Учебник «История России», 8 класс. Параграф 3



Параграф 3. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

Вопросы в тексте параграфа

Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

События, произошедшие в детстве и в начале царствования Петра оказали прямое влияние на преобразования, которые осуществил в дальнейшем. Стрелецкий бунт, захват власти Софьей, переменчивость бояр, дворян и нерешительность церкви, фактическое изгнание в Преображенское дали Петру повод отвернуться от сложившегося в России того времени сословного принципа. Детство, фактически проведенное в Немецкой слободе, иностранные учителя, научившие Петра всему, что он знал, показали ему другую жизнь, отличную от традиционной жизни России. Великое посольство и знакомство с европейскими технологиями и бытом привели Петра к планам преобразования России по европейскому пути. Не удивительно, что человеку, видевшему ребенком кровавые стрелецкие расправы, слышавшему ожесточенные споры о вере, вынужденному постоянно бороться за свою жизнь в дворцовых интригах, тихая и спокойная жизнь Голландии не могла не показаться сказкой.

С другой стороны, некоторые историки считают, что такая позиция Петра была предопределена. Поворот России к Европе случился не вдруг и сразу, а назревал длительное время. При всем этом следует отметить, что то самое «окно в Европу», которое «прорубил» Петр I, познакомив русских с единственно верным европейским путем, было не более чем легендой, придуманной при Екатерине II. На самом деле и при предыдущих правителях контакты с Европой существовали и расширялись, и в этом Петр не изобрел ничего нового. Он лишь со свойственной ему энергией продолжил эти преобразования. Все его реформы были логичным продолжением деятельности Алексея Михайловича и Ордина-Нащокина, Софьи и Василия Голицына. Привлечение Петром на службу иностранных специалистов русскими людьми вообще воспринималось как нечто вполне привычное. Знающих иностранцев заманивали на русскую службу еще в XIV в. – тогда ими были татары. А в XV столетии нанимали уже и немцев, и притом немало. Но, как и раньше, так и при Петре все ключевые должности в государстве занимали русские люди. Немцы получали хорошее жалованье, успешно работали, пользовались покровительством царя, но к власти их никто не думал допускать. Русские люди XVIII века, даже одетые в кафтаны и парики, оставались самими собой. Да и отношение царя Петра к Европе, при всей его восторженности, оставалось, если можно так выразиться, потребительским. Известна фраза царя: «Европа нам нужна лет на сто, а потом мы повернемся к ней задом».

Что такое местничество?

Местничество — система распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков. Зародилась в XIV в. Отменена в 1682 г.

Можно ли считать эти события переворотом? Поясните свое мнение.

После смерти царя Федора Алексеевича боярская дума и патриарх Иоаким должны были выбрать, кого из братьев покойного царя короновать царем, 16-летнего болезненного и слабоумного Ивана или более перспективного 10-летнего Петра. Они провозгласили царем Петра. Однако для клана Милославских это означало потерю всего достигнутого влияния. Противостояние могущественных кланов Милославских (родственники первой жены царя Алексея и ее детей Федора, Ивана и Софьи) и Нарышкиных (родственников второй жены царя Алексея и ее сына Петра) достигло наивысшей точки. И умная и энергичная царевна Софья Алексеевна решила воспользоваться накопившимся недовольством московских стрельцов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Милославские стали подстрекать стрельцов на бунт, объявив, что Нарышкины убили царевича Ивана. Стрельцы подняли бунт, расправились со многими представителями и сторонниками клана Нарышкиных, а заодно потребовали коронации Ивана и регентства Софьи.

Я считаю действия Софьи и стрельцов переворотом. Несмотря на то, что изначально недовольство стрельцов было связано лишь с несвоевременной выплатой жалования, их бунт насильственно изменил решение Боярской думы. Конечно, Боярская дума и Патриарх тоже нарушили принципы наследования, поскольку решение об избрании царя могло быть принято лишь на Земском соборе. Выборы проходили в условиях имитации Земского собора. Поскольку решение нужно было принять быстро, во двор Кремля были приглашены все «чины Московского государства», а проще говоря, все, кто волей случая оказался в то время в Кремле. Стоит отметить, что второй «собор», под давлением стрельцов принявший решение о двоевластии и регентстве Софьи, были еще более упрощенным и карикатурным. Поэтому особой легитимности ни в первом, ни во втором случае процедуры избрания царя не было. Хотя на первом соборе народ хотя бы спросили, кого они хотели бы видеть царем – на втором соборе под давлением стрельцов было лишь показное преклонение колен с мольбами о двоевластии и регентстве Софьи.

Когда донским казакам удалось захватить Азов? Почему они не смогли его удержать?

В 1637 году донские и запорожские казаки осадили турецкую крепость Азов и послед двухмесячной осады взяли ее штурмом. Русское царское правительство, хотя и обеспечивавшее материальную поддержку казаков в этом походе, официально заверяла османского султана в непричастности России к взятию Азова, справедливо опасаясь войны с турками. Из-за войны с Ираном Османская империя не оказала поддержку Азову и смогла собрать армию для возвращения крепости лишь в 1641 году. Казаки героически обороняли Азов и после трехмесячной осады ввиду огромных потерь и недостатка запасов провианта турки сняли осаду и отошли.

Несмотря на одержанную победу, Донское казачье войско оказалось в сложной ситуации. Казаки понимали, что турки вернутся, и в следующий раз казакам уже не удастся отстоять Азов, поскольку практически все укрепления крепости были разрушены. Казаки обратились к русскому царю с предложением взять Азов под свою руку и поставить там гарнизон. Россия в то время не стремилась начинать войну с Османской империей, поскольку еще пока не ликвидировала угрозу с запада. Поэтому Земской собор принял решение оставить Азов. Летом 1642 года казаки ушли из крепости, разрушив оставшиеся укрепления.

Почему, на ваш взгляд, Петр поехал в Европу инкогнито?

Инкогнито, это слишком сильно сказано. Не узнать царя, при его выдающихся внешних данных, сложно. Но тем не менее, для этого было несколько причин. Во-первых, Петр мечтал своими глазами увидеть Европу. Из официального царского кортежа это было сделать затруднительно, поэтому он зачастую ехал отдельно от него. Во-вторых, Петр не был обучен, как вести себя во время официальных визитов и, вероятно, предполагал, что неофициальное общение с правителями государств будет намного эффективнее. Так оно и получилось. Петр фактически подружился с курфюрстом Саксонии и королем Речи Посполитой Августом II и договорился о союзе против Швеции. В-третьих, отказ от официальности снимал множество формальных ограничений и позволял Петру заниматься тем, что ему было действительно интересно – изучать промышленные и военные нововведения западных стран.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?

Петр I родился в 1672 году. Он был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым ребенком от его второго брака – с Натальей Нарышкиной. Поскольку сама Нарышкина была взята из дома известного западника А.Матвеева, она не могла не принести вкусы, усвоенные в доме ее воспитателя. Петр I c самого детства был окружен иноземными вещами: игрушки немецкой работы, домашняя утварь, декоративные украшения. При этом первым учителем Петра был дьяк Зотов, который об иноземной жизни знал только понаслышке. Тем не менее Зотова наняли обучить Петра начальным наукам, чтению и письму, что он и сделал весьма успешно. С подачи Зотова Петр полюбил русскую историю и впоследствии придавал ей важное значение для народного образования.

В 10 лет со смертью сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича, начальное обучение Петра прервалось. За смертью царя последовали бурные и кровавые события, наложившие глубокий отпечаток на личность Петра I. Он твердо стоял и смотрел, как стрельцы на его глазах растерзали многих из рода Нарышкиных и их сторонников. Он видел, как кремлевский дворец в один момент превратился в побоище, а бравые стрельцы стали зверьми, убивая всех и грабя все на своем пути. Он запомнил, что в этой ситуации ни духовенство, ни бояре, ни дворяне ничего не сделали, лишь холопы боярские были готовы сражаться за порядок в Москве, но так и не дождались соответствующего боярского приказа. Маленький Петр понял в этих событиях больше, чем можно было предполагать по его возрасту – от существовавших общественных сил, считавшихся опорой государства, он отвернулся даже прежде, чем смог придумать, чем их заменить.

Вдовствующей царице и малолетнему Петру пришлось покинуть Кремль и уединиться в селе Преображенском. Петр, как опальный царь, выгнанный заговором сестры из родного дворца, оказался предоставлен самому себе. Он сам себе устроил игру, которая стала настоящей школой самообразования. Он организовал из своих слуг и друзей по играм два потешных полка со всей инфраструктурой, необходимой военному подразделению. Вскоре потешные полки стали пополняться и другими придворными, и знатной молодежью. Многие будущие друзья и соратники, князи и военачальники служили в этих потешных полках. Несмотря, что полки были потешными, играя с ними, Петр получал реальную военную подготовку. Для обучения солдат и самого Петра военному делу из близлежащей Немецкой слободы были выписаны иноземные специалисты. Иностранцы были привлечены и для дальнейшего образования Петра. С ними он быстро освоил арифметику, геометрию, изучил артиллерию, фортификацию, строение крепостей, научился вычислять полет пушечного ядра и овладел искусством боя с холодным оружием. В конце концов Петр даже построил собственную флотилию на Переяславском озере.

Таким образом, мы видим, как детство и юность Петра влияли на его личность, взгляды и убеждения. До 10 лет он проходил древнерусскую выучку мастерству церковной грамоты. После этого кровавые события сбили Петра с колеи традиционной древнерусской жизни и связали для него старый порядок с горькими воспоминаниями. Его игра … Он оторвался от привычек кремлевского двора и окунулся в совершенно другую жизнь, где роль наставников и учителей выполняли уже иностранцы. Однако обучение Петра было однобоким. Петру не довелось пройти «курс молодого русского царя», и никто не знакомил его с политическими и нравственными понятиями, не говорил с ним о гражданстве, о правлении, об обязанностях государя по отношению к своим подданным. Вся политическая мысль Петра на том этапе была направлена на борьбу с сестрой Софьей и Милославскими, все гражданское настроение сложилось из ненависти и антипатии к духовенству, боярам, стрельцам, раскольникам. Солдаты, пушки, корабли, фортификации не оставили в мыслях Петра места для людей, политических учреждений, народных нужд, общества, гражданских отношений. Необходимая для каждого мыслящего человека область понятий об обществе и общественных обязанностях, гражданская этика, долгое время вообще не заботили Петра.

2. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы?

Царевна Софья имела всю власть, как правительница государства. Свое правление она осуществляла, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. При ее правлении особую силу получила Церковь, были на законодательном уровне одобрены гонения на старообрядцев, в результате чего тысячи человек подверглись преследованию и смерти. Современники отмечают, что при Софье началось свертывание театральной жизни, начавшей зарождаться при Алексее Михайловиче, как часть борьбы против «порчи нравов». В заслугу Софьи и князя Голицына ставят заключение выгодного Вечного мира с Речью Посполитой и вступление в войну с Османской империей. Хотя некоторые историки полагают, что, вступив в Священную лигу, Софья пошла на поводу у католических стран, поскольку России пришлось нарушить Бахчисарайский мир с турками и начать войну, в которой Россия практически ничего не приобрела, зато сыграла на руку католикам. Два крымских похода под руководством князя Голицына оказались бессмысленными и принесли русской армии лишь огромные небоевые потери. При Софье был заключен не особо выгодный для России Нерчинский договор с Китаем.

При этом Софью считают очень образованным и просвещенным правителем. По сути, она первой в России того времени доказала, что женщина тоже может править. Эта расчетливая и активная женщина имела немало достоинств, омраченных единственным недостатком – честолюбием, жаждой власти. Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества. Царевной были предприняты меры для развития промышленности и торговли. Во времена правления Софьи Россия начала производить бархат и атлас, ранее импортируемые из Европы. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Кроме того, состоялась первая перепись населения, была проведена реформа налоговой системы, а также изменены правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества претендентов). Софья начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое. В годы правления Софьи были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян.

Я считаю, что царевна Софья на посту правителя России произвела не самое худшее впечатление, она правила не лучше и не хуже ее предшественников из дома Романовых. Приходится только сожалеть, что борьба за власть стала для нее важнее общественно значимых преобразований.

3. Какой образ жизни вёл Пётр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей?

В Преображенском Пётр был предоставлен самому себе. У него не было дел, которыми обычно занимаются царские дети. Он не сидел «за партой» и не слушал беседы государственной важности. Все свое время он посвятил придуманной им самим игре, которая в реальности стала для него суровой военной школой. Он организовал из своих слуг и друзей по играм два потешных полка со всей инфраструктурой, необходимой военному подразделению. Вскоре потешные полки стали пополняться и другими придворными, и знатной молодежью. Многие будущие друзья и соратники, князи и военачальники служили в этих потешных полках. Несмотря, что полки были потешными, играя с ними, Петр получал реальную военную подготовку. Для обучения солдат и самого Петра военному делу из близлежащей Немецкой слободы были выписаны иноземные специалисты. Иностранцы были привлечены и для дальнейшего образования Петра. С ними он быстро освоил арифметику, геометрию, изучил артиллерию, фортификацию, строение крепостей, научился вычислять полет пушечного ядра и овладел искусством боя с холодным оружием. В конце концов Петр даже построил собственную флотилию на Переяславском озере.

4. Как началось самостоятельное правление Петра?

Конфликт между Петром и правительницей Софьей с взрослением Петра становился сильнее. Его активность сильно тревожила царевну Софью, которая понимала, что с наступлением совершеннолетия Петра ей придется расстаться с властью. Она даже задумывалась о собственной коронации, но против этого категорически выступал патриарх Иоаким.

В августе 1689 года царевна Софья велела возведенному ею начальнику стрельцов Федору Шакловитому собрать побольше стрельцов в Кремль якобы для сопровождения ее в Донской монастырь на богомолье. Возможно, так Софья отреагировала на слух о том, что Петр решил занять своими потешными войсками Кремль. Шакловитый собрал стрелецкие полки и отправил разведчиков наблюдать за тем, что делается в Преображенском. Сторонниками Петра эти действия были восприняты как подготовка к атаке. Петра известили об этом, и он в сильном испуге, помня о зверствах стрельцов, бежал в Троице-Сергиев монастырь. На следующий день к монастырю подошли потешные полки Петра с артиллерией. Оттуда Петр направил свой первый приказ всем старшим стрелецких полков прибыть в Троице-Сергиев монастырь, неисполнение приказа грозило смертной казнью. Царевна Софья так же под угрозой смертной казни запретила стрельцам исполнять это повеление. Для примирения с Петром был отправлен патриарх, но в Москву он не вернулся. Тогда Софья поняла, что теряет инициативу и сама отправилась к Петру. Но до монастыря она добраться не смогла, поскольку была остановлена посланниками Петра с приказом вернуться в Москву. Поняв, что Софья уже не управляет ситуацией, к Петру стали перебегать московские бояре и дворяне. Троевластное правление, над которым потешались за границей, закончилось. Софья была заключена в монастырь. А царь Иван, номинально оставшийся соправителем Петра, никакого участия в правлении не принимал.

5. Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов? Для чего было организовано Великое посольство? Почему царь отправился в Европу инкогнито?

Единственный опыт, который мог извлечь Петр из Азовских походов, это то, что реальная война имеет мало общего с потешными баталиями. Первый Азовский поход был неудачным, поскольку не был достаточно хорошо проработан: были допущены ошибки и несогласованность управления войсками, армия не могла долго и эффективно действовать вдалеке от баз снабжения, взять мощную крепость без поддержки артиллерии очень сложно, для полноценной осады приморской крепости нужно было отрезать ее и от подкреплений с моря, а для этого нужен флот.

Второй поход был более удачен. За зиму, путем невероятных лишений для людей и затрат для казны, был построен небольшой флот, состоявший из двух крупных пушечных кораблей и нескольких мелких галер. Флот совместно с небольшими маневренными лодками донских казаков сумел разогнать турецкие корабли и выйти из Дона в Азовское море. Тем временем усиленная артиллерия вела обстрел крепости с высокого вала, сооруженного неподалеку от нее. Оказавшись в реальной осаде, турки, не дожидаясь решающего штурма, покинули Азов на условиях почетной капитуляции.

Теперь немного о том, зачем Петру вообще нужно было брать Азов. Действительно, эта крепость открывала выход в Азовское море и позволяла в дальнейшем вести атаку с моря на побережье Крыма. Однако, для выхода в Черное море нужно было захватить Тамань и Керчь. Но и сам выход в Черное море не давал больших преимуществ для России, поскольку не делал из нее великой морской державы. Ну вышли к Черному морю, с кем по нему вести торговлю? Все Черноморское побережье принадлежало Османской империи. Для международной торговли нужен был контроль или хотя бы разрешение на проход через проливы Босфор и Дарданеллы, то есть ни много ни мало – захватить Стамбул или крепко подружиться с турками. Ни тот, ни другой вариант не мог на тот момент рассматриваться как реальный. И правительство Петра должно было это понимать.

Петр оказался на перепутье. С одной стороны, он выполнил обязательства России перед Священной лигой. С другой стороны, ему нужно было понять, что делать дальше – воевать или мириться с турками. Задача выяснить позицию европейских стран по перспективам продолжения войны с Османской империей была поставлена перед Великим посольством. Однако, предполагаем, что вряд ли эта задача была самой главной. Скорее всего, Петр пытался прозондировать возможность создания других союзов, в том числе и против Швеции, поскольку именно выход к Балтийскому морю, а не к Черному, открывал большие перспективы для международной торговли. Иначе, зачем бы посольство поехало в первую очередь по северным странам, которые были далеки от театра боевых действий с Османской империей.

Вместе с Великим посольством в путешествие по Европе инкогнито отправился и молодой царь Петр. Почему инкогнито? Для этого было несколько причин. Во-первых, Петр мечтал своими глазами увидеть Европу. Из официального царского кортежа это было сделать затруднительно, поэтому он зачастую ехал отдельно от него. Во-вторых, Петр не был обучен, как вести себя во время официальных визитов и, вероятно, предполагал, что неофициальное общение с правителями государств будет намного эффективнее. Так оно и получилось. Петр фактически подружился с курфюрстом Саксонии и королем Речи Посполитой Августом II и договорился о союзе против Швеции. В-третьих, отказ от официальности снимал множество ограничений и позволял Петру заниматься тем, что ему было действительно интересно – изучать промышленные и военные нововведения западных стран.

6. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадал ли он с намеченными целями?

Главным итогом Великого посольства стала договоренность о союзе не против Османской империи, а против Швеции. Именно во время Великого посольства стало ясно, что европейские страны не склонны продолжать войну с турками, поскольку считают необходимым в первую очередь остановить усиление Франции, ведущую агрессивную политику. Союзники России по Священной лиге предпочли заключить собственные отдельные мирные договоры с Османской империей, оставив Россию в одиночку расхлебывать последствия этого союза. Посланники Петра еще пытались выторговать себе у османов выгодные для себя условия мира, но безрезультатно. Турки, естественно, не захотели просто так отдавать России Керчь, поскольку она ее не завоевала. В результате по мирному договору с турками Россия присоединила к себе Дикое поле от Дона до Запорожья, которое из-за постоянной борьбы ногайцев, татар и казаков было совершенно непригодно для заселения и возделывания.

А вот для борьбы с расширением влияния Швеции Петр легко нашел союзников в виде Саксонии, Речи Посполитой и Датско-норвежского королевства. В этом направлении стремления России и стран Западной Европы совпали. Поэтому на ближайшее время внешнеполитическая ориентация России сменила свое направление и главной целью стало западное – а именно противостояние со Швецией для завоевания выхода к Балтийскому морю.

Работаем с картой

1. Используя карту, докажите, что направление Азовских походов Петра I было для России с военной точки зрения более выгодным, чем направление Крымских походов В. В. Голицына.

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 3

После свержения правительства царевны Софьи военные действия России против турок и крымских татар были приостановлены. При решении возобновить военные действия было принято решение нанести удар не по Крыму, а по турецкой крепости Азов. При этом был изменен путь следования армии: не через пустынные степи (как ходил Голицын на Крым), а по приречным районам и по Волге и Дону.

Воспользуемся картой из атласа к учебнику по истории России. Мы видим, что на карте сплошными красными стрелочками показан путь русских войск во время первого азовского похода. Он проходит по реке Волга и от Москвы, через Тамбов, по Дону. Разумно предположить, что этот маршрут позволял без излишних лишений типа недостатка продовольствия и воды в достаточно короткий срок доставить армию к Азову. Кстати, на карте мы видим еще одно направление похода, через Запорожье. Дело в том, что авторы решили показать еще и направление Казыкерменского похода боярина Шереметьева при поддержке казаков Мазепы. Этот поход проходил как раз во время первой осады Азова, и войскам Шереметьева удалось захватить четыре турецкие крепости Кази-Кермен, Мустрит-кермен, Аслан-кермен и Муберек-кермен, которые находились в районе острова Тавань в нижнем течении реки Днепр. Эти крепости закрывали выход по Днепру в Черное море, а также могли в дальнейшем быть опорным пунктом и базой снабжения для атаки на Крым. По русско-турецкому мирному договору 1700 года эти крепости были оставлены русскими войсками и разрушены.

Направление второго Азовского похода показано пунктирными красными стрелочками. Поскольку после первого похода Петр решил построить флот на верфях под Воронежем, теперь часть армии могла на кораблях доплыть по Дону из Воронежа до самого Азова. Этот маршрут тоже не грозил нехваткой воды и продовольствия.

В.Голицын во время своих крымских походов тоже первоначально шел по прибрежным районам Днепра, но потом ему необходимо было пересечь безводную степь до перекопского перешейка. Вот на этом участке пути русская армия и испытала трудности с водой, продовольствием и, получив большие невоенные потери, ей пришлось вернуться назад. Ведь на тот момент не было захваченных турецких крепостей в нижнем течении Днепра.

2. Найдите на современной политической карте страны и города, которые посетило Великое посольство.

Маршрут Великого посольства проходил через:

  • Лифляндию (Швеция) и город Ригу – сейчас Латвия.
  • Курляндию и город Митава (на тот момент вассал Речи Посполитой) – сейчас Елгава, город в Латвии.
  • Пруссию и город Кёнигсберг (маркграфство Брандербург) – сейчас Кёнигсберг – это Калининград, Россия.
  • Брауншвейг-Люнебург с городом Ганновер (Петра I там не было, поскольку он, опередив посольство, уехал в Амстердам) – сегодня это Нижняя Саксония, Германия.
  • Республика Соединенных провинций с городами Амстердамом и Гаагой – сегодня это Нидерланды.
  • Англию с городом Лондон.
  • Саксонию с городами Лейпциг и Дрезден – сегодня это Саксония, Германия.
  • Владения австрийских Габсбургов с городами Прага и Вена – сегодня эти города находятся в разных государствах – Чехии и Австрии.

Изучаем документ

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 3

1. Где и когда (примерно) было написано письмо?

Письмо было написано летом 1696 года во время второй осады Азова.

2. Что нового вы узнали из письма об осаде Азова и о личности Петра?

Из этого письма можно узнать, что Петр находится на передовой вместе со своим войском.

3. Согласны ли вы, что в выделенном предложении Пётр пишет о возможном перемирии с неприятелем? Обоснуйте своё мнение.

То, что Петр пишет «турки на помощь азовцам пришли, да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе», можно трактовать двояко. Это можно расценивать так, что турецкий флот не атакует русский флот, перегородивший вход из Азовского моря в Дон, чтобы помочь осажденным в Азове. А можно расценивать, что турки, даже видя бедственное положение осажденных, не спешат первыми проявить инициативу к примирению, а ждут, что Петр первым выйдет с этим предложением. Ни тот, ни другой вариант не может быть однозначно верным.

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 3

1. Как автор документа относится к Петру I? Почему вы так решили?

 Соловьев относится к Петру I как к обычному человеку, наделенному нужными качествами и появившемся в России как раз в то самое время, когда стране нужен был такой правитель. Соловьев считает, что на пороге XVII-XVIII веков Россия оказалась на пороге очередного эволюционного витка. И именно появление такого царя-трудяги позволило России перейти в новую эпоху, в которой властвуют не эмоции и древнерусские принципы управления, а разум и государственность. Приведенной в учебнике цитатой, из которой, кстати, убрано очень многое, Соловьев пытается показать, что основным признаком этого перехода является поворот от степи к морю, к большим просторам и более глобальным задачам. То, что переход к новому государственному образу мышления потребовал настоящей ломки привычного образа жизни, неимоверных усилий и огромных жертв простого народа, фактического истощения экономики страны, Соловьев предпочитает не говорить. Для него главное, что были поставлены новые цели, отвечающие интересам государства, и царь лично показал, что для их достижения всем придется упорно работать, или добровольно, или принудительно.

2. Можно ли и других российских царей назвать работниками, подобными Петру Великому? Своё мнение аргументируйте.

Не думаю, что Соловьев, подразумевал исключительно физический труд, как образец заботы о государстве и его интересах. Более того, в своих трудах Соловьев не раз упоминал о необходимости разделения труда, что каждый должен заниматься тем, что больше всего умеет. Поэтому, безусловно в истории нашей страны были правители, которые собственным примером доказывали, что страна и ее народ владеет именно теми качествами, которые нужны в данный момент. В качестве примера можно привести Александра Невского и Дмитрия Донского. Оба выступали в качестве воинов, защитников государства и веры. Но каждый из них должен был появиться именно в свое время. Так, Дмитрий Донской, при всех его талантах и крепости веры, не смог бы справиться с ситуацией, в которой оказался Александр Невский. Именно Александр Невский тогда, когда это было необходимо, проявил чудеса дипломатии, и чтобы сохранить Русь сумел пойти на непопулярные меры, за которые многие его потом называли предателем.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные источники информации, выясните причины, ход и итоги борьбы за власть между Милославскими и Нарышкиными. Изложите в письменной форме основные факты, полученные в ходе исследования.

Царь Алексей Михайлович был женат дважды. Первой его женой была царица Мария, представительница клана Милославских. У них было 13 детей, в том числе будущий царь Федор, Иван и Софья. Второй женой Алексея Михайловича стала Наталья из клана Нарышкиных. Единственным их ребенком был царевич Петр. Естественно, родственники государевой жены получали большое влияние при дворе. И когда у царя Алексея Михайловича появилась новая жена, ко двору, где господствовали Милославские пришли Нарышкины. Противостояние двух конкурирующих кланов началось незамедлительно. Однако, при Алексее Михайловиче и следующем царе Федоре Алексеевиче конкуренты сражались в основном интригами и победой можно было считать удаление какой-нибудь значимой фигуры, принадлежащей конкурирующему клану, от двора или назначение своего человека на важный пост. После смерти Федора Алексеевича Милославские стали терять свои позиции при дворе. Боярская дума и Патриарх должны были решить, кто будет следующим царем: болезненный царевич Иван (от жены царя из рода Милославских) или активный и перспективный Петр (от жены царя из рода Нарышкиных). Дума с Патриархом оперативно созвали всех людей, оказавшихся в Кремле, сымитировали Земской собор и провели голосование. С минимальным перевесом победила кандидатура Петра.

Такой исход не устраивал царевну Софью и клан Милославских, и они, воспользовавшись недовольством московских стрельцов подтолкнули их к бунту. В ходе бунта 1682 года пролилась кровь, многие из представителей клана Нарышкиных были зверски убиты. Созванный второй Земской собор был еще карикатурнее первого. Под давлением стрельцов царевич Иван был провозглашен соправителем Петра, а Софью поставили над ними регентом до их совершеннолетия. Так Софья получила всю полноту власти, а Петру с его матерью пришлось удалиться в село Преображенское.

С взрослением Петра правительница Софья понимала, что вскоре придется что-то предпринять, чтобы сохранить свою власть. Она даже задумывалась о собственной коронации, но против этого категорически выступал патриарх Иоаким.

В августе 1689 года царевна Софья велела возведенному ею начальнику стрельцов Федору Шакловитому собрать побольше стрельцов в Кремль якобы для сопровождения ее в Донской монастырь на богомолье. Возможно, так Софья отреагировала на слух о том, что Петр решил занять своими потешными войсками Кремль. Шакловитый собрал стрелецкие полки и отправил разведчиков наблюдать за тем, что делается в Преображенском. Сторонниками Петра эти действия были восприняты как подготовка к атаке. Петра известили об этом, и он в сильном испуге, помня о зверствах стрельцов, бежал в Троице-Сергиев монастырь. На следующий день к монастырю подошли потешные полки Петра с артиллерией. Оттуда Петр направил свой первый приказ всем старшим стрелецких полков прибыть в Троице-Сергиев монастырь, неисполнение приказа грозило смертной казнью. Царевна Софья так же под угрозой смертной казни запретила стрельцам исполнять это повеление. Для примирения с Петром был отправлен патриарх, но в Москву он не вернулся. Тогда Софья поняла, что теряет инициативу и сама отправилась к Петру. Но до монастыря она добраться не смогла, поскольку была остановлена посланниками Петра с приказом вернуться в Москву. Поняв, что Софья уже не управляет ситуацией, к Петру стали перебегать московские бояре и дворяне. Троевластное правление, над которым потешались за границей, закончилось. Софья была заключена в монастырь. А царь Иван, номинально оставшийся соправителем Петра, никакого участия в правлении не принимал.

2. Рассмотрите картину В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». В каком году произошло изображённое событие? Сформулируйте основные идеи, которые хотел выразить художник.

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 3

На картине В.И.Сурикова мы видим видение художником события, произошедшего осенью 1698 года. Напоминаем, что Петру I пришлось досрочно прекратить Великое посольство и вернуться в Россию из-за вспыхнувшего в 1698 году стрелецкого бунта. Помня о роли стрельцов в противостоянии семейств Милославских и Нарышкиных, Петр отослал все московские стрелецкие полки для службы на окраинах государства. Однако, стрельцы, привыкшие к вольной и достаточно сытой жизни в столице государства, а также привыкшие диктовать свои условия правителям, решили пойти маршем на Москву. Формальные причины – невыплата жалования, политические причины – требования коронации малолетнего сына Петра царевича Алексея под регентством постриженной в монастырь царевны Софьи.

Итак, на картине мы видим подготовку к казни стрельцов. Осужденных за участие в бунте привезли на телегах на лобное место перед собором Василия Блаженного. Мы видим несколько стрельцов в белых одеждах со свечами в руках. Они готовятся к казни. Вокруг них художник изобразил солдат Преображенского полка и рыдающих родственников осужденных. В правой части картины художник показал царя Петра I верхом на лошади, лично прибывшего на казнь. Также в правой части картины мы видим иностранного посла, задумчиво наблюдающего за подготовкой к казни, и представителя боярского рода. На заднем плане – любопытствующая толпа московских зевак.

В.И.Сурикову удалось показать весь драматизм ситуации. Мы видим яростные взгляды осужденных на смерть стрельцов, уверенных в своей правоте. Мы видим боль их родственников и мольбы о пощаде. Мы видим гнев в глазах Петра I и его уверенность в справедливой каре, которая падет на головы бунтовщиков. Художник своей картиной невольно показал разделение народа и государства и сложную ситуацию, в которой интересы народа не всегда совпадают с интересами государства. Он показал противоречия, раздирающие нацию, в схватке не на жизнь, а на смерть сторонников нового и ревнителей старины. Известно, что сам Суриков очень уважал Петра I за его твердость, мощь и размах проводимых реформ, но осуждал за те лишения и страдания, которым он подверг русский народ.

3. Используя дополнительные источники, напишите эссе (не более 500 слов) об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии.

Сегодня мы закончим строить новый корабль на амстердамских верфях Ост-Индийской компании. Властитель наш Петр три месяца отработал простым плотником. Сам махал топором как простой мужик, да и нас заставлял. Да мы не в обиде, такова его царская воля, а мы как ближайшие сподвижники должны ее выполнять беспрекословно.

Вот и вчера, «баас Питер», как он велел обращаться к себе, то есть «мастер Питер», пришел на верфь ни свет ни заря. Топор на плече, подмышкой сундук с древорезным инструментом. И первым делом к голландскому мастеру, мол, чем ему заняться. Тот указал на корму корабля, приказав заняться шканцем – это такая надстройка в кормовой части корабля, где устанавливают компас. Меня уже самого воротит от этих корабельных терминов, а вон государь разбирается в них и знает их назубок. Естественно, где наш Питер, там и мы, висим как мухи на борту корабля, наводя лоск почти готовому судну.

Однако вчера наш «плотник Питер» был чем-то недоволен. Сидя на бревне и хлебая из простой деревянной тарелки во время обеда, он бросал гневные взгляды на голландцев. Чем же они так рассердили его? Да все просто, махать топором научиться не сложно, это и каждый мужик осилит. А вот инженерные знания, да как этот корабль устроен – это самое ценное, знания о чем хочет получить наш царь. Голландские мастера любезно обучают русских плотницкому делу, но вовсе не хотят делиться своими настоящими секретами. Вот и царь Петр обратился к мастеру рассказать ему про «корабельные пропорции», то есть инженерные идеи и решения, благодаря которым голландские суда считаются лучшими в мире. А тот прикинулся дурачком и заявил, что все его секреты не могут вместиться на чертежах. Вот почему Петр зол, главная задача его посольства в Голландии пока не выполнена.

Но ничего, как говорится судьба благоволит ищущему. В тот же вечер государю довелось быть в загородном доме купца Яна Тессинга в компании одного англичанина, который услышав о причинах грусти Петра, сказал, что у них в Англии эта наука тоже в совершенстве и «кратким временем ею научиться можно». Не могу передать, как эти слова обрадовали государя. Полагаю, теперь нам дорога в Англию.

4. Используя Интернет, оцените достоверность событий, описанных в параграфе. Какие из приведённых в нём фактов вы считаете абсолютно достоверными? Какие, на ваш взгляд, требуют более серьёзной проверки и доказательства? Объясните свои сомнения.

Было бы странно, если бы весомая доля фактов, приведенных в учебнике, были бы недостоверными или требовали проверки. Поэтому мы будем исходить из того, что все факты в учебнике достоверные за исключением тех, которые были основаны на слухах, или имеют неоднозначную трактовку в трудах историков.

Первым таким фактом, требующим проверки и доказательств мы бы хотели назвать факт болезненности и слабоумия царевича Ивана Алексеевича. Существует мнение, что о слабоумности царевича наговаривали Нарышкины в период ожесточенной борьбы за власть с Милославскими. Не вызывает сомнения факт его болезненности, поскольку это отмечается во многих исторических источниках. К 27 годам он был совсем дряхлым, плохо видел и был поражен параличом. Но о слабоумности царевича Ивана не свидетельствует ни один из исторических документов. Более того, есть письма Петра к Ивану, в которых Петр общается с ним как со здравомыслящим старшим братом, признавая его первородство.

Следующий факт, требующий проверки, действительно ли был заговор Софьи со стрельцами, целью которого было убийство Петра в 1689 году. Все доказательства строятся на словах пары стрельцов и последующих домыслах сторонников Петра. Вполне возможно, что Софья сама опасалась нападения потешных войск на Кремль, и ее действия по стягиванию стрельцов в Кремль были связанны именно с намерением защититься. Однако они были восприняты как намерение атаковать Преображенское, что и стало причиной последующих событий со смещением Софьи с постав правительницы.

Еще один неясный факт – отношения Петра со своей первой женой Евдокией Лопухиной. В учебнике об этом сказано очень мало, но даже эти фразы требуют дополнительного исследования. Во-первых, поначалу брак Петра с Евдокией был не хуже прочих, о чем свидетельствует их переписка. Петр охладел к своей жене через несколько лет совместной жизни. Причин этому в учебнике не указано. Вероятно, проблема оказалась в том, что Евдокия Лопухина была воспитана в духе древнерусского домостроя и была чужда преобразовательским идеям Петра. Полагаем, что в этом кроется и источник дальнейшей антипатии и насильном постриге Евдокии в монахини. Некоторые источники указывают на то, что Евдокия была замешена в стрелецком бунте с целью посадить своего сына Алексея Петровича на трон. Указывавшие на это источники опираются на манифест Петра, в котором он сформулировал обвинения против бывшей царицы «за некоторые ее противности и подозрения». Именно неоднозначность такой формулировки на наш взгляд указывает на необходимость дополнительного исследования этого вопроса.

Идем дальше. Мы считаем, что вопрос о намерениях Петра бороться за выход к Черному морю, недостаточно проработан. Достаточно попытаться ответить на один вопрос: зачем в то время Росси был нужен выход к Черному морю? Сам выход в Черное море не давал больших преимуществ для России, поскольку не делал из нее великой морской державы. Ну вышли к Черному морю, с кем по нему вести торговлю? Все Черноморское побережье принадлежало Османской империи. Для международной торговли нужен был контроль или хотя бы разрешение на проход через проливы Босфор и Дарданеллы, то есть ни много ни мало – захватить Стамбул или крепко подружиться с турками. Ни тот, ни другой вариант не мог на тот момент рассматриваться как реальный. И правительство Петра должно было это понимать.

Следующий пункт. Главной целью Великого посольства была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Полагаем, что это была лишь официальная цель посольства, и она не имела к настоящей задаче никакого отношения. Иначе почему маршрут Великого посольства пролегал в первую очередь по северным странам, далеким от конфликта европейских государств с Османской империей.

Запоминаем новые слова

Гвардия — отборная привилегированная часть войск. В России создана Петром I в 90-х гг. XVII в.

Лавра — название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху.