Учебник «История России», 8 класс. Параграф 8



Параграф 8. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. ПОЛОЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ

Вопросы в тексте параграфа

С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

  1. После смерти Патриарха Пётр I всячески препятствовал избранию нового. Он назначил местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был сильно ограничен в правах по своей должности и был не особо активен по своим личным качествам. Кроме того, Стефан Яворский поначалу даже поддерживал действия Петра.
  2. Затем Пётр I ликвидировал финансовую автономию церкви, учредив Монастырский приказ и передав в его ведение все церковные земли и крестьян.
  3. После этого последовали запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию и была проведена перепись монахов. Так Пётр добился регуляции численности монахов.
  4. Потом Пётр ограничил административную свободу церкви, установив контроль Сената над назначением архиереев, строительством церквей, определением штата приходов и разрешением инвалидам селиться в монастырях.
  5. Затем он поручил одному из своих главных пропагандистов церковной политики Феофану Прокоповичу разработку проекта создания Духовной коллегии.
  6. С созданием Духовной коллегии (Святейшего Синода) Пётр окончательно упразднил патриаршество и включил церковь в административный аппарат государства. Обязательным для церкви стало соблюдение регламентов, ведение отчетности и т.п.
  7. Когда церковь стала полностью подконтрольной, Петр I стал использовать ее для борьбы с противниками власти. По постановлению Святейшего Синода священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди и доносить на собственных прихожан.
  8. В любой централизованной и авторитарной системе управления, доверие и верность – понятия слишком эфемерные. Несмотря на то, что все члены Святейшего Синода приносили личную присягу царю, Пётру I этого оказалось недостаточно, и он ввел новую должность обер-прокурора, который должен был от имени царя следить за тем, чтобы Синод не принял никаких не согласованных решений.

Безусловно, формально Петру I удалось поставить церковь на службу государству. Но этом вовсе не означает, что священнослужители по совести приняли церковные реформы Петра. В исторической литературе и работах церковных иерархов преобладает мнение о том, что церковные реформы носили противоестественный и неканонический характер и, по сути, были губительными для православной церкви. А сторонники государственного подхода считают, что у Петра не было другого пути, кроме уничтожения самостоятельности церкви, если он хотел успешно провести модернизацию страны.

Когда в России было установлено патриаршество? Кто был первым патриархом?

Одним из самых значимых событий в истории православия стало введение патриаршества на Руси. Рост и влияние Русской церкви в христианском мире уже особенно ярко отмечалось к концу XVI века. После заявления Русской православной церкви о создании автокефальной (независимой) от греческого патриархата митрополии и падения Константинополя Россия осталась самой крупной православной державой. После того как Московская митрополия получила независимый статус, формально оставаясь митрополией, весь православный мир осознал исключительное значение русской церкви как наиболее влиятельной и многочисленной. Поэтому, учреждение патриархии, пускай и путем, по сути, вымогательства и принуждения (требовалось согласие константинопольского патриарха), стало значимым событием для православного мира и укрепило позиции Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом.

Патриаршее достоинство было присвоено митрополиту Иову лично Вселенским (Константинопольским) Патриархом Иеремией II в мае 1589 года. Иеремия прибыл в Москву 13 июля 1588 года просить денег на нужды константинопольской патриархии, после чего последовали сложные переговоры с московским правительством, во время которых Иеремия фактически пребывал под домашним арестом. Значительную роль в принятии значимого для Русской православной церкви решения сыграл Борис Годунов.

Что такое ереси? Что такое раскол?

Ересь — это сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

Раскол — движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.

Следует напомнить, что именно церковный раскол XVII века стал значимой вехой, усилившей зависимость русской православной церкви от государства. Важным событием стало проведение Патриархом Никоном церковной реформы, по которой церковное служение должно было быть изменено на новые греческие религиозные обряды. Противники реформы во главе с протопопом Аввакумом настаивали на сохранении древнерусских традиций. Церковная реформа расколола общество на два противоборствующих лагеря. Раскольничество (старообрядчество) было признано ересью и стало преследоваться церковными властями. Столкновение двух непримиримых позиций, двух мировоззрений оказалось трагическим для тысяч последователей старой веры. Церковь в 1656 году предала анафеме старообрядцев и обратилась к государству для поддержки реформы и преследовании еретиков. Последовавший затем разлад между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном поставил церковь в зависимое от государства положение. Армия царя активно рубила головы и жгла граждан собственного государства по религиозным причинам и в угоду церкви. И в результате светские власти существенно усилили свое влияние на церковь, а церковь утратила свое право действовать по совести, а не по указке царя.

Что такое старообрядчество?

Старообрядчество — это общее название русского православного духовенства и мирян, стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви и отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном и продолженную его последователями, вплоть до Петра I включительно.

Упомянутая реформа является одной из самых драматичных страниц не только в истории русской православной церкви, но и в истории России. Целью преобразований была унификация богослужений Русской Церкви с Греческой Церковью. В результате насаждения новых правил возник церковный раскол (до 1905 года всех не согласных с реформой называли раскольниками) — отказавшиеся от исполнения новых обрядов жестоко преследовались и подвергались гонениям, фактически общество было на пороге религиозной войны. В это время произошло множество массовых самоубийств людей, не желающих насильно принять новую веру. Наиболее распространённой формой протеста стали самосожжения, только до 1690 года унёсшие жизни около 20 тысяч человек.

Изменения, проведённые посредством никонианской реформы, касались внешних обрядовых сторон. Например, замена двуперстного крестного знамения на трёхперстное, смена направлений крёстного хода (против солнца, а не посолонь) и др. Также было проведено много исправлений, касающихся редактирования текстов Священного писания и богослужебных книг, относящихся к вариациям написания, небольшим корректировкам, не меняющим общего смысла. Для стороннего человека все эти изменения могут выглядеть как совершенно не принципиальные и не затрагивающие сути православия, но в 17-м веке это привело к трагическому расколу церкви и общества, который окончательно не изжит до сих пор.

И сейчас, несмотря на многочисленные шаги к примирению, отношения между старообрядцами и Русской православной Церковью отличаются сложностью. Например, старообрядцы считают себя истинными православными, а РПЦ называют инославной церковью.

Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православного культурного наследия. Это касается как церковного песнопения (уникальные черты певческой манеры — отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания), так и знаменитой старообрядческой иконописи, основавшейся на традициях русской и византийской школ. После того, как к XIX веку в официальной РПЦ иконопись оказалась в полном забвении, старообрядческие иконописцы оставались единственными хранителями традиции, что позволило заново «открыть икону» на рубеже XIX-XX веков.

Вопреки утвердившемуся мнению, несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, старообрядчество было весьма распространено — в XIX веке почти треть населения придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль сыграло старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства. Это было обосновано культивировавшимися в старообрядческой среде традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.

Старообрядчество по праву является столь же важным и весомым направлением православия, как и новообрядчество, сыграв неоценимую роль в сохранении и развитии русской культурной и религиозной традиции, а также в социально-экономической жизни России.

Сегодня в России и в ряде других стран действует Русская древлеправославная церковь (РДЦ). В России имеется также старообрядческое Высшее Духовное училище. В составе РДЦ есть около 70 общин в России, 5 в Румынии и одна община в Болгарии. В 2002 году на Соборе РДЦ было принято решение восстановить Патриаршество в Русской Древлеправославной церкви. Патриархом был избран архиепископ Александр. Резиденция патриарха РДЦ расположена в Москве. Однако Русская православная церковь не признает патриаршего титула предстоятеля РДЦ, именуя его в официальных документах архиепископом. В настоящее время РДЦ ведет сложные переговоры с РПЦ, сотрудничает с ней в области книгоиздания и обменивается богослужебным опытом.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству?

Пётр I считал, что все его подданные должны вносить свою лепту в развитие государства и отдавать все силы на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Все это, по мнению Петра, относилось и к церкви. Умело управляемая, церковь является одним из самых эффективных инструментов (как сегодня телевидение) для контроля над умами подданных. Духовенство, по мнению Петра, должно было «воспитывать паству» так, как нужно государству. И поскольку для этого нужен постоянный контроль, церковь не может существовать независимо от государства.

Кроме того, кроме стремления использовать церковь на благо государства, у Петра I были и другие причины проведения церковной реформы. Во-первых, духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ. Многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух. Это было серьезным препятствием для модернизации страны, и это препятствие Петру нужно было устранить, либо договорившись с духовенством, либо подчинив его. Во-вторых, церковь обладала слишком большим авторитетом. Патриарх имел не меньшую, чем сам Пётр I, возможность влиять умы обычных людей, а это не вписывалось в выстраиваемую Петром абсолютистскую модель государства, где император должен был быть единственным полноправным властителем. В-третьих, несмотря на все ограничения, которые пытались наложить на церковь предшествующие правители, церковь по-прежнему являлась одним из богатейших собственников в государстве. Огромное количество финансовых, материальных и человеческих ресурсов находилось в подчинении церкви и было неподотчетно государству. Поскольку война, реформы и развитие промышленности требовали огромных ресурсов, эти ресурсы можно было изъять у церкви.

2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I?

Со смертью Патриарха Адриана император Пётр I стал всячески препятствовать избранию нового главы духовенства. Своими действиями Петр I ясно дал понять, что не собирается назначать патриарха, а наоборот, думает уничтожить само патриаршество. Пётр I также сделал все возможное для уничтожения самостоятельности церкви, и включения ее в государственный аппарат.

  • В 1701 году вместо выборов Патриарха Пётр I назначил местоблюстителя Патриаршего престола. Им стал Стефан Яворский, архиерей, долгое время проведший в католических школах и получивший западное церковное образование. Деятельность местоблюстителя была сильно ограничена Петром. Пока деятельность Петра была посвящена политике, войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей, но впоследствии оказался в рядах приверженцев старины и стал постепенно терять свое значение.
  • В том же 1701 году был учрежден Монастырский приказ, все церковные крестьяне и земли были переданы е его управление, а доходы с земель стали перечисляться в казну. Так церковь лишилась финансовой автономии.
  • В конце 1701 года вышли новые запреты, касающиеся монашества. Было запрещено строить новые монастыри. Был введен запрет на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей была проведена перепись находящихся в них монахов.
  • В 1711 году была ограничена административная свобода церкви. Правительствующий Сенат получил право назначать архиереев, определять штат приходов, а также давать разрешение на строительство церквей и расселение инвалидов в монастырях.
  • В 1716 году вышел указ об ограничении численности священников и дьяконов. Священнослужители прикреплялись к определенному приходу и без разрешения не могли покинуть его. Так Пётр I решил увеличить эффективность использования человеческих ресурсов.
  • С 1717 по 1720 год разрабатывается проект создания Духовной Коллегии. Пётр I решил закрепить собственный статус полноправного самодержца и максимально интегрировать церковь в административный аппарат государства. Регламент Духовной Коллегии поручается разработать Феофану Прокоповичу.
  • 25 января 1721 года выходит духовный регламент. Упраздняется патриаршество и создается новый высший церковный орган Святейший Синод (Духовная Коллегия). Каждый из 12 членов Синода был обязан принести личную присягу царю.
  • В феврале 1721 года Монастырский приказ переходит под управление Синода. Подконтрольный Петру I Синод обязывался следовать установленным нормам и все средства, оставшиеся после выплат штату, передавать в государственную казну.
  • В 1722 году вводится новая функция церкви – борьба с противниками власти. В соответствии с постановлением Синода священнослужителям вменяется в обязанность нарушать тайну исповеди, если они узнают на исповеди о фактах или намерениях прихожан злоумышлять против власти.
  • В мае 1722 года при Синоде вводится должность обер-прокурора, который должен обеспечить дополнительный контроль за Синодом и предотвращать принятие решений, не согласованных с Петром I.

3. Как были связаны реформы церкви с изменениями русской армии?

Реформирование армии и военные действия требовали огромных финансовых и людских ресурсов. Церковная реформа частично дала и то, и другое. Подчинение церковных владений Монастырскому приказу дало государству доступ к церковным землям и доходам с них. Также государство получило возможность проводить рекрутские наборы среди церковных слуг и крестьян. Дальнейшие реформы позволили государству размещать на жительство в монастырях вместо монахов отставных солдат и инвалидов, получивших ранения на поле боя.

4. Дайте собственное определение понятию «конфессия».

Конфессия – это объединение верующих, в пределах одной религии, имеющее свое особенное вероучение, свои особенности богослужения и определенную организационную структуру. К христианским конфессиям относят православие, католицизм и протестантизм. Несмотря на то, что все эти конфессии принадлежат одной вере – христианской – у них есть свои особенности вероучения и богослужения.

5. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании раскольников и издан указ, согласно которому старообрядцы могли легально жить, но были обязаны платить двойной налог, носить особую одежду со стоячим красным воротником и состоять в раскольнических списках. Несмотря на этот указ известны случаи участия царских войск в разгроме поселений старообрядцев. Так, например, в 1719 году войско под руководством архиепископа нижегородского Питирима разгромило поселение старообрядцев на Керженце. Причиной этому стало то, что Александр Дьякон провел историческое исследование и доказал, что представленный общественности документ о деяниях Киевского собора 1151 года, якобы еще тогда осудившего старообряднические таинства и обвинившего в появлении этих традиций еретика Мартина Армянина, является подделкой. Лидер старообрядцев на Керженце Александр Дьякон доказал факт фальсификации истории, а также обвинил в обмане архиепископа Питирима, который угрозами пыток заставил подписать старообрядческих старцев отречение от веры. За это дьякон Александр был казнен в 1720 году. В этом же году вышел указ Петра о том, что тех, кто не верит в правдивость этого документа, следует сжигать.

Тем не менее, будем считать, что старообрядцам разрешили жить с определенными ограничениями. В 1722 году Святейшим Синодом издается закон, согласно которому детей старообрядцев следует насильно крестить в новообрядческих церквях, родителям старообрядцев под угрозой жестокого наказания запрещено своих детей учить старообрядческим традициям. Кроме того, в судах свидетельства старообрядцев приравнивались к свидетельствам еретиков и не принимались во внимание.

Представителям неправославных христианских конфессий в отличие от старообрядцев сожжение не грозило. Пётр I своим манифестом 1702 года разрешал им свободно отправлять свое богослужение и даже строить храмы и приглашать своих священников. В 1721 году Святейший Синод даже разрешил браки православных с иноверцами, но с условием: русских жён не принуждать переходить в другую веру, а детей от таких браков крестить в православной вере. А мусульманам вообще запрещалось владеть православными крепостными.

6. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима.

Феофан Прокопович и епископ Питирим были ярыми приверженцами церковной политики Петра. Они являлись церковными публицистами, своеобразным рупором государства, и пользуясь своим красноречием, убеждали людей в правильности церковных реформ Петра. Наверное, так следует ответить, судя по информации, данной в учебнике.

А теперь то, о чем говорить не следует. Оба этих деятеля были настоящими приспособленцами, для которых продвигаемая ими позиция на самом деле мало что на самом деле значила. Они достигали своих средств, не всегда заботясь о таких понятиях, как правда, нравственность и вера. Об этом в учебнике не написано, но для полноты информации мы должны это знать. Да, Феофан Прокопович всячески поддерживал науку, реформы Петра I, и обосновывал главенство светской власти над церковной. Но после смерти Петра I, Екатерины I, Петра II и прихода к власти императрицы Анны Иоанновны Феофан Прокопович резко сменил свои реформаторские убеждения и стал ярым консерватором, продолжив свою публицистическую деятельность на новом поприще.

Епископ Питирим в свою очередь «отличился» тем, что, будучи рожденным в семье староверов, он первоначально был старообрядческим священнослужителем. Но потом он предал свою веру и перешел в официальную церковь. Более того, он стал ярым гонителем староверов. Описанные в учебнике достижения в переубеждении десятков тысяч староверов зачастую достигались путем угроз и насилия. Широко известная история с трехлетним диспутом Питирима со староверами на Керженце полностью подтверждает это. По итогам диспута Питирим привез Петру I документ с подписями лидеров старообрядцев, в котором они просили о присоединении их к православной церкви и отказывались от своих «заблуждений». Вскоре обстоятельства проведения публичного диспута и подписания этого документа раскрыл дьякон Александр. Приехав в Санкт-Петербург, он подал Петру I прошение, в котором объяснял, что текст документа был написан самим Питиримом и он заставил старообрядцев подписать его под угрозой расправы. При подаче прошения Петру дьякон Александр был арестован по обвинению Питирима в том, что прошение было составлено им единолично, без совета старцев старообрядцев. 12 февраля 1720 года Александр Дьякон подвергся допросу, посажен в Петропавловскую крепость. В течение 2 недель его пытали и требовали назвать сообщников, но он никого не выдал. 4 марта 1720 года Александр диакон был возвращён в Нижний Новгород, где был казнен.

Работаем с картой

Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Со второй половины XVII века старообрядцам приходилось прятаться от гонений на окраинах русских земель и на чужбине: они уходили далеко за Урал, в донские и прикаспийские степи, к западным рубежам, в Польшу и Прибалтику. Огромное количество старообрядцев устремились в непроходимые леса Русского Севера.

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 8

На карте можно показать основные центры старообрядческих поселений:

  1. Соловецкий монастырь
  2. Выговская пустынь (Олонецкая губерния, восточная часть нынешней Карелии между Петрозаводском и Архангельском на берегу реки Выг)
  3. Керженские скиты (леса Нижегородской губернии на реке Керженец).
  4. Стародубье (заболоченная и лесистая местность в районе Чернигова и Брянска).
  5. Ветка (Гомельская область современной Беларуси)
  6. Дон (район притоков Дона река Медведица и Чир)

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре I.

С 1701 по 1721 год в России существовала следующая схема церковной иерархии:

  • Император
  • Местоблюститель патриаршего престола
  • Монастырский приказ
  • Архиепископы и митрополиты
  • Епископы
  • Иереи (священники)
  • Диаконы

После 1721 года был упразднен Монастырский приказ и сформирован Святейший Синод:

  • Император
  • Обер-прокурор
  • Святейший Синод – Духовная Коллегия
  • Архиепископы и митрополиты
  • Епископы
  • Иереи (священники)
  • Диаконы

2. Какие задачи должна была решать церковная реформа Петра I? Составьте рассказ, в котором обязательно должны упоминаться: Святейший Синод, «Духовный регламента», Стефан Яворский, Феофан Прокопович, патриаршество, исповедь.

Начав масштабные реформы Российского государства, Пётр I попал в сложную ситуацию неприятия этих реформ населением и духовенством. Поскольку Пётр не любил полумер и всегда действовал решительно, все его действия зачастую были плохо продуманны и подготовлены, но всегда отличались крайностью, строгостью и жесткостью. Так получилось и в отношении задуманной им церковной реформы.

Если церковь не хочет поддерживать реформы, с ней нужно либо договориться и прийти к соглашению или подчинить ее. Для Петра решение было очевидно – договариваться долго и сложно, а результат неочевиден, гораздо проще пойти на крайнюю меру и подчинить церковь государству. Для этого Петру необходимо было закрепить собственный статут полноправного самодержца и максимально интегрировать церковь в административный аппарат государства. Первым шагом Петра стало упразднение патриаршества. Несмотря на то, что целых двадцать лет отсутствие Патриарха, как главы церкви, было формально не закреплено, все действия Петра ясно демонстрировали его намерения уничтожить патриаршество в России. Он начал с того, что назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал Стефан Яворский, долгое время проведший в католических школах и получивший католическое церковное образование. В нем Пётр I видел соратника, который будет поддерживать его реформы. Поначалу так и было, но потом Стефан Яворский осознал, что никогда не получит всей полноты власти, а реформы Петра просто уничтожат ту церковь, которую Стефан представлял. Но не имея возможности активно противостоять реформам Петра, Стефан Яворский просто страдал в бездействии, что тоже было на руку царю.

Дальнейшим шагом Петра стала ликвидация финансовой самостоятельности церкви. Война и реформы требовали огромного количества ресурсов. Пётр создает Монастырский приказ и подчиняет ему все церковные земли и крестьян. Наконец-то львиная доля церковных доходов потекла в казну.

Далее пришла очередь очередных запретов и усиление контроля. Был введен запрет на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей была проведена перепись находящихся в них монахов. В конце концов церковь потеряла и административную независимость. Сенат получил право назначать архиереев, определять штат приходов, а также давать разрешение на строительство церквей и расселение военных инвалидов и отставных солдат в монастырях.

Но и этого было недостаточно. Для включения церкви в административную структуру государства не хватало четкой регламентации всей деятельности церкви. Такой «Духовный регламент» Пётр поручил составить главному пропагандисту церковных реформ Феофану Прокоповичу. В 1721 году с принятием «Духовного регламента» церковь полностью утратила возможность действовать самостоятельно. Был введен новый высший церковный орган Святейший Синод, который полностью управлял деятельностью церкви. Все 12 членов новообразованного Синода перед вступлением в должность обязаны были принести личную присягу царю. А для контроля за самим Синодом был поставлен обер-прокурор, который следил за тем, чтобы Синод не принял не согласованных с царем решений. Контроль за церковью стал тотальным.

Результаты такого контроля не заставили себя долго ждать. Буквально через год после своего образования Святейший Синод принимает решения, которые противоречили всей многовековой церковной традиции. Исповедь становится обязательной для всех, а священнослужителям вменяется в обязанность нарушать тайну исповеди и доносить, если вдруг во время исповеди они узнали о каких-либо злых намерениях прихожан против государства и царя.

Вот так Русская православная церковь из оплота православной веры, духовного и нравственного ориентира для россиян стала эффективным инструментом государства по контролю за умами населения России.

3. Можно ли утверждать, что положение старообрядцев при Петре I улучшилось? Аргументируйте свою точку зрения.

Удивительно, что Петр I, будучи последовательным в продвижении новой для России политики веротерпимости ко всем христианским и нехристианским конфессиям, продолжал политику гонения на старообрядцев. Хотя в этом на самом деле нет ничего странного. Вся жизнь Петра была подвержена влиянию детских переживаний и выращенной ненавистью ко всему старому. Хотя Пётр I и стремился прагматично относиться к староверам и использовал их, даже против их воли, для пополнения казны государства, жизнь старообрядцев при Петре I улучшилась только в том, что их не убивали сразу.

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании раскольников, и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии уплаты двойных налогов. При этом был усилен контроль и наказание тех, кто уклонялся от регистрации в качестве старообрядца и выплаты двойного налога. Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение), как было принято и до Петра I, полагалась смертная казнь. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.

До трети русского населения были явными или скрытыми старообрядцами, и их жизнь при Петре I по-прежнему оставалась довольно сложной. Фактически старообрядцы были лишены гражданства. В 1722 году Святейшим Синодом издается закон, согласно которому браки старообрядцев считаются недействительными, детей от таких браков следует насильно крестить в новообрядческих церквях, а родителям под угрозой жестокого наказания запрещено своих детей учить старообрядческим традициям. Кроме того, в судах свидетельства старообрядцев приравнивались к свидетельствам еретиков и не принимались во внимание. Старообрядцев заставляли носить шутовские одежды, им было запрещено занимать любые общественные должности. Они, по сути, стали изгоями в своем родном государстве. И все это только потому, что они думали не так как велит государь и верили не так, как велит верить ставшая полностью государственной церковь.

Запоминаем новые слова

Синод — в России в 1721-1917 годах — один из высших государственных органов. Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества.