Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Быт и картина мира русского человека в XVII в.


Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

СОСЛОВНЫЙ БЫТ И КАРТИНА МИРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В XVII В.

Вопросы в тексте параграфа

Изменились ли основы мировоззрения и традиции повседневной жизни русского человека в XVII в.?

Конечно, в мировоззрении русского человека в XVII веке появилось много нового. После тяжелых времен Смуты русский человек впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности. Осознание влияния государства на жизнь подданных царя носило не только позитивный характер, но и негативный. С одной стороны, русский человек понял, насколько огромной по территории стала Россия (за счет присоединенных земель Сибири, Левобережной Украины и Дальнего Востока), и для управления такой огромной державы нужна сильная государственная власть. С другой стороны, русские люди, большинство которых по-прежнему работали на земле, поняли, что с усилением крепостного права в России они стали практически рабами, и вся мощь государства, все потребности армии и многочисленного аппарата чиновников ложатся в первую очередь на плечи простого русского человека.

Именно в этот период начал складываться типичный русский парадокс мировоззрения, который определял жизнь русских людей долгие последующие столетия. Где-то далеко находится добрый царь-батюшка, опора и защитник Отечества, труды и заботы которого по управлению огромной державой недоступны для понимания простого русского мужика. А то, что жизнь этого мужика тяжела, а иногда просто невыносима из-за огромных поборов, чрезмерной бюрократии, жестокости помещиков и продажности чиновников, так это все подлые люди на местах виноваты. Вот если бы царь-батюшка знал бы об этом, он бы обязательно разобрался и навел порядок. Но царь настолько занят делами государства, что ему не до тягот простого мужика. Царь – это помазанник Божий, его воля – закон, и если царь ошибается, то в этом виноваты хитрые и корыстные советчики, бояре, вельможи, но никак не царь.

Простой типичный русский человек мало вникал в большую политику и уж тем более не разбирался в ней, вся его жизнь проходила внутри своей небольшой общины, в которой были свои правила и традиции. Все важные вопросы общины по-прежнему решались на общем крестьянском сходе. Община всем миром обрабатывала землю, крестьяне помогали друг другу как могли, сами ставили церкви и выбирали себе священников. Жизнь общины оставалась прежней. Государство участвовало в жизни крестьян лишь законами, ограничивающими их свободу, да постоянно увеличивающимися налогами. А у крестьян была своя жизнь, в которой помощи со стороны государства не было места.

Как вы думаете, почему придворный театр для избранных не смог прижиться в России?

Традиционно на Руси актерская профессия была представлена скоморохами на ярмарках, придворными шутами, балаганным Петрушкой и ряжеными на святках. Лишь в XVII веке с расширением отношений с западными странами в Россию стали приходить новые технологии, знания и культурные традиции. Неудержимая тяга высшего московского общества ко всему западному проявилась в появлении новых видов искусств, наиболее значимый из которых стал театр. Так при царе Алексее Михайловиче был учрежден первый русский придворный театр. Его инициатором был талантливый русский дипломат Артамон Матвеев. Он старался привнести в русский быт новшества просвещенного Запада. Таким образом он пытался показать Западу, что Россия – это не отсталая и дикая страна, ей не чужда культурная жизнь просвещенной Европы.

Театр и представления театральной труппы очень понравились царю Алексею Михайловичу. Представления стали регулярными, а посещение театра – обязательны для придворных. Нельзя сказать, что традиция европейского театра не прижилась в России. Известно, что в дальнейшем царица Прасковья Федоровна (жена царя Ивана Алексеевича) содержала свой собственный театр в селе Преображенском, равно как и сестра Петра I — царевна Наталья Алексеевна. Да и сам Петр I построил в 1702 году на Красной площади близ Никольских ворот Кремля первый в России публичный и общедоступный театр. А императрица Анна Иоанновна даже учредила в 1738 году Танцевальную школу, с которой началась история петербургского императорского Театрального училища.

Однако, судьба первого русского придворного театра действительно была плачевной. И причина этому – опять же борьба боярских кланов за влияние. 29 января 1676 года царь Алексей Михайлович умер. Престол перешел к малолетнему Федору Алексеевичу, при котором власть захватила боярская группа, враждебная Артамону Матвееву. Матвеев был отстранен от управления Посольским приказом и сослан. Все его начинания были дискредитированы. Театр, как иноземный образчик «греховной привольной жизни», был ликвидирован. А в 1684 году патриарх Иоаким свои указом запретил даже скоморошьи театральные игрища на Пасху и Рождество. Так, развитие профессионального театра было прервано.

Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Как был устроен быт российских царей в XVII в.? Сравните устройство дворцов российских государей и западноевропейских правителей этого периода.

XVII век изменил обычаи, нравы и быт царского двора. Во-первых, он стал очень многолюдным. Сотни людей постоянно суетились в царских покоях, конюшнях, псарнях и т.д. Появились такие должности как спальники, стольники, конюшие, псари, сокольничьи, ключники, каретники и т.д. Все они обслуживали царя и его семью, одевали царя после сна, участвовали в его трапезе, отвечали за сохранность царских вещей, готовили для царской охоты лошадей, собак, соколов. Даже выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трёх тысяч человек.

Цари стали окружать себя большим количеством придворных и охраны. Во время царских приемов за столы одновременно могли садиться до нескольких тысяч человек. Не удивительно, что содержание такого многочисленного двора стало очень дорогим удовольствием.

Царские дворцы XVII века в России отличались большим великолепием, по сравнению с царскими хоромами XVI века. Каменные постройки, в которых жил государь, покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Отдельные части дворцовых помещений отделывались атласом и кожей. В окна вставлялись слюдяные пластины, в редких случаях использовалось стекло, которое было очень дорогим иноземным изобретением. Главным украшением дворцовых помещений были изразцовые печи, голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала и напольные часы.

Как и прежде, царские дворцы в России состояли из жилых комнат для государя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений. В принципе устройство дворцов российских государей отдаленно напоминало устройство дворцов западноевропейских правителей XVII века. Те же комнаты для государя и семьи, парадные залы и подсобные помещения. Однако, эта схожесть была лишь в назначении комнат. Ни по количеству помещений, ни по богатству и изысканности отделки, ни по технологическому оснащению дворцы русских правителей не могли сравниться с дворцами европейских царей.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Быт и картина мира русского человека в XVII в.

Давайте возьмем для примера резиденцию французского монарха Людовика XIV – Версаль. В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. Во дворце насчитывалось около 700 комнат различного предназначения. В нём было установлено 25 тысяч окон (стеклянных, а не слюдяных), 67 лестниц, 372 статуи. В одной только Зеркальной галерее дворца было 17 оконных проемов, выполненных в форме арки, 357 зеркал и мебель, сделанная из чистого серебра. Особенностью западных резиденций монархов стало устройство роскошных регулярных парков. В России такая традиция появилась лишь в XVIII веке.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Быт и картина мира русского человека в XVII в.

Самым известным царским дворцом XVII века в России стал Теремной дворец Кремля. Конечно, по масштабам он не мог сравниться с Версалем, но у него был собственный шарм. Богатство обстановки и внутреннее убранство было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов и даже подоконников. При отделке помещений не жалели золота. Даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой. Разноцветные оконные витражи, золотая и серебряная посуда, настенные фрески, изразцовые печи, парча, атлас, бархат – все это создавало впечатление драгоценного ювелирного произведения. Конечно же, Теремной дворец и Версаль построены в разных стилях, в их отделке были применены разные решения, традиционные для уровня культуры России и Франции, но и тот и другой дворцы являются визитными карточками, демонстрирующими богатство и величие царской власти.

2. Каким было жильё знатных людей в России в XVII в.? Как в домах знати обеспечивалось тепло в российском климате?

По своему устройству дворы первого сословия представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был комплекс деревянных строений – изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах использовались слюдяные окна, в домах победнее – окна с натянутыми рыбьими пузырями. Все дома были украшены богатой резьбой и раскрашены в разные цвета. В обстановке богатых домов начинают появляться иноземные украшения: зеркала и напольные часы. Посуда – золотая и серебряная, а у особо знатных людей – из венецианского стекла. Отопление домов в условиях суровой зимы обеспечивалось печью, чье место всегда было в центре дома.

3. Какие предметы, привозимые из-за границы, вошли в обиход русской знати в XVII в.?

В обиход русской знати в конце XVII века стали входить такие иноземные предметы, как персидские ковры, зеркала, напольные часы, стеклянная посуда, обитые кожей или парчой кресла, картины, географические карты, частные библиотеки.

4. Каким был быт простых русских людей в XVII в.? Что входило в их рацион?

Быт простых людей в XVII веке был очень скромным и мало отличался от традиций предыдущих веков. Те же самые деревянные избы, клети для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Окна были затянуты рыбьим пузырем или промасленным холстом. Избы в деревнях топились «по-черному», то есть дым выходил в дыру в крыше, а зачастую просто оставался внутри избы, из-за чего стены домов изнутри были сильно закопченными. Обстановка тоже была очень скудная: печь, простые толы и лавки вдоль стен (на лавках и ели, и спали), деревянная или глиняная посуда. Одежду шили из домотканого холста, шкур, на ногах носили лапти.

Основой питания простых русских людей были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. В пищу употреблялось много овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздниками в небольших количествах готовились мясные блюда. Те, у кого были фруктовые деревья на участке перед домом, лакомились фруктами. В северных районах крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику, в центральных районах – землянику. Так же ели грибы и лесные орехи.

5. Чем быт посадских людей отличался от крестьянского?

Посадские люди жили немного побогаче, чем крестьяне. По крайней мере во дворе у горожан могло располагаться несколько строений: сам жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII веке дома горожан стали топить не «по-черному», как в деревнях, а «по-белому» — дым от печи стал выводиться через трубу в крыше.  В остальном быт посадских людей мало отличался от крестьянского быта.

6. Какие ограничения накладывала церковь на поведение и традиции людей в этот период?

Церковь играла существенную роль в жизни людей. Она накладывала определенные ограничения на поведение и традиции людей, стремясь держать свою паству на правильном пути. Так, например, вступать в брак можно было не более трех раз. Но даже второй брак считался большим грехом, за который полагалось церковное наказание. В XVII веке все браки в обязательном порядке должны были получить благословление церкви.

7. Какие события играли особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в.? Докажите свою точку зрения, используя цитаты из текста материала для самостоятельной работы.

В повседневной жизни всех сословий особую роль играли церковные праздники: Рождество, Пасха, Крещение. Важными для жизни человека были также церковные обряды – крещение, венчание, погребение. В жизни крестьян существенное влияние на повседневный быт оказывали события общины: сезонные работы на земле, а также «помочи» соседям и другие события общины.

На повседневную жизнь царя и первого сословия оказывали влияние события царского двора: мероприятия двора (званые обеды, охота, приемы и т.д.).

Цитаты:

Церковные обряды — крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека.

Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были «помочи»: добровольная и бескорыстная помощь соседу или родственнику в срочной и большой работе.

Изучаем документ

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Быт и картина мира русского человека в XVII в.

1. По тексту отрывка определите те изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.

Адам Олеарий описывает некоторые изменения предпочтений знати в XVII веке. Так, например, знатные люди в этот период предпочитают употреблять не традиционные русские напитки, а иностранные – шампанское, Рейнское и Французские вина. Также знатные люди стали обращаться за советами к немецким врачам и употреблять прописываемые ими лекарства.

2. Какие привычки из описанных автором были присущи представителям всех сословий российского общества?

Русские люди всех сословий любили поспать после обеда.

3. Назовите особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. п.), которые отмечает автор.

Автор описывает русских людей как великорослых, плотных и крепких людей, похожих на остальных европейцев. Русские, по мнению автора, отдают предпочтение длинным бородам и усам, а также большим животам. Русские женщины красивы, стройны, нежны лицом и сложением. Они любят подкрашивать свои брови и ресницы черной или коричневой краской.

Автор свидетельствует, что русские люди неприхотливы в еде: ежедневная пища состоит из каши, репы, капусты, свежих и солёных огурцов, солёной рыбы. Главными напитками являются квас, пиво, мёд и водка.

Русские люди несмотря на то, что любят отдыхать после обеда, очень трудолюбивые и способны к разным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у иноземцев.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Представьте, что вы боярин, дворянин, горожанин или крестьянин (на выбор), живущий в XVII в. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернетом, напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день из жизни…», сопроводив его рисунками жилища и одежды.

Скачать рассказ от имени крестьянина

А у нас все, как всегда. На дворе уже XVII век. Лихие удальцы вон уже всю Сибирь и далекие земли Востока привели под руку государя-батюшки, неизмеримо расширив земли русские и пополнив государеву казну неимоверно. Говорят, Русь-матушка стала ого-го какой большой и могучей. Вот только нам, простым крестьянам, как говорится, от этого ни жарко, ни холодно. Мы, как наши деды и прадеды, продолжаем копаться в земле с восхода солнышка до его заката. Так же, как и раньше, живем и работаем общиной, крестимся и венчаемся в церкви, помогаем друг другу всем миром, помираем, когда Бог призовет к себе. Ничего не изменилось. Разве только жить стало сложнее из-за непомерных поборов, да помещики звереют куда пуще прежнего, да покинуть эту землю мы теперь не имеем право, ибо, как говорят умные люди, теперь мы крепостные.

А как хотелось бы бросить все и податься за Урал. Там, говорят, и землицы много, и чиновников мало. Живи и работай в свое удовольствие. У нас то чиновники совсем стыд потеряли. Ни шагу ступить нельзя, ни одного вопроса решать, везде нужно платить взятки этим супостатам окаянным. Повезешь малые остатки урожая на ярмарку, так три шкуры сдерут за то, да за сё. Злые языки говорят, что это царь виноват, что приютил этих прихлебателей, да казнокрадов. Но как же можно напраслину на царя-батюшку возводить. Его трудами землица наша Божественной добродетелью освящена. Не может государь в трудах своих тяжких дотянуться своим взглядом до таких глухих мест как наша деревня под Владимиром. Вот и распоясались воеводы и их приспешники.

Да ничего, Бог даст, сдюжим, справимся со своими мелкими невзгодами. Хотя, грех мне жаловаться, у меня дочурку старшую в жены берут. Жених вроде работящий да добрый. День и ночь готовимся к свадьбе. А вчера всем миром ставили новую избу для будущей семьи. Споро шла работа – засветло управились, да потом всю ночь пировали. У нас в деревне всегда так, сегодня ты поможешь соседу, завтра он поможет тебе так и живем. Дом получился знатный, хотя и простой сруб-пятистенка, да покрытая соломой крыша, клеть да хлев на подворье. Да что им еще надо? Печь, стол да лавки вдоль стен. Деревянную посуду да холсты для пошива одежды дочурка от нас получит в качестве приданного. А уж какие платья она умеет шить, просто загляденье. Представьте себе красную праздничную длинную рубаху, расшитую узором. Поверх рубашки – длинный с узором сарафан. На свадьбу одеть в самый раз.

Ох, что-то я совсем уже на старости лет свихнулся. Полно думать о свадьбах, одежде, тарелках – бабское это дело. А мне как главе семьи еще десять ртов кормить. Пора и за работу браться, а то вон как барин придет, да погонит всех барщину отрабатывать, хочешь не хочешь, и пойти придется, кто же тогда мою землю будет обрабатывать.

2. Известно, что кулачные бои были одной из любимых народных потех. Найдите в тексте поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описание кулачного боя. На основе этого описания подготовьте рассказ о кулачном бое в XVII в.

Скачать рассказ о кулачных боях

М.Ю.Лермонтов в своей поэме о купце Калашникове крайне скупо описал кулачный бой опричника с купцом, уделив большее внимание трагизму ситуации, в которой купец Калашников мстит за поруганную честь своей жены, убивает своего противника и тем самым обрекает себя на казнь.

Действительно, кулачные бои известны на Руси издревле. Они всегда проводились для забавы, но никак не для убийства. Смерть во время кулачного боя была большой редкостью. И дело даже не в том, что противники дрались в полсилы, существовали определенные правила, запрещавшие бить упавшего, преклонившего колени или вышедшего из боя. Нельзя было бить противника, у которого пошла кровь. Нельзя было хватать за одежду, нападать сбоку или со спины, использовать какое-либо оружие. Участникам боя разрешалось наносить удары только руками и только выше пояса. Обязательным обмундированием участников сватки были толстые шапки и меховые рукавицы, смягчавшие удар.

«Бои на кулачках» были трех видов: «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка». Самым почетным боем была схватка «один на один». Была даже такая категория бойцов, которые не сражались в «стенках», а бились исключительно «один на один». Имена таких бойцов были окружены легендами, многие даже остались в истории и в различных рассказах писателей.

Молодецкая забава «стенка на стенку» была самой зрелищной. В схватке зачастую участвовало более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов. Команды разрабатывали тактику, выделяли особо сильных и умелых бойцов для прорыва строя противника, в общем делали все возможное для победы. Выигрывала сторона, заставившая противника отступить. Такие бои проводились традиционно зимой. Главным временем для подобной забавы считалась Масленица, а местом схватки становилась замерзшая река или озеро.

Бой «сцеплялка-свалка» проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и «тузились врассыпную или в толпе».

Завершался кулачный бой всегда большим празднованием и совместной попойкой противоборствующих сторон. Это доказывает, что никакого злого умысла у участников кулачных боев не было, они дрались исключительно ради развлечения – так называемая «молодецкая забава». Естественно, такая забава не идет ни в какое сравнение с гладиаторскими боями в Древнем Риме.

3. Сравните повседневную жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. Что в наше время сохранилось в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в.?

Жизнь русских крестьян и горожан XVII века совсем не похожа на жизнь современных горожан и сельских жителей. Конечно, какие-то старые традиции по-прежнему имеют значение для современных жителей, но в основном все они практически утеряны. Лишь в домах деревенских бабушек можно встретить нечто похожее на крестьянский быт XVII века (русские печи, деревянные лавки, чугуны, красные уголки с иконами. Сегодня у нас совсем другой рацион питания, мы даже не знаем, какова на вкус репа, самый распространенный крестьянский продукт питания. Мы предпочитаем покупать продукты в магазинах, а не выращивать их самостоятельно. Разве что любовь к соленым огурцам, квасу и соленой рыбе осталась прежней. Одежда тоже сильно изменилась с XVII века. Единственные традиции, которые остались прежними – это празднование Рождества, Пасхи, Крещения, Масленицы и следование народным приметам.

4. Посетите местный краеведческий музей. Подготовьте экскурсию для учащихся младших классов о жизни вашего края в XVII в.

Задание каждый может выполнить самостоятельно. Мы для примера сделали экскурсию по Самарскому областному историко-краеведческому музею им.П.В.Алабина.

Скачать экскурсию по краеведческому музею

История основания Самары уходит в далекое прошлое. Не так давно в распоряжение ученых поступил весьма любопытный документ – карта венецианских купцов братьев Франческо и Доминико Пиццигано. Согласно этой карте, поселение под названием «Самар» существовало в месте впадения реки Самары в Волгу уже в 1367 году.

В 1586 году по указу царя Федора Иоанновича на реке Волге при впадении в нее реки Самары было начато строительство сторожевой крепости Русского государства, названной Самарским городком. Крепость должна была обеспечивать прикрытие Руси от набегов кочевников, а также водный путь от Казани до Астрахани. Основателем крепости является воевода князь Григорий Засекин. Он происходил из родя князей Ярославских. Эта местность в то время контролировалась ногайскими ордами и отчасти волжско-яицкими казаками. Крепость Самара была построена в короткий срок. Численность гарнизона была невелика – 317 человек. В экспозиции представлено облачение средневекового русского воина, которое включало в себя кольчужную рубаху, кольчужные штаны, перчатки, шлем, металлические пластины на груди и спине, которые назывались зерцала. В составе вооружения воина были копье, топорик бердыш, шестопер, меч, сабля, из огнестрельного оружия – кремневые пищали.

Самое ранее изображение Самарской крепости мы находим у немецкого ученого Адама Олеария в его книге «Путешествие по Московии в Персию и обратно» (XVII в.). Крепость была почти квадратной, 213 на 245 метров. Укрепления были просты – забор из дубовых бревен с башнями, земляной вал, глубокий ров. В центральной части – кремль в виде ромба со сторожевыми башнями. Башни делали крепость особенно сильной. С них можно было издалека заметить неприятеля, вести обстрел противника у самого подножия стен. В башнях хранили оружие, запасы пороха, там обычно размещались и защитники крепости, использовались башни и под амбары, на них устанавливались колокольни, часовни, а на самых крупных – сторожевые вышки.

Самарский край издревле был территорией миграции различных народов, здесь проходили торговые пути, в разное время в Поволжье существовало несколько государственных образований: Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда. Только в XVI веке после завоевания Казанского и Астраханского ханств Иван Грозный присоединил эти земли к Московскому государству. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Самарский край всегда был многонационален, народы, проживавшие здесь, мирно уживались между собой. Сейчас в самарской области живут представители около 120 народов. Самые многочисленные – русские, татары, чуваши, мордва, украинцы. В экспозиции музея широко представлена разнообразная одежда народов Самарского края:

  • русский костюм (кокошник – женский головной убор, рубаха, сарафан, душегрея);
  • мордовский костюм (панго – женский головной убор, панар – рубаха, заколка-сюльгам, руця – верхняя распашная одежда, фартук, пулагай – поясное украшение с длинными шерстяными нитками);
  • чувашский костюм (тухья – девичий головной убор, кепе – рубаха, фартук, бусы из раковин каури, перевязь, поясные украшения);
  • украинский костюм (платок – женский головной убор, рубаха домотканая, дерга – шерстяная юбка, безрукавка)

На выставке также представлены монеты, разнообразные восточные и русские товары. Все эти вещи являлись предметами торгового обмена между Россией и странами Востока, в котором активно участвовала и Самара. С Востока везли в Россию через Самару краски для тканей, предметы роскоши, сукно для мундиров, шелковые ткани, кружева, бархат, ювелирные изделия, золото, серебро, хрусталь, вина, фрукты, кофе, пряности, оружие и многое другое.

В жизни Самарской земли большое значение имела религия – в регионе были представлены почти все основные конфессии. Наибольшее количество жителей были православными. В экспозиционной витрине можно посмотреть облачение православного священника (саккос и епитрахиль), облачение монаха-схимника, вериги, которые носили для усмирения плоти, а также большая подборка уникальных икон, написанных Григорием Журавлевым. Он был крестьянином из села Утевка и родился без рук и ног. Иконы он писал, зажав кисть в зубах. Самая древняя каменная церковь в Самаре была построена в 1685 году на Торговой площади. При строительстве церкви в ее стену был вмурован сосуд-голосник. Это создавало хорошие акустические свойства, что было особенно важно на службах с большим скоплением народа. Среди экспонатов также представлены и предметы, относящиеся к старообрядчеству: подушка для молитвенного обряда и лестовки – старообрядческие четки, а также кадильница кация. Мусульмане-татары поселились в Самаре уже в конце XVI века. К середине XIX века в губернии насчитывалось 93 мечети и более 50 тысяч мусульман. На выставке представлены предметы мусульманского культа: Коран (священное писание мусульман) и намазлык (коврик для совершения молитвы).

Самарский край был не только торговым центром, не обошли его стороной и народные восстания. В 1670 году началось на Дону крестьянское восстание под предводительством Степана Разина, которое очень скоро перекинулось на Волгу. Уже в августе Самара, не оказав никакого сопротивления, оказалась в руках разинцев. Жители крепости встретили восставших хлебом-солью. В экспозиции музея представлена одежда самарского крестьянина из войска Степана Разина. Она не отличалась богатством – лишь кафтан из грубой ткани, да лапти. А вот представленное в экспозиции оружие восставших – пушки, копья, сабли – попадали к восставшим в качестве трофеев. Также можно познакомиться с одеждой, предметами обихода и вооружением повстанцев из войска Емельяна Пугачева, который поднял крестьянское восстание в 1773 году. Восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева, прокатившиеся по Самарской земле, были самыми крупными крестьянскими выступлениями 17-18 веков. Они имели много общих черт, таких как широкий размах, охват значительной части территории страны, длительность в несколько лет, упорство и взаимное ожесточение в борьбе. В обоих движениях было сходство в движущих силах: инициатором являлось казачество, основной силой было крепостное крестьянство, четкая социальная направленность против помещиков и богачей. Участь предводителей так же была похожа – оба они были казнены.

5. Какие традиции, существовавшие в XVII в., до сих пор сохранились в вашей местности, семье?

Сегодня, конечно, мы уже забыли многие из древнерусских традиций, поскольку живем в городах и оторваны от земли. Однако я знаю, что в деревне, где живут родственники моего дедушки, по-прежнему сильны некоторые русские традиции. У жителей деревни еще остались воспоминания о «помочах», да и сами они время от времени помогают своим соседям. В домах, как и встарь устроены «красные уголки» с иконами святых. На праздники собираются все вместе и шумно проводят время с песнями (пляшут уже далеко не все – не тот возраст). До сих пор и в деревне, и даже в городе отмечают церковные праздники и обряды. Кроме того, сохранились народные приметы.

А в остальном, традиции практически утеряны. Русская деревня практически умерла. Земля больше не является единственной кормилицей сельчан, поэтому большой пласт традиций, связанных с обработкой земли, не практикуется. Одежда уже другая, обстановка в домах – тоже изменилась. Пищевые предпочтения сегодня совсем другие – мы даже не знаем, какая на вкус, например, репа.

Запоминаем новые слова

  • Братчина — совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся вскладчину.
  • Всенощная — богослужение в православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отдельных христианских праздников.
  • Изразцы — керамические плитки для облицовки печей, стен и т. п.
  • Парча —ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры.
  • Тафта — плотная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.