Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Повторение темы


Повторение. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

Тестовый контроль

  1. Во II тысячелетии до н. э. балтославянекие племена заселили значительную часть:
    1. Западной Европы
    2. Центральной и Восточной Европы
    3. Северной Азии
    4. Поволжья
  2. Языковая группа, к которой относятся предки славян:
    1. индоевропейская
    2. финно-угорская
    3. романо-германская
    4. арамейская
  3. Восточные славяне выделились в особую ветвь в:
    1. III веке
    2. V веке
    3. VI веке
    4. VIII веке
  4. В VII—VIII вв. у славян происходил переход:
    1. от соседской к родовой общине
    2. от родовой к соседской общине
    3. к государственному устройству
    4. от племенной к кровнородственной общине
  5. Важное место в религии восточных славян занимал:
    1. культ вещей
    2. культ предков
    3. культ потомков
    4. культ дождя
  6. Главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв. были:
    1. Чернигов, Полоцк
    2. Новгород, Киев
    3. Смоленск, Псков
    4. Итиль, Царьград
  7. Основным занятием восточных славян в VI—VIII в. было:
    1. собирательство
    2. животноводство
    3. земледелие
    4. ремесло
  8. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки:
    1. куницы
    2. бобра
    3. норки
    4. лисицы
  9. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII—VIII вв. было(а) характерно(а):
    1. совместная загонная охота
    2. массовое использование труда рабов на земле
    3. преобладание роли религии и торговли
    4. совместное владение сенокосом и лесными угодьями
  10. Столица Хазарского каганата:
    1. Итиль
    2. Ольвия
    3. Пантикапей
    4. Булгар
  11. Соседская (территориальная) община у восточных славян:
    1. вече
    2. посад
    3. вервь
    4. полюдье
  12. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян:
    1. сошник
    2. борона
    3. соха
    4. серп
  13. Религиозный культ восточных славян в VII—VIII вв.:
    1. вера в единого Бога
    2. массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников
    3. строительство больших каменных храмов-святилищ богам
    4. поклонение деревянным изображениям богов — идолам
  14. Бортничество — это:
    1. охота на пушного зверя
    2. рыболовство
    3. собирательство меда
    4. скотоводство
  15. Восточнославянские племена:
    1. Сарматы
    2. Дреговичи
    3. Черемисы
    4. Полочане
  16. Божества, почитаемые восточными славянами:
    1. Мокошь
    2. Деметра
    3. Тор
    4. Велес
    5. Арес
  17. Первые государства на территории нашей страны:
    1. Византия
    2. Пантикапей
    3. Болгарское царство
    4. Тюркский каганат
    5. Великая Булгария

Задания

1. Впишите понятие.

  1. (присваивающее хозяйство) — это хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии истории человечества.
  2. (вече) — это народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важные вопросы.
  3. (переложная) система земледелия — это система обработки земли, при которой в степных и лесостепных районах истощенные земли не распахивали в течение 20—30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земледельцы переходили на другие участки земли.

2. Отметьте верные утверждения.

  1. Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами Скифского царства были Ольвия, Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический.
  2. Скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.
  3. Скифы жили в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе.
  4. Скифское поселение находилось у деревни Городище Кирилловского района Вологодской области.
  5. Скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье.

3. Отметьте верные утверждения.

  1. Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.
  2. Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена.
  3. Лесные жители научились добывать железо из болотных руд.
  4. Обитатели лесов жили в каменных домах.
  5. Главным божеством у балтов считался бог грома Перун.

4. Ответьте на вопросы.

В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой?

Переложная система требует меньших трудовых затрат, поскольку для сева зерновых не требуется вырубать лес и сжигать пни, как при подсечно-огневой. Использовались эти системы в разных территориально-климатических условиях. Однако и при той, и другой системе земля истощалась быстро.

В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?

При системе трехполья сохранялись все преимущества двуполья, но в ней предполагался еще и сев озимых зерновых на третьем поле, что позволяло снимать урожай озимых немного раньше, чем яровых. Кроме того трехполье — более эффективная форма рациональной организации землепользования. Система трёхполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.

Почему главными богами язычников были покровители солнца, молний, ветра, скота и плодородия?

Восточные славяне были язычниками и поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Главными богами были бог солнца – Ярило, бог грома и молний – Перун, бог ветра – Стрибог, покровитель скотоводства – Волос, богиня плодородия – Мокошь, потому что именно от этих стихий, явлений и занятий в основном зависела жизнь язычников.

5. Заполните схему «Происхождение восточных славян».

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Повторение темы

6. Заполните сравнительную таблицу «Система управления у восточных славян и в древнегреческом полисе»

Управление в полисе Управление у восточных славян
Общее
  • Участие народа в управлении (демос и вече – народные собрания).
  • Для управления общими делами избираются правители (должностные лица в полисе и старейшины в славянской общине).
  • Народное ополчение.
  • Угодья и поля поделены между членами общины (сочетается частная и коллективная формы собственности).
Различия Статус члена полиса на у всех Все члены общины имеют равные права
Социальное неравенство Социальное равенство
Раб не мог стать членом полиса Раб мог стать членом общины

Комментарий: следует отметить, что данное сравнение фиксирует определенное положение и временной период – начальное традиционное представление о системе управления полисом и соседскую общину у восточных славян. Именно поэтому мы вообще не упоминаем верховных правителей, которые появились при развитии системы управления в полисе и при переходе к более крупным племенным объединениям у славян. Мы не говорим о социальном неравенстве в славянских племенах, поскольку об этом можно говорить на более позднем этапе развития племени.

Подведение итогов урока

Историк Н.М.Карамзин считал изучение древнейшего периода Руси «маловажным для разума». Согласны ли вы с высказыванием именитого историка?

Такая позиция Н.М.Карамзина понятна и имеет право на существование. Древнейший период Руси, впрочем, как и всех остальных стран и народностей, малоинформативен и беден на события, имеющие историческую ценность, т.е. оказавшие существенное влияние на ход истории. Но я считаю, что историю возникновения своего народа необходимо знать каждому. Поэтому моя точка зрения отличается от позиции Н.М.Карамзина.

Эссе «Моё знакомство с историей восточных славян»

Мое знакомство с историей восточных славян началось очень плодотворно. Я смог узнать о корнях моего народа и о том, почему сегодня Россия является многонациональным государством. На мой взгляд, истоки тесного соседства разных народов на территории нашей страны лежат именно в древних веках. То, что десятки народов смогли пронести через века опыт совместного проживания на одной территории, говорит о сложившейся мультикультурной среде, которую мы сегодня называем Россией.

Истории возникновения славян и восточных славян в частности всегда уделялось мало внимания. Возможно, поэтому у многих складывалось предубеждение, что славяне как были дикими варварами, такими и остались. Известно много исторических примеров, когда славян считали чуть ли не народом рабов и людьми «второго» сорта. Изучив историю древних славян, мы понимаем, что это не так. Славяне всегда были частью индоевропейских народов. И у потомков германских народностей, и у балтов, и у славян были общие предки. Возможно, этносы Западной Европы из-за меньшей территории и большей плотности населения прошли более динамичный путь развития, чем славянский этнос, который изначально был разбросан по огромной территории. Но все равно мы прошли один и тот же путь развития этноса. Кроме того, славяне по большей части сохранили свою древнюю культуру. Этому есть много доказательств, например, сегодня в российских деревнях образ жизни долгое время не сильно отличался от образа жизни древних славян. Все славянские языки похожи – чешский, польский, русский, украинский, белорусский языки имеют очень много общих понятий, которые объясняются общими историческими корнями. А традиционные языческие верования у славян тесно переплелись с православной религией – мы сжигаем Масленицу, красим на Пасху яйца, гадаем на Святки перед Рождеством. Наша древняя история может дать ответы на многие вопросы современной жизни. Именно поэтому её нужно изучать и знать.