Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Задание 67
Задание 67 — ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть
Задание 67. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы и выполните задания.
Живший в III (3-м) веке Киприан был епископом в римской провинции Африка. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку. Что может быть более бесчеловечным, более жестоким!».
1. Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.
Речь идет скорее всего о гладиаторских боях. Поскольку с распространением христианства гладиаторские бои были запрещены, считается, что они были противниками таких боев. И не только из-за жесткости, убийства и разжигания низменных чувств. История изобилует примерами жестокостей и зверств христиан по отношению к тем, кто не являлся приверженцем этой веры или недостаточно «правильно» верил. Христиане усматривали в сражениях гладиаторов языческое начало. По мнению историков, истоки боев в Риме лежат в обряде жертвоприношения, где в качестве подношения богам оказывался проигравший, а после завершения поединка принято было прославлять языческих богов. Для приверженцев новой веры это было недопустимо.
2. Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?
Римляне-язычники с восторгом смотрели гладиаторские бои. И вовсе не потому, что все они поголовно были жестокими извергами и получали удовольствие от смерти. Для римлян в первую очередь гладиаторские бои были праздником-жертвоприношением в честь богов, в которых они верили. В качестве священной жертвы выступали побежденные гладиаторы.
3. Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться.
Один из участников боя называется ретиарием. Это один из самых распространенных типов легковооруженных гладиаторов, название которого буквально значит «боец с сеткой». Его доспехи состояли из наруча на левой руке и металлической защиты левого плеча и частично шеи. Дрался ретиарий обнаженным по пояс, низ живота был прикрыт стеганной повязкой. Вооружение состояло из трезубца, сети и небольшого кинжала на поясе. Второй участник, судя по картинке — это мирмиллон. Доспехи мирмиллона состояли из шлема, наруча на правой руке, короткой (ниже колена) поножи на левой ноге и большого прямоугольного щита. Панциря у него не было, дрался обнажённым до пояса, что давало возможность продемонстрировать публике мощный торс и мышцы. Шлем мирмиллона имел широкие поля. Дрался мирмиллон обычным мечом римской пехоты — гладиусом. Результат поединка всегда был непредсказуем. В любом случае, победитель запрашивал у публики решение убить или сохранить жизнь побежденному.
4. Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.
Конечно же христианский епископ был прав, как человек и как христианин. С точки зрения общепринятой морали любое убийство человека человеком неприемлемо. Однако, епископ не принимал в расчет религиозную составляющую гладиаторских боев. А именно — языческое жертвоприношение богам. Поскольку в ранней христианской традиции языческие обряды не приветствовались, не удивительно, что епископ рассматривает гладиаторский бой только с общечеловеческой точки зрения. Будь он язычником, приверженцем веры, в которой практикуются жертвоприношения, он бы относился к гладиаторским боям по-другому.