Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22


Параграф 22. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Вопросы в тексте параграфа

В чем состояли главные причины столь значительных успехов России во внешней политике во второй половине XVIII века?

От вас ждут одного ответа – столь значительных успехов Россия добилась за счет активной внешней политики. Но мы не хотели бы, чтобы ваш ответ сводился лишь к этому. Представьте себе, что старшеклассник, пользуясь своей силой, разбил 10 носов своим более слабым одноклассникам и теперь все они позволяют ему списывать у себя домашку, при этом не испытывают к нему каких-либо дружеских чувств. Этот старшеклассник тоже вел успешную внешнюю политику?

Именно так получается и с Екатериной II. В начале своего царствования Екатерина ставила себе целью жить в дружбе со всеми державами, чтобы иметь возможность всегда становиться на сторону наиболее угнетенного и быть третейским судьей Европы. Трудно было разыграть такую роль в тогдашней политической Европе. Тогда в международной европейской политике действовали настоящие политические акулы. Им не нужны были судьи, а нужны были лишь простаки, которых можно было заставить действовать в своих интересах.

Екатерина раскусила этот политический мир и поняла, что в нем успех создается эффектом, а скромность и нерешительность принимается за признак слабости. Притом эффект ей нужен был и для внутреннего впечатления, чтобы возбудить национальную гордость. Поэтому во всех своих многочисленных внешнеполитических начинаниях Екатерина действовала дерзко и высокомерно, реализуя право сильного и превращая его в завоевания и присоединения. В своей внешней политике Екатерина II являлась не мировой посредницей, а скорее задорной стороной, заводила свои партии, интриговала, подкупала, создавала себе врагов и, наконец, так запутала свою международную политику, что сама сравнивала ее с вязким местом: едва вытащишь одну лапу из грязи, как завязнет другая. Вместо дружбы со всеми державами она за годы своего правления перессорила Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований, вела в Европе шесть войн и перед смертью готовилась к седьмой — с революционной Францией.

Ее политика прямого вмешательства, не сдерживаемая чувством ответственности, могла бы наделать много хлопот, если бы политика Екатерины не страдала «недостатком политического глазомера», неумением ставить реальные цели и последовательно их достигать. Признавая доброе начало половиной дела, Екатерина обыкновенно начинала шумными выступлениями с широкой программой, а потом, осмотревшись, наткнувшись на препятствия, шла на сделки, уступки, сокращала свои виды, порой прикрикивала министру: «Держитесь крепко — и ни шагу назад», — и все-таки отступала.

Так что все успехи внешней политики имели и обратную сторону. Россия не только приобрела репутацию сильной державы и расширила свои границы, но и растеряла всех друзей, заставила все страны бояться себя и создала себе будущих сильных противников.

Перечислите все предыдущие войны между Россией и Турцией.

  • 1568-1570 гг. Османская империя в союзе с Крымским ханством захотела решить свои геополитические задачи, прорыв водный канал между Доном и Волгой и изгнав Русское царство с Нижней Волги, захватив Астрахань. Неподготовленность похода, недостаток снабжения привел к бунту янычар и снятию осады Астрахани. В 1570 году послы Ивана Грозного заключили в Стамбуле договор о ненападении.
  • 1672-1681 гг. Османская империя, вмешавшись в гражданскую войну на Украине, попыталась получить контроль над Правобережной Украиной, находившейся в составе Речи Посполитой. Гетман Правобережной Украины Пётр Дорошенко стал вассалом Османской империи и в 1672 году турки ввели в Правобережную Украину войска. Поляки уступили Подолье Османской империи и заключили Бучачский мир. Русское царство, опасаясь возможного вторжения турков на подконтрольную России Левобережную Украину, решило нанести упреждающий удар. Захватить Правобережную Украину Русское царство не смогло, но то, что Левобережная Украина осталась за Россией (хотя может быть на нее никто и не собирался нападать), можно считать успехом. По Бахчисарайскому договору объявлялось 20-летнее перемирие, Левобережная Украина оставалась за Россией, однако Запорожская Сечь выходила из подчинения Москвы и объявлялась независимой территорией, а Россия должна была уплачивать дань Крымскому ханству.
  • 1686-1700 гг. Русское царство заключает с Речью Посполитой Вечный мир, по которому поляки отказывались от притязаний на Киев за 146 тысяч рублей и признавали за Русским царством Левобережную Украину и Смоленск. Россия также обязалась вступить в Священную лигу, разорвать мирный договор с Османской империей и присоединиться к странам, ведущим войну против Турции. В рамках этой войны Русским царством в нарушение Бахчисарайского мира были предприняты два неудачных крымских похода (1687 и 1689 гг), успешные походы в Поднепровье и азовские походы Петра I (1695 и 1696 г.). В 1700 году Россией был заключен Константинопольский мирный договор с Османской империей на 30 лет. России отошла крепость Азов.
  • 1710-1713 гг. Получив в конце 1710 года сообщение о подготовке турецкой армии к войне с Россией и объявление войны, Петр I начал Прутский поход. Кампания окончилась полной неудачей. Войска Петра I были окружены в несколько раз превосходящей их османской армией. Петр решил пожертвовать многими достижениями, чтобы выйти из окружения. Он был готов отдать туркам Азов, шведам Лифляндию и согласиться на шведского ставленника на польском троне. На подкуп визиря и других турецких начальников из русской казны было выделено 150 тысяч рублей. Условия перемирия оказались намного легче тех, на которые был готов пойти Петр I. Россия всего лишь возвращала туркам Азов, разрушала крепость Таганрог, отказывалась от вмешательства в дела запорожских казаков и давала свободный пропуск шведскому королю Карлу XII в Швецию.
  • 1735-1739 гг. В марте 1735 года, чтобы избежать конфликта с Персией, Россия заключила Гянджинский трактат. В соответствии с трактатом Россия возвращала Персии прикаспийские территории с городами Баку и Дербент. Взамен Персия обязалась продолжать войну с Османской империей и не заключать с ней сепаратного мира. Этот российско-персидский договор побудил Османскую империю объявить себя покровительницей мусульманских народов Кавказа, стремясь привести под владычество Крымских ханов Кабарду, дагестанских и чеченских князей. Вторжение летом 1735 года крымских войск в Кабарду, Дагестан и Чечню, а также набеги крымских татар на Новороссию были расценены Россией как нарушение условий Константинопольского мира 1724 года, что стало одной из основных причин начала русско-турецкой войны. В ходе военных действий Россия осталась одна против Османской империи, поскольку ее главные союзники Персия и Австрия заключили мир с турками. Продолжать войну в одиночку было опасно, и Россия начала переговоры с османами о мире. По Белградскому договору Россия оставляла за собой Азов, но обязывалась уничтожить все находящиеся в нем укрепления. Кроме того, ей запрещалось иметь флот на Чёрном море, а для торговли на нем должны были использоваться турецкие суда.

Какие важные события предшествующей российской истории были связаны с Крымом?

По сути, единственным важным событием, которое каким-либо образом связывало русскую историю с Крымом, было крещение князя Владимира Святославовича в Корсуни (Херсонес Таврический) в 988 году. Все остальные «события» были связаны либо с Византийским влиянием и проездом различных византийских религиозных деятелей через Крым в Киевскую Русь, либо со спорной гипотезой вхождения восточного побережья Крымского полуострова в состав Тмутараканского княжества. В последующих столетиях Крым ассоциировался с враждебной территорией, откуда постоянно можно было ждать набегов орд Крымского ханства, либо с желанной целью, которую нужно захватить для получения выхода к Черному морю.

Всю свою историю до конца XVIII века Крым был чьим угодно. До нашей эры здесь жили киммерийцы, о которых писал Гомер. Поэтому восточный Крым зачастую называют Киммерией. Затем в Крым пришли тавры, второе название этого региона – Таврида, пошла именно от них. На смену таврам и киммерийцам пришли воинственные скифы. В Античные времена в Крыму появились первые греческие колонии – Херсонес Таврический и Боспорское царство. Потом в Крыму были Римская империя, Скифское государство, германские племена, Византия, Хазарский каганат, генуэзские колонии, ордынцы, Крымское ханство, Османская империя – вот только русских на постоянной основе в Крыму до конца XVIII века не было.

В чем состояли главные причины революции во Франции?

Как мы знаем, события во Франции в конце XVIII века, стали крупнейшей трансформацией социальной и политической системы Франции, приведшей к уничтожению в стране абсолютной монархии и провозглашению Первой французской республики свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».

Причинами Великой французской революции стали комплекс социально-экономических и политических противоречий между народом и властью:

  • неспособность королевской власти решить финансовые проблемы государства в рамках существовавшего накануне революции «старого порядка»;
  • нежелание высших сословий (дворянства и духовенства) менять установившийся порядок, дававший им большие привилегии;
  • постепенное становление и обогащение третьего (капиталистического) сословия, политические права которого в конце концов пришли в противоречие с его экономическими возможностями;
  • распространение идей Просвещения, ставившего под сомнение традиционные институты и привилегии.

Грубо говоря, во французском обществе созрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, запутанной системой налогообложения надо менять. Более того, в умах образованной части французского общества произошел переворот и они стали понимать, что существовавшая во Франции абсолютная монархия – не более чем узурпация по отношению к прочим сословиям и народу в целом, и такая система не только не может обеспечить нормальное развитие Франции, но все больше игнорирует интересы простых граждан.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие новые обстоятельства влияли на внешнюю политику Екатерины II?

При вступлении на престол Екатерине II было не до активной внешней политики — армия и флот были в плачевном состоянии, казна пуста, да и проблем внутри страны выше крыши. Ее больше волновал вопрос, как удержать власть. При встречах с иностранными послами Екатерина II неоднократно говорила, что ей нужно как минимум 5 лет мир, чтобы привести дела в порядок. Поэтому она и подтвердила мирный договор с прусским королем Фридрихом II, а также отменила приготовления к походу на Данию. Никаких внешнеполитических целей на тот момент у нее не было.

Однако, когда мы говорим о внешней политике при правлении Екатерины II, мы в первую очередь вспоминаем военные победы над Турцией, Швецией и раздел Речи Посполитой. Как же так получилось, что не ставящая больших целей императрица устроила такой переполох в Европе?

Польские дела свели Екатерину до срока с пути невмешательства в международную политику. Смерть польского короля Августа III стронула тот камень, который вызвал лавину. Пользуясь поддержкой польской пророссийской партии Чарторыйских, Екатерине удается поставить на польский трон своего фаворита Станислава Понятовского. Вмешательство России в дела соседнего государства и недовольство политикой пророссийского короля привело к созданию в Польше оппозиционной Барской конфедерации и гражданской войне, в которую была вовлечена и Россия. Барская конфедерация обратилась за помощью к Франции и Турции. В итоге Османская империя и Крымское ханство объявили России войну, которую проиграли. А Речь Посполитая в результате соглашений между Пруссией, Австрией и Россией была разделена.

Мы видим, что не ставящая больших внешнеполитических задач Екатерина, все-таки втянулась в международную политику. Тут же появилось и идеологическое обоснование такой политики – решение «восточного и западного славянских вопросов».

Восточный вопрос. Вопрос состоял в том, чтобы продвинуть территорию государства на юге до Черного и Азовского морей, и ни в чем более он не состоял в то время. Но такая цель казалась слишком скромна: пустынные степи, крымские татары – это завоевания, которые не окупят потраченного на них пороха. Но Екатерина уже твердо стояла на ногах. А ее фавориты придумали достойную великой императрицы цель – освободить всех православных в Греции и на Балканах от власти мусульман. Отсюда появился и Средиземный поход Кронштадтской флотилии, который ранее сама Екатерина критиковала как глупую затею. Итоги мы войны мы знаем. Россия получила Кабарду, часть степей Северного Причерноморья и «освободила» крымских мусульман от турецких мусульман. С этого момента начинается ослабление Османской империи.

Западный вопрос. Возникшие в ходе русско-турецкой войны разногласия с Австрией были решены путем раздела Речи Посполитой. В три этапа три страны фактически уничтожили польскую государственность. Австрии достались самые густонаселенные земли, Пруссии – самые богатые, а России – самые православные.

2. Чем вы объясните успешный для России ход Русско-турецких войн второй половины XVIII века?

Залог военного успеха армии – это сложный комплекс фактов, которые должны сложиться правильным образом: боевой дух, современное вооружение, система подготовки рядового и офицерского состава и эффективное снабжение. Екатерине II в наследство досталась армия, в которой жалование не платили по 8 месяцев; флот, который по словам императрицы был не более чем «судами для ловли сельди»; крепости, которые разваливались на глазах. Тем не менее, это были решаемые проблема, а турецкая армия и флот были объективно еще хуже.

В истории боевой дух русских солдат позволял им совершать невозможные вещи. Лучше всего важность боевого духа отражена во фразе, приписываемой Наполеону: «В мире есть только две силы: сабля и дух. И в конечном счете дух побеждает саблю». Иными словами, если солдат знает, что сражается за правду, понимает цель и видит качественное и эффективное командование – он сражается гораздо лучше. И наоборот, если солдат не понимает, за что он должен умереть, если он видит лишь коррупцию и бездарное командование, если ему приходится терпеть чрезмерные лишения и голод, если он видит, что командирам безразлична его жизнь или смерть – сражаться и умирать он будет с большой неохотой, неважно, насколько хорошо он вооружен.

Благодаря реформе армии, задуманной и проведенной Петром I, российские войска получили современное вооружение и качественную систему подготовки рядового и офицерского состава. Император не только ввёл рекрутскую повинность и построил военную экономику, но и собственноручно написал уставы для армии и флота, в которых обобщил передовые приёмы ведения боя, выработанные, в том числе, и на основе ошибок Прутского похода. Поэтому к концу XVIII века на передовые позиции в российской армии выдвинулись люди, обучавшиеся уже «по петровским методичкам» и набравшиеся опыта в Семилетней войне. К русско-турецким войнам второй половины XVIII века талантливые офицеры доросли до генеральских должностей и были способны победить неприятеля в любых условиях.

С другой стороны, в это же время турецкое государство и армия погрязли в коррупции. В Османской империи отмечался разгул взяточничества. Продавались абсолютно все должности, кроме султанской. Естественно, люди, купившие себе должности в армии, старались извлечь из них максимум выгоды. Показательнее всего была ситуация с янычарами. Одно название этих воинских частей в XVI веке внушало страх всей Европе. Однако за десятилетия турецких дворцовых переворотов янычары стали ленивыми и пассивными. В части постоянно приписывали людей «по знакомству», а то и просто продавали места в корпусе, как и любую другую должность в империи. Дошло до того, что к моменту войны с Россией в корпусе янычар было записано 75 тысяч воинов, что позволяло султану, доверявшему отчетам своих министров, не сомневаться в победе. Однако, когда начались военные действия, выяснилось, что до фронта добрался только каждый четвертый из имевшихся в списках. Остальные были либо детьми, либо «нестроевыми», либо просто откупились, сославшись на болезни. Конечно же, приписки и коррупция имели место и в российской армии, но, судя по всему, не в таких масштабах.

3. Дайте оценку участию России в разделах Речи Посполитой. Какие территории вошли в состав России в ходе этих разделов?

Вопрос оценки участия России в разделах Речи Посполитой представляется нам чрезвычайно сложным. С одной стороны захват территорий суверенного государства в XVIII веке считался явлением обыденным, с другой стороны современные нормы международного права и общечеловеческой морали явным образом осуждают такие действия. Каким же образом нам следует давать оценку разделам Речи Посполитой? Что на чаше весов будет иметь больший вес, присоединение Россией земель, считавшихся Западной Русью, или уничтожение целого славянского государства? Мы решили постараться уйти от моральной оценки и сосредоточиться на оценке этого явления с точки зрения международной политики XVIII века.

Рассматриваемые факты достаточно однозначны. Россия стремилась воссоединиться с Западной Русью, но вместо этого разделила Польшу. Очевидно, это различные по существу акты — первого требовал жизненный интерес русского народа; второй был делом международного насилия. Раздел славянского государства как решение не отвечало задаче. Конечно, Россия получила Западную Русь, но не как результат борьбы один на один с Польшей во имя политического объединения русского народа, а как долю в захватной сделке во имя права сильных.

Россия присоединила не только Западную Русь, но и Литву с Курляндией, зато Западную Русь не всю, уступив Галицию в чужие руки. Современники рассказывали, что при первом разделе Екатерина плакала об этой уступке; 21 год спустя, при втором разделе, она спокойно говорила, что «со временем надобно выменять у императора Галицию, она ему некстати»; однако Галиция осталась за Австрией и после третьего раздела.

Стоит ли говорить, что Польша была отнюдь не лишним членом в семье государств Северо-Восточной Европы, служа посредником между тремя сильными соседними странами. Но освобожденная от ослаблявшей ее Западной Руси, преобразовав в 1791 году свой государственный строй с новой конституцией без liberum veto, она могла бы сослужить добрую службу славянству и международному равновесию, стоя крепким оплотом против пробивавшейся изо всех сил на восток Пруссии. С падением Польши столкновения между названными тремя державами не ослаблялись никаким международным буфером и должны были больнее отзываться именно на России, граница которой не стала безопаснее от соседства с прусскими форпостами.

При этом одним славянским государством стало меньше. Оно вошло в состав двух немецких государств, и это была крупная потеря для славянства. С русским участием раздвинулось новой обширной могилой славянское кладбище, на котором и без того похоронено было столько наших соплеменников, западных славян. Историческая целесообразность указывала Екатерине возвратить от Польши то, что было за ней русского (и это было нормально в XVIII веке), но не внушала ей делиться Польшей с немцами. Предстояло ввести Польшу в ее этнографические границы, сделать ее настоящей польской Польшей, не делая ее Польшей немецкой. Без русских областей, в своих национальных пределах, даже с исправленным государственным строем самостоятельная Польша была бы для России несравненно менее опасной, чем та же Польша в виде австрийских и прусских провинций. Может быть, чтобы избегнуть вражды с польским народом, и последовавшей многовековой ненависти поляков к русским, следовало сохранить польское государство или лучше всего не лезть в чужое государство со своими фаворитами-ставленниками на престол? Это вопрос риторический.

Тем не менее, раздел Речи Посполитой остался в истории фактом, когда одно славянское государство помогло немецкому курфюршеству с разрозненной территорией превратиться в великую державу на развалинах другого славянского государства. Об этом в последующие века неоднократно пожалеют все европейские народы.

4. В чем состояла причина политики «вооруженного нейтралитета»? Какова ее суть?

Правительство Екатерины II выступило с важной политической акцией — Декларацией о вооруженном нейтралитете, которая сыграла существенную роль в укреплении позиций молодой заокеанской республики США на международной арене. Война, которую вела Англия против США и их европейских союзников, наносила большой ущерб международной морской торговле. Особенно страдали нейтральные государства. Морская торговля испытывала притеснения со стороны военных кораблей разных стран (Франции, Испании, США и др.), но наибольший ущерб наносили ей англичане. За годы североамериканской войны ими было захвачено, в частности, семнадцать русских судов.

В Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 года были изложены общие основы морской политики России. Этот документ имел форму обращения Екатерины II к правительствам Англии, Франции и Испании. В преамбуле говорилось, что целью выступления российского правительства с этим обращением является желание устранить «затруднения, причиняемые свободе общей торговли, и торговли русской в частности… Императрица считает своей обязанностью освободить оную всеми средствами, совместными с ее достоинством и благом ее подданных». Декларация провозглашала право нейтральных держав на беспрепятственную морскую торговлю в условиях войны со всеми, в том числе и с воюющими сторонами. Говорилось о решимости императрицы защищать свое право силой оружия.

Провозглашение вооруженного нейтралитета имело большое международное значение. Устанавливались твердые правовые начала, защищавшие морскую торговлю нейтральных стран во время войны. В 1780-1783 годах к принципам, выдвинутым Россией, присоединились многие нейтральные государства Европы, их признали также Франция и Испания. Однако отклики, которые встретила акция Екатерины II в Лондоне и за океаном, были далеко не одинаковыми. Если англичане отнеслись к Декларации более чем прохладно, то американцы откликнулись с энтузиазмом. Видные деятели американской республики Б. Франклин, Дж. Вашингтон, Дж. Адамc дали очень высокую оценку идеям вооруженного нейтралитета и действиям России.

Провозглашение Декларации о вооруженном нейтралитете и образование затем Лиги нейтральных государств сыграли важную роль в международных отношениях того времени. Акт Екатерины II был выгоден для многих стран, но в особенности для Соединенных Штатов Америки. История уготовила долгую жизнь идеям защиты прав нейтрального мореплавания, которые сделались солидной основой русско-американского сближения в последующие годы.

5. Какие результаты внешней политики Екатерины II вы считаете главными и почему?

Главными результатами внешней политики мы считаем увеличение международного влияния России, выход в Черное море и приобретение земель Белоруссии и части Украины.

6. Почему большинство европейских стран не поддержали идею России о вытеснении Турции из Европы?

На самом деле, таким образом вопрос не стоял. Россия оставила Балканы, чтобы не начинать новую войну с Австрией, которая была готова выполнить свои союзнические обязательства с Турцией. Конечно, можно сказать, что европейские страны не поддержали идею вытеснения Турции из Европы, опасаясь чрезмерного усиления России. В какой-то мере такой ответ тоже будет правдой.

Работаем с картой

1. Покажите на карте черноморские проливы. Объясните, почему для России был так важен контроль над ними.

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Черноморскими проливами считаются проливы Босфор (соединяющий Черное и Мраморное море) и Дарданеллы (соединяющий Мраморное и Эгейское море). Но на современной карте мы отметили еще и Керченский пролив (соединяющий Азовское и Черное море). Для обеспечения безопасной международной торговли России, конечно же, хотелось бы иметь контроль над всеми проливами, поскольку только так можно гарантированно попасть в Средиземное море и через него в океан. Однако, реально было получить контроль только над Керченским проливом. И на самом деле этот контроль не давал России ровным счетом ничего, поскольку давал возможность торговать лишь с Османской империей. Получить контроль над Босфором и Дарданеллами было задачей сложно выполнимой, для этого нужно было подчинить себе всю Османскую империю.

2. Покажите на карте территориальные приобретения России по итогам Ясского мирного договора.

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

На карте территориальные приобретения по Ясскому мирному договору показаны светло-зеленым цветом. Это земли Северного Причерноморья от Днестра до Южного Буга. Так же не стоит забывать, что по Ясскому договору Турция признавала за Россией земли всего Северного Причерноморья и Азовского моря, Крым, Кубань, а также отказывалась от претензий на Грузию и разрешала российским торговым кораблям свободный проход в Средиземное море.

3. Покажите на карте земли Речи Посполитой, отошедшие к России в ходе каждого раздела. Назовите города, вошедшие в состав Российской империи.

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

На карте земли Речи Посполитой, отошедшие к России в результате разделов обозначены светло-зеленым цветом в рамках границ розовой линии. В состав Российской империи вошли такие города, как Полоцк, Митава, Вильно, Гродно, Минск, Каменец-Подольский.

4. Покажите на карте места крупнейших сражений русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Места важнейших битв показаны на карте скрещенными мечами.

5. Используя карту, докажите, что Крым являлся стратегически важной территорией для Российской империи.

Полуостров Крым после его присоединения стал базой Черноморского флота. Также владение Крымом, городом Керчь и Таманским полуостровом давало России контроль над Керченским проливом, соединяющим Азовское и Черное море. В этом заключалася стратегическая важность Крыма.

На самом деле стратегическое значение Крыма для России преувеличено. Екатерина II захватом Крыма ставила лишь одну цель, устранить угрозу набегов со стороны Крымского ханства. Черноморский флот отлично себя чувствовал в лимане у Херсона, а Керченский пролив сам по себе не давал никаких преимуществ в морской торговле, поскольку без разрешения Османской империи выйти в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы российские корабли все-равно не могли.

Изучаем документы

О каком событии идет речь в рапорте Г.А.Спиридова? В каком архипелаге после описываемых событий стал господствовать русский флот?

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Речь в докладе идет о Чесменском морском сражении. После разгрома турецкого флота русский флот серьезно нарушил коммуникации турок в Эгейском море, установил блокаду Дарданелл и стал господствовать в архипелаге островов в Эгейском море. Все это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

В чем вы видите главную причину победы русских войск при Кинбурне? Какие данные говорят о масштабе битвы?

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Нам не известно, что за исторический документ приводят авторы учебника, но то, что он мало соответствует действительности – очевидно. В реальности сражение на узкой Кинбурнской косе стало свидетельством храбрости и отваги русских солдат и досадных тактических просчетов нашего прославленного командующего А.В.Суворова. В своих письмах после сражения Суворов признавал, что нужно было атаковать турецкий десант еще во время высадки, а не ждать, когда они возведут на косе эстакаду и не выроют 15 рядов траншей. Возможно, в этом случае, победу можно было одержать меньшими усилиями.

В документе, приведенном в учебнике, не говорится ни о численности армий, ни о реальном ходе сражения. Упоминание о том, что подкрепление из 300 человек позволило решить судьбу сражения в пользу российской армии, вообще не выдерживает никакой критики. На самом деле общая численность турецких и российских войск была примерно равна – по 4-5 тысяч человек. Отличие заключалось лишь в том, что на начало сражения в Кинбурнской крепости у Суворова было лишь 1500 человек, а еще 2500 тысячи резерва были разбросаны на расстоянии до 30 верст от Кинбурна, и им пришлось совершить марш-бросок до крепости, чтобы переломить ход сражения.

Мы считаем, что в Кинбурском победа была достигнута благодаря своевременной фланговой кавалерийской атаке казачьих полков. Несмотря на то, что многие генералы того времени, считали использование конницы на столь узком пространстве, где ей было не развернуться, безумием, Суворову удалось использовать легкую кавалерию для перелома. Стоит отметить, что именно во время этой кавалерийской атаки был убит турецкий главнокомандующий Юс-паша.

Еще одним важным, на наш взгляд, фактом, который повлиял на исход сражения, стало личное участие Суворова в битве на передовых позициях в рядах Шлиссельбургского полка. И в сложные моменты сражения дрогнувшие было солдаты возвращались в строй, потому что впереди был их командир, увлекавших их за собой своим примером.

О каком событии идет речь в рапорте А.В.Суворова?

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

В рапорте речь идет о взятии крепости Измаил 11 (22) декабря 1790 года.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Составьте в тетради таблицу «Основные направления внешней политики Екатерины II и ее результаты». Обсудите таблицу в классе.

Восточный вопрос Обеспечен выход к Черному морю, присоединены Северное Причерноморье, побережье Азовского моря, Крым, Кубань, Кабарда. Взята под покровительство Грузия. Ослаблена Османская империя.
Западный вопрос Разделы Речи Посполитой. Присоединение земель Белоруссии, Литвы, Курляндии и части Украины. Уничтожено славянское государство Речь Посполитая. Существенно увеличилась мощь Пруссии.
Обеспечение безопасности завоеваний в Прибалтике Признание шведами итогов Северной войны. Границы государств остались неизменными.
Американский вопрос Отказ в военной помощи Англии. Провозглашение политики «вооруженного нейтралитета» для защиты свободной морской торговли. Отношения с Англией охладели. Независимость Североамериканских Штатов не была признана.
Противодействие революционной Франции Формирование антифранцузской коалиции ради защиты монархических традиционных ценностей.

2. Оцените роль П.А.Румянцева и А.В.Суворова в достижении внешнеполитических задач России (используйте Интернет и дополнительные материалы).

Роль П.А.Румянцева и А.В.Суворова в достижении внешнеполитических задач России XVIII века огромна. Благодаря этим полководцам России удалось одержать значимые победы, которые решили судьбу войн второй половины XVIII века. Они заслужили все положительные оценки, которыми современники и потомки награждали их.

Петр Румянцев и Александр Суворов были из той когорты молодых военачальников, которые отличились и набрались опыта во время Семилетней войны. Оба были весьма талантливы, но строптивы. Они были готовы в нарушение субординации принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Однако, их талант мог проявиться только в том случае, если они командовали самостоятельно, а не исполняли глупые приказы высокопоставленных вельмож. И Румянцев, и Суворов были не только талантливыми полководцами и импровизаторами на поле боя, но и одаренными теоретиками военной стратегии и тактики. Румянцев разработал стратегию мобильной войны, основой которой стало быстрое маневрирование войск и молниеносные удары. Эту стратегию неоднократно использовал и Суворов, который в свою очередь стал автором знаменитого труда «Наука побеждать». У этих военачальников есть еще одна общая черта – системный подход к обеспечению войск всем необходимым, ежедневные внимание и контроль за деятельностью службы тыла, забота о здоровье и снабжении солдат.

3. Во время войны британских колоний в Америке за независимость Екатерина II отказалась помочь Англии войсками и разрешила негласно продать американцам оружие. Как вы думаете, почему она так поступила? В чьих интересах она действовала?

Екатерина II действительно ответила на просьбу английского монарха очень вежливым письмом, в котором аккуратно обосновывала невозможность послать российские войска для подавления восстания североамериканских колоний против английской метрополии (в частности, Англия просила 20 тысяч солдат для переброски в Канаду). Она объясняла свое решение тем, что российская империя только что вышла из одной войны и армии нужно время для отдыха и восстановления. Кроме того, Екатерина сообщала о своих опасениях, что пока еще не решены вопросы в Швеции и в Польше, что может потребовать военного участия. Также она обозначила, что в восстании североамериканских колоний не задействовано ни одно другое иностранное государство, и это означает, что данный конфликт должен считаться внутренним делом Английской империи.

Мы не смогли найти информацию о каких-либо документах или фактах, подтверждающих или опровергающих негласную продажу Россией оружия американцам. Известно только, что небольшая торговля с американскими колониями действительно велась. Американские торговые корабли приходили в русские порты. Русские же торговые корабли начали ходить в Америку лишь в первой половине XIX века.

Итак, факты изложены. Давайте попробуем понять причины таких действий Екатерины II и в чьих интересах они были.

Был ли отказ Екатерины направить войска в Северную Америку частью какой-либо политики по противодействию Англии? Ответ – отчасти. Россия при Екатерине II была союзницей и торговым партнером Англии. Английские послы неоднократно оказывали финансовую помощь Екатерине II, как до ее восшествия на престол, так и после. Грубо говоря – давали взятки. Англия, можно сказать, профинансировала дворцовый переворот Екатерины II. Было еще много фактов, открывающих близкие дружеские связи императрицы с британскими подданными. Так что Екатерину II можно смело называть англофилом. Тем не менее, ненавязчивая просьба купить 20 тысяч русских солдат, отправить их на другой континент, привести их к присяге английскому монарху Георгу III и отдать под командование британским военным «превосходили те средства», которыми Екатерина могла располагать «для оказания услуги». Это было чересчур. Однако, российские дипломаты были готовы обсуждать помощь Англии в ином виде, например, отправкой войск для защиты Ганновера, чтобы Англия могла использовать высвободившиеся войска по своему усмотрению. Такая готовность помочь не умаляла желания Екатерины хоть как-то ограничить влияние Англии в морской торговле, что вылилось в провозглашении Декларации о вооруженном нейтралитете, что косвенно сыграло на руку США.

Может быть, Екатерина II сочувствовала американцам в их борьбе за независимость и хотела им помочь, а может быть даже спасла независимость США? Ответ – ни в коей мере. Нет ничего более далекого от истинных мотивов Екатерины, чем забота о правах человека, с которых начинается американская Декларация независимости. Ей, только что пережившей смертельный ужас пугачевщины, североамериканское восстание представлялось противозаконным бунтом. В дипломатической переписке с Англией Екатерина II неоднократно выражала желание, чтобы Англия побыстрее решила вопрос своих североамериканских колоний. Более того, англичане не особо и нуждались именно в русских войсках. Получив вежливый отказ, Англия наняла и отправила в Северную Америку 30 тысяч гессенцев (подданных немецкого ландграфа Гессен-Кассельского Вильгельма VIII), правда это не привело к подавлению мятежа. Кроме того, при Екатерине II так и не произошло установления дипломатических отношений между Россией и США, последние не были официально признаны российским правительством. Так что говорить о том, что Екатерина II испытывала какую-то симпатию к американцам, ведущим войну за независимость, а уж тем более каким-либо образом желала помочь им – в корне не верно.

Тогда в чем же причина? Отказ от союза с Англией, провозглашение Декларации о вооруженном нейтралитете, предложение мирного посредничества никак не характеризуют отношение России к американской войне за независимость. Объективно ее позиция способствовала укреплению положения США на международной арене. Но дело здесь не в каких-то «симпатиях» Екатерины II и ее правительства к восставшим колониям, а в соображениях реальной политики и собственных интересов. Сыграли свою роль и недовольство всевластием Англии на море, и стремление не допустить существенного нарушения баланса сил в случае победы Великобритании над ее соперниками, и понимание неизбежности отделения американских колоний от метрополии, что представляло даже определенную выгоду для России в плане торговли, и стремление императрицы выступить арбитром в европейских и мировых делах, а далее повысить международный престиж и влияние России. То есть, ответ на поставленный вопрос – Екатерина II действовала исключительно в собственных интересах и ради выгоды для России.

4. Используя Интернет и дополнительные источники информации, сделайте электронную презентацию на тему «Чесменская битва».

Слайд 1

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Чесменское морское сражение состоялось 24-26 июня (5-7 июля по новому стилю) 1770 года в Хиосском проливе и Чесменской бухте. Это сражение стало важным эпизодом русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Сегодня 7 июля – день победы российского флота – является одним из дней воинской славы России.

В сражении принимали участие два российских флота адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова. Турецкий флот возглавлял капудан-паша Хасан-бей.

Российский объединенный флот состоял из 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, бомбардирского корабля «Гром», 17-19 вспомогательных судов и транспортов. Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судов.

Слайд 2. Хиосское сражение 24 июня (5 июля) 1770 года

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

В 10 часов две русские эскадры обнаружили турецкий флот, стоящим на якоре в Хиосском проливе. Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Если турецкая эскадра собиралась принимать бой, то такое построение было крайне неудачным, поскольку корабли второй линии либо вообще не могли вести огонь, либо их стрельба была неэффективной.

В любом случае турки имели преимущество в количестве пушек и русский флот не мог бы на равных вести бой, выстроившись в линию параллельно турецкой линии. Поэтому русская эскадра сконцентрировала свой удар лишь на самом краю правого фланга турецкого флота.

Слайд 3. Хиосское сражение 24 июня (5 июля) 1770 года

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Колонной друг за другом русские корабли пошли к правому краю турецкой линии. В 11:30 турецкий флот открыл огонь по приближающимся кораблям. Российский флот не отвечал, пока в 12:00 не сблизился с кораблями противника для ближнего боя. Маневр разворота в боевую позицию не удался трем российским кораблям: «Европа» проскочил свое место, был поврежден и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава» и корабля «Три Иерарха». Корабль «Три Святителя» тоже промахнулся и обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Святой Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.

Выход «Европы» из строя привёл к тому, что передовым кораблём российской эскадры стал «Святой Евстафий». На этот корабль был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей. «Святой Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры «Бурдж-у-Зафера», до того, как заметил на нём пожар. После того как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Святого Евстафия», тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и турецкий флагман. Адмирал Спиридов покинули «Святой Евстафий» ещё до взрыва. Большая часть команды корабля погибла.

К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

Слайд 4. Бой в Чесменской бухте 25-26 июня (6-7 июля) 1770 года

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

В маленькой Чесменской бухте турецкий флот также построился в две линии, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.

В течение дня 6 июля российские корабли издалека обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры. В 17:00 бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль «Европа», а к 1:00 ночи – «Ростислав» и «Не тронь меня».

Слайд 5. Бой в Чесменской бухте 25-26 июня (6-7 июля) 1770 года

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

В 1:30 один из турецких линейных кораблей взорвался вследствие перехода пламени с горящих парусов на корпус. Огонь быстро распространился на другие корабли в бухте. После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них туркам удалось расстрелять, один сцепился с уже горевшим кораблём, а последний брандер сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Экипаж последнего брандера поджег начиненный взрывчаткой корабль и покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный Родос. С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

Слайд 6

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в петергофском Большом дворце (1778—1779). Были воздвигнуты 2 памятника этому событию — Чесменский обелиск в Гатчине (середина 1770-х годов) и Чесменская колонна в Царском Селе (1774—1778), а также построены путевой Чесменский дворец (1774—1777) и рядом с ним Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, 1777—1780), ныне находящиеся в городской черте Санкт-Петербурга. В Большом Гатчинском дворце в 1790-е годы была оформлена парадная Чесменская галерея.

Скачать текст презентации «Чесменская битва»

Примечание: Все данное выше вы можете представить в своей презентации, а это примечание мы даем вам лишь для общего развития. На самом деле русский флот начала русско-турецкой войны 1768-1774 гг. сильно отличался от того флота, с которым одерживал блестящие победы адмирал Ф.Ф.Ушаков. Екатерине II после всех дворцовых переворотов достался флот, находящийся в полном разладе. Проведя его смотр, Екатерина с досадой сказала, что это не флот, а корабли для ловли сельди, поскольку экипажи были не обучены, не умели маневрировать и вести прицельный огонь. Когда эскадра Спиридова вышла из Кронштадта в открытое море, один из новейших кораблей оказался негодным к дальнейшему плаванию. Русские послы в Дании и Англии, осматривавшие проходившую эскадру, были поражены невежеством офицеров, недостатком хороших матросов, множеством больных, унынием всего экипажа. Эскадра двигалась медленно. Из 15 больших и малых судов эскадры до Средиземного моря добралось только восемь. Когда граф Орлов осмотрел их в Ливорно, у него волосы поднялись дыбом, а сердце облилось кровью: ни провианта, ни денег, ни врачей, ни сведущих офицеров, и «если бы все службы, — доносил он императрице, — были в таком порядке и незнании, как эта морская, то беднейшее было бы наше отечество». Екатерина же писала: «Если богу угодно, увидишь чудеса». И чудеса случились — в Эгейском море нашелся флот хуже русского. Турки в Чесменском сражении во всей красе продемонстрировали полную профнепригодность. После битвы граф Орлов писал: «Если бы мы не с турками имели дело, всех бы нас легко передавили».

5. Используя дополнительные источники, подготовьте биографический очерк о Ф.Ф.Ушакове.

Как только мальчику исполнилось 16 лет, он был направлен в Морской Шляхетский корпус кадетов, где отличился успехами в области истории и военных наук. В 1763 году Ушаков становится гардемарином, а год спустя капралом. Уже в 1766 году молодой юноша является мичманом, а в 1767 году направляется в свое первое морское путешествие на судне с названием «Наргин». Знакомство с открытым морем по пути из Кронштадта в Архангельск стало началом блестящей военной карьеры Ушакова. Огибая Скандинавию, юный еще и неопытный Федор Ушаков получал самые ценные знания и постигал науку мореплавания. Гибкий, острый ум и хорошая память позволили ему стать одним из лучших на судне и заслужить уважение товарищей.

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

В 1768 Ушаков служил под командованием капитана Грейга на судне «Три Иерарха» и после плавания по Финскому заливу был направлен под начало Сенявина в Азовский флот. Именно под командованием Сенявина Федор Федорович впервые смог практиковаться в маневрировании и стрельбе. В основном, задачей Азовской флотилии была охрана водных просторов и прибрежной зоны с целью недопущения высадки десанта противника. После того как русско-турецкая война была окончена, Российская Империя получила возможность развернуть свой флот на Черном море. Впервые Ушаков стал капитаном судов парусного «Гектора» и затем бота под названием «Курьер». Каждая новая должность позволяла будущему адмиралу накапливать бесценный опыт, который так пригодился ему в будущем. Ходил Ушаков и на усовершенствованном судне «Морея», а также на корабле «Модон». Каждое новое судно становилось очередным этапом оттачивания мастерства молодого командира, а задания выполнялись на самом высоком уровне.

В 1770 году перед молодым еще Ушаковым открывается перспектива успешной светской карьеры и предоставляется возможность приблизиться к милостям императорского двора. Его назначают капитаном императорской яхты. Однако такое назначение было воспринято Федором Федоровичем без особого энтузиазма, и уже через непродолжительный промежуток времени он получил направление в эскадру Сухотина. В 1776 году, находясь в звании капитан-лейтенанта, Ушаков командует «Северным Орлом», а затем фрегатом «Святой Павел». При прохождении службы в эскадре Сухотина Федор Федорович получает дополнительный опыт и заслуживает уважение командиров за свою отвагу и любовь подчиненных. Он был заботливым, но справедливым и суровым командиром. Отличало будущего адмирала то, что себя он никогда не жалел, а подчиненных берег и не бросал в необдуманные предприятия. Каждое действие, связанное с риском для людей, было взвешенно и просчитано до мелочей.

Взлет Ушакова по карьерной лестнице начался с момента вступления в войну с Турцией с 1787 по 1789 года. В бою у острова Змеиный в 1787 году, благодаря находчивым действиям 4-х фрегатов под командованием Ушакова, турецкие корабли, превосходящие русские силы в несколько раз, потерпели поражение и были вынуждены спасаться бегством. Тактика талантливого капитана бригадирского ранга была достаточно проста: не дать сомкнуть кольцо вокруг русских кораблей; навязать бой турецкому флагману, назначенному руководить всем ходом атаки. Умение разгадать намерения неприятеля лишь по некоторым признакам построения и маневрам, мгновенно принять грамотное решение, а также удивительная отвага и отказ от стандартных приемов и методов стали особой чертой, выделявшей Ушакова из ряда других офицеров.

В 1789 году Ушакову было присвоено звание контр-адмирала. После нескольких славных побед над турецкими флотами в 1790 и 1791 гг. ему было присвоено звание вице-адмирала. После смерти Екатерины II Ушаков был назначен на должность главнокомандующего Средиземноморским флотом. Здесь Федору Федоровичу, уже ставшему мировой знаменитостью, было поручено содействие антифранцузской коалиции. Бывшие противники (Россия и Османская империя) стали союзниками, и турецкое правительство поручило своим командирам старательно учиться у Ушакова.

Успешны были действия Ушакова и в Средиземноморье. В 1799 году флотилия Ушакова успешно занимала города на итальянском побережье, в то время как Суворов одерживал блестящие победы на суше. Благодаря Суворову и Ушакову авторитет российских военных сил взлетел на недосягаемую высоту. В 1799 Федору Федоровичу, наконец, было присвоено звание адмирала. Однако уже в 1800 русские корабли были отозваны в Севастополь, в связи с ухудшением отношений между союзниками.

С приходом к власти Александра I значение флота упало, так как новый император не считал его значимым для страны в данный период. В 1806 году Ушаков быт отозван со службы и его знания, опыт и способности перестали использоваться. Блестящая карьера удивительного человека была окончена.

Скачать текст «Ф.Ушаков»

6. Как революция во Франции повлияла на внутреннюю политику Екатерины II? Приведите факты, подтверждающие вашу точку зрения.

Екатерина II считала высшей ценностью абсолютную власть монархии. Вспомним, как она называла Александра Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву» «бунтовщиком, хуже Пугачёва», поскольку писатель позволил себе усомниться в монархии ради республиканских ценностей. Теперь становится ясным, почему Великая французская революция вызвала у Екатерины II такое негодование – она отменяла монархию во Франции и провозглашала республику. Екатерина II говорила, что не может допустить, чтобы в каком бы то ни было уголке Европы государством управляли сапожники, т.е. народ. Она не могла также допустить, чтобы либеральные европейские ценности, провозглашенные в девизе Французской революции «Свобода, равенство, братство» нашли отклик в умах россиян, поскольку это означало конец единоличному императорскому правлению.

Поскольку по мнению Екатерины II российский народ должен был служить, а не участвовать в управлении государством, она ужесточила внутреннюю политику по отношению к гражданам России. Крепостное право достигло своего апогея, национальные и религиозные вопросы были подчинены светским государственным властям в регионах, жесткая унификация и централизация власти на всех территориях империи обеспечивала контроль населения и своевременное пресечение каких-бы то ни было недовольств.

7. Используя Интернет, создайте иллюстрированный картинами и гравюрами дневник участника штурма Измаила.

Это была великая битва. Мне до сих пор сложно поверить, что нам удалось невозможное – взять неприступный Измаил. Крепость была укреплена по последнему слову фортификации. Вместо старых каменных стен, которые были бесполезными против наших мощных осадных пушек, Измаил был окружен высокими земляными валами. Ядра осадных орудий в этих валах попросту увязали, не принося никакого ущерба. А земляные укрепления нам пришлось бы штурмовать под непрерывным обстрелом из крепости и бастионов. А между тем артиллерийский парк Измаила был огромен. На одиннадцати бастионах располагалось не менее двухсот шестидесяти орудий. Гарнизон составлял целую армию — 15 тысяч солдат регулярных войск и более 20 тысяч ополченцев.

Наша армия, стоящая в осаде города, по своей численности не превышала тридцати тысяч, причем около половины армии составляли казаки, а конница, как любому солдату известно, была бесполезна при штурме крепости. Мы стояли у крепости целый месяц, со страхом ожидая приказа на штурм, но штурм так и начинался. Вероятно, генералы тоже боялись отдать такой приказ, поскольку отправлять солдат карабкаться на высокие валы под шквальным огнем противника было равносильно потере всего войска. В конце ноября генералы приняли решение снять осаду и отправить армию на зимние квартиры. Тогда вмешался князь Потемкин Таврический. Особым приказом он вызвал генерал-аншефа Александра Суворова.

Сражаться под началом великого Суворова – такого счастья мне и во сне привидеться не могло. Суворов первым делом отменил отступление и вызвал к Измаилу дополнительные части из числа лучших гренадерских полков. Не дожидаясь, пока все войска подойдут, Суворов сам поехал к крепости на невзрачной донской лошадке в сопровождении одного денщика, который вез за генералом узелок его вещей. Двое суток Суворов, не обращая внимания на стрельбу из Измаила, осматривал укрепления. Мы все боялись за него, ведь пуля то дура, она не разбирает, кто перед ней – нищий бродяга или прославленный генерал-аншеф.

Стоит немного рассказать о самой крепости. Измаильские валы представляли собой ломаную линию длиною семь километров. За первым четырехметровым валом был вырыт ров, сразу за которым начинался основной вал высотой примерно восемь метров. То есть штурмующим необходимо было под шквальным огнем сначала вскарабкаться на крутой склон, затем преодолеть ров и снова карабкаться на вал, наверху которого нас, несомненно, ждали бы вооруженные защитники крепости.

Тяжело в учении, легко в бою. Вернувшись из разведки, Суворов приказал начать тренировку войска. Первым делом он распорядился построить поодаль от лагеря, чтобы не видели турки, высокие тренировочные валы и выкопать ров. Ночь за ночью мы с полной выкладкой учились карабкаться на валы, заваливать ров фашинами, то есть связками прутьев, и колоть штыками стоящие на валах соломенные чучела османов. Суворов засекал время и приказывал повторять упражнения снова и снова. Через неделю тренировок он счел, что армия готова к штурму.

Суворов объехал все свои войска и повсюду обращался к солдатам: «Валы Измаила высоки, рвы глубоки. А все-таки надо нам его взять». И мы ему отвечали: «Возьмем. Как не взять?»

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

План штурма Измаила Суворов составил заранее. Он состоял из двух этапов: первый — взятие валов, второй — бои уже внутри крепости. Наступать следовало сразу по трем фронтам: с запада, с востока, с юга, то есть с воды. А вот с севера наступление не планировалось, там должен был встать сам Суворов, чтобы отвлечь внимание османов. Ведь все прекрасно знали — там, где находится генерал-аншеф, оттуда и следует ждать главного удара.

В назначенное время, за два часа до рассвета, начался штурм. В темноте десятки тысяч солдат, как один человек, подошли к валам. За время тренировок мы научились отлично сражаться в темноте. Турки же такого навыка не имели. Темнота должна была дезориентировать их и свести точность их стрельбы практически к нулю. Под градом пуль и картечи наши колонны поднялись на валы. Наверху закипел бой. Нашей колонне удалось первой прорваться на вал и открыть ворота для кавалерии. Все действовали четко и слажено, как на учениях. Не обошлось, конечно и без неприятностей. На соседнем участке у ребят не хватило длины лестниц, чтобы взобраться на второй вал. Им пришлось под шквальным огнем связывать лестницы по двое. Тем не менее через 40 минут после начала штурма наша армия заняла все валы по всему периметру Измаила. Турки отступили вглубь города.

Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 22

Здесь нам дали короткий отдых. Впереди была самая тяжелая часть — городские бои. Нам предстояло сражаться в лабиринте узких улиц, среди домов, где каждое окно превращено в бойницу. Солдатам был зачитан приказ командующего: «Никому внутрь города отнюдь не бросаться и быть в порядке до повеления от начальства. Христиан и обезоруженных отнюдь не лишать жизни, разумея тоже о всех женщинах и детях».

В семь утра по сигналу наши войска с разных сторон двинулись к центру Измаила. Мне тяжело вспоминать эти несколько часов настоящего ада. В два часа по полудню уличные бои еще продолжались, каждый дом был превращен в крепость. В тесноте улиц на нас бросались с ножами даже женщины и дети. В разных концах города начались пожары. Из горящих конюшен вырывались лошади и метались по улицам, калеча людей. Уличные бои переросли в страшную резню, которая продолжалась до четырех часов дня.

Говорят, спустя много лет Суворов как-то обмолвился, что никогда не забудет измаильского позора. Александр Васильевич не мог себе простить, что, несмотря на приказ щадить мирное население, избежать массовой гибели жителей крепости не удалось. Мы, солдаты, были сильно перевозбуждены, почти в состоянии аффекта, и нам не удалось избежать гибели гражданских. Из 35-тысячного османского гарнизона погибло 26 тысяч человек. Число погибших жителей Измаила никто не считал. Наши же потери, благодаря искусству Александра Васильевича Суворова, составили всего около 2 тысяч человек.

Скачать текст «Взятие Измаила»

Запоминаем новые слова

Буферное государство – как правило, небольшое или зависимое государство, расположенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневрировать между ними.

  • Коалиция – союз.
  • Нейтралитет – отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте и т.п.