Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 23


Параграф 23 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

«ПОД РУКОЙ» РОССИЙСКОГО ГОСУДАРЯ: ВХОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В СОСТАВ РОССИИ

Вопросы в тексте параграфа

В результате каких событий Украина вошла в состав России?

Левобережная Украина вошла в состав России в результате тесно переплетенных событий: восстания Богдана Хмельницкого и последующей гражданской войны. России, принявшей под свою руку восставшую Украину, пришлось выдержать длительную войну с Речью Посполитой и Османской империей. Украинские гетманы неоднократно предавали Россию, заключали договоры то с одной противоборствующей стороной, то с другой, а также делали попытки обрести полную самостоятельность. Но в результате Украина осталась в составе России, украинская православная церковь была подчинена Московскому патриархату, а казаки получили реестр на царскую службу в размерах, намного превышавших те, которые требовал Богдан Хмельницкий от польской короны. Кроме того, для россиян украинцы были «своими», а не «чужими» как в Речи Посполитой.

Каким образом западные и юго-западные русские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой?

В XIV веке литовские князья начали присоединять к Литве русские земли, разоренные татаро-монгольским нашествием. Обезлюдевшие огромные территории зачастую добровольно присоединялись к Литовскому княжеству, поскольку видели в литовских князьях защиту от ордынского ига. Так в течение XIV века к Литве были присоединены Брестские, Полоцкие, Минские земли, Турово-Пинское княжество, Смоленск, Брянск, Новгород-Северский, Чернигов, Луцк и Киев. К Польше отошли земли Галицко-Волынского княжества, а к Венгрии – территория Молдавии.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что объединяло русский и украинский народы?

Украинская народность сформировалась в XV веке. Украинцы проживали на землях, входящих раньше в состав Древнерусского государства, и имели с русскими единые национальные, религиозные и культурные корни.

2. Что заставляло православных князей и дворян, живших на территории Речи Посполитой, переходить в католичество? Каковы были последствия этого?

Русское дворянство с занятых поляками земель было лишено всех прав на чины, а значит, и всякой возможности делать карьеру; русское купечество и городское ремесленное население было начисто вытеснено из торговли евреями, пользовавшимися покровительством католической церкви и польских панов. При этом польские дворяне-католики занимали первенствующее положение в Речи Посполитой и обладали большими привилегиями и правами. Перед русским населением Речи Посполитой стоял выбор не столько тяжелый, сколько аморальный сам по себе: или переходить в католицизм и становиться поляками, или терпеть всевозможные унижения. Часть украинской и белорусской знати переходила из православия в католичество, перенимая польский язык и культуру.

3. С какой целью была принята Брестская церковная уния? В чьих это было интересах?

В 1596 году рядом православных священников Киевской митрополии была принята Брестская церковная уния, согласно которой епископы признавали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III поддержали униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Россией.

Подписание Брестской унии привело к долгой и временами кровавой борьбе между последователями двух конфессий на западнорусских землях. Четверть века православные Речи Посполитой, не принявшие Брестскую унию, оставались без митрополита. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания православной церкви со стороны государства, но впоследствии дискриминация православия в Речи Посполитой вновь усилилась. На территории же России (в том числе на землях, отошедших к России от Речи Посполитой) гонениям подвергались приверженцы унии.

4. Что стало причиной восстания Богдана Хмельницкого? Чем оно завершилось?

Причин восстания Богдана Хмельницкого на самом деле много. Это и бедственное положение населения бывших русских земель, и национальный гнет, и религиозные гонения. Но самой главной причиной следует считать непримиримые противоречия в мировоззрении. Жители русских земель для поляков с присоединением вовсе не стали своими, а оставались чужими. При этом костяк восстания – запорожские казаки – несмотря на то, что они служили по реестру польской короне, участвуя в войнах против Крымского ханства, Османской империи и России, так же оставались изгоями в глазах польских панов. Нельзя исключать и личных мотивов Богдана Хмельницкого, имевшего противоречия с католиком-старостой, по вине которого был насмерть забит десятилетний сын Хмельницкого.

Первоначально восстание Хмельницкого и запорожцев отнюдь не ставило своей целью политическое отделение от Польши. Они хотели лишь добиться права жить в согласии с собственной совестью, при этом подчиняясь законам Польского королевства. Требования казаков были кратки: во-первых, зачислить в казаки всех желающих и предоставить казакам, как военному сословию, привилегии шляхты; во-вторых, запретить на Украине пропаганду католической унии, убрать всех униатских священников и вернуть захваченные католиками церкви православным, позволив каждому свободно исповедовать его веру; в-третьих, изгнать с Украины евреев, которые прочно обосновались на Украине при поддержке польской короны. Эта политическая программа отражала чаяния всего угнетенного православного населения Украины. «Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую!» — такой призыв Хмельницкого был желанен и вполне понятен. Он стал доминантой всех последующих действий казаков и привел к переходу Левобережной Украины в подданство России.

Дальнейшая гражданская война на территории Украины напоминала запутанный змеиный клубок, в котором все стороны неоднократно меняли свои политические предпочтения. Украинские гетманы в борьбе за власть неоднократно предавали друг друга, приводили на Украину и польские, и османские, и крымско-татарские войска. Они то хотели оставаться в подданстве Москвы, то предавались Речи Посполитой, то принимали Османскую вассальную зависимость, то заявляли о полной независимости от кого-бы то ни было. Но это были политические игры, украинский народ уже тогда сделал свой выбор быть вместе со своими русскими братьями, что и доказал в битве под Полтавой, несмотря на предательство украинского гетмана Мазепы, удержав в 1709 году ключевую крепость против шведов и войск Мазепы.

5. Кому принадлежала инициатива в воссоединении Украины с Россией?

Инициатива воссоединения Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому, который понимал, что без внешней поддержки его восстанию не выстоять против польской армии. Союз Хмельницкого с крымскими татарами не оправдал себя. Впоследствии Богдан обращался и в Стамбул, и в Москву. Российское правительство прекрасно понимало, что поддержка восстания Хмельницкого означала неминуемую войну с Речью Посполитой и долго не могло принять решение. Только в 1653 году Земский собор постановил принять Украину в подданство российского государя и объявить войну польской короне. На Переяславской раде в январе 1654 года войско Богдана Хмельницкого присягнуло на верность российскому царю. Гетману Украины давалась большая самостоятельность, вплоть до ведения международных переговоров (за исключением Речи Посполитой и Османской империи).

Работаем с картой

1. Используя карту, покажите территории Левобережной и Правобережной Украины. Как называется река, определяющая местоположение данных частей Украины? Назовите крупнейшие украинские города XVII века.

Рассмотрим карту на странице 70 второй части учебника.

  • Территория Левобережной Украины обозначена на карте тёмно-зелёным цветом. Она вошла в состав России по Андрусовскому перемирию 1667 года и Вечному миру 1686 года.
  • Территория Правобережной Украины входила в состав Речи Посполитой (закрашена жёлтым цветом). Комментарий: в карте учебника границы Правобережной Украины не обозначены, поэтому данная территория закрашена дополнительно, в соответствии с картами Украины XVII века.
  • Река, определяющая местоположение Правобережной и Левобережной Украины называется Днепр.
  • Крупнейшие украинские города XVII века: Житомир, Бердичев, Белая церковь, Корсунь, Винница, Брацлав, Умань — в Правобережной Украине и Киев, Чернигов, Переяслав, Полтава, Кодак — в Левобережной Украине.

2. Найдите места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой. Назовите их даты.

Основные сражения войск Богдана Хмельницкого (обозначены знаком из перекрещенных сабель по ходу движения фиолетовых стрелок):

  • 1648 год — Запорожская Сечь, Корсунь, Пилявцы
  • 1649 год — Зборов
  • 1651 год — Берестечко
  • 1652 год — у реки Южный Буг недалеко от города Умань

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 23

Изучаем документ

1. Какие казачьи права и привилегии перечисляются в тексте документа? Сравните их с теми, которые указаны в тексте параграфа.

В жалованной грамоте Алексея Романова, данной гетману Богдану Хмельницкому, сказано о сохранении всех прав и привилегий, которые были пожалованы украинцам польскими королями и литовскими князьями. Земли вдов погибших казаков должны были оставаться в их распоряжении. Также в документе говорится о сохранении вольностей и о праве самостоятельно выбирать гетмана, вести суд. Царь Алексей Романов повелел установить размер реестра казачьего войска в 60 тысяч человек, то есть намного больше, чем было при владычестве Речи Посполитой. Это войско находилось на денежном содержании российской короны. Кроме того, грамотой давалось разрешение гетманам вести международную деятельность с уведомлением русского государя о веденных переговорах. Единственное, что запрещалось, это вести переговоры с Речью Посполитой и Османской империей.

2. Как согласно документу происходило назначение гетмана?

Запорожское Войско самостоятельно должны были избрать себе гетмана и известить русского государя о выборе нового гетмана.

3. Как вы думаете, почему гетманам было запрещено самостоятельно вступать в переговоры с турецким султаном и польским королём?

Речь Посполитая и Османская империя были противниками России в борьбе за Украину, поэтому все взаимоотношения с ними, во избежание новых военных конфликтов, должны были вестись только от имени русского царя.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты из одноимённого художественного фильма), сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите (в тетради) отзыв о книге или фильме.

Правила, обычаи и законы, описанные Н.В.Гоголем в повести «Тарас Бульба»:

  • Казаки жили самоуправляющимися общинами, которые при необходимости преобразовывались в военные полки.
  • Все важные решения принимались на общем казачьем сходе в Сечи. Право на вступление в Сечь имеет любой православный казак, считающий себя казаком и живущий по принципам казачества.
  • Гетманы избирались из среды казаков.
  • Реестровые казаки должны были по приказу в восьмидневный период прибыть на коне, со всем вооружением для участия в походе. При этом казак получал плату от короля.
  • В мирное время казаки могли заниматься земледелием, рыболовством, торговлей, пивоварением и т.д.
  • При необходимости мог быть объявлен общий сбор казачьего войска, тогда кроме реестрового казачества в его ряды вставали все казаки.
  • По Гоголю казаки по-разному относились к польскому владычеству. Одни перенимали польские обычаи, заводили предметы роскоши, прислугу, ловчих соколов, давали обеды, возводили дворцы. Другие же, как Тарас Бульба, любили простую жизнь казака и считали себя законными защитниками православия. Так, к примеру, Тарас считал за правило браться за меч, когда польские сборщики налогов не уважали казачьих старшин, глумились над православием или не чтили законов предков. Такие казаки были также малотерпимы к нехристианам (туркам, евреям, персам и т.д.)
  • Отношение к женщине среди казаков было неоднозначным. Прежде всего казак был рожден для войны, а не для мирной жизни с женой и детьми. Поэтому жены зачастую видели своих мужей «в год два-три дня», да и в эти дни терпели оскорбления и побои.
  • Сыновья казачьих сановников отдавались в 12 лет в академию, поскольку считалось необходимым дать воспитание своим детям. Но главную школу жизни сыновья должны были пройти в Сечи во время военных походов.
  • В Запорожской Сечи казаки не утруждали себя какой-либо деятельностью или военными тренировками, ведя праздный и разгульный образ жизни, что считалось одним из признаков вольности.
  • Вся Сечь держала православную веру и готова была защищать ее до последней капли крови.
  • Сечь состояла из более чем шестидесяти куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, в которых правил куреной атаман.
  • Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть.
  • Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг.
  • За смертоубийство полагалась страшная казнь. Живого убийцу укладывали в яму, а сверху ставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею.
  • Выбранному на общем собрании главе казаков подносили три раза палицу. Два раза он отказывался, на третий – брал палицу. Старейшие и наиболее уважаемые казаки клали на голову выборного землю. Так проходило избрание.
  • Данные клятвы казаки старались не нарушать, если только не видели в такой клятве ущерб собственной совести и чести.
  • Казак должен был чтить правила товарищества и защищать православную веру.

Н.В.Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» достаточно подробно описал жизнь, быт, обычаи и основные законы казачьей вольности. Казаки жили войной и разбоем, а вся их мирная жизнь строилась по принципам казачьей вольности. Православная вера, непримиримость к врагам, товарищество, храбрость и безрассудство, любовь к своей родине и полное пренебрежение к тем, кто живет не по-казачьи – вот что по Гоголю отличало Запорожских казаков. Все решения принимались на общей раде, которую мог созвать любой казак, входящий в Сечь. Казачьи законы были жестоки, но по-своему справедливы.

Не могу сказать, что я в большом восторге от прочтения повести «Тарас Бульба». Николай Васильевич Гоголь хотя и является одним из величайших писателей, все-таки имеет своеобразный стиль изложения событий. Иногда даже складывалось впечатление, что читаешь «Илиаду» Гомера – настолько подробны описания битв и многочисленных участников. На мой взгляд, в своей повести Гоголь не смог (а может и не собирался этого делать) показать во всей красе боль отца, вынужденного убить собственного сына за предательство своей веры, товарищей и Отчизны. Так же довольно сухо описан драматический момент присутствия Тараса на казни другого своего сына. Тем не менее я рекомендовал бы всем прочитать это произведение, а еще лучше, не только прочитать, но и посмотреть одноименный фильм, в котором наглядно можно прочувствовать драматизм описанной истории.

2. Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком. На их основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом историческом деятеле. Сделайте выводы о его человеческих качествах.

Скачать презентацию «Богдан Хмельницкий»

Рождение и жизнь Богдана Хмельницкого

Богдан Хмельницкий – один из самых известных гетманов Войска Запорожского. Предводитель казацкого восстания на Украине, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отложились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства.

Богдан родился в 1595 или 1596 году на хуторе Субботово, которое было подарено отцу Богдана старостой города Чигирина. В юношестве Богдан Хмельницкий получил неплохое образование в киевской братской школе и в Иезуитской коллегии. Овладев в совершенстве польским языком и латынью, риторикой, письмом и т.д. Богдан не принял католичество, а остался верен отцовской вере – православию. Хмельницкий побывал во многих европейских странах, участвовал в польско-турецкой войне, был два года в турецком рабстве, а по возвращению в Субботово был зачислен в реестровое казачество, получив узаконенные польскими королями казачьи права. Во время войны польского короля Владислава IV с Россией Богдан Хмельницкий участвовал в осаде Смоленска (естественно, на стороне поляков) и даже получил золотую саблю за храбрость и за спасение короля от московского плена во время одной из стычек под Москвой. Впоследствии Богдан Хмельницкий неоднократно бывал при дворе короля Владислава, и возможно даже участвовал с двумя тысячами польских наемников во взятии Дюнкерка в составе французского войска.

Предпосылки и причины восстания

Причин восстания Богдана Хмельницкого на самом деле много. Это и бедственное положение населения бывших русских земель, и национальный гнет, и религиозные гонения. Но самой главной причиной следует считать непримиримые противоречия в мировоззрении. Жители русских земель для поляков с присоединением вовсе не стали своими, а оставались чужими. При этом костяк восстания – запорожские казаки – несмотря на то, что они служили по реестру польской короне, участвуя в войнах против Крымского ханства, Османской империи и России, так же оставались изгоями в глазах польских панов. Нельзя исключать и личных мотивов Богдана Хмельницкого, имевшего противоречия с католиком-подстаростой.

Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого на хуторе Субботово, чигиринский подстароста шляхтич Чаплинский выпросил себе право владения Субботовым, осуществил наезд на хутор, разграбил его, увёз женщину Хмельницкого и обвенчался с ней по католическому обряду, избил младшего сына Хмельницкого, отчего он скончался. Хмельницкий безуспешно пытался отстоять справедливость в польском суде и при королевском дворе. Тогда Хмельницкий собрал сходку казаков и стал с ними советоваться, как бы воспользоваться привилегией, данной королем, восстановить силу казачества, возвратить свободу православной вере и оградить русский народ от своеволия польских панов. Один сотник, бывший на этой сходке, сделал донос на Хмельницкого и тот был арестован, но потом был отпущен. Хмельницкий бежал степью Запорожскую Сечь и стал собирать сторонников. Используя королевскую грамоту, свидетельствующую о том, что польский король задумывал напасть на Крымское ханство, Богдан Хмельницкий заручился негласной поддержкой крымского хана в походе на Польшу. При этом в крымских хрониках сообщается об обещании Богдана Хмельницкого принять Ислам.

Начало восстания

Первоначально восстание Хмельницкого и запорожцев отнюдь не ставило своей целью политическое отделение от Польши. Они хотели лишь добиться права жить в согласии с собственной совестью, при этом подчиняясь законам Польского королевства. Требования казаков были кратки: во-первых, зачислить в казаки всех желающих и предоставить казакам, как военному сословию, привилегии шляхты; во-вторых, запретить на Украине пропаганду католической унии, убрать всех униатских священников и вернуть захваченные католиками церкви православным, позволив каждому свободно исповедовать его веру; в-третьих, изгнать с Украины евреев, которые прочно обосновались на Украине при поддержке польской короны. Эта политическая программа отражала чаяния всего угнетенного православного населения Украины. «Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую!» — такой призыв Хмельницкого был желанен и вполне понятен. Он стал доминантой всех последующих действий казаков и привел к переходу Левобережной Украины в подданство России.

Русский народ на Украине вовсю готовился к восстанию. Казаки, переодетые то нищими, то богомольцами, ходили по городам и селам и уговаривали жителей то отворить казакам Хмельницкого ворота города, то насыпать песку в польские пушки, то бежать в степь в ряды воинов запорожских. Поляки принимали строгие меры: запрещали ходить толпами по улицам, собираться в домах, забирали у жителей оружие или отвинчивали у их ружей замки, жестоко мучили и казнили тех, кого подозревали в сочувствии казакам Хмельницкого. Это еще больше отвратило русское население от польской власти.

Ход восстания

Посланное против Хмельницкого войско реестровых казаков перешло на сторону восставших, перебив своих польских командиров. Объединенное казачье войско и три тысячи крымских татар разбили польское войско при Желтых водах в апреле 1648.

В мае 1648 года Богдан Хмельницкий одержал победу на большим польским войском в битве под Корсуне на реке Роси. Польские командиры были напуганы преувеличенными страшными известиями о силе войска восставших и гибели отряда, посланного в степь, и решили отступить без боя. Однако подосланный восставшими русский холоп взялся провести польское войско скрытыми путями и завел их в засаду. Поляки были атакованы и разбиты. В итоге весенней кампании практически все коронное войско (20 тысяч человек), существовавшее в мирное время, было уничтожено восставшими. Корсунская победа была чрезвычайно важным, еще небывалым в своем роде событием; русскому народу как бы разом открылись глаза: он увидал и понял, что его поработители не так могучи и непобедимы; панская гордыня пала под дружными ударами рабов, решившихся наконец сбросить с себя ярмо неволи. Как только разошлась весть о победе над польским войском, во всех пределах русской земли, находившейся под властью Польши, вспыхнуло восстание. Хлопы собирались в шайки, называемые тогда загонами, нападали на панские усадьбы, разоряли их, убивали владельцев, истребляли католических священников и сторонников церковной унии, доставалось всякому, кто только был подозреваем в расположении к полякам.

В битве под Пилявцами войско Хмельницкого очень легко разгромило 35 тысячную польскую армию, которую удалось застать врасплох. Так же легко Хмельницкий взял Львов. После этого в 1649 году Хмельницкий начал переговоры с новым королем Речи Посполитой Яном Казимиром и отвел войска в Киев.

Затем последовали две безуспешные попытки договориться с польским королем о казацкой автономии, в которых Хмельницкий проявил свои «дипломатические» качества, а именно, метался из стороны в сторону, то признавая власть польского короля, то писал верноподданнические письма крымскому хану и турецкому султану. А русскому царю Алексею Михайловичу Хмельницкий писал еще в 1648 году, призывая его воспользоваться безвластием и напасть на Польшу. Тогда Алексей Романов не пожелал развязать войну с Речью Посполитой.

Второй этап войны

В середине лета 1651 года возобновились военные действия. Польские военные лидеры призывали ко всеобщей мобилизации и войне с казаками, пока «вся земля не покраснеет от казацкой крови». Не унимались и крестьяне, продолжавшие нападения на панские усадьбы. Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами и заигрываниями с польским королем, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он в очередной раз уговорил турецкого султана, который приказал крымским татарам помогать Хмельницкому как вассалу Османской империи.

Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как не добровольная, не могла быть прочной.

20 июня 1651 года казацкие отряды и польское войско сошлись у городка Берестечка. Силы двух армий были примерно равны и сражение было упорным. Однако дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, поэтому большие потери у татар были восприняты татарами как кара Божья. В начале третьего дня боев под крымским ханом убило пушечным ядром коня, и орда после этого обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого. Оставшись без татарской поддержки и единого командования, казацкое войско было разбито.

Вступление под руку государя Российского

Народ относился к Хмельницкому с крайним недоверием и всю вину за берестечское поражение сваливал на него. После поражения под Берестечком польская армия устроила карательный поход на восток Украины. В результате массовых казней и истребления мирных жителей численность населения Украины стала меньше, чем в конце XVI века. Брацлавщина, Волынь и Галиция потеряла около 40-50 % населения. Большинство православного населения бежало в Молдавию и Московское государство. Кроме того, разорванные восставшими отношения с татарами при попустительстве Польши привели к масштабным набегам татарской конницы на украинские земли. При таких обстоятельствах Хмельницкий снова обратился в Москву и стал настойчиво просить царя о принятии его в подданство.

В октябре 1653 года в Москве был созван Земский собор, на котором вопрос о принятии Богдана Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решён утвердительно. Аргументы в пользу такого решения были такими: Ян-Казимир, при избрании на королевство, присягал остерегать и защищать всех христиан, которых исповедание отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру и другим не дозволять, а если своей присяги не сдержит, то в таком случае подданные его освобождаются от верности ему и послушания. Король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, обратил в униатские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги — вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку.

В январе 1654 года на Украине в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного». Так украинским народом было принято историческое решение о воссоединении с Россией. Естественно, после такого решения, России ничего не оставалось, как вступить в войну с Речью Посполитой.

Личность Богдана Хмельницкого

По утверждению известного историка Г. В. Вернадского, Хмельницкий был человеком среднего роста и крепкого телосложения. Характер у Хмельницкого был несколько неуравновешенным — периоды времени, когда Хмельницкий был активным, твердым и властным, внезапно сменялись периодами, когда Хмельницкий становился сонным и усталым. С возрастом приступы депрессии становились продолжительнее, росла его подозрительность, даже в отношении к друзьям и соратникам.

Гетман читал мало, любил народную поэзию и народную музыку, сам играл на бандуре, любил веселое застолье, был радушным хозяином. Ел простую пищу, пил горилку и мед. Хмельницкий считался знатоком оружия и лошадей. В торжественные моменты надевал на себя церемониальное облачение, в остальное время одевался просто. Его образ жизни не особо отличался от образа жизни рядовых казаков, покои Хмельницкого были обставлены простой мебелью. В головах гетманской кровати висел лук и сабля.

Гетман был хорошим оратором, — в своих речах гетман использовал народные поговорки и яркие примеры из повседневной жизни. Стратегические и тактические дарования Богдана проявлялись в тщательном планировании всей военной кампании. Однако, он мог пренебрегать разработкой незначительных операций.

Все действия Хмельницкого во время восстания были направлены на защиту русского населения Украины и православной веры. Причем этой задачи Хмельницкий собирался достичь любыми путями. Если бы польские правители приняли условия Хмельницкого, он дал бы клятву верности Польше и остался бы верен своему обещанию. Но приняв решение воевать против Речи Посполитой, он шел до конца, противясь даже мнению Москвы, и не учитывая международной обстановки. Богдан Хмельницкий был очень волевым человеком. Несмотря на важные промахи и ошибки, Хмельницкий принадлежит к самым крупным двигателям русской истории. В многовековой борьбе Руси с Польшей, он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Польши сильнейший удар. Хмельницкий в половине XVII века наметил то освобождение русского народа от панства, которое окончательно совершилось намного позже. Не его вина, что близорукая, невежественная политика московских бояр и царя испортила плоды его десятилетней деятельности и на многие поколения отсрочила дело, которое совершилось бы с несравненно меньшими усилиями, если бы в Москве понимали смысл стремлений Хмельницкого к освобождению всей Украины.

3. На основе текста параграфа, дополнительной литературы, материалов Интернета докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты выполнения задания оформите в виде короткого эссе в тетради.

Левобережная Украина вошла в состав России в результате тесно переплетенных событий: восстания Богдана Хмельницкого и последующей гражданской войны. России, принявшей под свою руку восставшую Украину, пришлось выдержать длительную войну с Речью Посполитой и Османской империей. Украинские гетманы неоднократно предавали Россию, заключали договоры то с одной противоборствующей стороной, то с другой. Но в результате Левобережная Украина осталась в составе России.

Можно, конечно, предположить, что Украина вовсе не хотела входить в состав России, а обращение Богдана Хмельницкого и решение Переяславской рады в январе 1654 года о присяге на верность российскому царю вынужденным. А в доказательство такой позиции привести аргументы о договорах последующих гетманов о подчинении то Речи Посполитой, то Османской империи. Но на мой взгляд политика государственного образования не может в решающих вопросах зависеть от позиции лишь правящей верхушки, а учитывать мнение всего народа. В современном обществе по самым важным вопросам обычно проводятся так называемые всенародные опросы – референдумы.

Здесь уместно попытаться объяснить следующее: почему поляки проиграли войну с Россией за Украину, а многочисленные попытки украинских гетманов, от Выговского до Мазепы, присоединиться к Речи Посполитой или обрести самостоятельность неизменно были обречены на неудачу?

Польские паны и украинские старшины были убеждены, что их воля преобразует жизнь, и потому они игнорировали объективные причины, формирующие человеческое поведение. Так, поляки считали, что достаточно привлечь к себе казацких старшин, дав им привилегии шляхты, и все казаки будут верно служить; что можно убедить православных людей, будто католическая вера лучше, и они станут ревностными католиками. Точно так же многие украинские гетманы полагали, что в зависимости от политической обстановки и их выбора можно подчиняться то России, то Речи Посполитой и что удача в борьбе за независимость определяется их умением обмануть московских чиновников или вовремя договориться о союзе с османским султаном.

Как показала история, первостепенное значение имела принадлежность русских и украинцев к одному суперэтносу, когда-то объединенному в составе Древней Руси. Как для русских украинцы были «своими», так и для жителей Украины «своими» были жители России. У них были общие языковые корни, культурные традиции и обычаи, общее мировоззрение и мироощущение, единая религия. Об это всеобщее ощущение единства, как волны о скалу, разбивались планы искателей власти разделить две народности. Русские и украинцы соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку сильное народное мнение неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике развития государства. В данном случае попытки разъединить народы, изменить исконную веру были против естественной логики.

Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории. В отличие от поляков, ограничивавших число «реестровых» казаков, московское правительство увеличило реестр на 60 тысяч человек по сравнению с требованиями Богдана Хмельницкого. Таким образом реестровые казаки могли заниматься тем, что они больше всего умеют – военным делом. Фактически реестр охватывал все население слободской Украины. Каждый казак имел возможность сделать военную карьеру, чем, собственно говоря, они и занимались. Украина на долгое время сохранила гетманскую власть и свое самоуправление во внутренних делах, ее вхождение в состав России было постепенным, без резких и болезненных решений. При польском господстве Украина могла только мечтать о подобном положении. Ни о какой дискриминации украинцев в составе России не было и речи. Как уже говорили выше, для русских украинцы были «своими». Кроме того, в истории последующих веков мы видим многих выходцев с Украины на ведущих государственных должностях и даже в числе царских фаворитов.