Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 24


Параграф 24 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII В. РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА И РАСКОЛ

 Вопросы в тексте параграфа

Каковы были причины и последствия церковного раскола?

Причины:

  • Непринятие частью духовенства и мирян церковной реформы патриарха Никона.
  • Жесткая оценка несогласных с реформой со стороны церковных иерархов, анафема и проклятие соблюдающих старые обряды.

Последствия:

  • Церковный раскол привел к расколу в русском обществе, разобщил его и стал национальной трагедией.
  • Церковь начала превращаться в часть государственного аппарата.
  • Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.
  • Старообрядцы сохранили огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества.

В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Патриарх Никон характеризуется многими историками как человек властолюбивый и тщеславный. Для него важно было, чтобы все признали его власть, и никто не смел с ним спорить. Получив практически неограниченную власть и титул «Великий Государь», Никон жестко претворял свою волю в жизнь, наказывая несогласных. Патриарх Никон хотел иметь неограниченное влияние на царя и стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Вследствие этого, а также крутого нрава Никона и интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

После Смуты позиции Русской православной церкви в Российском государстве действительно усилились. Причиной этому можно считать то, что ставший патриархом Филарет был отцом Михаила Федоровича, первого царя династии Романовых, и фактическим соправителем государства, о чем указывал его титул «Великий государь». До конца своих дней он фактически руководил московской политикой. Не удивительно, что в таких условиях позиции церкви в государстве сильно укрепились. Однако, при всем при этом, церковь стала терять свои позиции в народе и уже не могла выполнять роль «духовного врача» и следить за нравственным здоровьем народа. Высшие церковные служители все больше рассуждали о высоких материях и боролись за власть, зачастую забывая «опускаться на землю» и решать самые прозаические задачи: хозяйственные нужды, забота о просвещении, культуре и тому подобное – не то, чтобы игнорировались, но поневоле уходили на второй план. В этом заключался беспорядок в церкви, что со временем стало насущной проблемой и одной из причин церковной реформы.

2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?

Причин для проведения церковной реформы XVII веке было много, но не все из них лежали на поверхности.

  1. После Смуты вдруг обнаружилось, что церковь, усилив свое положение в государстве, стала терять значимость в народе.
  2. Церковь стали волновать вопросы многогласия. В храмах России для экономии времени практиковались одновременные службы разным святым и разным праздникам, поскольку службы были очень длинные и выстаивать их целиком было недосуг: то в Орду надо ехать, то в Тверь, а то с татарами сражаться. В предшествующие времена многогласие никого не волновало. Иначе взглянули на него в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего.
  3. Различия в традиционных русских и современных греческих обрядах, прежде всего в перстолосложении. Русские крестились двумя пальцами, а греки уже перешли на трехперстное крещение. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Фактически спор свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд – двуперстие, восьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение по солнцу при совершении обрядов и так далее – в результате искажения невежественными переписчиками богослужебных книг или нет.
  4. Присоединение Левобережной Украины в середине XVII века сделало вопрос обрядового различия настоящей проблемой. На Украине следовали современному тому времени греческому Уставу, который отличался от древнерусского.

Давайте теперь посмотрим на причины церковной реформы, которые не столь явно были выражены в то время и стали понятны позже. Несмотря на то, что Русская православная церковь добилась самостоятельности, в отличии от Византии, которая была образцом не только в религии и церковных обрядах, но и в культуре, науке, образовании, Россия всеми этими качествами не обладала и не могла быть образцом для остального православного мира. Но претензии на ведущие позиции в православном мире в Русском государстве были по-прежнему сильны. Царь Алексей Михайлович, будучи убежденным грекофилом, имел непреодолимое желание привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали в царе его планы. Так, в 1649 году Александрийский патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе. Аналогичные идеи внушал царю и патриарху Никону находившийся в 1653 году в Москве бывший Вселенский патриарх Афанасий III Пателларий. Не удивительно, что стремление провести церковную реформу было как у царя Алексея Михайловича, надеявшегося таким образом увеличить свою значимость в мире, а со временем может быть и занять престол Константинополя, так и у патриарха Никона, который уже практически видел себя Вселенским патриархом или даже православным Папой. Кроме того, в 1640 году царь и патриарх получили донесение об имевшем место на Афоне сожжении религиозных книг московской печати как еретических. Александрийский патриарх Паисий, проведя дознание и не одобрив поступка афонцев, тем не менее высказался, что именно московские книги «грешат в своих чинах и обрядах». Это был своеобразный знак Русской православной церкви и царю о том, что, оставив все как есть, им не добиться должного признания в православном мире.

Таким образом к середине XVII века мы видим стечение ряда обстоятельств. Уходила в прошлое «светлая Русь» с ее относительным единством в мировоззрении и поведении людей. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума), создание теократической вселенско-православной империи с подчинением государства церкви (путь Никона) или вхождение в семью европейских держав (выбор Петра Великого) с неизбежным подчинением церкви государству. А события на Афоне и присоединение Украины сделало проблему выбора еще актуальнее, ибо пришлось думать о единообразии церковного обряда и проведении церковной реформы.

3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

Патриарх Никон характеризуется многими историками как человек властолюбивый и тщеславный. Для него важно было, чтобы все признали его власть, и никто не смел с ним спорить. Получив практически неограниченную власть и титул «Великий Государь», Никон жестко претворял свою волю в жизнь, наказывая несогласных. Патриарх Никон хотел иметь неограниченное влияние на царя и стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства (запрет на приобретение духовенством земель для ограничения роста церковного землевладения), ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Кроме того, доходы от эксплуатации монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали в государственную казну, а мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных. Вследствие этого, а также крутого нрава Никона и интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом.

В 1658 году, во время очередного праздника, царский окольничий, прокладывая, по обычаю, дорогу для государя, ударил палкой патриаршего человека. Никон, узнав об этом случае, пришел в крайнее негодование и потребовал у Алексея Михайловича расследования и наказания виновного боярина. Но расследование не было начато, а виновный остался безнаказанным. Видя изменившееся отношение царя к себе, Никон решил еще раз прибегнуть к приему, уже испытанному им при восшествии на патриарший престол. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский монастырь под Москвой. Патриарший престол остался пустым. Никон рассчитывал на испуг Алексея Михайловича, но просчитался. Царь не приехал к нему. Потом царь старался добиться от Никона окончательного отказа от патриаршего звания и возвращения патриарших регалий, чтобы можно было избрать нового патриарха. Никон же стремился доказать, что он волен вернуться на патриарший престол в любой момент. Тогда Алексей Михайлович прибег к посредничеству вселенских патриархов. Однако дождаться их приезда оказалось нелегко: только в 1666 г. в Москву прибыли двое из четырех патриархов – антиохийский и александрийский, имевшие, правда, полномочия от двух других православных патриархов – константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки и сопротивление Никона, он все же предстал перед судом патриархов и был лишен своего сана за самовольное оставление патриаршего престола и прочие нарушения.

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

По моему мнению, церковный раскол стал трагической вехой в истории нашей страны и Русской православной церкви. Однако все последовавшие за ним трагические события произошли вовсе не из-за церковной реформы, хотя она, по сути, и разделила церковь на два лагеря, а из-за предания анафеме и проклятию всех, не желающих подчиниться. Без этого решения у церкви была возможность уладить дело миром. Однако кидаться из крайности в крайность – это в нашей природе.

Сущность церковного раскола на мой взгляд вовсе не в отличиях в обрядах, а в мироощущении. Сегодня нам все это кажется дикостью. Ну какая разница, как крестится человек, двумя или тремя перстами, по солнцу или против солнца идет крестный ход и т.д. Однако для религиозного человека того времени обряды были важны. Тогда считалось, что верность обряда — суть спасение. Но даже эти разногласия можно было бы решить. А вот разные мироощущения, стоявшие за той и другой позицией, имели непримиримые противоречия.

Сторонники Аввакума (раскольники, старообрядцы) отстаивали превосходство местного варианта православия, сложившегося в Северо-Восточной Руси в XIV веке, над традицией вселенского (греческого) православия. «Древнее благочестие» могло быть платформой только для узкого московского национализма и соответствовало идеалу «Третьего Рима», «светлой Руси». С точки зрения Аввакума, православие украинцев, сербов, греков было неполноценным. Иначе за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев? Православие Аввакума, таким образом, не могло быть связующей основой суперэтноса как скопления близких, но разных народов. Представители этих народов рассматривались старообрядцами лишь как жертвы заблуждения, нуждавшиеся в переучивании. Разумеется, такая перспектива ни у кого не вызвала бы искренней симпатии и желания объединиться с Москвой. И царь, и патриарх прекрасно понимали эту тонкость, и объединить народы хотели. Поэтому, стремясь к росту и расширению своей власти, они ориентировались на вселенское (греческое) православие, по отношению к которому и православие русских, и православие украинцев, и православие сербов были не более чем допустимыми вариациями. Именно в установлении вселенского характера русского православия состоит историческая заслуга патриарха Никона.

Тем не менее, несмотря на политическую необходимость церковной реформы, ее проведение, как всегда, превратилось в фарс и трагедию. Фарс – в категорическом неприятии других точек зрения. Трагедия – в преследовании старообрядцев, восстания монастырей, жестокости при их подавлении, тысячи погибших, казненных, сожженных заживо, замученных в тюрьмах, утопленных в прорубях. Лишь в конце 1790-х годов была сделана попытка примирить официальное православие со старообрядчеством путем введения Единоверия. В 1905 году Николай II делает еще один шаг навстречу старообрядцам и издает указ «Об укреплении начал веротерпимости», после которого становится возможным строительство старообрядческих храмов. И только в 1971 году собор РПЦ снимает анафему с древних обрядов и признает их равными с официальными.

Официальные извинения приверженцам старых обрядов Русская православная церковь принесла лишь в октябре 2000 года, выпустив послание, в котором подтверждает решения соборов 1971 и 1974 годов, и признает вину за содеянное насилие (ложь, клевету, пытки и убийства), претерпевших за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его; и просит прощение за обиды и насилие, совершенное как властями, так и священством: «Простите братья и сестры наши прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения».

5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

Можно по-разному относиться к церковному расколу, позициям сторон и участию в расколе протопопа Аввакума, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой, стойким сторонником той веры, которую он считал истинной. Он предпочел умереть, но не склониться перед обвинителями. Есть много свидетельств того, что Аввакум никогда не признавал сделок со своей совестью. Если он видел несправедливость, он вступался за обиженных несмотря на то, что раз за разом для него это плохо заканчивалось. Из-за непростого характера и нетерпимости ко злу протопоп Аввакум постоянно менял приходы.

Мне кажется, лучше всего его описывают его слова: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, – почитай других; хочешь есть – корми других; хочешь взять – другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему – лучшего, себе желай меньше, а ближнему – больше».

Протопоп Аввакум был хорошо принят царем при дворе, был другом будущего патриарха Никона и вместе с ним входил в так называемый кружок «ревнителей благочестия» при царе Алексее. Эти «ревнители благочестия» действовали по двум направлениям. Во-первых, в области «социального христианства», под которым подразумевались устные проповеди и непосредственная работа среди паствы: закрытие кабаков, устройство богаделен, приютов для сирот. Во-вторых, они занимались исправлением обряда и собственно богослужебных книг. Главной проблемой для ревнителей древнего благочестия была порча веры. По их мнению, вера была испорчена не только среди мирян, но и среди священнослужителей. Члены кружка считали, что дело было в порче священных книг. Служба из-за этого шла неправильно, а народ неправильно верил. Чтобы исправить священные книги надо было найти образец. Протопоп Аввакум предлагал сделать образцом старорусские книги. Греческие образцы он считал непригодными, упоминая, что Греция отошла от истиной веры, за что и была наказана в XV веке Византийской империей. Однако позиция Аввакума шла в разрез с официально принятой – исправлять книги по греческим образцам и вводить греческие обряды. Столкновение двух непримиримых позиций, двух мировоззрений оказалось трагическим для тысяч последователей старой веры.

24 апреля 1862 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами. Рядом собрались бояре, купцы, простые местные жители молча наблюдали за совершением приговора. Протопоп Аввакум, собираясь на смертную казнь, в последний раз обратился к свой пастве. Его последними словами было «Храните веру старую». Один из друзей протопопа Аввакума в ужасе вскрикнул. Протопоп Аввакум принялся утешать его. Последнее, что люди увидели сквозь пламя – его поднятая к небу рука. Он благословлял народ двумя перстами…

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Предлагаем самостоятельно выбрать имена деятелей Русской православной церкви, внесших значительный вклад в укрепление государства в XVII веке из перечня патриархов, учитывая описания их достижений. Мы считаем, что можно выбрать патриархов Иова, Гермогена, Филарета, Иосифа, Никона и Иосафа II.

  • Патриарх Иов (1589-1605), канонизирован в 1989 году. По инициативе патриарха Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. В период Смутного времени патриарх Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.
  • Гермоген (1606-1612), канонизирован в 1913 году. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России католичество и искоренить православие. Москвичи под водительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Патриарх Гермоген благословил русских людей на борьбу с врагом. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.
  • Филарет (1619-1633). Патриарх Филарет играл огромную роль при дворе Михаила Федоровича. Он сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя. Умудренный большим жизненным опытом, Филарет хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ. Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы. Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения. Филарет много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно. В 1620 году по инициативе патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири. При патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.
  • Иосаф I (1634-1641). Патриарх Иосаф продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг. За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.
  • Иосиф (1642-1652). Строгое исполнение церковных уставов стало характерной особенностью служения патриарха Иосифа. В 1646 году, перед наступлением Великого поста, патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе. Большое внимание уделял патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его инициативе в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При патриархе Иосифе издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Имя Патриарха Иосифа навсегда останется в истории благодаря тому, что именно ему удалось сделать первые шаги к воссоединению Левобережной Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при патриархе Никоне.
  • Никон (1652-1666). Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской церкви. Подобно патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Но особенно ревностно проявил себя патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его заслуга перед Русской церковью. Однако церковные реформы патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской церкви в продолжение нескольких столетий.
  • Иоасаф II (1667-1672). Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь. Большой заслугой патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
  • Питрим (1672-1673). Особо ничем не запомнился, поскольку принял патриарший престол уже в весьма преклонном возрасте и будучи больным.
  • Иоаким (1674-1690). Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Иоаким отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. В 1678 году патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По инициативе патриарха Иоакима было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию. В области государственного управления патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая Петра I, после смерти царя Феодора Алексеевича.
  • Адриан (1690-1700). Он призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять церковь от ересей. Не по нраву пришлось ему новшества эпохи Петра I: бритье бороды, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

Изучаем документ

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 24

1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

Протопоп Аввакум категорически не принимает реформ Никона, считая нововведения иноземными и чуждыми русскому человеку. Он считал, что правильным будет сохранить обычаи, пошедшие со времен крещения Руси. Так нас научили, так мы и будем продолжать делать. Однако его позиция не учитывала расширение России за счет включения территорий бывших русских земель (Украины и Белоруссии), где уже были в ходу другие традиции. Его позиция могла стать платформой для узкого московского национализма и соответствовала идеалу «Третьего Рима», «светлой Руси». С точки зрения Аввакума, православие украинцев, сербов, греков было неполноценным. Иначе за что же Бог покарал их, отдав под власть иноверцев? Православие Аввакума, таким образом, не могло быть связующей основой суперэтноса как скопления близких, но разных народов.

2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

Проблема в том, что позиция Аввакума была такой же непримиримой, как и позиция Никона. И если обращение Аввакума к царю с просьбой прекратить гонения на староверов можно одобрить, то его слова о том, как нужно поступить с его оппонентами – не могут получить одобрения.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй — по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победила позиция патриарха Никона?

Позиция патриарха Никона была более глобальна и соответствовала амбициям России по воссоединению с братскими народами Украины и Белоруссии, которые уже жили по новым греческим религиозным обрядам. Таким образом Россия придала своей церкви вселенский характер и обеспечила единство обрядов с соседними народами.

Позиция протопопа Аввакума была направлена на сохранение древнерусских традиций, что в конечном счете привело бы к религиозной изоляции России даже среди других православных земель. При воссоединении России с Украиной и Белоруссией жителей тех земель пришлось бы переучивать. Зная, чем заканчивались в России такие попытки, можно с уверенностью предположить, что дело могло приобрести весьма неприглядный и даже кровавый характер.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

Старообрядчество — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Упомянутая реформа является одной из самых драматичных страниц не только в истории русской православной церкви, но и в истории России. Целью преобразований была унификация богослужений Русской Церкви с Греческой Церковью. В результате насаждения новых правил возник церковный раскол (до 1905 года всех не согласных с реформой называли раскольниками) — отказавшиеся от исполнения новых обрядов жестоко преследовались и подвергались гонениям, фактически общество было на пороге религиозной войны. В это время произошло множество массовых самоубийств людей, не желающих насильно принять новую веру. Наиболее распространённой формой протеста стали самосожжения, только до 1690 года унёсшие жизни около 20 тысяч человек.

Изменения, проведённые посредством никонианской реформы, касались внешних обрядовых сторон. Например, замена двуперстного крестного знамения на трёхперстное, смена направлений крёстного хода (против солнца, а не посолонь) и др. Также было проведено много исправлений, касающихся редактирования текстов Священного писания и богослужебных книг, относящихся к вариациям написания, небольшим корректировкам, не меняющим общего смысла. Для стороннего человека все эти изменения могут выглядеть как совершенно не принципиальные и не затрагивающие сути православия, но в 17-м веке это привело к трагическому расколу церкви и общества, который окончательно не изжит до сих пор.

И сейчас, несмотря на многочисленные шаги к примирению, отношения между старообрядцами и Русской православной Церковью отличаются сложностью. Например, старообрядцы считают себя истинными православными, а РПЦ называют инославной церковью.

Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православного культурного наследия. Это касается как церковного песнопения (уникальные черты певческой манеры — отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания), так и знаменитой старообрядческой иконописи, основавшейся на традициях русской и византийской школ. После того, как к XIX веку в официальной РПЦ иконопись оказалась в полном забвении, старообрядческие иконописцы оставались единственными хранителями традиции, что позволило заново «открыть икону» на рубеже XIX-XX веков.

Вопреки утвердившемуся мнению, несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в XIX веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль сыграло старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства. Это было обосновано культивировавшимися в старообрядческой среде традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.

Старообрядчество по праву является столь же важным и весомым направлением православия как и новообрядчество, сыграв неоценимую роль в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции, а также в социально-экономической жизни России.

Сегодня в России и в ряде других стран действует Русская древлеправославная церковь (РДЦ). В России имеется также старообрядческое Высшее Духовное училище. В составе РДЦ есть около 70 общин в России, 5 в Румынии и одна община в Болгарии. В 2002 году на Соборе РДЦ было принято решение восстановить Патриаршество в Русской Древлеправославной церкви. Патриархом был избран архиепископ Александр. Резиденция патриарха РДЦ расположена в Москве. Однако Русская православная церковь не признает патриаршего титула предстоятеля РДЦ, именуя его в официальных документах архиепископом. В настоящее время РДЦ ведет сложные переговоры с РПЦ, сотрудничает с ней в области книгоиздания и обменивается богослужебным опытом.

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666—1667 гг.?

Большой Московский собор 1666-1667 годов был созван в Москве повелением царя Алексея Михайловича. В соборе принимали участие Александрийский патриарх Паисий, Антиохийский патриарх Макарий III, представители Вселенского и Иерусалимского патриархов. Собор был созван с целью решения нескольких задач:

  • авторитетом восточных иерархов и большим собором окончательно и бесповоротно утвердить церковную реформу и повторно анафематствовать всех её противников или «еретиков» (старообрядцев);
  • провести церковный суд над конкретными вождями старообрядческого движения;
  • провести церковный суд над патриархом Никоном и его извергнуть из сана как неугодного царю Алексею Михайловичу (Никон, оставаясь патриархом, после ухода из Москвы в июле 1658 года, жил в Воскресенском монастыре и продолжал ставить священников, исполняя своё архиерейское служение);
  • избрать нового патриарха;
  • решить вопросы дисциплины, церковного права и церковного управления в Русской церкви.

4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?

  1. Реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую.
  2. Церковный раскол привел к расколу в русском обществе, разобщил его и стал национальной трагедией.
  3. Церковь начала превращаться в часть государственного аппарата.
  4. Церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.
  5. Реформа дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь.
  6. Были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).
  7. Даже такое отрицательное последствие никоновской реформы, как раскол, имело свои «плюсы»: старообрядцы сохранили огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества.

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

Мне кажется, что первенствующее положение светской власти по отношению к церковной стало закономерным итогом сочетания нескольких факторов. Царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством, оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Сама мысль о том, что есть еще кто-то, чье величие в государстве равно его собственному, угнетала. Патриарх Никон своей чрезмерно деятельной натурой и желанием управлять не только в церковной, но и светской жизнью государства стал именно такой фигурой, угрожающей величию царя. Никон сделал попытку увеличить свое влияние на царя, и она оказалась безуспешной, а ответ не заставил себя ждать. Царь в ответ сделал попытку увеличить свое влияние на церковь. Борьба за влияние, конечно, началась задолго до описываемых событий. Ее этапами были и давние попытки предшественников Алексея Михайловича ограничить влияние церкви, и недавнее принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства (запрет на приобретение духовенством земель для ограничения роста церковного землевладения), ставившего Церковь фактически в подчинение государству.  Естественно, царские мотивы понять несложно. Умело управляемая, церковь является одним из самых эффективных инструментов (как сегодня телевидение) для контроля над умами подданных. Все прошло гладко, за право церкви поступать по совести, а не по желанию царя никто не захотел класть голову. Общество было разделено на части церковным расколом. Всех, кто мог воспротивиться подвергали не только церковному, но и гражданскому преследованию. Армия царя активно рубила головы и жгла граждан собственного государства по религиозным причинам. Не удивительно, что церковь в такой ситуации не смогла ничего противопоставить воле царя.

Запоминаем новые слова

  • Протопоп — обиходное название старшего православного священника (протоиерея).
  • Раскол — движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.
  • Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.