Учебник «История России», 8 класс. Параграф 10



Параграф 10. ПЕРЕМЕНЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ В ГОДЫ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Вопросы в тексте параграфа

Почему перемены, происходившие в России в начале XVIII века, часто называют «культурной революцией»?

Давайте разберемся прежде всего в терминологии. Революцией называют радикальное, коренное, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии следует отличать и от эволюции (где развитие происходит медленно и естественным путем), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Так можно ли называть происходившие в России в первой четверти XVIII века перемены в части культуры революцией? Давайте разбираться. На протяжении правления Петра I мы видим существенные изменения, касающиеся культуры. Все они были внедрены «указами сверху» и как бы были навязаны обществу. Значит, речь не может идти об эволюционном и самостоятельном развитии культуры. Изменения, действительно, носили кардинальный скачкообразный характер. Они коренным образом изменили образ жизни дворян при Петре I. Но стали ли русские, одев иностранное платье, сами европейцами? Не думаю. Культуру нельзя насадить за пару десятков лет. Кроме того, если смотреть на это в масштабе всей страны, то изменения коснулись и были приняты лишь 2% населения государства.

Также нельзя не отметить, что во время этих преобразований общество России разделилось на два мира. Один – европейский, образованный, регулярно проводящий ассамблеи, наряжающийся в иноземную одежду, курящий табак. А другой мир так и остался традиционно русским, который далек от чудес науки и пышных празднований и для которого «Домострой» по-прежнему остается основным принципом общественной жизни, а следование традициям предков является естественным условием существования. Пётр I любил один мир и презирал другой.

Мы видим, что несмотря на кардинальные изменения в жизни небольшой части россиян, общей европеизации не произошло. Да и не могло произойти в столь короткий период времени. Хотя Пётр I указал россиянам путь к более развитой культуре и избавлению от пережитков старорусского прошлого. Пётр очень много сделал для переноса в Россию необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей. При этом он относился к Западу рационально и даже цинично. Он не идеализировал западную цивилизацию, а деловито отбирал в этой огромной лавке культурных ценностей Запада то, что, как ему казалось, подходит для России. И в дальнейшей исторической перспективе Россия усвоила многие культурные инициативы Петра. При этом распространение новых культурных норм на другие слои населения займет еще очень много времени и будет носить эволюционный характер, при котором и сами культурные нормы приобретут новые черты под влиянием вековой русской культуры.

Так можно ли назвать эти изменения «культурной революцией»? Отчасти да, но лишь отчасти. И в нашей ситуации больше всего подошел бы менее радикальный термин – «культурная реформа».

Что такое наука?

Наука – это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний об окружающей действительности. Эта деятельность осуществляется путем сбора, систематизации и критического анализа фактов. На этой основе выполняется синтез новых знаний, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают причинно-следственные связи, что позволяет осуществлять прогнозирование.

Как называлась первая русская рукописная газета?

Первая русская рукописная газета «Вестовые письма» или «Вести-Куранты» начала постоянно выходить в Москве в 1621 году для информирования царя Михаила Федоровича и боярской думы. Она издавалась вплоть до начала XVIII века, пока в 1702 году не превратилась в печатную газету «Ведомости».

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Образование, получаемое в церковных школах, было направлено на изучение базовых предметов и не носило прикладного (практического) характера. Да, конечно, без письма и счета на базовом уровне невозможно продолжать изучать другие науки, но сами по себе эти знания не помогут построить укрепления, рассчитать путь в море или повысить эффективность металлургических печей. Для этого требовались практические навыки и специфические знания для конкретных областей применения. Именно поэтому при Петре I начинает формироваться нецерковная (светская) система образования, направленная на подготовку специалистов, необходимых государству.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале XVIII века при поступлении в учебные заведения?

К сожалению, в учебнике вопросу образования в эпоху Петра I уделено крайне мало внимания, а информации не хватает даже для поверхностного представления об этой теме. Поэтому, чтобы ответить на вопрос о сословных ограничениях, мы сначала должны разобраться в том, какие школы открывались в рамках образовательной реформы. Сразу оговоримся, что при Петре I считалось, что крестьянскому сословию образование не нужно вообще.

Все образовательные учебные заведения, созданные при Петре I, можно разделить на три группы: светские школы начального образования, церковные школы, светские школы профессионального образования.

  1. Светские школы начального образования. Первой попыткой создать в России сеть государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения, было открытие цифирных школ. Они предназначались для детей 10-15 лет всех сословий (кроме крестьянства) – солдатские, посадские, дети дворян, приказных и духовенства. В 3-летний курс обучения входили грамота, арифметика и начальная геометрия. Всего с 1715 по 1722 гг. было открыто 42 школы на всю Российскую империю. Обучение было обязательным, и считалась принудительной службой. За уклонение от обучения взыскивались штрафы, за побег из школы могла грозить смертная казнь. Школы финансировались скудно, да и педагогическая методика тоже не отличалась особым гуманизмом. Учеников можно было бить батогами, сажать на цепь, а в классе для сохранения дисциплины дежурил гвардеец с хлыстом. Правда в 1716 году после многочисленных жалоб Петр разрешил детям дворян учиться дома, детям посадских изучать ремесло и торговое дело вместе со своими родителями, а после 1721 года — детям священнослужителей учиться в церковных школах. В итоге учиться в цифирных школах стало некому, и они начали закрываться.
  2. Церковные школы. В первой четверти XVIII века в России была создана сеть новых духовных школ. Они получили название архиерейских и были только начальными. В них помимо богословия обучали чтению, письму, славянской грамматике, логике, риторике, политике, арифметике и геометрии. В некоторых наиболее продвинутых школах изучали греческий и латинский языки. Обучение предусматривало и проживание детей в общежитиях монастырского типа. Первоначально в архиерейских школах обучались дети разных сословий, но со временем остались лишь мальчики из духовного сословия. Причем обучение детей служителей церкви было обязательным, в противном случае их забирали в армию.
  3. Светские школы профессионального образования. Именно они готовили специалистов для нужд государства. Для обучения детей солдат и матросов открывались гарнизонные и адмиралтейские школы. В них готовили младший командный состав армии и флота, мастеров по строительству и обслуживанию кораблей. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 году при Преображенском полке. В ней обучали грамоте, счету, артиллерийскому делу. Кроме того, создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. В них брали детей из бедных дворянских семей. Также в начале XVIII века открывались инженерные школы в Москве и Санкт-Петербурге, хирургическая школа, учебные заведения для подготовки чиновников государственного аппарата и канцелярских служащих. Образцом для многих профессиональных учебных заведений служила школа математических и навигацких наук. Именно в профессиональные школы набирались преимущественно дворянские дети, хотя обучение в них талантливых детей других сословий не запрещалось.

Таким образом мы видим, что каких-то особых сословных ограничений не существовало. Просто обучаться никто не хотел и приходилось идти на принудительные меры. Кроме того, сословные разделения при обучении в различных школах сложились скорее на практике, а не в результате каких-то законодательных ограничений.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Все очень просто. Для развития армии и флота требовались стрелковое и холодное оружие, пушки, якоря, цепи и еще множество изделий из различных металлов. Также государству в огромном количестве требовался уголь, медь, серебро и золото. Все это добывалось из содержащих эти материалы горных руд. А для этого такие руды необходимо было найти и освоить. Поскольку раньше Россия в огромных количествах импортировала металл, это ложилось тяжелым бременем на бюджет государства. Поэтому Пётр I в 1700 году издал указ об образовании горно-разведочной службы. За первые десять лет работы приказа было исследовано 121 рудное месторождение в Европейской части России.

4. Почему особенно активно при Петре I развивались естественные науки?

Наука в России появилась как необходимое условие реализации задуманных Петром I реформ. Пётр ясно понимал, что преобразование русского государства и укрепление его военной мощи не может быть без ликвидации экономической и технологической отсталости России. Поэтому задача развития науки была для Петра I задачей первостепенной государственной важности и была обусловлена практическими потребностями государства. В первую очередь это касалось геодезии, картографии, изучения недр и поиска полезных ископаемых. Также весьма активно развивалась механика, как раздел физики, но она носила исключительно прикладной характер (теория механизмов и машин, сопротивление материалов, гидравлика, механика грунтов) и использовалась в артиллерийском деле, строительстве и изобретательстве совместно с элементами точных наук (математика и геометрия). Большое внимание Петр I уделял развитию исторической науки и даже самолично писал «Историю Северной войны». Именно по этим направлениям наиболее интенсивно развивались естественные науки.

5. Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?

  • В 1701 году выходит «Чертежная книга Сибири» С.У.Ремезова. Это был первый отечественный атлас, сохранившийся до наших дней. Он включал 23 карты Сибири и севера Европейской России, составленные на основе материалов русских землепроходцев.
  • В 1707 году Яков Брюс составил первую в России карту звездного неба.
  • В 1714 году первая публичная библиотека в России начала выдавать читателям научные книги.
  • В 1715 году Яков Батищев изобрел машину для обработки ружейных стволов, которая дала возможность сократить в пять раз число рабочих на этой операции. На ней впервые в мире была осуществлена одновременная обработка нескольких деталей.
  • В 1717 году изобретатель Андрей Нартов первым в мире изобрел и построил ряд уникальных токарных станков: токарно-копировальный, винторезный, зуборезный станки. Крупнейшим его изобретением считается самоходный суппорт к токарному станку.
  • В 1719 году открыт первый публичный музей в Российской империи – Кунсткамера. В ее основу вошли личные собрания Петра I, анатомические коллекции, хранившиеся в Главной аптеке и другие экспонаты.
  • В 1720 году организована первая в России научная экспедиция для изучения «всех царств Сибири» под руководством Даниила Мессершмидта. В ходе семилетней экспедиции было открыто несколько месторождений угля и графита, описаны серебряно-свинцовые рудники и соленые озера Забайкалья, проведено первое в науке описание многолетней мерзлоты.
  • В 1724 году механик Ефим Никонов создал первую русскую подводную лодку. Однако, во время спуска у подлодки было повреждено дно, и испытание судна не состоялось.
  • В декабре 1724 года через Сибирь к Тихому океану отправилась первая научная Камчатская экспедиция во главе с капитаном Витусом Берингом. Впервые была произведена инструментальная съемка западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя Беринга.
  • С 1725 году впервые в России начались регулярные метеорологические наблюдения.

6. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры?

Светская культура – это понятие, содержание которого определяется через оппозицию религиозной культуры. То есть в широком смысле – это совокупность форм деятельности, ценностей, норм и явлений, которые имеют нерелигиозный характер. Светской культуре свойственны свободомыслие, не основанное на поклонении какому-либо сверхъестественному (божественному) началу, научные исследования, художественные произведения, реалистически отражающие жизнь, скептицизм, рационализм и т.п. Все это, однако, не означает, что в проявлениях светской культуры не могут использоваться религиозные образы, в ней они наполнены мирским содержанием.

Оппозицией светской культуры стоит религиозная культура. Она представляет собой сложную социокультурную систему, в которой находят отражение все аспекты религии. Содержание культурных ценностей задается религиозным сознанием, а весь мир описывается через призму религиозных представлений. Под влиянием религии складываются такие составные части культуры, как религиозная философия, мораль, искусство. Яркими примерами религиозной культуры могут служить священные тексты (например, Библия или Ветхий завет в христианстве), традиция молиться перед едой, иконопись, как вид живописи, церковная музыка, каноны строительства религиозных храмов и т.д.

7. В чем причины реформы алфавита, проведенной Петром I?

На наш взгляд, главной причиной проведения реформы алфавита была необходимость его упрощения для возможности набора на печатных станках иностранного образца. А теперь начинаем выстраивать логическую связь. Поскольку государству нужны были образованные люди, их нужно было обучать. Для обучения нужны были книги, а книги нужно было печатать, и при том в больших количествах. Поскольку книгопечатание в России было развито слабо, Пётр I решил развить эту сферу. По его поручению в Голландии был приобретен печатный станок и другое типографское оборудование, а также наняты квалифицированные мастера-типографы для работы в России и обучения русских специалистов. Однако, типографский набор книг осложнялся архаичной русской азбукой – она была сложна в начертании и неудобна для набора печатных текстов из-за наличия надстрочных знаков. Поэтому в 1708 году Пётр I решил изменить начертание букв. За образец был взят романский королевский шрифт, созданный в 1692 году французским королем Людовиком XIV. В результате реформы облик русской книги и иных печатных изданий стал похожим на западноевропейские образцы того времени.

Заодно Пётр решил усовершенствовать алфавит. Так в русский алфавит официально была введена буква «Э». Также Петром I была исключена буква «ижица», поскольку использовалась она редко, а ее звучание кардинальным образом менялось от наличия или отсутствия надстрочных знаков, от которых Пётр захотел избавиться. Правда потом эта буква была восстановлена (без надстрочного знака) в 1710 году, после этого снова отменена в 1735, и снова восстановлена в 1758, опять отменена в 1799 и вновь восстановлена в 1802… А еще Пётр I изъял из алфавита двойные буквы «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ», которые обозначали один звук. Кстати, последняя двойная буква была заменена классической сегодня буквой «Я», начертание которой разработал лично Пётр I.

Помимо того, в рамках реформы Пётр I ввел использование арабских цифр вместо буквенных числовых обозначений. В результате этих преобразований читать и писать при Петре I стало действительно намного проще. Как потом писал Михаил Ломоносов: «При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды».

Изучаем документы

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 10

1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».

«Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» — это русский литературно-педагогический сборник, подготовленный по указанию Петра I. Авторы издания неизвестны, предполагается, что его составителем был епископ Рязанский и Муромский Гавриил. В создании книги принимал активное участие и сподвижник Петра Яков Брюс. Издание состояло из двух частей. В первой части были помещены новая светская азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр. Во второй части были даны правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Фактически, это был первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

Конечно же, изложенное в этом документе не являлось законом. Это была лишь рекомендация, как вести себя. Однако, если дворянин не следовал этим рекомендациям, он очень быстро мог потерять положение в обществе. «Юности честного зерцала» были предназначены как для юношей, так и девушек дворянского сословия. Поэтому девушки тоже должны были следовать этим рекомендациям.

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил юношам и девушкам дворянского сословия нужно было придерживаться везде, и дома, и на людях, и в любых общественных местах. В тексте документа даны примеры правила общения как детей с родителями без указания конкретного места, так и в присутствии других людей.

Учебник "История России", 8 класс. Параграф 10

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

Сразу следует оговориться, что в оригинальном документе речь не идет об обязанности всем брить бороды. Люди самостоятельно должны были принять такое решение, поскольку в противном случае они подпадали под действие «бородовой пошлины». Уплативший пошлину получал специальный «бородовой знак», своеобразное свидетельство того, что пошлина за ношение бороды взята. В учебнике далеко не в полном объеме представлена шкала пошлин на ношение бороды. Так с дворян и чиновников предполагалось взимать по 600 рублей в год, с купцов 1-й статьи, то есть богатых – по 100 рублей в год, со средних и мелких купцов, а также с простых горожан – по 60 рублей в год, со слуг, ямщиков и извозчиков – по 30 рублей в год. Крестьяне были освобождены от годовой пошлины, но с них полагалось брать по 1 копейке за каждый въезд, выезд из города.

Конечно же это была огромная сумма пошлины. Для примера рядовой солдат получал 11 рублей в месяц, а генерал – 1800 рублей ежемесячно. На 1 рубль можно было купить 100 живых куриц или 8 овец, или 4 пары сапог. Соболиная шуба стоила 70 копеек.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатить штраф.

Каких-либо специальных распоряжений, как поступать с теми, кто отказывался платить пошлину на ношение бороды, в самом указе Петра I нет. Из этого мы можем сделать вывод, что с ними должны были обходиться точно так же, как и с другими неплательщиками налогов. Обычно таких отправляли в долговые тюрьмы или на принудительные работы при строительстве Петербурга, каналов, крепостей Азова и Таганрога и т.д. Там они, получая по 1 рублю в месяц должны были отработать свой долг. При этом следует заметить, что принудительное отрезания бороды были скорее исключением и считались проявлением излишнего своеволия руководства на местах. Чем закончилось отрезание бород в Астрахани, мы знаем – Астраханским восстанием.

3. Какие категории населения были освобождены от наказания по этому указу?

Опять же повторимся, пошлина, которую взимали за ношение бороды, нельзя называть наказанием. От уплаты пошлины на бороду были освобождены некоторые саны священнослужителей (попы, дьяконы).

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра I.

  • Обязательное для дворян ношение европейской одежды.
  • Дворяне должны были брить бороды и носить парики.
  • Введение европейских дворянских титулов – барон, граф и т.д.
  • Новое летоисчисление – от Рождества Христова, а не от ветхозаветного Сотворения мира.
  • Праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады.
  • Светские балы (ассамблеи), устраиваемые в домах знати.
  • Выступления оркестров, игра на клавикордах, скрипке, флейте.
  • Разрешение на продажу табака.

2. Подготовьте слайд-экскурсию (не более 10 слайдов) по памятникам Петербурга Петровской эпохи.

Петропавловская крепость

Автором проекта Петропавловской крепости был российский император Петр I и французский инженер Ламбер. Главная функция крепости — защита от нападения шведов. Петропавловская крепость была образцом военного и инженерного мастерства. Строилась по последним технологиям того времени. Стены крепости имеют внушительные размеры: высота — 9 м и толщина — 20 м. В строительстве были задействованы солдаты, пленные шведы, крестьяне и каторжники. Работа велась круглые сутки, так как опасались нападения шведов. Сам император Петр I руководил строительством. Крепостная ограда проходила по краю берега, что не давало ни одного шанса кораблю для высадки войска. Несмотря на то, что Петропавловская крепость и возводилась как оборонительное сооружение, она так и не участвовала в реальных боевых действиях.

Летний сад

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой парк. Император желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европейских монархов. Первым строителем парка стал Иван Матвеевич Угрюмов. Под руководством Петра I им проводились первоначальные работы: создание границ, осушение территорий, посадка деревьев, подготовка мест для первых государевых построек. Сначала парк был регулярным. Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713–1714 годы). В 1717 году Петр I собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством. Для украшения были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Уже в 1710 году в саду насчитывалось несколько десятков скульптур.

Летний дворец Петра

Летний дворец Петра I – резиденция первого российского императора, которая сохранилась в первозданном виде до наших дней. Строительство продолжалось с 1710 по 1714 годы. Двухэтажное каменное здание в голландском стиле было возведено по проекту Доменико Трезини. Фасады здания украшены барельефами, изображающими события Северной войны. Во дворце всего 14 комнат, поэтому современники Петра считали, что это здание недостойно быть царской резиденцией. Однако царские сановники строили свои дома по образцу Летнего дворца. Только оформление фасада и внутреннее убранство отличало резиденцию Петра от домов именитых особ.

Кронштадт

Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703–1704 года острове, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин. Уже на следующую весну шведы, открывая навигацию, обнаружили в заливе, который они еще недавно считали своим, крепость, закрывшую им подход к Невской губе. В мае 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (коронный замок). Этот день и считается датой основания города Кронштадта. С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

Адмиралтейство

По приказу Петра Первого в 1704 году на противоположном берегу Невы началась закладка здания Адмиралтейства. Руководил строительством Меншиков и Петр I. Адмиралтейство в первую очередь строилась как оборонительное сооружение, а потом уже стало верфью. Стройка завершилась уже через год, и почти сразу был спущен на воду первый корабль. И к середине XVIII века Россия имела самый сильный флот в Европе. Адмиралтейство также выполняло пограничную функцию: записывались все корабли, которые проходили по Неве. Адмиралтейский шпиль был сделан голландцем Германом ванн Балесом. Шпиль был выполнен из железа (эту идею Петр I позаимствовал в Европе). Под шпилем находился набатный колокол, который оповещал о начале работы, об ее окончании или об опасности.

Кунсткамера

Идея создания кунсткамеры – кабинета редкостей – появилась у Петра I после поездки в Голландию и Англию. В 1718 году на стрелке Васильевского острова было заложено здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры». В здании Кунсткамеры были размещены отдельные экземпляры и целые коллекции, собранные Петром. Легенда гласит, что Кунсткамера была построена на месте, где росла необычная сосна: одна из ее веток отделялась от ствола и вновь врастала в дерево, образуя что-то вроде ручки. Петр I лично выбирал место для строительства здания. Он сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Изначально над проектом музея работал немецкий архитектор Андреас Шлютер. После его смерти работу над эскизами продолжил Георг Маттарнови. Кунсткамера была личной задумкой Петра, поэтому он выделял на строительство «государевы деньги» из «кабинетной суммы».

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова – первое каменное здание, которое было возведено в Санкт-Петербурге. Строительство продолжалось 4 года и закончилось в 1714 году. Дворец построен по проекту архитекторов Джованни Марии Фонтана и Готфрида Иоганна Шеделя. На протяжении долгого времени это здание было одним из самых роскошных в новой столице. Царская семья проводила во дворце Меншикова праздничные обеды. Как гласит городская легенда, однажды Петр обязал Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, выплатить штраф в двести тысяч рублей. Чтобы собрать нужную сумму, Меншиков продал роскошные предметы интерьера. Узнав об этом, Петр сказал: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей». Меншиков исполнил волю императора и вновь украсил свой дворец, как и подобает богатому человеку.

Монплезир

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание построили по рисункам царя архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле. Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства. Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Петергоф

Петергоф – крупный дворцово-парковый ансамбль, расположенный на берегу Финского залива. Название переводится с нидерландского как «двор Петра». В 1710-х годах началось строительство загородной резиденции Петра. Тот хотел создать резиденцию, которая своей роскошью и красотой превосходила знаменитый Версаль. Главную роль в композиции играет Нижний парк с великолепными фонтанами. К нему примыкает Верхний сад, разбитый еще при Петре. Сам Петр, который был практичен во всем, использовал сад в качестве огорода и выращивал здесь овощи. Центральное здание ансамбля – Большой Петергофский дворец. Над проектом дворца работал архитектор Жан-Батист Александр Леблон и Никола Микетти. Изначально дворец был скромным, как и задумывал Петр. Но в 1747-1752 гг. придворный архитектор Елизаветы Петровны, Бартоломео Растрелли, перестроил дворец в стиле роскошного барокко.

Кикины палаты

Палаты — одни из старейших памятников гражданской архитектуры XVIII века. Название получили по имени первого владельца — адмиралтейств-советника А. В. Кикина, петровского сподвижника. В течение долгого времени судьба баловала богатого и влиятельного вельможу, поэтому он «замахнулся» на строительство роскошного дома, похожего на дворец (1714-1720 гг.). Предполагается, что Кикин враждовал с Меньшиковым, и он же способствовал побегу царевича Алексея за границу. Как следствие по приказу Петра I его арестовали и казнили 17 марта 1718 г.

Скачать презентацию «Достопримечательности Санкт-Петербурга времен Петра I»

3. Составьте рассказ с использованием следующих слов и словосочетаний: ассамблеи, Сотворение мира, камзол, «Юности честное зерцало…», налог на бороду.

Повседневная жизнь высших слоев общества в эпоху Петра I претерпела кардинальные изменения. Поскольку Пётр видел в дворянах основную движущую силу преобразований, их жизнь должна была измениться в первую очередь.

Главной обязанностью дворян стала считаться государственная служба – военная или гражданская. Дети дворян призывались на службу в 15-16 лет и несли ее пожизненно. Всем дворянам следовало носить европейский мундир, усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься строевой и ратной подготовкой. Если же дворянин не мог исполнять военную службу по причине возраста, болезни или ранения, его переводили на гражданскую службу. Он мог быть назначен на любую должность, например, воеводой в провинции, чиновником в государственном учреждении или сборщиком податей. При этом все дворяне обязаны были получить образование. Дворянин мог поступить в одну из государственных специализированных школ, обучаться дома или изучать науки за границей. И без образования дворянин не мог рассчитывать не только на пользование всеми привилегиями дворянского сословия, он даже не имел права жениться.

Также строго регламентировался и дворянский быт. Все дворяне даже вне службы обязаны были носить европейскую одежду и прически. Камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы стали привычными атрибутами во внешнем виде мужчин высшего сословия. При этом европейская одежда была не очень удобной и малопрактичной. Она попросту не была приспособлена к российским реалиям. Поэтому в зимний период на улицу позволялось одевать длинный кафтан или шубу, также поневоле пришлось оставить в ходу и меховые шапки. Бритье бород было непременным условием в дворянской среде. Если же дворянин не выполнял это условие, с него в лучшем случае взимался огромный налог на бороду, а в худшем случае дворянину грозила опала. Обязательными были посещения различных светских мероприятий (ассамблей, балов, маскарадов). В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Светское общество начало играть в карты и шахматы, танцевать полонез, менуэт и гросфатер. Появилось такое новшество, как курение табака.

На ассамблеях дворяне должны были появляться со своими женами и взрослыми дочерями. Наиболее сильно новые европейские веяния отразилась на внешнем виде светских дам. Вместо русских сарафанов дамы стали носить пышные платья с корсетами и открытыми плечами. Такая мода негативно сказалась на женском здоровье. Если девочек с семилетнего возраста начинали шнуровать в корсет, это оборачивалось деформацией фигуры к зрелому возрасту, что оканчивалось различными болезнями и трудностями при вынашивании детей. Самый больной удар русским традициям в женской одежде был нанесен в части головных уборах. На Руси замужняя женщина не должна была на людях показывать волосы – это считалось позором, поэтому голову обязательно покрывали. Пётр I ввел моду на женские европейские прически, что для замужних женщин стало настоящим шоком. Тем не менее, эти нововведения возвысили русскую женщину, сделав ее из теремной затворницы настоящим и полноправным членом общества.

Европеизация высшего света затронула не только внешний облик дворян. В 1717 году был напечатан своеобразный кодекс правил приличия в светском обществе «Юности честное зерцало». Задачей этого руководства было приблизить русских молодых дворян к идеалам «придворного человека», научить их хорошим манерам поведения в обществе. Конечно, еще в конце XVII века при царствовании Алексея Михайловича и правлении Софьи в России были введены польские манеры общения. Однако Пётр положил конец польскому влиянию и переориентировал дворян на французские традиции. С одной стороны, русские дворяне, пользуясь правилам этикета, стали вести себя по западному образцу, что упростило их общение с иностранцами. А с другой стороны, такое светское «обхождение» научило русских светской лжи: не противоречить и не всегда говорить правду из вежливости. Кроме того, в высший свет вошли множество европейских норм и традиций. Так, например, были введены европейские дворянские титулы, новое летоисчисление от Рождества Христова, а не от ветхозаветного Сотворения мира, игра на клавикордах, скрипке и флейте, праздники с фейерверками, театральные представления и т.д.

Скачать рассказ «Быт дворян при Петре I»

Как изменилась повседневная жизнь высших слоев общества в эпоху Петра I? Подготовьте электронную презентацию.

Скачать презентацию «Быт дворян при Петре I»

Запоминаем новые слова

  • Ассамблеи – собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные Петром I.
  • Гравюра – печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.
  • Канты – вид бытовой многоголосой песни.
  • Клавикорды – струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент.
  • Классицизм – стиль и направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX в., обращенные к античному наследию как художественному образцу для подражания.