формально от вас ожидают ответа, что гетманы во главе Украины стояли с 1654 года, когда на Переяславской раде войско Богдана Хмельницкого присягнуло на верность российскому царю. А первым гетманом был сам Богдан Хмельницкий.

Однако, не думаете же вы, что до вхождения небольшой части украинских земель в состав России, никакой истории не было. Так вот, титул гетмана носили предводители реестрового казачества еще с 1572 года. А первым гетманом был польский шляхтич Ян Бадовский.

Перечислите основные положения ислама.

Основные положения ислама как религии:

  • Вера в единого Бога Аллаха;
  • Вера в приближенных к Богу ангелов;
  • Вера в священные писания;
  • Вера в пророков;
  • Вера в Судный день;
  • Вера в предопределение.

В отличие от христианских верований ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу.  Иисус Христос в исламе принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но его божественность отрицается. Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.

Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. В чем выразилась унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII века?

Унификация управления на окраинах империи во второй половине XVIII века выразилась в ликвидации всех элементов вольностей и привилегий национальных территорий. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление. Например, относительно Украины были применены следующие меры унификации: выборное гетманство отменено, крестьяне закрепощены, Запорожская Сечь уничтожена, казаки переселены на Кубань, земли розданы дворянам, Магдебургское право заменено российскими законами, действовавшими в отношении городов и их жителей.

2. Назовите основные этапы формирования кубанского казачества.

  1. 1775 год — Уничтожение Запорожской Сечи.
  2. 1787 год – Формирование «Войска верных запорожцев», ставшее впоследствии «Черноморским казачьим войском».
  3. 1790 год – Пожалование «Черноморском казачьему войску» земель вдоль побережья Черного моря между реками Днестр и Буг.
  4. 1792 год – Передача «Черноморскому казачьему войску» земель Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение». Начало переселения казаков на Кубань.
  5. 1860 год – На Кубань из Малороссии переселено более 100 тысяч человек. Путем объединения «Черноморского казачьего войска» и «Кавказского линейного войска» создано «Кубанское казачье войско».

3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселенных территорий?

Российское правительство привлекало иностранцев для заселения малонаселенных территорий путем предоставления льгот, свобод и финансовой помощи.

Важнейшие льготы иностранным поселенцам:

  • Деньги на путевые расходы;
  • Свобода вероисповедания;
  • Освобождение от всех податей и повинностей на срок до 30 лет;
  • «Даровые квартиры» на полгода;
  • Беспроцентная ссуда с погашением через 10 лет в течение 3-х лет;
  • Поселившимся колониям предоставлялась собственная юрисдикция;
  • Поселенцы могли беспошлинно ввезти с собой имущество и на 300 рублей товаров;
  • Освобождение от военной и гражданской службы;
  • Возможность организовывать беспошлинные ярмарки и фабрики с беспошлинно производимыми товарами.

4. Каковы были основные направления религиозной политики Екатерины II? В чем она отличалась от политики предшествующего периода?

Основой религиозной политики Екатерины II  была веротерпимость и толерантность. Поскольку большая часть работы по добровольно-принудительному переводу нехристианского населения России в православие к моменту восшествия Екатерины II уже была завершена, Екатерина II закрыла «Новокрещенскую контору». Была объявлена свобода вероисповедания.

Были частично восстановлены права «старообрядцев», которым разрешили исповедовать свою веру, строить церкви и соборы. Был упразднен двойной подушный оклад и принудительная регистрация. Появились первые признаки примирения официальной православной церкви со старообрядцами в форме «единоверия».

Свобода вероисповедания была предоставлена и католикам. Российские власти даже оказывали покровительство ордену иезуитов, даровав возможность открывать школы и даже руководить образованием в целых регионах.

Мусульманам также разрешили строить мечети и медресе. В казанской гимназии разрешили вести преподавание татарского, арабского, турецкого языков и изучение Корана. В Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием.

Принцип веротерпимости частично распространялся и на иудеев. Правда в их отношении было введено ограничение территории проживания в виде «черты оседлости». Евреям разрешалось открывать синагоги и собственные учебные заведения.

5. Какую функцию в реализации религиозной политики выполняла «Новокрещенская контора»? Узнайте, существовал ли ее аналог до правления Екатерины II.

Новокрещенская контора — это христианская миссия для коренных народов Поволжья (мордва, башкиры, чуваши, черемисы, вотяки, татары), образованная в 1740 году по указы императрицы Анны Иоанновны. До создания Новокрещенской конторы существовала Комиссия новокрещенских дел.

Новокрещенская контора не только осуществляла миссионерскую деятельность, но и предоставляла иноверцам, желающим принять православие, не только свободу на три года от податей и повинностей, но даже такие льготы, как освобождение от крепостной зависимости и рекрутчины, сложение недоимок и амнистия по всем преступлениям и проступкам, совершенным до крещения.

По указу Анны Ивановны надлежало «принуждения ко крещению отнюдь не чинить, и им (иноверцам) за то ничем не угрожать, но поступать в том по образу апостольской проповеди, со всяким смирением, тихостию и кротостию безо всякого кичения, угрожения же и страха, дабы не подать им причины инако толковать».

Однако на практике возобладали насильственные методы. Особенно широко и рьяно Контора новокрещенских дел использовала методы прямого принуждения к принятию православия и преследования мусульман. Миссионеры вместе с солдатами отправлялись в нерусские деревни, насильно сгоняли их жителей к реке и «крестили». При сопротивлении в ход шли плети и палки. Людей хватали на улицах, волокли в церкви, окатывали водой и объявляли христианами. Даже малолетние дети порой не избегали такой участи. Новокрещенов, не соблюдавших христианских обрядов, отправляли в тюрьмы, подвергали физическим наказаниям, «в железы и цепи сажали». В дни мусульманских праздников православные священнослужители устраивали в татарских деревнях крестные ходы. Осквернялись и разрушались древние мусульманские кладбища, а могильные плиты шли на фундаменты строящихся церквей.

Дополнительным фактом принуждения к христианизации стал указ императрицы Елизаветы Петровны (1742 г.), запрещающий строительство мечетей и обращать христиан в мусульманскую веру. Указом предписывалось строительство православных церквей в селах, где жил хотя бы один крещенный. А в 1749 году на некрещенных крестьян была переложена подушная подать перешедших в новую веру.

Тем не менее, по мнению публициста В.Д.Карамазова работа Новокрещенской конторы была практически была провальной среди татар и башкир, но более успешной среди чувашей, мордвы, марийцев, калмыков. Исследователь Э.Г.Алдашев вот так обосновал причину неудачи добровольно-принудительной христианизации среди татар: «мусульманская вера была их центральным стержнем этнического самосознания и своего рода этническим духовным маркером. Понятие христианства считалось первым шагом к обрусению, а этого татарам не хотелось. Они верно служили русскому правительству, но ни в коем случае не желали терять свое прежнее этническое лицо».

6. Какие цели преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России? Были ли они достигнуты?

Цели, которые преследовало правительство, разрешив деятельность ордена иезуитов в России, доподлинно не известны. Озвученная в учебнике позиция о надеждах, что иезуиты развернут антипапскую деятельность и тем самым ослабят позиции Греко-католической церкви в западных областях Российской империи нам представляются нереальными и надуманными. «Громить» униатскую церковь, призванную примирить православных и католиков, разрешив при этом переход православных в католичество – такое решение нам представляется из разряда «сгорел сарай, гори и хата». Тем не менее, если такой проект и был, то он с треском провалился.

Еще одну версию представил доктор исторических наук А.В. Пыжиков. Он считает, что Екатерина II таким образом решилась на крупный идеологический проект – в кратчайшие сроки сформировать единую национальную идею для того, чтобы народ ею проникся и больше не восставал против монархии, как это произошло во время французской революции. Предполагалась, что такая национальная идея сможет примирить правящее российское общество со всеми народами России и создать единую нацию. А кто обладал огромным опытом в формировании идеологий и пропаганде? Конечно, иезуиты. Поэтому, по мнению А.В.Пыжикова Екатерина II не могла не воспользоваться подвернувшимся ей шансом и привлечь на свою сторону профессионалов, творцов идеологий и пропаганды. Помимо этого, иезуиты были большими специалистами в области образования, чего нельзя сказать о православной церкви. А где еще внедрять новую идеологию, как не в образовательных учреждениях?

Что в итоге. Иезуиты не добились своей цели привести православных в лоно католической церкви, хотя очень старались. После войны с Наполеоном иезуиты были изгнаны из России под предлогом чрезмерного стремления обратить православных в католицизм. С другой стороны, российские власти добились своих целей. Они получили целый выводок высокообразованных дворян, обученных в иезуитских учебных заведениях для замещения всех руководящих постов в правительстве.

Была создана и национальная идея. Сначала это была идея славянизма и патриотизма ради славянского мира, но она не очень подходила для многонациональной страны, а в 1833 году появилась новая национальная идея, отвечающая интересам государства. Ею стала знаменитая формула «Православие, самодержавие, народность», выдвинутая воспитанниками иезуитов министром народного просвещения графом С.С.Уваровым, обер-прокурором Святейшего синода графом Н.А.Протасовым, генералом, шефом жандармерии и главой III отделения императорской канцелярии А.Х.Бенкендорфом. К слову, эта теория появилась еще и в качестве антитезиса французскому девизу «Свобода, равенство, братство».

7. В чём проявлялась «политика сотрудничества» с мусульманским населением России, провозглашенная Екатериной II?

Мусульманам разрешалось создавать собственные религиозные учреждения и собрания, но под контролем светской власти губернаторов регионов, которые решали вопросы назначения на духовные мусульманские должности и разбирали споры и дела, подлежащие по шариату разбору в советах мулл и старшин. Также светская администрация следила за исполнением мусульманами воинской повинности.

8. Каким образом практика введения «черт оседлости» для иудеев характеризует политику Екатерины II по отношению к этой группе населения?

Практика введения «черт оседлости» для иудеев, при всей политике веротерпимости, свидетельствует о чрезвычайной нелюбви к евреям. Граф Иван Толстой писал, что русская государственная власть при создании и сохранении закона о «черте оседлости» исходила из предпосылки, что в лице евреев она имеет дело с основательно испорченным, преступным и почти неисправимым народом. Считается, что понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма.

Работаем с картой

1. Покажите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи при Екатерине II. Оцените (примерно), насколько это увеличило территорию России.

Учебник “История России”, 8 класс. Материал для самостоятельного изучения 2

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы — Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Их площадь нами оценивается примерно в 500 тысяч квадратных километров. Таким образом, территория Российской империи увеличилась примерно на 3%.

На карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XVIII века отмечены желтым цветом.

2. Покажите на карте территорию расселения казачества.

Учебник “История России”, 8 класс. Материал для самостоятельного изучения 2

Как мы видим на карте казаки расселялись в основном по южным границам Российской империи.

  1. Новороссийское войско – между Днестром и Бугом на побережье Черного моря.
  2. Азовское войско – северное побережье Азовского моря.
  3. Кубанское войско (Черноморское + Кавказское Линейное) – Тамань, Кубань и Северный Кавказ.
  4. Донское войско – река Дон.
  5. Астраханское войско – низовья Волги.
  6. Уральское войско – река Яик (Урал).
  7. Оренбургское войско – Оренбург.
  8. Башкирское войско (формально они не казаки, но являлись иррегулярным войсковым соединением по типу казачьего войска) – Башкирия.
  9. Тобольские, Томские, Енисейские, Иркутские конные и пешие полки
  10. Сибирское линейное войско – по сибирским границам России.
  11. Забайкальское войско – Забайкалье.

3. Покажите территории Российской империи, на которых значительное влияние имела униатская церковь.

Учебник “История России”, 8 класс. Материал для самостоятельного изучения 2

Значительное влияние униатская церковь имела на землях Белоруссии и Украины, которые отошли Российской империи после трех этапов раздела Речи Посполитой. Для того, чтобы правильно отметить на карте эти территории, мы сравнили карту присоединенных земель с картой административного деления греко-католической церкви до раздела Речи Посполитой. Получившийся результат мы представляем на карте. Красной чертой обозначена территория влияния униатской церкви на присоединенных землях.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя Интернет, соберите информацию об ордене иезуитов и его деятельности в России в XVIII-XIX вв. Оцените цели иезуитов и способы их достижения.

Монашеский орден Иисуса, членов которого называли иезуитами, был создан в 1540 году. Он стал своеобразным ответом Ватикана на распространившиеся по Европе идеи Реформации. При этом главной целью ордена являлась не столько пропаганда идей контрреформации, сколько миссионерская деятельность и создание религиозных учебных заведений. Одним из направлений для своей деятельности иезуиты выбрали «московитские земли».

Известно, что отношения между католиками и православными складывались противоречиво, да и сами взгляды Ватикана на населявшие московские земли народы были непростыми. С одной стороны, русские верили в Иисуса Христа и возносили молитвы Богородице, а с другой – делали это по византийским обрядам и не признавали власть Папы Римского. Их нельзя было считать язычниками, как коренные народы Америки или Африки, но и стопроцентными христианами Ватикан русских назвать не мог. Поэтому в переписке католических священников православные именовались схизматиками, то есть раскольниками. Попытки вернуть заблудших православных в лоно истинной церкви предпринимались Ватиканом неоднократно.

Тем не менее, вторжение Лжедмитрия и польской армии в Москву и последовавшая за этим Смута вызвали у русских стойкое негативное отношение к католицизму в целом. Послабление католикам вышло лишь в правление царевны Софьи, когда в Москве была открыта миссия иезуитов. В школе при миссии, где уроки велись на русском языке, училось много детей московской знати.

При наследниках Петра I отношение к католикам в России стало гораздо терпимее. Однако православие оставалось главной религией, поддерживаемой государством. В 1768 году Екатерина II постановила, что ни один российский католик не должен выполнять распоряжение Папы Римского, пока оно не будет утверждено её императорским величеством. Этот указ о приоритете российского закона над общеевропейским привел к парадоксальной ситуации.

В 1773 году Папа Римский Климент XIV (напомним, Ватикан был основателем ордена иезуитов) из-за чрезмерного вмешательства иезуитов в европейскую политику объявил о роспуске ордена. Екатерина II почему-то не ратифицировала папский указ, и Россия стала чуть ли не единственной страной, где орден не только продолжил свою деятельность, но и усилил свое влияние. В Европе орден Иисуса находился под запретом, а в России иезуиты открывали академии и прочие учебные заведения. Наследник Екатерины II Павел I даже взял орден под свое покровительство. Павел I считал, что иезуиты смогут спасти Европу от влияния «страшных» идей французской революции. Иезуитам был передан под управление собор Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, им также было поручено руководить всей системой образования в Литве. Миссии ордена появились в Одессе, Астрахани и Саратове. В Санкт-Петербурге открывается элитный «Пансионат аббата Николя» на Фонтанке, куда могли попасть для обучения только отпрыски самых влиятельных и богатых дворян, будущая российская элита. Отмечалось большое количество переходов из православия в католичество, особенно среди проживавших в Петербурге дворян.

Получается, Екатерина II сама открыла Россию ордену иезуитов. Зачем? Существует мнение, что Екатерина надеялась, что разгневанные решением Папы римского иезуиты отринут свои уставные цели и начнут антипапскую деятельность, ослабив тем самым позиции Греко-католической (униатской) церкви. Нам кажется эта версия маловероятной. «Громить» униатскую церковь, призванную примирить православных и католиков, разрешив при этом переход православных в католичество – такое решение нам представляется из разряда «сгорел сарай, гори и хата».

Екатерине II вообще были безразличны вопросы религии. Она даже поначалу считала, что православие и кальвинизм – это одно и то же. Существует и другая гипотеза. Доктор исторических наук А.В. Пыжиков считает, что Екатерина II таким образом решилась на крупный идеологический проект – в кратчайшие сроки сформировать единую национальную идею для того, чтобы народ ею проникся и больше не восставал против монархии, как это произошло во время французской революции. Предполагалась, что такая национальная идея сможет примирить правящее российское общество со всеми народами России и создать единую нацию. А кто обладал огромным опытом в формировании идеологий и пропаганде? Конечно, иезуиты. Поэтому, по мнению А.В.Пыжикова Екатерина II не могла не воспользоваться подвернувшимся ей шансом и привлечь на свою сторону профессионалов, творцов идеологий. Помимо этого, иезуиты были большими специалистами в области образования, чего нельзя сказать о православной церкви. А где еще внедрять новую идеологию, как не в образовательных учреждениях?

Ну что же, вероятно и такая версия имеет право на существование. Осталось понять, какую идеологию российские власти пытались внедрить при помощи иезуитов, какие цели преследовали при этом сами иезуиты и получилось ли у них добиться каких-либо результатов. Напомним, что главной задачей ордена иезуитов было противодействие идеям Реформации, сохранение власти Папы Римского и создание единого христианского общества. Для достижения этих целей любые отклонения в общественно-политическом устройстве христианских государств были недопустимы. Например, та же самая французская буржуазная революция. Устранение во Франции монархии и создание республики фактически делали людей свободными (в том числе и духом), возвышали идеи Реформации и ставили крест на ведущей позиции канонической католической церкви. Поэтому иезуиты боролись против подобных общественно-политических изменений, применяя собственные методики идеологического воздействия и пропаганды.

Нельзя сказать, что российские власти стремились привести россиян в католицизм под власть Папы Римского, но вот идеи сохранения самодержавия, внедрения национальной идеи для контроля народа и недопущение революций были им близки. И с этой точки зрения иезуитские технологии идеологического воздействия и пропаганды были очень полезны для российской власти.

Что в итоге. Иезуиты не добились своей цели привести православных в лоно католической церкви, хотя очень старались. После войны с Наполеоном иезуиты были изгнаны из России под предлогом чрезмерного стремления обратить православных в католицизм. С другой стороны, российские власти добились своих целей. Они получили целый выводок высокообразованных дворян, обученных в иезуитских учебных заведениях для замещения всех руководящих постов в правительстве.

Была создана и национальная идея. Сначала это была идея славянизма и патриотизма ради славянского мира, но она не очень подходила для многонациональной страны, а в 1833 году появилась новая национальная идея, отвечающая интересам государства. Ею стала знаменитая формула «Православие, самодержавие, народность», выдвинутая воспитанниками иезуитов министром народного просвещения графом С.С.Уваровым, обер-прокурором Святейшего синода графом Н.А.Протасовым, генералом, шефом жандармерии и главой III отделения императорской канцелярии А.Х.Бенкендорфом. К слову, эта теория появилась еще и в качестве антитезиса французскому девизу «Свобода, равенство, братство».

С успехом применялись и иезуитские методики по внедрению национальной идеи и ее пропаганде. Результат можно было увидеть по вот таким фразам и мнениям: «мы же православные…», «как же мы без царя-батюшки», «русские — это богоизбранный народ, ведомый добрым царем» и т.п. То есть в сознание русского народа была внедрена идея, заставляющая народ рассчитывать не на собственные силы, но на то, что кто-то сверху за него все решит; верить не в себя, а в царя-батюшку и в церковь, в противном случае России не будет. Как мы можем убедиться, эта идеология никуда не делась и после падения царизма, только слова в ней были заменены: православие – на партийную идеологию, самодержавие – на верховенство партии, народность – на единство во всем, единомыслие и унификацию.

Скачать текст «Иезуиты в России»

2. Найдите в Интернете материалы по истории кубанского казачества XVIII-XIX вв. На их основе напишите эссе (в тетради) о повседневной жизни кубанских казаков.

История кубанских казаков

Основу Кубанского войска составили вольные казаки Запорожской Сечи, которые были вынуждены искать новый дом после уничтожения Запорожской Сечи указом Екатерины II. В 1775 году после подавления восстания Емельяна Пугачёва, по велению императрицы Екатерины II все поселения запорожских казаков были разрушены, а само слово «Сечь» было запрещено произносить. Несмотря на то, что Запорожские казаки обеспечивали защиту Малороссии, они были «слишком вольны» и могли принести много проблем императорской власти. Кроме того, основные угрозы в виде Османской империи с юга и Речи Посполитой с запада были устранены, и Запорожские казаки просто оказались не нужны. Таким образом, дальнейшая необходимость присутствия казаков Запорожского Низового Войска на их исторической родине для охраны южных границ отпала.

Недовольные властями Российской империи, пять тысяч вольных запорожских казаков ушло в устье Дуная, создав Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана. Османская империя, получив дополнительные силы в лице задунайских казаков, опять стала грозить Российской империи войной. Тогда российские власти приостановили процесс окончательной ликвидации запорожского казачества, а в 1783 году Новороссийский губернатор Григорий Потёмкин начал формировать «Кош верных казаков запорожских». В том же году казаки во главе команды волонтёров под общим началом Суворова направилась усмирять мятежный Крым.

В 1787 году Потёмкин организовал в Кременчуге аудиенцию бывших запорожских старшин у императрицы Екатерины II, на которой старшины подали прошение о восстановлении Войска Запорожского, в котором они выражали желание по-прежнему служить. В результате Александру Суворову было поручено сформировать новое «Войско верных запорожцев».

Очередная русско-турецкая война 1787-1792 годов оказалась для России удачной и за боевые заслуги в 1790 году «Войску верных запорожцев» была пожалована земля вдоль побережья Черного моря между реками Днестр и Буг, а само войско было переименовано в «Черноморское казачье войско». За два года на этой территории бывшие запорожцы основали 25 поселений, их численность увеличилась почти до 10 тысяч мужчин и женщин.

В 1792 году казаки убедили Екатерину II отдать им земли Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение». К 1793 году на Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые бывшие запорожцы называли куренями. Свою столицу казаки назвали Екатеринодаром (сегодня Краснодар). Позже на Кубань были также переселены казаки из других регионов Малороссии. Всего к 1860 году на Кубань из Малороссии были переселены более 100 тысяч человек. В 1860 году было официально создано Кубанское казачье войско путем объединения Черноморского войска и Кавказского линейного войска.

Быт кубанских казаков

Кубанские казаки старались сохранить свои запорожские традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Но власть старалась унифицировать жизнь казаков, тем самым усилить контроль над ними. В результате казаки смогли сохранить в новых условиях много традиций запорожцев, правда, сменив украинскую одежду на местную – черкески (кавказский кафтан).

Свои жилища казаки строили преимущественно из местных строительных материалов – глины, камыша, соломы, хвороста, а в лесных районах – из дерева. Типичным для Кубани домом считался турлучный дом – деревянный каркас, с обмазанными с двух сторон глиной со стенами, заполненными деревянными плахами, хворостом или камышом. Наряду с турлучными домами строились глинобитные дома, которые сооружались путем забивки деревянной опалубки глиной. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Терминология отдельных деталей жилища была и остаётся до настоящего времени различной: в западных районах она в основном украинская, в восточных – русская.

Кубанская народная кухня также является значимой частью культуры кубанцев. Основу питания кубанских казаков составляли мучные изделия, продукты животноводства, птицеводства, рыболовства, пчеловодства, овощи, фрукты, ягоды. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах, разнообразные пироги, вареники и галушки. Особо любима кубанцами лапша. Тесто для лапши замешивалось на яйцах, раскатывалось в тонкий лист и мелко резалось; запускалась лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный суп, заправленный жареным луком. На Кубани также готовили кушанья из муки, они отчасти заменяли хлеб: саламата – поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом или с пережаренным на сале луком) и любимая кубанцами кваша – запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный, кулага – пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром. Разнообразные крупы имели огромное значение в питании кубанцев. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшенная каши были одинаково любимы. Из напитков предпочитали узвар (компот), чаи, кисели, вишневку и водку. Казаки строго следили за культурой пития и наказывали пьяниц, поэтому «праздники проходили весело: с песнями, с легкой радостью и удалью». Из выше сказанного следует, что блюда кубанской кухни в первую очередь несут отпечаток украинской кухни, а также русской и горской.

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX века предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения – вдов, девок, семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в течение месяца в военных лагерях. При достижении юношей 21 года он поступал на четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные смотры. Все это требовало много времени и сказывалось на состоянии хозяйства казачьих семей. Свободное время станичники проводили в «беседах», на «посиделках». Кубанцы любили рукоделие: девушки на посиделках плели кружева и вышивали, занимались ткачеством, но соблюдали запрет на работу в праздничные церковные дни.

Кубанские казаки участвовали во всех войнах конца ХIХ – начала ХХ вв.. За свои боевые заслуги воины не раз получали награды из рук самих императоров. Но казачьи повинности распространялись не только на воинскую службу, но и на ремонт дорог, содержание почтовых станций и станичных зданий, и на многое другое. В награду за все эти хлопоты давался земельный надел от 7 до 9 десятин. Но не богатством, серебром и золотом гордились кубанцы. Доблестью и отвагой славились казаки, а войско их вековыми традициями и культурой. «Не пил воды кубанской – не ел каши казацкой», – говорили, напоминая, что казачество – это образ жизни, где честь и верность были превыше всего. К началу Гражданской войны Кубанское казачье войско составляло около 1,5 миллионов человек. В революционное время кубанцы выступили на стороне Белого движения. В 1920 году десятки тысяч казаков во главе с атаманом Науменко вынужденно отправились в эмиграцию.

Скачать текст «История и быт кубанского казачества»

3. Используя краеведческие материалы, сделайте презентацию о жизни одной из религиозных общин на территории вашего района в XVIII в.

Мы знаем, что после церковного раскола, начавшегося в 1654 году с началом церковных реформ патриарха Никона, русская православная церковь и все православное население России оказалось разделено на два противодействующих лагеря. Раскольничество (старообрядчество) было признано ересью и стало преследоваться церковными властями. Столкновение двух непримиримых позиций, двух мировоззрений оказалось трагическим для тысяч последователей старой веры. Церковь в 1656 году предала анафеме старообрядцев и обратилась к государству для поддержки реформы и преследовании еретиков.

Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православного культурного наследия. Это касается как церковного песнопения (уникальные черты певческой манеры — отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания), так и знаменитой старообрядческой иконописи, основавшейся на традициях русской и византийской школ. После того, как к XIX веку в официальной РПЦ иконопись оказалась в полном забвении, старообрядческие иконописцы оставались единственными хранителями традиции, что позволило заново «открыть икону» на рубеже XIX-XX веков.

Вопреки утвердившемуся мнению, несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в XIX веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль сыграло старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства. Это было обосновано культивировавшимися в старообрядческой среде традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.

Зная, что многие старообрядцы, спасаясь от гонений, уезжали жить в глухие малонаселенные места Поморья, нижегородские леса, Зауралье или были вынуждены вообще покинуть Россию, было удивительно выяснить, что во все эти времена старообрядцы умудрялись жить и в самой Москве. В 1771 году во время небольшой оттепели в политике относительно старообрядцев в Москве были основаны два старообрядческих центра – Преображенское и Рогожское кладбища. Мы расскажем о жизни старообрядцев Рогожской общины.

Именитые купеческие старообрядческие фамилии издавна селились в Москве в районе между Таганкой и Рогожской заставой и тесно поддерживали отношения со старообрядческой общиной Рогожского кладбища. Отделённая от остальной Москвы рекой Яузой и длинными улицами, Рогожская слобода долго сохраняла патриархальный жизненный уклад. И облик её обитателей, и двухэтажные каменные жилые дома на каменных фундаментах, и запертые ворота — всё это отличало её от остальной Москвы. В Рогожской слободе с XVII века жили отлучённые русской патриаршей церковью староверы. В начале 1790-х в Рогожской общине насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. ― 35 тысяч, в 1825 г. ― 68 тысяч.

Как писал в своих мемуарах «Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия» певец из Рогожской слободы П.И.Богатырёв большинство обитателей Рогожской слободы принадлежало к Православной Старообрядческой вере, сохраняющей обряды со времён крещения Руси. Эта жизнь создала особый быт, выработала свои условия; здесь нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы, особенно от её центра.

Старообрядцы создали в Рогожской слободе уникальный архитектурный ансамбль. Первый деревянный храм во имя Сергия Радонежского был построен в слободе в начале XVII века. В 1776 году московские купцы-старообрядцы возвели здесь храм Николая Чудотворца. В 1790—1792 годах архитектор Матвей Казаков воздвиг Покровский собор ― летний храм в честь Покрова Богоматери. Храм оказался самым большим в Москве, превосходил по площади Успенский собор в Кремле. По указанию Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили лишь одну, алтарные выступы пришлось разобрать. Чуть позже были выстроен храм Рождества Христова (зимний). Купеческие династии, строго соблюдавшие старые обряды, жертвовали старинные рукописи и книги, иконы в серебряных вызолоченных ризах, богатую церковную утварь.

В настоящее время кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище располагает ценнейшими древними иконами из рахмановского, солдатёнковского и других собраний. В библиотеке и архиве кладбища хранилось уникальное собрание древних рукописей и старопечатных книг, впоследствии отобранные в Отдел рукописей Румянцевского музея (ныне Российской государственной библиотеки); собрание портретов старообрядческих деятелей попало в Исторический музей. В 1856 году правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны.

И сегодня исторические памятники Рогожской старообрядческой слободы можно посетить всем желающим. Слобода находится в Юго-Восточном административном округе города Москвы (Нижегородский район).

Скачать текст «Рогожская слобода»

4. Напишите в тетради в виде отдельных пунктов характерные черты национальной и религиозной политики Екатерины II.

  1. Унификация управления на присоединенных к Российской империи земель (введение российских законов и территориально деления, разрушение Запорожской Сечи, отмена выборного гетманства, введение крепостничества, ликвидации всех элементов вольностей и привилегий национальных территорий, переселение народов).
  2. Активизация деятельности по привлечению иностранцев для заселения малозаселенных территорий Российской империи (предоставление им льгот и привилегий, которые не снились обычным россиянам).
  3. Политика национальной и религиозной веротерпимости (кроме иудеев).
  4. Усиление государственного контроля на национальных территориях (подчинение религиозных органов светской власти).