Параграф 43 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Проверьте себя

1. Как выглядел Фаросский маяк? Каким целям он слу­жил? Почему греки называли его одним из чудес света?

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Македонский во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Его сооружение было завершёно около 283 г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.



Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Нижняя часть башни была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой частью располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя часть башни формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь. Восемь колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Маяк был немного ниже Великой пирамиды Хеопса и был признан одним из 7 чудес света.

Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряжённых мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море. Маяк также использовался как оборонительная крепость.

2. Какие товары привозили по морю в Александрию? Какие вывозили?

По морю в Александрию доставляли древесину, серебро, выкрашенные пурпуром шерстяные ткани, вино. А вывозили зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла.

3. Почему учёных, живших в Музее, сравнивали с птицами в золотой клетке?

Царь Египта приглашал самых известных ученых и поэтов в Александрию. В Музее Александрии им предоставляли бесплатное жилье, питание, помещения для занятий, доступ к библиотеке. Ученые могли работать в свое удовольствие и совершать открытия. Однако они должны были и прославлять царя и его мудрость. Именно поэтому ученых, живших в Музее, сравнивали с птицами в золотой клетке.

4. Как греки называли одну из девяти сестёр-богинь — музу истории?

Музу истории греки называли Клио. Первоначально она была музой героической песни, провозвестницей славы, а уже c классической эпохи и эллинизма стала покровительницей истории. Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, с грифелем и со свитком папируса или пергамента, или с футляром, шкатулкой для свитков.

Поработайте с картой «Распад державы Александра Македонского» (см. с. 211)

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 43

Найдите и назовите три главных государства, возникших на месте державы Александра.

В соответствии с учебником истории тремя главными государствами, образовавшимися на месте державы Александра Македонского стали сама Македония, Сирийское царство и Египетское царство. Следует отметить, что изначально крупнейшими территориями распавшейся империи Александра управляли его полководцы и телохранители Селевк (территория Сирии), Птолемей (Египет), Антигон (Малая Азия, Финикия, Палестина, Греция), Лисимах (Фракия) и Кассандр (Македония). В результате решающей битвы у города Исп армия Антигона была разгромлена, а земли его государства были поделены.

Селевк, Кассандр и Лисимах заключили между собой договор, по которому Кассандр получил Македонию, Фессалию, Элладу и Эпир; Лисимах утвердился во Фракии, Причёрноморье и Фригии, а также завладел Вифинией, Пафлагонией и Гераклеей Понтийской. Селевк получил господство над Сирией вплоть до Средиземного моря и над половиной Фригии. А Птолемей самовольно захватил Палестину.

Опишите рисунок «В библиотеке Александрии» (см. с. 209)

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 43

Чем заняты учёные? Какую помощь оказывают им библиотекари? Как выглядят древ­ние книги? Предположите, кому могла быть поставлена статуя в центре зала.

На картинке мы видим седовласых ученых, которые работают с рукописями в Александрийской библиотеке и обсуждают друг с другом различные вопросы. Им помогают библиотекари, которые ищут необходимые папирусные свитки, которые и являлись в те времена книгами, и подносят их ученым. В центре зала стоит статуя, вероятно, это статуя Птолемею, царю Египта, поскольку именно с условием прославления мудрости царя Птолемея ученым дозволялось бесплатно жить и работать в Александрии.

Составьте рассказ

Составьте рассказ от имени мальчика или девочки, посетивших древ­нюю Александрию. Включите в рассказ описание маяка, гавани, улиц, Музея.

Мой дед говорил, что раньше в Египте все было по-другому. У нас были свои боги, своя культура, мы жила от разлива великого Нила до следующего разлива. Потом нас захватили персы, а затем пришли эллины. Теперь же нам говорят, что наши боги — это олимпийцы, принявшие облик, называемый странным словом антропоморфный. Повсюду видно влияние эллинской культуры. Строятся храмы по эллинским канонам, возводятся статуи эллинов, повсюду видна чужеземная одежда. Конечно же, эллины освободили египтян из-под персидского гнета, но от этого мы, египтяне, не сделались эллинами.

И вот сегодня я еду с отцом на телеге в Александрию. Мы везем лён на продажу. Говорят, в Александрии можно продать и купить все, что угодно — там есть товары со всего мира. А еще говорят, что Александрия — прекраснейший город на всем свете. Если честно, посмотреть очень хочется. Вот мы въезжаем через ворота Солнца в иудейский квартал. Хм, когда-то иудеи были рабами египтян, а сейчас у них свой квартал в столице. Широкая мраморная дорога, на которой могут разъехаться несколько повозок, проходит через весь город. Но наш путь лежит в гавань. Там мы найдем своего покупателя. Вот слева виден гимнасий. Таких заведений в Египте раньше не было. Говорят, там совершенствуют свои знания и свое тело жители Александрии. Ну конечно же, в загробной жизни им это ой как пригодится. Справа мы видим гробницу Александра Македонского, сюда приходят толпы людей посмотреть на могилу великого завоевателя. Чуть дальше на площади возвышается театр. Забавные эти люди, эллины, они показывают представления не во славу богам, а ради собственного удовольствия.

Так, пора поворачивать к гавани. Мы проезжаем мимо величественного дворцово-храмового комплекса. Говорят, это место называется мусеон. Это храм девяти муз. Сюда царь поселил великих ученых со всего мира, которые приехали в Александрию по его приглашению. Они там и живут, и едят, и работают. Странно, они же даже не жрецы, которым доступна мудрость богов, почему их считают великими, не знаю?

Вот и гавань. Она вся пестрит от многочисленных торговых кораблей со всего известного нам света. Вот корабль привез древесину, из нее получатся хорошие доски. А с этого корабля разгружают какие-то кувшины. Гавань огромная, но вход в нее очень узкий. Прямо перед входом в гавань стоит настоящий колосс. Это знамениты Фаросский маяк. О, боги, какой же он высокий. От такого величия аж даже дрожь в коленках. Он почти такой же высокий, как и Великая пирамида. Это как будто три огромных здания поставили друг на друга, а на купол последнего водрузили статую эллинского Посейдона. Да, такой красоты и изящества, конечно, в других городах Египта не увидишь. Может быть и правильно, что Египет стал эллинским…

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие страны и области были завоёваны Александром Македонским и вошли в его державу?

После смерти царя Македонии Филиппа II его сыну Александру досталась большая держава, которая состояла из Нижней и Верхней Македонии, практически всей Греции (кроме Спарты), Эпира, Фессалии, Фракии, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря. После этого Александр Македонский совершил 7 кампаний, каждая из которых позволила расширить великую империю и изменить ход мировой истории на большом участке земли.

Во время первой кампании Александру пришлось усмирять Грецию и Иллирию. Второй кампанией был ознаменован поход на Восток. После сражения на Гранике Александр покорил земли Малой Азии. Затем пришла очередь Сирии и Финикии (сражение при Иссе; битва за Тир). Следующую кампанию Александр провел, завоевав Египет (осада Газы; коронование в Фараоны). После этого он пошел вглубь Персии и завоевал Вавилон и Персеполь (сражение у Гавгамелы; сражение с Ариобарзаном). Следующим шагом стал захват обширных территорий Средней Азии (захват Гиркании, включая город Задракарта; занятие Мараканды; вступление в Бактрию; скала Согдианы). И последний свой поход Александр предпринял в Индию (битва при Гидаспе и прибытие в Пуру), после чего ему пришлось вернуться в Вавилон.

Что представляли собой библиотека и Музей в Алексан­дрии Египетской?

Музей в Александрии Египетской был совершенно не похож по своему предназначению на современные музеи. Во времена Птолемея I он носил название «мусеон» и представлял собой религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма — храм Муз, куда приглашались известные ученые и поэты той эпохи для проживания и работы. Александрийская библиотека представляла собой собрание самых известных научных и философских трудов. В ней хранились до 700 тысяч папирусных свитков. До сих пор не известно точное месторасположение ни музея, ни места, где размещалась Александрийская библиотека.

Античные авторы в совокупности оставили достаточно подробные перечисления построек музея, главной проблемой является их совмещение. Историк и географ Страбон писал, что «Мусей является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, «экседру» и большой дом, где находится общая столовая для учёных, состоящих при Мусее. Эта коллегия учёных имеет не только общее имущество, но и жреца — правителя Мусея, который прежде назначался царями».

Если верить Страбону, то получается, что архитектурным ядром музея являлся большой зал для диспутов и лекций. Страбон упоминал также «Большой дом» со столовой. До сих пор неясно, было ли это жилищем для придворных учёных или оно располагалось в другом месте. Самым примечательным является то, что все перечисленные постройки описывались Страбоном как часть царского дворца, собственно же здание библиотеки не упоминается вовсе. По Страбону, непосредственно за музейным комплексом был поминальный храм с усыпальницей Александра Великого, там же были гробницы Птолемеев. А Юлий Цезарь в своих записках писал, что к царскому комплексу примыкал театр. Витрувий же утверждал, что эллины традиционно совмещают театр с храмами Исиды и Сераписа. В результате, где именно находился музей, а где находилась библиотека, ни наземные раскопки, ни подводные исследования, ни изучение исторических документов дать однозначный ответ не смогли. Сегодня мы можем только предполагать месторасположение дворцово-храмового комплекса, исполнявшего функцию музея в Александрии.

Какой вклад в науку внесли учёные Аристарх Самос­ский, Эратосфен, Евклид?

Аристарх Самосский — древнегреческий астроном, математик и философ III века до н. э., впервые предложивший гелиоцентрическую систему мира, т.е. предположивший, что Земля вращается вокруг Солнца, и разработавший научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров.

Эратосфен Киренский — древнегреческий математик, астроном, географ, филолог и поэт, глава Александрийской библиотеки. Первый известный учёный, вычисливший размеры Земли и, исходя их того, что Земля является шаром, предположивший возможность кругосветных путешествий.

Евклид — древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии. Его главная работа «Начала» содержит изложение основ геометрии, планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию древнегреческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Сегодня мы все начинаем изучать геометрию именно так, как это начал делать Евклид, поэтому она и получила название «Евклидова (элементарная) геометрия».