Учебник “История России”, 8 класс. Параграф 26
Параграф 26. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ПУБЛИЦИСТИКА, ЛИТЕРАТУРА, ПРЕССА
Вопросы в тексте параграфа
В чем состояли главные черты общественной мысли в России в XVIII веке?
Во второй половине XVIII столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную. Причиной этому стало проникновение в Россию идеалов эпохи Просвещения и появление независимой публицистики. Влияние европейского Просвещения привнесло в культуру России стремление к возвышенным героическим и нравственным идеалам, и даже страшно представить, к свободомыслию. В художественной литературе под влиянием идей Просвещения писатели стали посвящать свои произведения острым общественным проблемам.
Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное, радикальное и крайне-радикальное направления последователей идей Просвещения. Тем не менее достаточно сильны остаются и приверженцы традиционно консервативного монархического направления.
- С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину II М.М.Щербатов («Путешествие в землю Офирскую» и др.), считавший, что отмена крепостного права приведет к экономической разрухе и падению Российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению, самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.
- Наиболее широко были распространены идеи умеренного Просвещения, сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал «Пчела», инициировавшая создание в 1765 г. Вольного экономического общества. Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.
- Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И.Новиков. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» Новиков высмеивал не абстрактные «пороки человека», а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф «Трутня»: «Они работают, а вы их труд ядите». В 1792 году Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 году. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.
- За рамки идей Просвещения (крайне-радикальное направление) вышел А.Н.Радищев, не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Вольность» и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь.
Что такое эпоха Просвещения?
Эпоха Просвещения – это одна из ключевых эпох в истории европейской и мировой культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе Просвещения лежали рационализм и свободомыслие. Принципы Просвещения были положены в основу Декларации независимости США и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на социальную жизнь Европы и Америки, борьбу за национальную независимость колоний от метрополий, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь общества.
Среди наиболее известных философов эпохи Просвещения выделяют Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро, Декарта и др. Современная европейская философская и политическая мысль, например либерализм, во многом берёт свои основания из эпохи Просвещения (основателем экономического либерализма считается Джон Локк). Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своём праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».
А если по-простому объяснить, что же такое Просвещение, то на наш взгляд наиболее идеальным будет определение, данное немецким философом Иммануилом Кантом. Просвещение, по определению Канта — это не замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. Именно из критического самостоятельного мышления берет свое начало идея о естественных правах человека, данных ему при рождении, о естественном равенстве всех людей и неотъемлемости их естественных прав (свобода, собственность, равенство, безопасность).
Вместе с тем Просвещение не было единой философской школой или каким-либо статичным набором философских идей, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу, а также менялись с течением времени. Поэтому Просвещение считают не столько определенным направлением философской мысли, сколько комплексом идей и инструментов для познания мироустройства, государства и общества.
Перечислите известных вам западноевропейских писателей и поэтов XVIII века
Конечно же в XVIII веке писателей и поэтов, оставивших значимый след в мировой культуре, было очень много, но мы постарались перечислить тех писателей, произведения которых оказали огромное влияние на российскую культуру.
- Якоб и Вильгельм Гримм – немецкие языковеды и исследователи фольклора. Известны сборником «Сказки братьев Гримм», среди которых «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель», «Рапунцель» и т.д.
- Сэмюэль Ричардсон – английский писатель, родоначальник романизма («чувствительной литературы»). Самым знаменитым его романом считается «Кларисса, или История молодой леди» — произведение в жанре семейно-бытового нравоописательного романа воспитания.
- Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель, родоначальник романтизма в философии. В своих политических работах он впервые попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. С его подачи сегодня мы используем такие политические понятия как «общественный договор», «референдум», «народный суверенитет», «народная законодательная инициатива», «отзыв депутатов избирателями» и т.д. Среди художественных произведений Руссо наиболее знаменитым считается роман «Юлия, или Новая Элоиза».
- Иоганн Гёте, немецкий поэт и драматург, автор романов «Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера» и самого знаменитого своего произведения, вышедшего в начале XIX века «Фауст».
- Даниэль Дефо – английский писатель. Считается одним из первых сторонников романа как жанра. Известен своим произведением «Приключения Робинзона Крузо».
- Джонатан Свифт – англо-ирландский писатель-сатирик. Наиболее известен как автор сатирико-фантастического романа «Путешествия Гулливера».
- Вольтер – французский философ, поэт, прозаик, сатирик. Автор многочисленных философских, исторических и художественных произведений. Екатерина II вела активную переписку с Вольтером, а после его смерти выкупила его библиотеку. Сегодня библиотека Вольтера находится в Русской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
- Пьер Бомарше – французский драматург и публицист, известный своими пьесами «Севильский цирюльник» и «Безумный день или женитьба Фигаро».
- Фридрих Шиллер – немецкий поэт и драматург. Знаменит своими пьесами «Коварство и любовь», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт».
Что такое общественная мысль?
Общественная мысль – это осознанное и социально-значимое отображение реально существующей действительности (т.е. общественной жизни) в виде системы идей и взглядов данного общества в определенное время.
Другими словами, общественная мысль представляет собой комплекс взглядов, суждений, эмоций людей определенных общественных групп относительно наиболее существенных событий или проблем политической, экономической и духовной жизни. Общественной мыслью нельзя считать слухи. Общественная мысль концентрировано выражает формы общественного сознания в конкретной социально-психологической форме.
Узнайте, когда и где вышла первая в мире печатная газета.
Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему Екатерина II, несмотря на оживленную переписку с Вольтером, Д.Дидро и другими просветителями, не считала, что их главные идеи полезны для России?
Лестно считать себя просвещенным монархом, идущим в ногу с современными европейскими философскими идеями. Однако, не всегда в действительности хочется применять новые идеи на практике. Так получилось и с Екатериной II. Она вела оживленную переписку с Вольтером и Д.Дидро, кстати, представителями направления умеренного просвещения, обосновавшими социальное неравенство и просвещенный абсолютизм. Нельзя сказать, что Екатерина II не нашла применение в России таким взглядам. Наоборот, все было сделано в точности по Вольтеру – и народ неразумный, не способный к здравому суждению в «нравственных и политических вопросах», а следовательно, его нужно наставлять и направлять каждому уважающему себя просвещенному монарху.
С другой стороны, прочие идеи эпохи просвещения, наподобие таких вредных для России понятий как свобода и равенство неотъемлемых естественных прав каждого человека, по мнению Екатерины II никогда не должны были быть реализованы в России. Будучи сторонницей абсолютной монархии, она считала изменой даже мысли о республиканской форме правления, при которой власть делегировалась народом и могла быть отобрана народом.
2. Чем различались стили, которые были популярны в литературе XVIII века.? В чем проявлялось западноевропейское влияние?
Классицизм — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма. Классицизм объявлял высшей ценностью человеческую личность и ставил превыше всего понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часть в произведениях классицизма поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей. В русскую литературу классицизм пришел во второй половине XVIII века. Причиной этого стала европеизация русской культуры. С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров. Высокие жанры: Ода; Трагедия; Эпопея. Низкие жанры: Комедия; Сатира; Басня. Большую роль в формировании русского классицизма сыграли А.Д.Кантемир, А.П.Сумароков и В.К.Тредиаковский.
Сентиментализм — литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Совершенствуя литературный язык, сентименталисты вводили в литературу просторечие и обращались к разговорным формам. Шедевром сентиментализма стало произведение Карамзина «Бедная Лиза».
Западноевропейское влияние в русской литературе проявилось прежде всего в появлении в России таких литературных стилей, как классицизм и сентиментализм. Также идеи Просвещения оказали влияние появление в литературе критичного мышления. Авторы литературных произведений все чаще стали обращать свое внимание на острые общественные проблемы, анализировать их и давать им разумную критическую оценку, даже если она противоречила официальной государственной политике.
3. Какие новые литературные жанры появились в русской литературе в XVIII в.?
В России XVIII века появились такие новые литературные жанры как сатира, бытовая комедия нравов, ода, трагедия, сентиментальная повесть.
4. Какое значение для исторической науки имеют мемуары? Можно ли считать их документами эпохи? Объясните свое мнение.
Естественно, мемуары классифицируются как историческими письменными источниками. Их, равно как и дневники, письма и т.д., относят к документам личного происхождения. Поскольку в мемуарах отражаются события политической и военной истории, культурной жизни, быт и нравы общества с учетом личного отношения автора к событиям, ценность мемуаров для исторической науки определяется их конкретностью. То есть исследователь обязательно должен делать скидку на то, что описываемые в мемуарах события однозначно будут подвержены личностной оценке, и поэтому мемуары не должны восприниматься как объективный исторический документ. Кроме того, никто не может дать гарантию, что описываемые в мемуарах события или мнения правдивы. Тем не менее, мемуары позволяют понять, какие были мнения, увидеть событие с разных сторон, а при сопоставлении с другими историческими источниками мемуары могут стать важным дополнением.
5. Интересы каких слоев населения отражала русская публицистика XVIII в.?
Несмотря на то, что практически все первые русские публицисты формально принадлежали к сословию дворян, они часто критиковали дворянско-помещичьи порядки, государство, коррупцию, призывали к углублению политики Просвещения и переменам в стране. Российская публицистика XVIII века стала средством выражения общественной мысли. Она становилась столкновением интересов различных слоев общества. Часть публицистов отстаивала интересы дворянства, часть отражала интересы крестьянства. Но в большей степени русская публицистика отстаивала идеи свободы мысли и слова, а это значит, что она отражала интересы зарождающейся русской интеллигенции и косвенно интересы зарождающейся буржуазии.
Работаем с картой
Покажите на карте страны, где проживали ученые и мыслители, идеи которых оказывали наибольшее влияние на российское дворянство в XVIII веке.
На карте следует показать такие страны, как Англия, Франция, Германия (совокупные земли германских государств и герцогств).
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Сравните мировоззрение виднейших европейских мыслителей и представителей общественной жизни России. Что волновало последних?
В силу особенностей перехода России от Средневековья к эпохе Нового времени, миновавшей ряд культурно-цивилизационных стадий, пройденных развитыми западноевропейскими странами, например Ренессанс и Реформацию, а также под влиянием установившихся тесных культурных связей со странами Запада в русской мысли XVIII века проявилось сложное сочетание старого и нового, самобытного, оригинального и заимствованного.
В XVIII веке Россия начинает испытывать вместе с Западом влияние идей Просвещения. Однако назвать эту эпоху русской истории «веком Просвещения» нет оснований. С одной стороны, в обществе распространяются идеи новоевропейской рационалистической философии, с другой – в России происходит подъем православной богословско-философской мысли, представленной школой выдающегося церковного иерарха митрополита Московского Платона.
Такое сочетание идей европейской рационалистической философии и старославянской богословско-философской мысли порождает совершенно уникальное мировоззрение, а также формирует основу для последующего противостояния западнических и славянофильских умонастроений.
Иными словами, если европейские философы XVIII века задаются вопросами о свободе, равенстве, естественных правах человека, верховенстве разума, а также о природе общества, государства, власти и отношений между ними, то российские философы принимают западноевропейские идеи Просвещения и, накладывая их на русскую действительность, пытаются разобраться в себе и задаются вопросом, почему у нас все не так, как у них. Отсюда рождаются попытки критического осмысления российской власти и общественно-политического устройства. Отсюда же появляются идеи о непостижимой русской душе, которая во все времена лишена свободы и полна страданий, но при этом, прекрасно зная, что нужно сделать, этого не делает. Из этого делаются выводы либо об избранности, либо об ущербности русского пути (мы же любим крайности и не ищем легких путей).
2. Используя дополнительные материалы, сравните взгляды, судьбы А.П.Волынского, А.Н.Радищева и Н.И.Новикова. Сделайте вывод.
Артемий Петрович Волынский был кабинет-министром во время правления императрицы Анны Иоанновны. Был виновен в том, что душой болел за свою Родину, и организовав кружок, обсуждал с единомышленниками проекты внутреннего переустройства государства, выступал за устранение от власти немцев-временщиков, укрепление политических позиций дворянства, ограничение самодержавия посредством дворянского представительства; а также рассматривал различные проекты улучшения торговли, финансов, просвещения. По доносу Бирона и Остермана был осужден и казнен.
Александр Николаевич Радищев – русский прозаик, поэт, философ. Во время работы над своей книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» поднялся до революционного убеждения о неизбежности насильственного свержения самодержавия, уничтожения крепостничества. Радищев был одним из основоположников направления в публицистике по воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. За свои взгляды был назван Екатериной II «бунтовщиком, хуже Пугачёва», арестован и приговорен к смерти по статьям о «покушении на государево здоровье» и о «заговорах и изменах». Приговор был утвержден Сенатом и представлен Екатерине II, которая подтвердила злостную виновность Радищева в издании книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Однако, проявив милосердие, заменила смертную казнь на 10-летнюю ссылку в Сибирь. После смерти Екатерины II император Павел I вернул Радищева из Сибири, правда обязал его жить в его империи в Калужской губернии под присмотром соответствующих органов. Полную свободу Радищев получил при императоре Александре I, который назначил Радищева членом комиссии для составления законов. Александр Радищев умер при непонятных обстоятельствах, то ли от чахотки, то ли от обострившейся старой болезни, то ли от того, что выпил «царской водки», то ли в результате самоубийства. Существует предание, что позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил проект либерального уложения, в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т.д., за что получил строгое внушение и решил покончить с собой.
Николай Иванович Новиков – русский просветитель, журналист, издатель, критик и общественный деятель. Считается одним из основателей независимой журналистики. Издавал еженедельный сатирический журнал «Трутень», в котором проводил мысль о несправедливости крепостного права, протестовал против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество, выступал с обличениями против придворных. Вступил в полемику с журналом «Всякая Всячина», в которой публиковалась сама Екатерина II по вопросу «персонализированной сатиры». Через год после начала издания «Трутня» ему пришлось закрыть журнал после недвусмысленного намека со стороны государственных органов. Попытка продолжить сатирическую линию в новом журнале «Пустомеля» прервалась на втором номере. Затем в своем новом журнале он продолжил обличать врагов просвещения, критиковать правительственную администрацию и судебную систему, а также насмехался над дворянскими нравами. Позже Новиков стал одним из самых крупных независимых книгопечатников, членом масонской ложи и филантропом. Благодаря Новикову в 1787 году во время массового голода были спасены от голодной смерти население 100 деревень. За свои взгляды и деятельность Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Указ Екатерины II по этому поводу гласил: «…хотя Новиков и не открыл сокровенных своих замыслов, но непризнанные им преступления столь важны, что Мы повелели запереть его в Шлиссельбургскую крепость». После смерти Екатерины II Павел I приказал освободить Новикова за отсутствием вины. Утратив в заключении здоровье, Новиков до конца своей жизни прожил в своем поместье, заботясь о нуждах крестьян и об их просвещении.
На наш взгляд, вывод, который можно сделать, однозначен. В России XVIII века любая публичная позиция, затрагивающая императорскую власть или государственное устройство, могла стать причиной репрессий, ареста или даже смерти. Россия XVIII века планомерно уничтожала всякое инакомыслие и своих настоящих патриотов, стремящихся сделать свою Родину лучше. А все потому, что правители не заботясь о благе государства, видели в них угрозу собственной власти.
3. Докажите, что в XVIII веке периодическая печать стала играть заметную роль в жизни общества.
Чтобы дать оценку влиянию периодической печати на общественную жизнь, мы для начала вкратце опишем развитие российской периодики и журналистики.
Первым печатным периодическим изданием в России была газета «Ведомости». Она появилась в 1702 году и стала важным явлением национальной культуры. Несмотря на то, что её тиражи были невелики (от нескольких десятков экземпляров до 2,5 тысяч экземпляров выпуска о Полтавской битве), газета стала важным инструментом государственной пропаганды и монопольно воздействовала на мнения читателей в монархическом духе.
Дальнейшее развитие российской периодики связано с периодом академической журналистики 1728-1759 года. Так, с 1728 года начинают издаваться «Санкт-Петербургские ведомости», а затем «Московские ведомости», которые стали осуществлять научно-просветительские задачи. В академической журналистике появились такие жанры как научно-популярные статьи, рецензии, очерки. Кроме того, газета, так сказать, «пошла в народ», начав публиковать частные объявления. В этот период начинает формироваться российская журналистика, огромное влияние на которую оказал М.В.Ломоносов.
В 1759 году с приходом в издательское дело частного капитала появляются первые частные издания, не контролируемые государством. Они дали выход оппозиционным настроениям общества и содействовали расколу в едином лагере официальной периодики, что привело к возникновению различных концепций и обострило полемику формирующейся демократической журналистики с официальной. В качестве нового направления в журналистике появились сатирические и литературно-критические жанры. Газеты и журналы стали не только средством для развлечения, но и инструментом для работы ума, поскольку заставляли задумываться об общественно значимых проблемах.
Как можно оценить «заметность» роли периодической печати? Количество периодических изданий в XVIII веке увеличилось кратно. Однако, газеты и журналы были далеко не всем доступны. Их тиражи редко превышали несколько тысяч экземпляров. Тем не менее, степень их влияние на деятельную часть российского общества было значительно. Самым главным доказательством этому служит тот факт, что после Пугачевского восстания Екатерина II устроила настоящий разгром всей свободной публицистике. А.Радищев был приговорен к смерти, но казнь заменена ссылкой. Н.Новиков был объявлен «государственным преступником» и заточен в Шлиссельбургскую крепость. Введена цензура. Еще больше расширяется цензура и ограничиваются возможности независимой журналистики при Павле I. Если государство обратило внимание на прессу и решило ее контролировать, значит считало ее влияние достаточно значимым.
4. Найдите в Интернете журналы XVIII века, например «Трудолюбивую пчелу» и познакомьтесь с одним или несколькими номерами. Подготовьте доклад с презентацией для одноклассников о рубриках и основных идеях какого-либо журнала.
Мы нашли в интернете несколько выпусков сатирического журнала Н.И.Новикова «Трутень». Ознакомившись с его содержанием и оформлением, готовы сказать, что сегодня понять и оценить тексты, размещенные в журнале, сможет только погруженный в историю светской жизни Санкт-Петербурга XVIII века исследователь.
Сам по себе журнал представляет собой странный формат в виде листов. «Трутень» выходил еженедельно, каждый номер составляли 4 листа. Журнал был весьма успешным и для того времени имел внушительный тираж в 1240 экземпляров. Сам журнал строится на диалоге с «читателями». Но не всегда «читателями», чьи обращения к «издателю» были опубликованы в журнале, были реальными людьми. Зачастую эту роль исполнял сам Н.И.Новиков, или же другие известные публицисты Ф.А.Эмин, М.И.Попов, Д.И.Фонвизин и др. Как правило, все тексты были подписаны псевдонимами типа «Правдулюбов» (это сам Новиков); «Господин будущий Издатель»; «Ненавистник зла»; «Тот, кто написал»; «Услужница ваша», «Не отгадаешь кто»; «Ужесть как мила» и т.д. Но были и стихи, и безличные печатные материалы, и копии помещичьих указов, и письма крестьян к помещикам.
Все эти публикации были по большей части направлены на обличение общественных пороков. Практически нет ни одной публикации, где бы эта тема не затрагивалась, пусть даже косвенно. Статьи написаны с иронией и представляют собой образец остроумной сатиры. Зачастую используются фразы и названия, которые способен понять лишь тот, кто погружен в светскую жизнь Санкт-Петербурга того времени. Активно используются иносказания и приводятся нравоучительные выдержки из басен. Все это было сделано для того, чтобы читатель сам понял, о чем или о ком идет речь.
Иронична и сама структура журнала. Многие номера «Трутня» начинаются с обращения «Господин издатель…», а затем идет высмеивание провластного сатирического журнала Екатерины II «Всякая всячина», недовольство согражданами, которые не одобряют журнал, и всяческое восхваление «Трутня». После этого следует предисловие к дальнейшему тексту (басни, притчи, стихи, описания «Болезней» и т.д.). Заканчивается выпуск объяснениями издателя, ответами издателя на напечатанные статьи, либо материалом от читателей. В журнале нет постоянных рубрик, однако наиболее часто появляются такие разделы как притчи, сказки, были, эпитафии, объявления различного содержания (например, о продаже «совести», «верности к отечеству» и т.д.), известия от издателя, ведомости и рецепты.
Иногда журналы были напрямую посвящены определенным личностям. Так, первый номер журнала были посвящен Л.А.Нарышкину, знаменитому вельможе императорского двора. Как государственный деятель, Нарышкин не оставил следа в истории, но был очень известен своей репутацией веселого бездельника – настоящий «трутень». В качестве эпиграфа к первому номеру журнала Новиков выбрал фразу из басни А.П.Сумарокова «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд едите». Здесь «они» означали крестьян. Эта цитата сразу указывает на позицию автора. Эпиграф обращен к господствующему классу, ведущему «паразитический» образ жизни.
К произведениям Сумарокова Новиков прибегает и позже, в поисках эпиграфа к одному из журналов 1770 года он выбирает мораль из басни «Сатир и гнусные люди»: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Так как здесь под «гнусными людьми» представлены дворяне, то и фраза приобретает соответствующий оттенок. Новиков отмечает отсутствие здравого смысла у дворян, хоть и стремится эту черту в них воспитать.
За год выхода журнала Новиков успел фактически рассориться с Екатериной II, поскольку именно она под псевдонимом писала в другом сатирическом журнале «Всякая всячина» и критиковала «Трутень». Конфликт разразился на почве разногласий в подходе к сатире. Екатерина II считала, что сатира должна высмеивать общие и обезличенные пороки, но даже к таким порокам следует относиться снисходительно. Новиков же считал, что пороки имеют своих носителей и считал допустимым высмеивание конкретных людей. Поэтому, задев, вероятно, кого-то очень важного своей критикой, Новикову пришлось закрыть журнал.