Учебник «История России», 8 класс. Параграф 18



Параграф 18. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Вопросы в тексте параграфа

Что такое «просвещённый абсолютизм» и как он проявлялся в политике Екатерины II?

Просвещенный абсолютизм – это политика, направленная на устранение остатков феодального строя в пользу капиталистических отношений. Такое определение дают словари. Однако, это определение слишком обобщенное и расплывчатое. Мы постараемся более подробно рассмотреть это понятие. Просвещенный абсолютизм как политическая и философская концепция появилась как следствие развития общества. С одной стороны, люди все еще считали, что власть монарха дается Богом, но с другой – уже начали понимать, что не только подданные имеют обязательства перед монархом, но и сам король должен служить своему народу и стране.

То есть, главной идеей просвещенного абсолютизма было создание системы абсолютной власти монарха с определенными обязанностями монархии по отношению к государству и гражданам всех сословий. Вассальной системе отношений должен был прийти конец, дворянин должен был перестать быть царем и богом на своей земле, поскольку все граждане государства имели одинаковые права и обязательства перед монархом и законом. При этом властью просвещенные монархи ни с кем делиться не намеривались, а все реформы зачастую проводились авторитарными и даже деспотичными методами, ведь ничто и никто не должен ставить под сомнение верховную власть.

Например, свою власть в духе «просвещенного абсолютизма» Екатерина II понимала так: «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел. Слава страны — моя собственная слава; вот мой принцип; была бы очень счастлива, если бы мои идеи могли этому способствовать. Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь. Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; этого легко достигнуть: примите за правило ваших действий, ваших уставов благо народа и справедливость, неразлучные друг с другом, — свобода, душа всех вещей. Без тебя все мертво. Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов; хочу общей цели сделать людей счастливыми, а не каприза, ни странностей, ни жестокости».

В политике Екатерины II просвещенный абсолютизм проявлялся не во всех сферах. Это было связано с шаткостью положения захватчицы власти, свергнувшей своего мужа, и с неготовностью административного аппарата и сословий общества к изменениям. Чтобы сгладить впечатление от революционного захвата власти, Екатерине нужно было очень быстро стать популярной в обществе, исправляя ошибки предыдущих правителей. А угодить всем сословиям России, имеющим прямо противоположные взгляды на жизнь, при этом еще и придерживаться своего курса «просвещенного абсолютизма» было крайне сложно.

Поэтому деятельность нового правительства должна была одновременно следовать направлению национальному, либеральному и сословно-дворянскому. Екатерина II не могла привести в согласие противоречивые задачи и не могла пожертвовать какой-либо в угоду остальных. Она просто разделила их, каждую проводила в своей сфере правительственной деятельности.

Таким образом, идеи «просвещенного абсолютизма» нашли свое отражение лишь в реформах  судов и системы управления провинциями, в новой системе законодательства (в части самой процедуры законотворчества) и в образовательной реформе.

Как было утверждено Соборное уложение 1649 года?

К 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этот законодательный хаос требовал срочного приведения в порядок. К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт. Одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения.

Мы видим, что в данном случае решение о необходимости разработки нового свода законов было продиктована правоприменительной практикой и волеизъявлением ряда слоев общества. Помимо этого, новый свод законов нужен был и монархии. Тенденция государства к абсолютной монархии требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) нуждались в юридическом пересмотре.  Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение 1649 года.

Перечислите основные этапы закрепощения крестьян в России.

  • 1497 год – Выходит единый законодательный кодекс «Судебник» Ивана III. В нем вводится Юрьев день (26 ноября – день завершения пахотных работ). Крестьянам разрешается переходить от одного хозяина к другому только за неделю до Юрьева дня и в течение недели после. Также крестьянин обязан выплатить старому хозяину пошлину.
  • 1581 год – Иван IV Грозный на ряде разоренных территорий проводит перепись земель и хозяйства и запрещает переход крестьян в Юрьев день. Это явление получило название «Заповедные лета» (повеление, запрет).
  • 1592 год – Сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович издает указ, которым распространяет действие Заповедных лет на всей территории государства. Крестьяне теряют право смены хозяина. Их имущество описывается и фиксируется принадлежность крестьян определенному землевладельцу.
  • 1597 год – Введены «Урочные лета» — срок, в течение которого феодал имел право обратиться в суд для сыска беглых крестьян. Срок составлял 5 лет.
  • 1601 год – Во время голода в России царь Борис Годунов был вынужден вернуть крестьянам право смены землевладельца в Юрьев день.
  • 1607 год – Василий Шуйский снова отменяет возможность перехода крестьян, а урочные лета увеличиваются до 15 лет.
  • 1649 год – Окончательное закрепощение крестьян произошло с выходом Соборного Уложения 1649 года (сборник законов при царе Алексее Михайловиче). В нем отменялись урочные лета, но вводился бессрочный сыск беглых крестьян. Сам крестьянин теперь не мог изменить место жительства, он становился прикрепленным к определенному поместью. Статус крепостного стал наследственным.
  • 1682-1725 год – Проведение податной реформы Петра I закрепила за многими свободными людьми (холопами и вольными) статус крепостных, образовав сословие государственных крестьян. Несмотря на то, что государственные крестьяне считались лично свободными, они были прикреплены к земле и обязаны были нести государственные и общественные повинности. В результате ставшие крестьянами холопы и вольные лишились большинства гражданских и человеческих прав.
  • 1731 год – Запрет крестьянам вступать в торговые сделки и покупать недвижимое имущество.
  • 1736 год – Указом Анны Иоанновны все наемные работники, крестьяне, работавшие на мануфактурах, члены их семей был навечно приписаны к мануфактурам.
  • 1742 год – Императрица Елизавета, вопреки законодательству Петра I, запретила помещичьим крестьянам по своей воле поступать на военную службу.
  • 1747 год – Специальным указом дворянам разрешено продавать своих крепостных в рекруты, что окончательно узаконило торговлю людьми.
  • 1760 год — Помещики получили право ссылать крепостных крестьян в Сибирь с зачетом сосланных в рекруты. Также Елизавета Петровна пошла на дальнейшее унижение крестьян, «избавив их от воинской присяги на верность служения Отечеству и монарху». За них ее стали приносить помещики.

Каким образом церковь стала собственником земель и крепостных крестьян?

Считается, что земли у Русская церкви стали появляться с момента крещения в X веке. Поначалу это были земли под монастырями и «пожалование» прав на доходы с определенной княжеской земли. А к XII веку грань между пожалованием сборов и пожалованием самих территорий стала стираться. Наиболее ранним достоверным известием о принадлежащих церкви городах и селах относится к Никоновской летописи 1123 года. Собственными крестьянами церковь начала обзаводиться еще в XI веке. Это была особая категория зависимого населения, носившая название монастырские крестьяне.

В чём состояли функции Штатс-контор-коллегии, Ревизион-коллегии, Камер-коллегии, Юстиц-коллегии и Коллегии экономии?

  • Штатс-контор-коллегия была органом управления финансами в части государственных расходов.
  • Камер-коллегия занималась доходами государства и ведала казёнными сборами, а также такими отраслями государственного хозяйства как земледелие и скотоводство.
  • Ревизион-коллегия осуществляла контрольно-счётные функции государственных финансов.
  • Юстиц-коллегия являлась высшим апелляционным судом Российской империи по уголовным и гражданским делам. Также коллегия занималась контролем судопроизводства в регионах.
  • Коллегия экономии управляла земельными владениями духовных лиц и религиозных учреждений, а также собирала с них налоги.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Докажите, что Екатерина II была одной из самых образованных женщин своей эпохи.

В ответе на этот вопрос мы осмелимся поправить авторов учебника, доказав, что Екатерина II была не столько «образованной», сколько «эрудированной» женщиной, что намного более ценно для личностного развития любого человека.

Была ли Екатерина образованной? Скорее да, чем нет. Хотя, по сути, её образованием никто не занимался всерьез. Её отец был «бравым военным служащим», прусским генералом, которому не было никакого дела до образования свой дочери. Мать Софьи-Августы, а именно такое имя императрица Екатерина II получила при рождении, по описаниям современников была «ходячим бедствием и интригой, неуживчивой и непоседливой женщиной», которой везде было хорошо, только не дома. Она тоже не отягощала свою дочь воспитательными заботами. Воспитанием будущей императрицы весьма посредственно занимались кому не лень. В основном это были бежавшие из Франции кальвинисты и лютеранцы, обучавшие Софью-Августу общеобразовательным предметам и «закону божию», причем каждый по-своему.

Может быть, Екатерина II получила хорошее образование, приехав в Россию? Отнюдь. Сразу по приезде к Екатерине приставили учителей православного закона, русского языка и танцев — это были три основные предмета высшего образования при национально-православном и танцевальном дворе Елизаветы. А что еще мог дать для личностного развития бездарный императорский двор, погрязший в невежестве и разгуле? В результате Екатерина овладела как минимум тремя трактовками христианского религиозного учения, что во многом определило ее дальнейший путь в продвижении идей «просвещения». Представьте, что могло получиться из такого религиозного компота мировоззрений и житейских взглядов – правильно, равнодушие к религии и иммунитет к любому религиозному мракобесию.

Так что же позволило Екатерине стать одной из самых эрудированных женщин своей эпохи? Ответ — скука при императорском дворе, полном бездарей, невеж и интриганов, пренебрежение и полное равнодушие со стороны собственного супруга Петра III и постоянное унижение со стороны императрицы Елизаветы. Именно чтение книг стало отдушиной для Екатерины. Она читала много и с упоением. Поначалу она читала без разбора романы, потом ей под руку попались сочинения французского философа-просветителя Вольтера, которые произвели решительный перелом в выборе ее чтения: она не могла от них оторваться и не хотела. Теперь чтение стало для Екатерины не только развлечением. Будущая императрица читала «Жизнь Цицерона», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Дух законов» французского правоведа и философа Монтескье, «Анналы» древнеримского историка Публия Корнелия Тацита, изучала десятитомную историю Германии, ежедневно подходила к объемному четырехтомному философскому словарю Бэйля и т.д. В то же время Екатерина прочитала множество русских книг, какие могла достать. Екатерина превратила чтение как средство от скуки в регулярную работу, которую она любила доводить до крайнего напряжения сил.

Историк В.О.Ключевский писал: «Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу, делать карьеру, вырабатывать качества, необходимые для этого, а замужество доставило ей отличную практику такой работы, не только указало цель ее честолюбию, но и сделало достижение этой цели вопросом личной безопасности. И она умело повела свою работу. С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ее учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем-ка хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их».

Взамен внешней красоте, Екатерина самостоятельно развила аналитический ум, склонность к творческому мышлению, быструю адаптацию к новым условия, хорошую самоорганизованность и самодисциплину и главное – стремление к саморазвитию. Все это позволило ей стать одной из самых образованных и эрудированных женщин своей эпохи.

2. В какой стране жили философы, чьи идеи нашли отражение в политике «просвещённого абсолютизма»? Сделайте выводы.

Считается, что родоначальником теории просвещенного абсолютизма был Томас Гоббс, английский философ, один из основателей современной политической философии, теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Однако наиболее сильные идеологи теории просвещенного абсолютизма жили во Франции. Среди них и любимый философ Екатерины II – Вольтер. Не удивительно, что Екатерина восприняла идеи просвещенного абсолютизма и даже пыталась частично реализовать их в своих реформах, будучи правительницей Российской империи.

3. В чём заключалась главная идея «просвещённого абсолютизма»?

Просвещенный абсолютизм – это политика, направленная на устранение остатков феодального строя в пользу капиталистических отношений. Такое определение дают словари. Однако, это определение слишком обобщенное и расплывчатое. Мы постараемся более подробно рассмотреть это понятие. Просвещенный абсолютизм как политическая и философская концепция появилась как следствие развития общества. С одной стороны, люди все еще считали, что власть монарха дается Богом, но с другой – уже начали понимать, что не только подданные имеют обязательства перед монархом, но и сам король должен служить своему народу и стране.

То есть, главной идеей просвещенного абсолютизма было создание системы абсолютной власти монарха с определенными обязанностями монархии по отношению к государству и гражданам всех сословий. Вассальной системе отношений должен был прийти конец, дворянин должен был перестать быть царем и богом на своей земле, поскольку все граждане государства имели одинаковые права и обязательства перед монархом и законом. При этом властью просвещенные монархи ни с кем делиться не намеривались, а все реформы зачастую проводились авторитарными и даже деспотичными методами, ведь ничто и никто не должен ставить под сомнение верховную власть.

Например, свою власть в духе «просвещенного абсолютизма» Екатерина II понимала так: «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел. Слава страны — моя собственная слава; вот мой принцип; была бы очень счастлива, если бы мои идеи могли этому способствовать. Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь. Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; этого легко достигнуть: примите за правило ваших действий, ваших уставов благо народа и справедливость, неразлучные друг с другом, — свобода, душа всех вещей. Без тебя все мертво. Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов; хочу общей цели сделать людей счастливыми, а не каприза, ни странностей, ни жестокости».

4. Какие факты могут охарактеризовать отношения Екатерины II с Русской православной церковью?

По своим религиозным убеждениям Екатерина II была рационалисткой. Несмотря на то, что более глубоко верующего, по крайней мере на людях, человека трудно было найти – Екатерина II всегда очень серьезно относилась к соблюдению церковных обрядов – в глубине души она считала, что всякая религия есть суеверие, на которое способны лишь необразованные люди. Эта позиция определяла ее взаимоотношения с церковью.

В 1764 году Екатерина II выпустила Манифест о секуляризации монастырских земель. Все церковные земли и работающие на них крестьяне были переданы в ведение государства. Причины этому были просты – чрезмерное распространение свободных от налога беломестных церковных земель, снижавшее поступление доходов в казну. С учетом того, что при вступлении Екатерины II на престол она обнаружила, что государственная казна пуста, в некоторых подразделениях армии солдаты не получали жалование уже 8 месяцев, а задолженность Штатс-коллегии по государственным платежам превышала годовой бюджет, секуляризация церковных земель с экономической точки зрения выглядит оправданной. Тем более, что все монастыри и так сидели на государственном довольствии. Более того, такое изъятие земель готовилось еще при императрице Елизавете, и при Петре III.

5. В чём заключалась цель создания Уложенной комиссии? Какие слои общества были представлены в комиссии?

В идеале, целью создания Уложенной комиссии была разработка нового свода законов в соответствии с наказами императрицы и пожеланиями, полученными депутатами комиссии от различных слоев общества. Уложенные комиссии придавали российскому абсолютизму видимость сословно-представительной монархии, что соответствовало мировоззрению Екатерины II как просвещённого монарха. В комиссии участвовали депутаты от сословий: дворяне, горожане (преимущественно купцы), казаки, свободные сельские обыватели и иноверцы. Духовенство не имело в комиссии депутатов, но один митрополит представлял в комиссии Синод. Крепостные крестьяне тоже не получили права высказывать свое мнение и участвовать в разработке законов.

Но такая идеальная цель была в принципе недостижима. У представителей разных сословий были абсолютно разные, порой несовместимые друг с другом позиции. Кроме того, ни устройство, ни делопроизводство не были приспособлены эффективной работе комиссии. Поэтому, за полтора года ее работы депутаты смогли разработать лишь одну главу для нового уложения – о правах дворянства.

И вот теперь встает вопрос, неужели одна из умнейших императриц на российском престоле не понимала бесполезность такой комиссии? Или реальная цель созыва Уложенной комиссии была другой? Мы полагаем, что так оно и есть. Еще до своего воцарения Екатерина придумала средство предупреждать законодательные ошибки – распространить слух о задуманном законе на рынке и прислушаться, что о нем говорят. Так произошло и с Уложенной комиссией. Екатерина разработала собственный «Наказ», в котором показала, каким она видит будущее государства. Этот «Наказ» был доведен до всех депутатов, и по результатам обсуждения Екатерина получила «обратную связь». Она не только поняла, что российское общество не готово менять устаревший, но устоявшийся уклад жизни, но и узнала, чем живет страна, о чем думает, чего желает, и чего не хватает для улучшения жизни. Уложенная комиссия позволила Екатерине лучше понять общество, которым она должна править.

И результаты не заставили себя долго ждать. Екатерина отказалась от проведения реформ в духе идей просвещения по целому ряду направлений, и направила свою реформаторскую деятельность на те сферы, которые она реально могла изменить. А поскольку более широкое применение идей просвещения требовало изменения общественного сознания, она распорядилась разослать свой «Наказ» по всем государственным органам, для регулярного чтения с надеждой, что может быть прогрессивные идеи устройства общества со временем найдут дорожку к умам людей.

6. Какие органы дворянского самоуправления появились при Екатерине II?

В соответствии с Жалованной грамотой дворянству 1785 года, были узаконены губернские и уездные дворянские собрания. Каждое собрание избирало среди дворян губернских и уездных предводителей. Также эти собрания имели определенные полномочия по местному самоуправлению.

Попытки создать подобные органы самоуправления и привлечь к их работе дворян уже предпринимались в эпоху Петра I. Тогда они увенчались успехом, поскольку дворянство того времени в большей степени было привязано к столице и военным обязанностям, а следовательно, не проявляло особого желания заниматься делами местного самоуправления вдали от столицы. При Екатерине II, когда дворянство избавилось от обязательной военной службы, когда их титулы и земли стали наследственными, они стали в большей степени привязаны к своей земле. Поэтому идея наделения дворян полномочиями участвовать в управлении губерниями и уездами была успешной.

7. Определите значение, которое имела для страны школьная реформа Екатерины II.

Значение школьной реформы сложно переоценить. Так за время школьной реформы Екатерины 1782-1786 гг. было положено начало становления общеобразовательных учреждений. Была введена классно-урочная система, методики преподавания, единые учебные планы.

Новое видение того, как должно быть устроено школьное образование в соответствии с идеями просвещения, позволило принимать в школы детей всех сословий (кроме крепостных крестьян – 90% всего населения России), избавиться от телесных наказаний, внедрить прогрессивные для своего времени методики преподавания и учета знаний учеников.

Для справки: Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения. Во 2 классе – расширенный курс христианского учения, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование. В 3 классе — повторение христианского учения, арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших.

Изучаем документ

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 18

1. О каком «ложном разглашении» идет речь в документе?

Интересно, как по предположению авторов ученики должны идентифицировать «ложное разглашение», описание которого в выдержках из документа, данного в учебнике, специально удалено? Здесь мы приводим удаленный из учебника отрывок указа:

«…но как из обстоятельств сего дела усматривается, что таковые преступления большею частию происходят от разглашения злонамеренных людей, рассевающих вымышленные ими слухи о перемене законов и собирающих под сим видом с крестьян поборы, обнадеживая оных исходатайствовать им разные пользы и выгоды, которые вместо того теми поборами корыстуются сами, а бедных и незнающих законов крестьян, отвратя их от должного помещикам повиновения, приводят в разорение и в крайнее несчастие, — чего ради Правительствующий сенат, по возложенной на него от Екатерины II доверенности, имея попечение о сохранении в государстве установленного порядка, а особливо пользы тех, кои, не имея достаточного о узаконениях знания и уверяясь по простоте своей таковыми вымышленными от злонамеренных людей слухами, слепо оным последуют, а чрез то впадают в неизбежную погибель, за нужное почел сим указом еще обнародовать, чтоб помещичьи люди и крестьяне подобным сему ложным разглашениям ни под каким видом не верили…»

Мы видим, что в документе говорится о некоторых фактах введения крестьян в заблуждение, что законы были якобы изменены и теперь челобитные подавать допускается. Кстати, поводы для подобных слухов действительно существовали. Так, за два года до этого указа Екатерина разрешила подавать жалобы на помещиков для крестьян Лифляндии.

2. Почему документ делит крепостных на «людей», «крестьян» и «помещичьих людей»? Действительно ли существовали эти три категории крепостных?

Разделение крепостных на «людей», «крестьян» и «помещичьих людей» существовало со времен Соборного уложения 1649 года до подушной переписи населения 1719 года. Но и тогда это разделение было немного другим. Согласно Соборному уложению, помещики владели «людьми» и «помещичьими крестьянами». «Людьми» считали дворовых людей — холопов (изначально пленные, а затем и кабальные), кабальных людей (за долги отдававшие себя в крепостную службу) и деловых людей (мастеровых). «Помещичьи крестьяне» — крепостные, принадлежащие помещику и работающие в поле. Были еще и вотчинные крестьяне или просто крестьяне, которых нельзя было продавать без продажи вотчины.

После ревизии 1719 года изменились понятия о крепостном личном праве. Для государства все эти категории крепостных, по сути, теперь разницы не представляли, поскольку все они были записаны за определенным помещиком и платили подушную подать. А работаешь ты на земле или прислуживаешь в доме у помещика, или мастеришь горшки для помещика – никого не интересовало. Понятие вотчины было отменено в 1714 году. Поэтому мы делаем вывод, что такого разделения крепостных на момент выхода указа в 1767 году не было, по крайней мере государству это разделение было ни к чему. Вообще реформы Екатерины II создали совершенно другую классификацию: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. А сама Екатерина хотела создать новый класс «среднего рода людей» — мещан, своего рода «средний класс». Зачем тогда в указе было такое перечисление? Мы полагаем, в большей степени по традиции.

3. Объясните, почему данный указ связывают с апогеем крепостного права в России.

Апогей – это высшая точка. По отношению к нашей теме предполагается, что до этого указа 1767 года крепостное право ужесточалось, а после него пошло поэтапное ослабление крепостной зависимости.

Действительно, середина и конце XVIII века является самым тяжелым этапом закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.

Однако, после этого указа, наступает последний этап в истории крепостного права — разложение института крепостничества и его отмена в 1861 году. К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей Екатерины II среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества. Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает Павел I, затем Александр I. Но лишь спустя полвека Александр II издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Докажите, что в результате реформ Екатерины II система управления государством стала более эффективной.

Реформа системы управления государством стала первым значимым преобразованием Екатерины II. Следует в целом обрисовать, как выглядела центральная администрация и система управления регионами, задуманная реформами Петра I. Центральная администрация имела бюрократический состав и характер управления, а в управлении местном поддерживался сословный элемент – участие двух классов общества (дворяне и горожане). В качестве примера можно привести выборные должности в регионах, городовые ратуши и магистраты, действовавшие независимо от губернаторов. Также Пётр I стремился отделить суд от областной администрации.

После смерти Петра I вся выстроенная им система была фактически разрушена. Преемники Петра I на российском престоле посчитали ее слишком сложной и упростили ее до примитивного состояния. При этом произошли перекосы в системе управления. Большую власть в центральной администрации получили бюрократы – чиновная знать, которые почуяв запах власти, захотели получить еще больше власти. Это проявилось в получении бюрократами контроля над Сенатом. Высшим контролером над всей системой управления и судом получают странные учреждения с законодательным авторитетом: Верховный совет при Екатерине I и Петре II, Кабинет министров при Анне Иоанновне, Конференция при Елизавете и девятичленный Совет при Петре III.

Регионы в свою очередь фактически потеряли свободу сословного самоуправления: магистраты при Екатерине I были подчинены губернаторам, а при Петре II упразднен главный магистрат, а городовые магистраты получили более простой состав и функции.

Таким образом, освободившись от давления знати в центре и от надзора общества в провинции, новая чиновная аристократия внесла в управление личный произвол, который расстроил административный порядок, устроенный Петром I.

Екатерина II ясно представляла, что ей нужно сделать: надо было дать правительственным учреждениям прочное основание и точные законы и границы их деятельности. Однако, в реальности все оказалось не так просто. Екатерина II своей областной реформой создала более продуманную систему управления губерниями, уездами и городами. Она усилила в системе местного самоуправления внесенный еще Петром I сословный элемент, губернские учреждения открыли еще больше простора участию дворянства и городского населения в местной администрации. Екатерина ввела новые судебные принципы, разделив суды по типу делопроизводства и по сословиям. Если сказать по-простому, Екатерина II попыталась разделить администрацию и судебную власть и дать больше полномочий регионам. С одной стороны, это ведь замечательное решение, устраняющее конфликт интересов. С другой стороны, такая система требовала создания единообразных органов управления в регионах, большего штата чиновников и выборных должностей. Это привело увеличению расходов на содержание госаппарата, что при слабой экономике сильно ударило по бюджету государства. При этом Екатерине II за все время своего правления так и не удалось реформировать центральное управление, из-за чего постоянно возникали конфликты между старой чиновничьей центральной администрацией и региональными органами управления.

Подводим итог. Если нужно доказать повышение эффективности системы государственного управления, то можно сказать, что введение выборных органов самоуправления и передача ряда полномочий в регионы более эффективны, чем управление огромной страной из единого центра. И безусловно, эти реформы еще больше приблизили нашу страну к ведущим европейским государствам. Но на самом деле требуется гораздо более глубокий и комплексный анализ, чтобы понять, что на тот момент было более выгодно с политической, экономической и социальной точки зрения.

2. Опираясь на дополнительные источники, составьте краткий рассказ о российской деревне XVIII в.

Деревня как тип поселения (с ее дворами, усадьбами, полевой пашней, сенными и другими угодьями) создавалась веками. К XVIII в. социальный строй деревень прошел несколько этапов развития, претерпевали изменения способы ведения хозяйства, изменялись размеры деревень. Укрупнению деревень в XVIII в. способствовал переход от подворного обложения населения к подушному. Раньше при росте семей новые постройки возникали в пределах старых дворов. С переходом к подушному обложению деление семей приводило к отпочкованию молодых дворов и строительству новых. Этому способствовала практика захвата свободных земель. Однако ко второй половине XVIII века в связи с запретом крестьянам распоряжаться землей привел к тому, что разделение семей прекратилось, а отделение новой семьи сопровождалось выделением ей надела в пределах уже имеющегося участка.

В XVIII веке были изданы указы о перепланировке деревень, и некоторые помещики начали перестраивать свои деревни по уличному плану. Деревни уличной формы состояли из крестьянских дворов, примыкающих друг к другу, выходящих фасадами к улице. Кроме крестьянских усадеб, в деревнях находились маслодельни, смолокурни, пожарные сараи, хлебозапасные магазины, лавки, часовни. Таким образом, мы видим, что к концу XVIII века планировка деревни прошла путь от древних видов (однодворок, беспорядочных и рядовых) к уличной планировке. Именно такого вида деревни можно сегодня встретить по всей России.

В XVIII веке некоторые промысловые и торговые деревни, находящиеся в частном владении по уровню своего экономического развития и концентрации населения не уступали многим городам. Однако, господство феодально-крепостнических отношений задерживало и искажало процесс превращения этих деревень в города.

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек, обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности. Даже у очень богатых крестьян дома отличались лишь большей добротностью и количеством хозяйственных построек, но состояли из тех же элементов, не выходя за рамки общепринятых норм. Основными компонентами такого двора были «изба да клеть», «изба да сенник», т. е. основная жилая постройка и основная хозяйственная постройка для хранения зерна и другого ценного крестьянского имущества. Остальные крестьянские хозяйственные постройки, хотя и входили в состав комплекса (амбары или житницы, сараи, бани, погреба, хлевы и т. д.), не были обязательны, так как их отсутствие, учитывая соседские и родственные взаимосвязи, различный уровень развития хозяйства, не сказывалось катастрофически на хозяйственных возможностях крестьянской семьи.

Удивляет тот факт, что большая часть крестьянского населения по-прежнему предпочитала топить свои жилища «по-черному», т. е. избы ставились без печных труб, хотя в практике и городского, и сельского строительства применение печных труб (и даже систем сложного калориферного отопления) было известно по крайней мере с XVI в.

В понятие «крестьянский двор» включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, а также прилегавшие к дому угодья — огород, занятый овощами, льном или коноплей, гуменник — специальная площадка для молотьбы, хранения хлеба в скирдах, одоньях, где могли быть поставлены и овины, крытые гумна, половники. Но последний участок всегда располагался в известном отдалении от жилых строений.

Внутреннее убранство тоже мало изменилось за несколько веков. Единственная комната, крохотные окна, затянутые рыбьим пузырем, печь, полати для сна, полки вдоль стен с предметами домашнего обихода, колышки в стене для одежды, грубый рубленый стол – вот, пожалуй, и все убранство. Какие-то городские новшества слабо приживаются в деревне, так как им противостоит весь уклад деревенской жизни с ее особенностями, устойчивостью не столько традиционного крестьянского быта, сколько «уравновешенностью» всего строя, всего образа жизни крестьян. Дело было вовсе не в том, знали или не знали чего-то крестьяне, а в том, что они могли взять для себя и осуществить в пределах своих возможностей, ограниченных положением крепостных.

3. Какие из мер, принятых Екатериной II, не соответствовали политике «просвещенного абсолютизма»? Аргументируйте вашу точку зрения.

Конечно же, достаточно очевидно, что меры, принятые Екатериной II в части ужесточения крепостного права, не соответствовали политике «просвещенного абсолютизма». Но почему Екатерина II, неоднократно пенявшая дворянам на то, что они рассматривают крепостных исключительно в качестве рабов и считают, что рабовладение должно быть привилегией правящего сословия, выпускает законы, еще больше ограничивающие права крепостных крестьян, узаконивающие торговлю людьми, позволяющие ссылать крестьян в Сибирь?

  • 1742 год – Императрица Елизавета, вопреки законодательству Петра I, запретила помещичьим крестьянам по своей воле поступать на военную службу.
  • 1747 год – Специальным указом дворянам разрешено продавать своих крепостных в рекруты, что окончательно узаконило торговлю людьми.
  • 1760 год — Помещики получили право ссылать крепостных крестьян в Сибирь с зачетом сосланных в рекруты. Также Елизавета Петровна пошла на дальнейшее унижение крестьян, «избавив их от воинской присяги на верность служения Отечеству и монарху». За них ее стали приносить помещики.
  • 1767 год — Особым Указом подтверждался запрет на подачу крестьянами жалоб на своих помещиков.

Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть, в каком положении была Екатерина II при восшествии на престол. Не секрет, что она получила трон в череде незаконных и случайных правителей, и сначала ее положение было очень шатко. Чтобы сгладить впечатление от революционного захвата власти, Екатерине нужно было очень быстро стать популярной в обществе, исправляя ошибки предыдущих правителей. А угодить всем сословиям России, имеющим прямо противоположные взгляды на жизнь, при этом еще и придерживаться своего курса «просвещенного абсолютизма» было крайне сложно.

Её предшественник оскорбил национальное чувство, презирая все русское, выдав Россию головой ее врагу; Екатерина обязана была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое должно было разумно-либеральными мерами упрочить законность в управлении. Кроме того, Екатерина была возведена на престол дворянской гвардией, а дворянство не довольствовалось законом о вольности дворянской, требовало расширения и укрепления своих прав как господствующего сословия. Поэтому деятельность нового правительства должна была одновременно следовать направлению национальному, либеральному и сословно-дворянскому.

Деятельность правительства в духе дворянского сословия не могла быть ни либеральна, ни национальна, т. е. не могла быть популярна. Либеральные же реформы могли не найти среди их исполнителей людей готовых их воспринять, поскольку они противоречили устаревшим привычкам русского управления – рабовладелец никогда добровольно не откажется от своего права иметь рабов. Но Екатерина нашла выход. Она не могла привести в согласие противоречивые задачи и не могла пожертвовать какой-либо в угоду остальных. Екатерина просто разделила их, каждую проводила в своей сфере правительственной деятельности. Тройственная задача развилась в такую практическую программу: строго национальная, смело патриотическая внешняя политика, благодушно-либеральные, возможно гуманные приемы управления, сложные и стройные областные учреждения с участием трех сословий, литературная и педагогическая пропаганда просветительных идей времени и осторожное, но последовательно консервативное законодательство с особенным вниманием к интересам дворянского сословия. Основную мысль программы можно выразить так: ненавязчивое распространение современных идей и законодательное закрепление устоявшихся традиций.

4. Найдите в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отрывки, которые, по вашей оценке, стали причиной сурового приговора автору. Объясните причину своего выбора.

В своем произведении А.Н.Радищев привел несколько сюжетов, не связанных между собой общим повествованием, но проникнутых одной идеей – несправедливым устройством российского общества. Действительно, переезжая из города в город по пути из Петербурга в Москву, Радищев рассказывает об увиденном и понятом. Причем каждый рассказ дает читателю представление об одной сфере жизни, о каком-либо общественном явлении, и в итоге у читателя складывается общая картина, и он сам приходит к выводу «что-то не в порядке в нашей земле».

Что могло так разгневать Екатерину II, ознакомившуюся с книгой Радищева? Кто-то может сказать, что Радищев описывал ужасы жизни крепостных крестьян и несправедливое отношение к ним помещиков-землевладельцев. Но мы считаем, что вовсе не это стало причиной ссылки Радищева. Екатерина II как просвещенный монарх сама неоднократно укоряла дворян в том, что они относятся к крепостным как к бездушному скоту, как в вещи или садовому инвентарю. Но не более того. Известны ремарки Екатерины, которые она сделала на полях экземпляра книги Радищева. Они подтверждают, что описания жестокостей обращения помещиков с крепостными крестьянами, вызывали у императрицы не гнев, а циничный комментарий типа «ну вот, опять они начинают ныть о несчастной доле».

Мы считаем, что Екатерина II обратила гораздо большее внимание на те моменты, в которых Радищев обосновывает естественное право любого человека быть свободным и выводит свою мысль к равноправию, как естественному положению людей в любом обществе. Вот, например, отрывок из главы, в которой Радищев посещал Зайцово:

«Человек родится в мир равен во всем другому. Все одинаковые имеем члены, все имеем разум и волю. Следственно, человек без отношения к обществу есть существо, ни от кого не зависящее в своих деяниях. Но он кладет оным преграду, согласуется не во всем своей единой повиноваться воле, становится послушен велениям себе подобного, словом, становится гражданином. Какия же ради вины обуздывает он свои хотения? почто поставляет над собою власть? почто, беспределен в исполнении своея воли, послушания чертою оную ограничивает? Для своея пользы, скажет рассудок; для своея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение. Следственно, где нет его пользы быть гражданином, там он и не гражданин. Следственно, тот, кто восхощет его лишить пользы гражданского звания, есть его враг. Против врага своего он защиты и мщения ищет в законе. Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, или власть его не может мгновенное в предстоящей беде дать вспомоществование, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния. Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, защита, благосостояние.»

Или вот еще один пример из главы про населенный пункт Хотилово:

«Право естественное показало вам человеков, мысленно вне общества, приявших одинаковое от природы сложение и потому имеющих одинаковые права, следственно, равных во всем между собою и единые другим не подвластных. Право гражданское показало вам человеков, променявших беспредельную свободу на мирное оныя употребление. Но если все они положили свободе своей предел и правило деяниям своим, то все равны от чрева матерня в природной свободе, равны должны быть и в ограничении оной. Следственно, и тут один другому не подвластен. Властитель первый в обществе есть закон; ибо он для всех один.»

Радищев не только показывает, что все люди от природы свободны, и если уж принимают на себя ограничения свободы в виде гражданства определенного государства, то и эти ограничения должны быть равными. Нельзя, чтобы в одном государстве кто-то имел больше гражданских прав, чем другие. Более того, Радищев в своем отрывке о сне монарха повествуя о воображаемом разговоре с Истиной призывает монархов реально взглянуть на то, что они делают и к каким последствиям это приводит. И если монарх не способен снять «розовые очки» и увидеть несправедливости и разлад в своей собственной державе, то «его дом покинула Истина».

В другом своем отрывке из Твери Радищев предсказывает, что любая несвобода рано или поздно приводит к революции:

«Следующие строфы содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространнее. Но время еще не пришло. Когда же оно наступит, тогда «Встрещат заклепы тяжкой ночи». Упругая власть при издыхании приставит стражу к слову и соберет все свои силы, дабы последним махом раздавить возникающую вольность… Но человечество возревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природы правом, двинется… И власть приведена будет в трепет. Тогда всех сил сложение, тогда тяжелая власть «Развеется в одно мгновенье. О день, избраннейший всех дней!».

Сама Екатерина II после прочтения книги Радищева сказала: «Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!». Эти слова подтверждают наше мнение. Екатерина II, хотя и была просвещенным монархом и считала, что если к крепостным крестьянам будут относиться с большим вниманием, то это будет для них благом, тем не менее в корне отрицала естественное право человека быть свободным, как и отрицала равноправие, поскольку в понимании Екатерины нет высшей власти, кроме власти абсолютного монарха.

Запоминаем новые слова

  • Духовное управление мусульман – официальная организация мусульман во главе с муфтием.
  • «Просвещённый абсолютизм» — политика абсолютизма в ряде европейских стран второй половины XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора.
  • Уложенная комиссия – временный коллегиальный орган в истории России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Наиболее известна в истории Уложенная комиссия, созванная Екатериной II в 1767 – 1768 гг.