Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Тест-5


Проверьте себя — ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1

Проверьте себя. 

1. Ответьте на вопросы.

  1. В каких древних странах протекали эти реки?
  • Евфрат и Тигр — в Двуречье.
  • Нил — в Египте.
  • Иордан — в Палестине.
  • Инд и Ганг — в Индии.
  • Хуанхэ — в Китае.
  1. В каких древних странах правили эти владыки?
  • Хеопс — в Египте.
  • Хаммурапи — в Вавилонии.
  • Тутмос — в Египте.
  • Давид и Соломон — в Израиле.
  • Ашшурбанапал — в Ассирии.
  • Кир — в Персии.
  • Ашока — в Империи Маурьев (Древняя Индия).
  • Цинь Шихуан — в Империи Цинь (Древний Китай).

2. В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений?

  • Письмо — в Шумере.
  • Алфавит — в Финикии.
  • Арабские цифры — в Индии.
  • Монета — в Лидии.
  • Бумага — в Китае.
  • Шахматы — в Индии.
  • Компас — в Китае.

3. Ответьте на вопросы.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, зву­чат сходно. Например, по-английски бумага — «пэйпер», по-французски — «папьё», по-немецки — «папир». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова од­нокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?

Это слово «бумага». Родиной бумаги является Китай, где её изготавливали следующим образом: измельченную смесь коры деревьев, стеблей тростника и ветоши смешивали с водой и варили. Полученную массу заливали в формы, опускали в нее сетку с тонкими ячейками и поднимали ее. После того как вода стекала, на сетке оставался влажный лист бумаги, который затем просушивали и разглаживали с помощью камней. 

Слово paper и однокоренные ему слова в других языках пошли от слова «папирус».

4. Заполните «линию времени».

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Тест-5

Отметьте на «линии времени» в хронологической по­следовательности:

  1. примерное время возведения пира­миды Хеопса;
  2. примерное время начала строительства Великой Китайской стены (ответом на это задание служит год объединения Китая под властью «Первого властелина Цинь»).

Подсчитайте:

  • Сколько приблизительно лет прошло между этими со­бытиями?
  • Сколько приблизительно лет назад построили пирамиду Хеопса?
  • Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую стену?

Ответы:

  • примерное время возведения пирамиды Хеопса 2560 до 2540 гг. до н. э.
  • примерное время начала строительства Великой Китайской стены 221 год до н.э.
  • Между этими событиями примерно 2560-221=2339 лет
  • Пирамиду Хеопса построили приблизительно 2018+2540=4558 лет назад
  • Великую Китайскую стену начали возводить примерно 2018+221=2239 лет назад

5. Ответьте на вопросы.

В древнем предании рассказывается, что изобретателя­ми прозрачного стекла были финикийцы.

Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному бе­регу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был силь­ным, сода, расплавившись, смешалась с песком и ракуш­ками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. За­стыв, эта жидкость стала стеклом. Так финикийцы поня­ли, что стекло можно сварить из соды, песка и ракушек (извести).

Учёные считают изобретение стекла важнейшим в исто­рии человечества.

Правы ли учёные? Представим себе, что все стеклян­ные предметы вдруг исчезнут. Как это повлияет на нашу жизнь?

Ученые правы, изобретение стекла стало, конечно, не самым важным, но одним из важнейших открытий в истории. Без этого открытия не было бы посуды, различных приборов, оптики, стеклянных окон и многих других необходимых в повседневной жизни вещей.

6. Ответьте на вопрос.

Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библи­отекам мира… Всё это так, но вот один ученик читал впе­ремежку фантастические рассказы и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, всё вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чём он читал, или же исторический факт.

Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека, или она придумана писателями-фантастами?

Это не фантастика. Такая библиотека действительности существовала в Ассирии. При взятии Ниневии в 612 году до н.э. вавилонянами и мидянами в городе возник пожар, но библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала не сгорела, потому что она состояла из глиняных табличек, а глина в огне не горит, но становится еще прочнее.

7. Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества? Свой ответ аргументируйте.

В Китае были изобретены: порох, бумага, шелк, компас, книгопечатание, фарфор, бумажные деньги. Эти изобретения существенно изменили историю человечества и используются по сегодняшний день, от них положили начало многие современные технологии.

8*. С помощью Интернета выясните, существуют ли ка­сты в современной Индии. Подумайте, деление людей на касты мешало или помогало развитию прогресса в Индии. Свои мысли запишите в виде плана.

В современной Индии касты существуют, но неофициально. Но древние традиции очень сложно изменить. До сих пор в Индии существуют «неприкасаемые». В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Сегодня практика неприкасаемости по конституции Индии запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением. Однако до сих пор, несмотря на запреты, неприкасаемые во многих случаях остаются изгоями. Так, например, несмотря на то, что в Индии после законодательного запрета «неприкасаемости» представители этой касты смогли занимать государственные должности, в сельской местности до сих пор существуют кастовые порядки. В Индии жениху принято приезжать к невесте на белой лошади, однако «неприкасаемым» это было запрещено. Первая такая свадьба, на которую жених из касты «неприкасаемых» приехал на коне, была проведена только в 2008 году. Во избежание массовых волнений и беспорядков жениха на лошади сопровождала колонна из машин полиции, скорой помощи и пожарных. Такова сила традиций в индийском обществе. 

Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди интеллигенции, а также в бизнес-сообществе.

Деление на касты мешало развитию страны потому что люди, принадлежащие к разным кастам:

  • а) имели неравные возможности для учебы и выбора профессии
  • б) не могли пожениться
  • в) имеют разное положение в обществе
  • г) имеют разные права на пользование общественными местами, храмами, магазинами
  • д) должны питаться определенной пищей (например, не есть мяса)

9*. Начните собирать материал для проекта «Мировые религии». Заведите соответствующую папку в компьютере (или в тетради) об истории буддизма.

Возможный материал для включения в проект:

Кто такой Будда? Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» — это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности». Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем принца Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя ни богом, ни пророком. Он был человеком, который стал Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как страдание, старение, болезни и смерть. Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге он покинул дворец и последовал традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя истины. Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. В то время как обычный опыт обусловлен воспитанием, психологией, убеждениями, особенностями восприятия, Просветление является безусловным. Будда свободен от привязанности, гнева и неведения, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Будда не был богом и не заявлял о своем божественном происхождении. Он был человеком, который с помощью огромных усилий сердца и ума превзошел все свои ограничения. Он подтвердил, что каждый человек обладает потенциальной возможностью достичь природы Будды. Буддисты видят в нем идеальное человеческое существо и проводника, который может привести всех к Просветлению.