Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Народы России в XVII в.


Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

НАРОДЫ РОССИИ В XVII В.

Вопросы в тексте параграфа

Как в XVII в. происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?

Российское государство как многонациональное сообщество формировалось очень непросто. Пройдя через Ордынское владычество русские научились жить вместе с людьми разных национальностей и верований. В дальнейшем это качество русские пронесли через столетия, расширяя границы своего государства. Новые территории присоединялись в результате военных завоеваний, аннексии, договоров с другими государствами, освоения новых земель и добровольного волеизъявления.

Так многочисленные народы Поволжья (татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры) были присоединены в результате завоевания Казанского ханства. Длительное время потребовалось, чтобы эти народы смогли начать жить спокойно в составе Российского государства. Основой для централизованной власти на этих территориях стала татарская знать.

Земли Западной Сибири были присоединены тоже в результате военной победы над Сибирским ханством и их союзниками. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось небольшими отрядами первопроходцев, которые добивались признания туземных племен как силой оружия, так и мирными путями. Так к концу XVII века к России были присоединены бескрайние территории материка до Амура и Камчатки – Сибирь и Дальний Восток. В состав Российского государства вошли сибирские народы, находящиеся на разных уровнях развития: якуты, буряты, ненцы, чукчи, эвенки (тунгусы), каряки, юкагиры, ительмены, дауры, курилы и т.д.

Покорение Астраханского ханства и выход к Каспийскому морю привели к тому, что Россия оказалась в прямом соприкосновении с народами Северного Кавказа. Взаимоотношения с народами Кавказа тоже строились по-разному. Одни, ногайцы и кумыки, противились проникновению России на Кавказ. Другие — кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы — видели в России надежного партнера и защитника от внешних угроз.

Много проблем принесло присоединение Левобережной Украины. Добровольное вхождение Левобережной Украины в состав России привело к масштабным войнам с Речью Посполитой и Османской империей, стало косвенной причиной церковного раскола в России. Потом «свободолюбивые» украинские гетманы неоднократно пытались сменить себе хозяев, но украинский народ сделал свой выбор и остался с Россией.

Когда Левобережная Украина вошла в состав России?

В 1653 году Земский собор постановил принять Украину в подданство российского государя и объявить войну польской короне. На Переяславской раде в январе 1654 года войско Богдана Хмельницкого присягнуло на верность российскому царю. Гетману Украины давалась большая самостоятельность, вплоть до ведения международных переговоров (за исключением Речи Посполитой и Османской империи).

Когда украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси?

В 1686 году Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви издали Томос о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Это была трудная и запутанная история. Украинская православная церковь, будучи подчиненной Константинополю, долгое время не хотела переходить в подчинение Московскому патриархату, боясь потери независимости. В результате сложных процедур и многоходовой политической игры с Киевским патриархатом, Константинопольской церковью, правительством Османской империи и Речью Посполитой лишь в 1686 году Москве удалось в Константинополе получить документ о передаче УПЦ в ведение Московского патриархата.

Как называлось правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России?

В 1662 году для управления территориями Левобережной Украины был создан Малороссийский приказ. Он был подчинен Посольскому приказу. Первым руководителем Малороссийского приказа был П.М.Салтыков, затем А.С.Матвеев, а с 1671 года приказом руководил глава Посольского приказа. Малороссийский приказ контролировал внутри- и внешнеполитическую деятельность гетманов, управлял разведкой и контрразведкой, материальным обеспечением войск, строительством крепостей на территории Малороссии, передвижением иностранцев и жителей Малороссии, пленными. Через Малороссийский приказ осуществлялась финансирование Войска Запорожского и православного духовенства.

Когда в Поволжье была создана первая православная епархия? Где располагался её центр? Кого называли новокрещёнами?

Первая православная епархия была создана в 1555 году в Казани. Она называлась Казанской епархией. В ее задачи входила работа по христианизации народов Поволжья. Тех, кто из присоединенных народов принял православие, называли новокрещёнами. Такие люди получали большие преимущества по сравнению с теми, кто сохранял мусульманскую веру.

Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?

Освоение русскими новых земель велась отрядами активных первопроходцев, которые проникали на новые территории, устанавливали отношения с местными народами, строили остроги и крепости для организации и защиты торговли. Вступая в отношения с местными народами русские делились своим опытом в земледелии, скотоводстве, строительстве жилищ, организации торговли и военного дела. Местные народы находились на разных уровнях развития, многие еще не вышли из эпохи родоплеменных общин, поэтому приход русских стал для них сильным стимулом для развития. Конечно же, русские вместе с «благами цивилизации» приносили и свой отрицательный опыт. Например, сибирские народы впервые испытали на себе действие спиртных напитков, алчность и коварство некоторых русских, казачью жестокость и разгильдяйство.

2. Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. Почему часть украинцев выступала против воссоединения с Россией?

При вхождении в состав России Левобережная Украина сохранила самоуправление с небольшим ограничением в части ведения внешнеполитической деятельности. В России отношениями с гетманами Украины занимался Малороссийский приказ, который контролировал внутри- и внешнеполитическую деятельность гетманов, управлял материальным обеспечением войск, строительством крепостей на территории Левобережной Украины, передвижением иностранцев и жителей Малороссии, пленными. Через Малороссийский приказ осуществлялась финансирование Войска Запорожского и православного духовенства. В остальные вопросы управления российское правительство старалось не вмешиваться.

В самой Левобережной Украине казацкие старшины захватили неограниченную власть и большую часть плодородных земель, подчинили себе крестьян и стремились увеличить свою власть даже в городах Украины. Все это вызывало народное недовольство. В результате в украинском обществе стали появляться противоречия, что привело к ожесточенной борьбе, в которой разные силы пытались вернуться под власть Речи Посполитой или даже Османской империи. Лишь к концу XVII столетия эта борьба завершилась победой сторонников России. Тогда же оформилась и система управления Левобережной Украиной. При гетмане состояла старшинская рада, которая назначала своих представителей на главные государственные должности – уряды. Территория Гетманщины была разделена на десять полков, во главе которых стояли полковники и полковая старшина. Крупные города сохраняли самоуправление. Вместе с тем в украинских городах были посажены московские воеводы с военными гарнизонами.

3. Каким было положение народов Поволжья?

Вхождение народов Поволжья в состав России завершилось к началу XVII века. Особенностью Поволжья был многонациональный состав его населения. Главной опорой царской власти в Поволжье стала татарская знать, перешедшая на службу к российскому государю. Именно служилые татары, наряду с русскими феодалами осваивали земли Поволжья. Большую роль в подчинении местного населения сыграла его христианизация. Обращенные в христианскую веру получали значительно большие преимущества по сравнению с теми, кто остался мусульманином.

4. Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе?

Укрепление позиций России на Кавказе означало соответствующее ослабление влияния Османской империи на кавказский регион. Поэтому Россия вела активные политические действия по привлечению на свою сторону кавказцев. Некоторые народы, как ногайцы и кумыки, активно боролись с расширением влияния России. Другие же народы, как кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы пытались с помощью России решить свои проблемы с недругами. В 1639 году правитель Кахетии дал присягу на верность русскому царю, а в 1650 году российское подданство принял и имеретинский царь.

5. Расскажите о жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Заполните (в тетради) таблицу «Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII в.»:

Название народа Территория проживания Основные занятия и особенности жизненного уклада
буряты По берегам Ангары и Байкала Кочевой народ. Основные занятия: скотоводство, рыбная ловля, земледелие. Появилась родоплеменная знать.
якуты (саха) Северо-Восточная Сибирь Жили в юртах. Основные занятия: скотоводство, охота, рыболовство. Заготавливали сено на зиму для скота. Занимались производством молочных продуктов. Гончарное и кузнечное ремесла. Появилась родоплеменная знать.
юкагиры Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
эвенки (тунгусы) От Енисея до Охотского моря Жили в чумах. Основные занятия: охота и рыбная ловля. Сохранился родовой строй.
коряки Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
чукчи Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
ненцы Тундра от Европейского Севера до низовьев Енисея Жили в чумах. Основные занятия: оленеводство, рыбная ловля, охота на пушного зверя.
ительмены (в последствии после контактов с русскими стали называться камчадалами) Камчатка, Магадан, Чукотка Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
айны (курилы) Камчатка, Сахалин, Курильские острова Загадочное древнее племя, жившее в Японии, на Курильских островах, Сахалине, появились около 13 тысяч лет назад. Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав, охота. Искусные войны и охотники.
дауры Приамурье Жили в укрепленных городах. Основное занятие: земледелие, огородничество, садоводство, скотоводство, охота, рыбная ловля.

Работаем с картой

1. Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в XVII в. Какие народы её населяли?

Рассмотрим карту на странице 22 — 23 в атласе.

  • Территории, вошедшие в состав России в XVII веке обозначены на карте светло-зелёным цветом.
  • На новых российских землях проживали следующие народы: эвенки, буряты, якуты (саха), эвены, юкагиры, коряки, ительмены, чукчи, украинцы, ненцы, камчадалы, курилы, дауры. На карте не показаны земли и народы Кавказа, принявшие российское подданство в XVII веке: кахетинцы и имеретинцы.

2. Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и востоке.

  • На юге и востоке Россия граничила со следующими государствами: Крымское ханство, Османская империя, Персия (Иран), Казахское ханство, Китай.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Народы России в XVII в.

Изучаем документы

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Народы России в XVII в.

Что нового вы узнали из документа о жизни тунгусов (эвенков)

Тунгусы жили по берегам рек и озер, занимались рыболовством, заготавливали сухие рыбные запасы.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Народы России в XVII в.

1. Как определяют Семён Дежнёв и Никита Семёнов цель своего похода?

Семен Дежнев и Никита Семенов говорят о стремлении принести благо государю и его казне как о главной цели своего похода.

2. О каких прибыльных промыслах они рассказывают?

Они рассказывают об охоте на моржей и добыче их клыков.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как формировалось наше многонациональное государство в XVII в.? На каком уровне развития находились народы, вошедшие в состав России в XVII в.? Как они влияли друг на друга?

Российское государство как многонациональное сообщество формировалось очень непросто. Пройдя через Ордынское владычество русские научились жить вместе с людьми разных национальностей и верований. В дальнейшем это качество русские пронесли через столетия, расширяя границы своего государства. Новые территории присоединялись в результате военных завоеваний, аннексии, договоров с другими государствами, освоения новых земель и добровольного волеизъявления.

Так многочисленные народы Поволжья (татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры) были присоединены в результате завоевания Казанского ханства. Длительное время потребовалось, чтобы эти народы смогли начать жить спокойно в составе Российского государства. Основой для централизованной власти на этих территориях стала татарская знать.

Земли Западной Сибири были присоединены тоже в результате военной победы над Сибирским ханством и их союзниками. Дальнейшее продвижение на восток осуществлялось небольшими отрядами первопроходцев, которые добивались признания туземных племен как силой оружия, так и мирными путями. Так к концу XVII века к России были присоединены бескрайние территории материка до Амура и Камчатки – Сибирь и Дальний Восток. В состав Российского государства вошли сибирские народы, находящиеся на разных уровнях развития: якуты, буряты, ненцы, чукчи, эвенки (тунгусы), каряки, юкагиры, ительмены, дауры, курилы и т.д.

Покорение Астраханского ханства и выход к Каспийскому морю привели к тому, что Россия оказалась в прямом соприкосновении с народами Северного Кавказа. Взаимоотношения с народами Кавказа тоже строились по-разному. Одни, ногайцы и кумыки, противились проникновению России на Кавказ. Другие — кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы — видели в России надежного партнера и защитника от внешних угроз.

Много проблем принесло присоединение Левобережной Украины. Добровольное вхождение Левобережной Украины в состав России привело к масштабным войнам с Речью Посполитой и Османской империей, стало косвенной причиной церковного раскола в России. Потом «свободолюбивые» украинские гетманы неоднократно пытались сменить себе хозяев, но украинский народ сделал свой выбор и остался с Россией.

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию об одном из народов (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде и т. д.), вошедших в состав России в XVII в. На основании собранного материала подготовьте электронную презентацию.

Скачать презентацию «Загадочные Айны»

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Народы России в XVII в.

Загадочное племя айнов

Айны – одно из самых загадочных и древнейших племен в мире. Коренные жители Сахалина, Камчатских островов и … Японии. Айны – это племя искусных воинов и охотников, чьи боевые навыки и традиции легли в основу касты японских самураев. Хокайдо и все Северные острова принадлежат айнам, так писал в 1646 году мореплаватель Колобов, первым из русских, побывавший там и встретивший удивительный народ айнов.

После знакомства с русскими в XVII-XVIII вв. некоторые айны стали исповедовать православие. Айны охотно общались с русскими путешественниками. Последние в своих воспоминаниях нередко воздавали дань достоинствам этого народа. Так, знаменитый мореплаватель Крузенштерн охарактеризовал айнов следующим образом: «Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудили во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые доныне мне известны». Вторил ему и великий писатель А.П.Чехов: «Айны — это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и… даже интеллигентный».

Происхождение айнов

Откуда появились айны – до сих пор не известно. Ученые до сих пор спорят о происхождении этого загадочного народа. Доказано, что айны пришли на острова Японии 13 тысяч лет назад и основали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно, откуда айны пришли, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики.

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом. В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), черты лица их были похожи на европейские. Женщины тоже старались не отставать и делали татуировки вокруг рта, которые изображали усы и бородку. Достаточно сказать, что когда на острова айнов в XVII веке прибыли русские моряки, они на полном серьезе приняли айнов за русских, настолько они были похожи на нас и не похожи ни на один монголоидный народ.

Быт и верования айнов

Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран. Жили айну в гармонии с природой небольшими поселениями, достаточно удаленными друг от друга, в домах, напоминающих шалаш из веток. В быту были необычайно скромны. Айны не занимались земледелием или скотоводством. Вблизи моря они ловили рыбу, в глубине островов – охотились и занимались собирательством, а с приходом японцев активно грабили их или торговали.

Мифология айнов пронизана представлениями о том, что душу имеют не только люди, звери, рыбы, птицы, но и растения и вообще все предметы и явления окружающего мира. Одушевление всего сущего отразилось в религиозных и мифологических представлениях айнов.

Среди айнов вплоть до конца XIX века была широко распространена практика жертвоприношений. Жертвоприношения имели связь с культом медведя и орла. Медведь символизирует дух охотника. Медведей выращивали специально для проведения ритуала. Хозяин, в чьем доме проводился обряд, старался пригласить как можно больше гостей. Айны считали, что дух воина обитает в голове медведя, поэтому главной частью жертвоприношения было отсечение головы животного. После этого голову помещали у восточного окна дома, которое считалось сакральным. Присутствующие на церемонии должны были испить кровь убитого зверя из чаши, передаваемой по кругу, что символизировало причастность к ритуалу.

Айны отказывались фотографироваться или же быть зарисованными исследователями. Это объясняется тем, что айны верили в то, что фотографии и различные их изображения, забирали часть жизни изображенного на фотографии. Известно о нескольких случаях конфискации айнами зарисовок, сделанных исследователями, занимавшимися изучением айнов. К нашему времени это суеверие себя изжило и имело место лишь в конце XIX века.

Айны – предки самураев?

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли. Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири.

Самое, пожалуй, любопытное — это то, что известные всем самураи не появились бы без айнов. Прибывшие на острова японцы расселились далеко на сразу: они осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоевывали у аборигенов эти земли, долго и упорно вытесняя местных на север. Даже в Средневековье треть всей нынешней Японии все еще была не японской, но айнской. Сильно утрируя, можно назвать первоначальных самураев чем-то вроде казаков. Они появились, когда правительство и японские лорды решили селить на границе с айнами военизированное сословие: часто солдатам безвозмездно раздавались земли прямо под боком у диких бородачей, с расчетом на то, что эти солдаты будут охранять новую собственность ценой своей жизни. В общем-то, так и вышло: из этого плавильного котла и вечной горячей точки и выросло то, что впоследствии стало культурой самураев. И даже больше: многое из того, что нас так в них удивляет — это именно наследие айнов, с которыми воевали, торговали и заключали браки японские воины: отточенная техника стрельбы из лука, искусство боя на мечах, традиция харакири, отношение к смерти и службе и т.д.

Айны и русские

Впервые камчатские айны вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. В 1697 году отряд якутского казака Атласова достиг Камчатки, исследовал восточное и западное побережье полуострова, дошел до южной оконечности. Владимир Атласов установил на реке Кануч памятный крест, свидетельствующий о принадлежности острова России, а на реке Камчатке заложил Верхнекамчатский острог. Представители айнского этноса, жившие на юге Камчатки и Курильских островах, обозначались русскими как «курилы», «курильцы», «мохнатые курильцы». При этом среди них выделялись «ближние курилы» — айны Камчатки и острова Шумшу, «дальние курилы» — айны острова Парамушир и соседних с ним островов и «кых курилы» — айнское население островов Уруп, Итуруп, Кунашир.

Айны считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями. Даже японцы не могли отличить айнов от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айны (айны со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айны — два разных народа. Тем не менее, для русских айны были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айнов похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айны были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айнов были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айнов в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айнов решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

Айны сегодня

К сожалению, раса, которая существовала дольше, чем вся человеческая цивилизованная история, практически исчезла: сейчас существует 25 тысяч айнов, и практически все они ассимилированы японцами, подарив тем самый высокий среди всех остальных азиатов уровень бородатости и воинственности. В наше время айны просят пересмотреть вопрос с Курилами, так как когда-то Япония присвоила себе земли, где жили первобытные собиратели и охотники. Чудом сохранившимся семьям приходилось скрывать свое подлинное происхождение. Так что имеют ли право Япония и Россия делить между собой эти земли? Еще в XIX веке местные старики говорили: «Сахалин — земля айнов, японской земли на Сахалине нет».

В течение переписи 2010 года около 100 человек в России попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов. В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки направил письмо губернатору Камчатки с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён.

Этнические айны Сахалинской области, Камчатки и Хабаровского края не организованны политически. В 2012 году в России отмечено 205 айнов, и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы. Поэтому в 2012 году и курильские айну, и курильские камчадалы были лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

3. С помощью дополнительной литературы и Интернета напишите (в тетради) эссе на тему «Народы России: наша общая история».

Начиная с XVI века Россия начинает активно расширять свою территорию за счет присоединения и освоения новых земель. Десятки племен и народов вошли в многонациональную семью под названием Россия. Однако по сей день существуют разные точки зрения на наш многонациональный состав. Одни считают, что Россия стала «тюрьмой» для народов. Другие видят в таком сотрудничестве безусловные выгоды для всех вошедших в состав Российского государства народностей. Было ли присоединение новых земель необходимым и логичным с точки зрения исторического процесса? Что оно принесло многочисленным народам: благо или несчастье?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к историческим фактам и сравнить процессы освоения новых территорий разными странами. Эпоха Великих открытий не обошла Россию стороной. Конечно же мы не открыли нового континента, но для русских первопроходцев и исследователей все осваиваемые земли, так же как и для Колумба Америка, были практически неизведанными, полными загадок и тайн. Поэтому для нас освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока имеет такое же значение, как и все Великие географические открытия.

Освоение новых территорий Россией стало закономерным историческим процессом, свидетельствующим о развитии общества, знаний и технологий. В этом историческая логика полностью соответствует духу эпохи. Многие активные люди из разных стран в это время отправились в неизведанные края с разными целями. Кто-то хотел добиться богатства, кто-то – увеличить мощь и влияние своей родины, кто-то отправился в путешествие из-за неутолимой жажды исследователя. В результате на карте мира появились новые земли, ставшие колониями нескольких европейских государств, неизмеримо увеличив их богатство и международное влияние.

А что принесло освоение Сибири для России? Можно ли считать присоединение малочисленных сибирских народов большим достижением, повлиявшим на богатство и влияние нашего государства? Скорее всего, вряд ли — у России и так было слишком много проблем, чтобы вешать себе на шею еще и проблемы других народов, а также тратить силы и средства на удержание таких обширных территорий. Да и взимаемый с сибирцев ясак был настолько незначительным, что о каких-либо баснословных богатствах говорить не приходилось. Однако, так могло казаться только на первый взгляд. Освоение Сибири и Дальнего Востока оказалось долгосрочными инвестициями, и сегодня Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов этого региона.

В отличии от европейского колонизационного процесса российская экспансия носила преимущественно мирный характер. Присоединенные к России народы не порабощались и не истреблялись. Зачастую они сохраняли свой быт, обычаи и верования. Конечно, истории известны случаи и жестокостей, и обмана туземных племен, и даже насильной христианизации. Но все это не носило массовый характер. Да и сами русские люди, бывало, претерпевали от собственного государства куда большие лишения и жестокости. Достаточно вспомнить преследование староверов. Кроме того, многие народы присоединялись к России абсолютно добровольно, ища защиты от чужеземной агрессии: например, кавказские народы кахетинцев, имеретинцев, ингушей, осетинцев, кумыков, абхазцев, кабардинцев и т.д. Многочисленные народы Сибири и Дальнего Востока были присоединены к России в результате освоения русскими первопроходцами этих территорий.

Что же получили присоединенные к России народы? На мой взгляд, они многое приобрели, не потеряв практически ничего. Россия на тот момент была достаточно развитым государством и русские купцы и переселенцы развивали торговлю с местным населением, делились новыми технологиями земледелия и скотоводства, передавали опыт строительства жилищ, вели миссионерскую и образовательную деятельность и т.д. Фактически, присоединенные народы получили мощный стимул к развитию, покровительство сильного государства, улучшили свое благосостояние, обогатили культуру. В свою очередь, русские, знакомясь с новыми для них народами, так же перенимали у тех их опыт, умения и обычаи. Конечно же, вместе с «благами цивилизации» русские приносили и отрицательный опыт. Например, сибирские народы впервые испытали на себе действие спиртных напитков, алчность и коварство некоторых русских, казачью жестокость и разгильдяйство. Да, они впервые познакомились со всем этим, а русским людям приходится с этим «отрицательным опытом» жить всю жизнь.

Так или иначе, обогащая друг друга, народы России превратились в одну единую, крепкую семью.  Каждый народ сохранил свою самобытность, но при этом взял от других что-нибудь нужное для себя. Никто не заставляет народы считать себя русскими, но они живут в России и чувствуют себя россиянами. И все друг друга считают своими. Еще Достоевский выделял такое качество русского человека, как восприимчивость к культуре других народов, принятие и «извинение» иных идеалов, терпимость к чужим обычаям, нравам, вере. Веротерпимость как исконное качество русской нации выражено в самом духе русской государственности как многонациональной, вобравшей в себя различные идеологические и религиозные конфессии.

Запоминаем новые слова

  • Чум — конусообразный шатёр, палатка у сибирских кочевых племён, крытая шкурами или корой.
  • Шаман — служитель языческого религиозного культа у народов Сибири.
  • Юрта — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.