Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 27


Параграф 27. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XVIII В.

Вопросы в тексте параграфа

Каких успехов достигло образование в России в конце XVIII века?

В конце XVIII века в России продолжала свое развитие система образования. Можно с уверенностью сказать, что теперь образование действительно стало системой. Так в 1782-1786 годах была проведена школьная реформа. Был утвержден Устав народных училищ. В каждом крупном городе учреждались главные училища, а в уездных городах – малые народные училища. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. К концу века насчитывалось 550 таких учебных заведений с 60-70 тысячами учеников. Также Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и руководителем Сухопутного шляхетского корпуса И.И.Бецким была разработана система закрытых сословных учебных заведений. К концу века в России четко стала прослеживаться тенденция расширения сети учебных заведений и усиления принципа сословности.

Когда возникли первые университеты в Западной Европе? Чему в них учили?

Первые университеты появились в Болонье (1088), Париже (середина XII века), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью.

Первоначально университеты образовывались на основе комплексных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке специалистов по богословию, философии, праву и медицине, а также в изучении научных трудов, повышения уровня образованности в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования. В дальнейшем университеты расширяли свои образовательные компетенции. В университетах стали обучать наукам, логике, математике и т.д.

В эпоху Возрождения гуманистические идеи постепенно распространялись по Европе. Под влиянием новых идей университеты начали готовить студентов на только к церковной, но и к активной светской жизни и светской культуре. На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум).

К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель состояла в поддержке академических свобод, организации семинаров и научных лабораторий. По французской модели должна была господствовать жесткая дисциплина и контроль над всеми аспектами деятельности.

Выясните, в какой стране и когда впервые было создано подобное учебное заведение (Академия художеств).

На этот вопрос достаточно трудно дать однозначный ответ, поскольку на право первых академий художеств претендуют сразу несколько учебных заведений. Так, в 1561 году Джорджо Вазари организовал Академию рисунка во Флоренции (Италия). В 1585 году в Болонье (Италия) живописец Лодовико Карраччи на основе местной цеховой корпорации организовал знаменитую впоследствии Болонскую Академию — «Академию вступивших на правильный путь». В 1587 году Хендрик Гольциус, Корнелис Харлемский и Карел ван Мандер организовали в Харлеме (Нидерланды) Харлемскую академию художеств.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII века? Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время.

В XVIII веке система образования в России претерпела значительные изменения. Впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, а также предпринята попытка создания государственной системы образования.

Так, выделяют 4 периода в развитии системы образования в XVIII веке:

  • 1 этап – создание первых светских школ общего и профессионального образования (первая четверть XVIII века).
  • 2 этап – появление закрытых сословных дворянских учебных заведений и формирование системы дворянского образования, создание Московского университета (1730-1765 гг.).
  • 3 этап – время развития просветительских педагогических идей и осознания необходимости создания государственной системы народного образования (1766-1782 гг.).
  • 4 этап – проведение школьной реформы по австрийской системе (1782-1786 гг.)

К концу XVIII века российская система образования приобрела более или менее устоявшийся вид. Мы попытались систематизировать все учебные заведения по нескольким категориям:

Бессословные образовательные учебные заведения:

  • Главные народные училища со сроком обучения 5 лет (в крупных городах).
  • Малые народные училища со сроком обучения 2 года.
  • Ведомственные или частные школы грамоты.

Сословные образовательные учреждения (за исключением домашнего обучения):

  • Специализированные кадетские корпуса, пансионаты и институты для дворянского сословия.
  • Училища и институты для купеческого и мещанского сословия.
  • Духовные семинарии и академии.

Образовательные учреждения для развития культуры и науки:

  • Профессионально-художественные училища.
  • Академия наук, Академия Художеств.
  • Университеты и гимназии при них.
  • Учительская семинария.

2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему?

Все сословия не могли иметь равный доступ к образованию. Крепостное крестьянство практически не получало образования. Представители других сословий могли пройти начальное обучение в народных училищах или в специализированных учебных заведениях, предназначенных для их сословия. Дворянству же была открыта дорога везде, вот только с желанием учиться у дворян зачастую были проблемы.

3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета.

Мы не видим практически ничего такого, что могло бы использоваться впервые при создании Московского университета. Вот перечень того, что могло бы восприниматься как «новшество»:

  1. В университете могли обучаться не только дворяне, но и представители других слоев населения. Это не могло быть новшеством, потому что в открытом еще в первой половине XVIII века Университете при Академии наук обучались представители разных сословий. Доказательства тому — М.В.Ломоносов (из зажиточной крестьянской семьи), Д.И.Виноградов (сын протопопа и ключаря Рождественского собора), Н.И.Попов (сын дьякона).
  2. Отсутствие богословского факультета. На самом деле такое же самое решение принял еще Пётр I при открытии Университета при Академии наук.
  3. Обучение велось на русском языке, а не на латыни. Это утверждение не в полной мере соответствует действительности. В первые годы обучения в университет приглашались преимущественно иностранные профессора, которые проводили лекции исключительно на латыни. Тем не менее, были и некоторые русские учителя из числа сподвижников Ломоносова, кто был способен вести лекцию на русском языке. Например, ученик Ломоносова Н.Н.Поповский сумел перевести философские латинские термины на русский язык так, что смог составить понятный курс лекций по философии на русском языке, хотя в то время вся философия в Европе преподавалась на латинском. Со временем, когда первые выпускники Московского университета стали сами преподавать в нем, курсов на русском языке стало гораздо больше.
  4. Московский университет подчинялся непосредственно Сенату. Впрочем, не он один. Все светские образовательные учреждения в России подчинялись светским властям.
  5. Наличие гимназии при университете. Поскольку в России не существовало единой системы среднего образования, подобрать студентов с одинаковым уровнем подготовки было практически нереально. Поэтому каждый университет открывал собственную гимназию, где готовил будущих студентов по собственным стандартам. Так, например, в 1726 году такая гимназия была открыта при Университете Академии наук в Санкт-Петербурге.
  6. Создание при университете первых научных сообществ и издание газеты «Московские ведомости». Это действительно, достаточно важное направление. Но и оно не было первым в своем роде. Многие европейские университеты имели собственные печатные издания. Да и Академия наук в Петербурге в 1727 году стала выпускать «Комментарии», в которых публиковались работы ученых. Хотя «Московские ведомости» были действительно не столько научным, сколько общегражданским печатным периодическим проектом.

4. В чем состояло различие духовного и светского образования?

Светское образование – это такая система образования, при которой исключается преследование каких-либо религиозных целей. В рамках светского образования могут изучаться практически любые дисциплины, направленные на получение теоретических знаний или практических умений, в том числе даже и дисциплины, позволяющие получить представления о различных аспектах веры (например, история религий). Светские учебные заведения подчиняются светским властям.

Духовное образование – это система профессиональной подготовки священнослужителей религиозных организаций, способных передавать богословские знания другим людям. Духовное образование состоит из морально-нравственного воспитания и приобретения обязательного объема богословских знаний. Духовное образование не исключает изучение светских учебных дисциплин. Однако, их перечень и содержание ограничено ввиду возможных противоречий науки и религии. Духовные учебные заведения подчиняются церковным властям. Участие светских властей в управлении допустимо в организационной и финансовой части, но не в части содержания обучения.

В России долгое время функции духовного и светского образования были объединены под религиозным началом. Однако, по решению Петра I эти направления были разделены по разным ведомствам. Священный Синод получил контроль над духовным образованием, а Сенат – над светским образованием. В течение XVIII века церковь пыталась ввести богословский факультет в уставы университетов, но безуспешно. Лишь в начале XIX века такой факультет появился в двух светских университетах – теологический факультет Дерптского университета (Эстония) и Виленский университет (Литва) готовили лютеранское духовенство.

5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?

Предполагалось, что такие учебные заведения должны готовить к конкретной специальности. Несмотря на то, что во второй половине XVIII века уже не существовало непреодолимых сословных карьерных ограничений, тем не менее считалось, что дворянство должно обучаться для дальнейшей государственной или военной службы, купечество и мещанство – в коммерческих училищах, где получали знания, необходимые для ведения торговли, и т.д.

6. Можно ли считать выдающимся событием в истории, и в образовании в России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.

«Воспитательное общество благородных девиц» стало первым в России женским учебным заведением, положившим начало женскому образованию в стране. Кроме того, оно стало первым государственным учебным заведением для девушек в Европе. Поэтому открытие подобного образовательного учреждения действительно является выдающимся событием в истории.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Определите причины и предпосылки развития образования в России в XVII веке.

Нам кажется, что авторы немного перепутали формулировку вопроса, и все-таки речь должна идти об образовании в XVIII веке, а не в XVII. Тем не менее, мы постараемся дать ответ на оба этих вопроса.

Система образования в России складывалась преимущественно как монастырское обучение. В XV-XVII веках в России конечно же не было государственных школ, но в исторических документах есть информация о большом количестве школ в монастырях и школ частного типа, организованных представителями духовенства. Акцент в них делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание, духовное самосовершенствование. Образование в этих школах давалось минимальное – детей учили читать, писать, петь, иногда считать. Желавший получить дополнительное образование должен был самостоятельно читать и изучать книги, вникая в смысл непонятных мест и обращаясь за объяснениями к сведущим людям.

Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить Священное Писание и понять весь смысл написанного. Основная цель, которую преследовало образование в XV-XVII веках в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Развитие торговли и промышленности, а также аппарата государственного управления требовало не только умения читать, писать и петь, чего обычно достаточно было в традиционной религиозной общине, но и определенных профессиональных знаний. Это стало главной причиной изменений в системе образования в России во второй половине XVII века. Предпосылкой изменений в системе образования стало проникновение в Россию с Запада новых знаний, технологий, культуры. Так, например, боярин Борис Морозов весьма живо интересовался техническими и культурными достижениями Европы и привил этот интерес своему воспитаннику Алексею Михайловичу Романову, будущему русскому царю. Именно благодаря тому, что в те времена все новшества в России внедрялись по инициативе сверху, нововведения в системе образования так же пошли по инициативе царя и его приближенных.

Так, во второй половине XVII века в России появляются школы, ориентированные на зарубежные образовательные традиции. Так, в конце 40-х годов XVII века в московском Андреевском монастыре боярином Ф.М.Ртищевым основана школа, ориентированная на греческую школьную традицию. В середине 60-х годов в Спасском монастыре Симеоном Полоцким открыта школа повышенного типа для подготовки доверенных чиновников личной канцелярии царя. В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. была открыта школа докторами Падуанского университета, греческими иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение в России — Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпохи развития школьного дела в России.

В начале XVIII века стала явно видна потребность в профессиональной подготовке военных кадров, а также специалистов мореходов, оружейников, литейщиков, горнодобытчиков и т.д. Все это потребовалось для устранения военного и технологического отставания России от стран Европы. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России. А первые неудачи в Северной войне послужили предпосылкой для формирования новой нецерковной (светской) системы образования в начале XVIII века.

Образование, получаемое в церковных школах, было направлено на изучение базовых предметов и не носило прикладного (практического) характера. Да, конечно, без письма и счета на базовом уровне невозможно продолжать изучать другие науки, но сами по себе эти знания не помогут построить укрепления, рассчитать путь в море или повысить эффективность металлургических печей. Для этого требовались практические навыки и специфические знания для конкретных областей применения. Именно поэтому при Петре I начинает формироваться система образования, направленная на подготовку специалистов, необходимых государству.

Во второй половине XVIII века в России наблюдается культурный взлет. Под влиянием идей Просвещения все больше и больше людей начинают интересоваться не просто специализированными знаниями, необходимыми для выполнения той или иной работы, но знаниями, позволяющими лучше понимать мир, его культуру, историю, искусство, устройство и законы экономики, управления государством, обществом. Соответственно, образование в России поднимается на следующий уровень. Создаются высшие учебные заведения, университеты и академии искусств. Россия все больше вливается в мировую культуру, становясь значимой ее частью.

2. В Московском университете было всего три факультета – юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.

При образовании Московского университета в нем действительно было всего три факультета. Однако, это разделение было скорее формальным, поскольку все студенты первые три года должны были обучаться на философском факультете, и лишь по прошествии трех лет они могли либо остаться на нем, либо продолжить обучение на юридическом или медицинском факультете, где обучение продолжалось еще четыре года. Поэтому, если мы говорим о первых студентах, то все они так или иначе прошли через философский факультет. А об их дальнейших путях в области образования мы можем лишь судить по тому, кем они в итоге стали. И что самое интересное, все первые выпускники Московского университета были настолько разносторонними личностями, что принадлежность к тому или иному факультету была весьма условной.

Если говорить откровенно, то с набором первых студентов Московского университета были большие проблемы. Поскольку обучение в первые года предполагалось преимущественно на латинском языке (на русском языке читалось незначительное количество лекций) с привлечением иностранных профессоров, то встал вопрос, где взять студентов, обладающих знаниями латинского языка. М.В.Ломоносов в апреле 1756 года обратился к Шувалову с просьбой организовать поиск и перевод 20-30 человек (именно столько всего должно было быть студентов), обучавшихся на тот момент в духовных академиях. Шувалов организовал слушания в Синоде, и по академиям был разослан соответствующий Указ Синода.

В мае 1756 года Славяно-греко-латинская академия направила в Московский университет 6 человек: сыновей московских священников Семена Герасимова (будущего профессора С. Г. Зыбелина), Петра Семенова и Василия Троепольского, сыновей умерших дьяконов Данилу Яковлева и Петра Дмитриева (будущего профессора П. Д. Вениаминова) и сына пономаря Ивана Алексеева. Из Крутицкой семинарии в Московский университет были направлены Илларион Мусатов (Садовский) и Иван Ильин. Новгородская консистория отправила сыновей умерших новгородских дьячков Вуколу Петрова и Илью Федулова, а также сына валдайского попа Ивана Артемьева. Нижегородский архиерей отправил сына дьячка Сергея Федорова и сына павловского попа Федора Иванова. Псковская консистория сообщила об отправке Тимофея Заборова и Семена Зубкова. В начале июля Троицкая лавра донесла, что ею отправлены из класса философии Аввакум Рудаков, Данила Полиносовский, Иван Федоров, из класса риторики Федор Пушкин, Иван Тихомиров и Дмитрий Аничков. И лишь в начале августа смоленский епископ сообщил об отправке сына деревенского священника Ивана Раткевича и сына умершего дорогобужского священника Георгия Лызлова. В июле прислала 2 студентов Белгородская семинария, но они вскоре были возвращены обратно с требованием, чтобы были присланы «самоохотные, а не с принуждением». Университет сам и назвал этих «самоохотных» — Федора Левицкого и Егора Булатницкого, которые и прибыли в октябре. Всего в Московский университет было направлено из Славяно-греко-латинской академии и из Крутицкой, Новгородской, Псковской, Нижегородской, Смоленской, Белгородской и Троицкой семинарий 25 человек.

Первый набор студентов был очень удачен по своему составу. Из его рядов вышли три профессора Московского университета, принадлежащие к передовому направлению (Д.С.Аничков, С.Г.Зыбелин, П.Д.Вениаминов), 3 магистра (Алексеев, Лобанов и Тихомиров) и 7 учителей.

Первый набор знаменателен еще и потому, что среди первых студентов Московского университета не было ни одного дворянина. Это обстоятельство сыграло большую роль в жизни Московского университета. Из числа первых студентов и гимназистов, поступивших в старшие классы гимназии в 1755 году, к середине 60-х годов выросла значительная группа русских ученых, высоко поднявших знамя передовой русской национальной науки. За счет первого же набора университет в основном обеспечил себя и преподавателями гимназии.

Итак, мы рассмотрим, как сложилась судьба некоторых из первых студентов Московского университета, не обращая внимание, на каком факультете они учились в завершающие годы своего обучения, поскольку сначала они все были на философском факультете.

Семен Зыбелин – первый профессор и создатель медицинских терминов. Семена зачислили в Московский университет первым. Он перевелся на философский факультет из Славянско-греко-латинской академии и занимался в университете до 1758 года. Параллельно с учебой он преподавал латинский язык в гимназии при Московском университете. После окончания курса талантливого студента отправили на стажировку в Кёнигсбергский и Лейденский университет, где он изучал медицину и практиковал в немецких больницах. С 1765 года он преподавал курс «теоретической медицины» в Московском университете. Он стал одним из первых преподавателей, кто преподавал медицинские науки на русском языке. Он создал термины, которые в русской медицине используют по сей день. В 1768 году первый из русских преподавателей получил статус профессора.

Дмитрий Аничков – автор первого российского курса лекций по этике. Дмитрий Аничков перевелся в Московский университет из семинарии Троицкой лавры. В университете занимался философией и математикой у приглашенных немецких профессоров. Окончив университет в 1761 году, он стал в нем же преподавать математику, логику, метафизику и нравственную философию. В 1769 году ученый написал диссертацию «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания», которая вызвала скандал. Профессора увидели в ней признаки вольнодумства, а церковь объявила Аничкова богохульником. Этот скандал впервые продемонстрировал проблематичность университетской автономии в России. Первые экземпляры диссертации сожгли на Лобном месте в Москве, а Аничкову пришлось исправить сомнительные места. Какого-либо наказания он избежал, благодаря «бездеятельности» тогдашнего обер-прокурора Синода. Позже Дмитрий Аничков составил первый в России лекционный курс по этике, написал философские трактаты, учебники по алгебре, геометрии и даже по основам фортификации и артиллерии.

Пётр Вениаминов – ординарный профессор практической медицины, химии и ботаники Московского университета. Неоднократно награждался за студенческие работы, а также преподавал в гимназии при университете греческий язык. В 1758 году был отправлен вместе с Зыбелиным на стажировку за границу. Учился в Кёнигсбергском и Лейденском университетах. В Лейдене защитил диссертацию на степень доктора медицины. С 1766 года он стал читать на медицинском факультете курс «Ботаническая философия с гербаризацией в летнее время», чем положил начало созданию Гербария Московского университета. Был популярным врачом и имел обширную медицинскую практику. Также несколько лет возглавлял «Московские ведомости».

Иван Алексеев – магистр наук, переводчик. Дважды награждался медалями за успехи в учебе. Издал несколько переводов с греческого и латинского языка, рассчитанных на юношеское чтение. В 1762 г. как «в науках знающий и достойный» получил звание магистра и был направлен в Петербург преподавать в Сухопутном шляхетском корпусе историю, географию и философию. Впоследствии получил чин капитана.

Скачать текст для подготовки презентации о первых учениках Московского университета

3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите свое мнение по данному вопросу в форме короткого эссе.

Мы дадим ответ на этот вопрос, а уже оформление его в виде эссе, в соответствии с требованиями ваших преподавателей, оставляем на вас.

Формально, Московский университет был не единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета. Отсутствием отделения теологии отличался еще и Академический университет при Петербургской академии наук, созданной еще Петром I в 1724 году.

Ответ на вопрос, почему Московский университет, как и Академический университет в Санкт-Петербурге не имели богословского факультета в отличие от европейских университетов того времени, кроется в природе взаимоотношений между церковью и государством. В Европе католическая церковь является надгосударственным образованием, то есть не подчиняется ни одному из правителей государств. В России же Пётр I поставил русскую православную церковь в полную зависимость от государства и сделал из нее эффективный инструмент для контроля умов россиян.

Известно, что и в России, и в Европе церковь изначально играла ведущую роль в образовании населения. Первые учебные заведения открывались именно церковью на базе монастырей и церковных приходов. Поскольку в Европе первые университеты появились примерно на 7 веков раньше, чем в России, не удивительно, что все они находились в прямой зависимости от католической церкви и богословские факультеты в университетах были обязательны. С развитием свободы мысли в Европе университеты так же вели постоянную борьбу с вмешательством церкви во внутренние дела университетов и в образовательный процесс. Лишь в период Реформации в Европе в XVI-XVII веках университеты разделились на католические и протестантские. В последних в большей степени стали делать упор на преподавание светских дисциплин, а богословие в протестантских университетах отошло на второй план.

Нельзя сказать, что Пётр I, проводя свою реформу образования, ориентировался лишь на университетский опыт протестантских стран, хотя этот момент тоже отчасти присутствовал и проявился в разделении на два пути высшего образования в России. Согласно присущим Петру I утилитарным взглядам, в 1721 году он передал православные академии в Киеве и Москве, а также коллегиуму в ряде городов в ведение Святейшего Синода, поставив перед ними прикладные задачи по подготовке будущих священников из духовного сословия. Когда же речь зашла об обучении лиц других сословий, Пётр из принципа экономии средств исключил из образовательного процесса богословские предметы, которые и так преподавались в училищах, подведомственных Синоду.

Лучше всего это проявилось в тексте указа от 28 января 1724 года об основании Санкт-Петербургской Академии наук, где в частности описывалось преподавание в так называемом «Академическом университете»: в нем были предусмотрены лекционные курсы по трем традиционным факультетам европейских университетов – юридическому, медицинскому и философскому, что же касается четвертого «традиционного» факультета – богословского, то Петр I хотя и признал его существование вообще в европейских университетах, но применительно к Академии наук указывал: «Факультет Теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается». И церковь ничего не могла сделать с этим, поскольку была в полном подчинении у российской власти.

То же самое указал и М.В.Ломоносов в своем проекте создания Императорского Московского университета в 1755 году. В четвертом параграфе этого проекта он написал: «Хотя во всяком университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду».

Таким образом, с одной стороны у российских университетов появилась заложенная Петром I традиция не включать богословие в учебную программу, а с другой стороны вопрос открытия богословских факультетов с подачи церкви обсуждался на протяжении всего XVIII века. Церковью предпринимались попытки изменить Устав Московского университета. Но окончательно этот вопрос был закрыт лишь в 1786 году, когда Екатерина II выпустила указ, где со ссылкой на предшествующую традицию говорилось: «По правилам от предков Наших принятым и от Нас свято наблюдаемым, учение Богословия присвоено Училищам Духовным».

Скачать текст для подготовки эссе о Московском университете