Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 9
Параграф 9 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI В.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»
Вопросы в тексте параграфа
Как формировалось сословное общество в России? Какие факторы влияли на этот процесс?
Сословное общество формировалось в России XVI века не стихийно, не эволюционным путем, а по воле государя и для решения определенных задач. Права разных сословий не закреплялись юридически; внутри них не было корпоративной сплоченности, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству. Так, знатные сословия – удельные и «служилые» князья владели землями, но были сильно ограничены в правах и имели четко описанные обязанности. Сословие помещиков тоже было полностью зависимо от воли государя. Усиливалось давление на крестьян и посадских людей. Все государственные вопросы, а иногда и просто амбиции государя финансировались за счет налоговых сборов, вся тяжесть которых легла на тяглых людей. А для того, чтобы сохранить доходы государства и рабочие руки в поместьях, были усилены меры для закрепления крестьян на определенных землях. С одной стороны это было выгодно для сохранения доходов государства, но с другой стороны сильно подрывало экономическое развитие страны.
Кого называли удельными князьями? Когда на Руси появились удельные княжества?
Удельные князья – обычно были ближайшими родственниками великого князя. Удельными княжествами на Руси в XII — XVI веках назывались территории, находившиеся во владении удельных князей. Они возникли еще во времена Древней Руси в период феодальной раздробленности. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но обычно имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.
Вспомните, что такое местничество.
Местничество — система распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков. Зародилась в XIV в. Отменена в 1682 г.
Как вы думаете, почему в разных районах страны строили различные по конструкции избы?
Наличие различных по конструкции домов на территории России обусловлено этническими традициям народов и климатическими условиями. На данном рисунке представлены четыре самых распространенных типов русских домов.
Первый (верхний левый) дом – типичное строение финно-угорского типа, был распространен на севере русских территорий, населенных северными народами. Его конструкцию отличало наличие подклети – так называемого первого этажа, где обычно располагался хлев с домашним скотом, суровые климатические условия не позволяли держать скот зимой на открытом воздухе. Кроме того, дома такого типа строились для многочисленных семей, поэтому под крышей обустраивалась еще одна полноценная теплая комната.
Второй (нижний левый) дом характерен для славянских традиций, так называемый дом ильменских словен. Много подобных домов можно встретить в Новгородских землях. Конструкция дома пошла от традиционных полуземлянок, которые со временем стали перерождаться в полноценные жилые дома. Характеризует этот тип дома расположение на одной огороженной или закрытой территории жилого дома, хлева, сарая и других подсобных помещений – погода этих регионов тоже не была комфортной. Правда на картинке изображена одна двухскатная крыша, а вторая трех или четырехскатная – это не является характерной особенностью данного типа домов.
Третий дом (верхний правый) – типичная постройка русов. Четырехстенок или пятистенок, трехскатная крыша, светёлка, крыльцо. Этот тип домов распространен в средней полосе России в традиционно русских регионах.
Четвертый дом (нижний правый) – типичный представитель южных традиций, так называемый дом кыпчакского типа. Это не деревянное, а глинобитное здание, распространено в южных степных регионах России, где лес является редкостью, а следовательно, и ценностью. Небольшие по площади дома не предусматривали размещения домашнего скота, поскольку хорошая и теплая погода позволяла держать скотину под открытым небом круглый год. Крыша, крытая соломой, делалась четырехскатной, поскольку такая форма наиболее устойчива к степным ветрам.
Что такое крепостное право?
Крепостное право – это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.
Что такое слободы?
Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI-XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.
Дворяне должны были:
- служить государю в различных чинах;
- являться на военные смотры и участвовать в военных походах.
2. Какую сферу отношений регулировало местничество?
Отношения между членами «государева двора» регулировались местничеством. Дети и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки.
3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены?
К концу XVI века возросшие налоги и неурожаи привели к массовому запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и рабочие руки в поместьях, был введен запрет крестьянам уходить из вотчин и поместий, так называемые заповедные лета. Также был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян – урочные лета.
4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
Крестьянские хозяйства должны были нести государственные повинности – тягло. Кроме государственного тягла крестьяне несли повинности в пользу своего помещика (господина). Такие повинности определялись договором между господином и крестьянином. Помещик мог потребовать поставить избу, распахать поле, косить сено или просто «жить тихо и смирно». Кроме того, крестьяне обязаны были отрабатывать барщину на земле господина и выплачивать оброк в размере 20-25% урожая. Также крестьяне выплачивали «мелкий доход» продовольствием.
5. Что означает понятие «казённых» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»?
Казенные платежи и повинности – это платежи и повинности в пользу государства. Жители белых слобод и дворов не платили государственных налогов в казну, они платили только своим господам.
6. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.
Я считаю, что Судебник Ивана III положил начало юридического оформления крепостной зависимости крестьян от землевладельцев. Он ограничил право крестьян уходить от своего господина определенным сроком – за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после него. Уходя, крестьянин обязан был выплатить своему прежнему хозяину пожилое.
7. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните порядок несения «тягла» в XVI в. Результат выполнения задания представьте в виде краткого сообщения перед одноклассниками.
Тягло — это система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.
Налоговая система XVI века предусматривала разделение населения на группы служилых людей, тяглых людей (платящих налоги) и нетяглых людей (не платящих налоги). Размер налога для тяглых людей был разным.
Люди тяглые разделись на людей посадских и уездных, т.е. городских и сельских. Люди посадские подразделялись на чины столичные и городовые или провинциальные. Чины посадские столичные были: гости, люди гостиной сотни, люди суконной сотни, люди московских черных сотен и дворцовых слобод. За чинами посадскими московскими следовали чины посадские провинциальные или посадские люди городовые. По торговой состоятельности или размерам оборотного капитала они так же разделялись на людей «лучших», «средних» и «младших». Со двора «лучшего» посадского человека шло тягло вдвое тяжелее, чем со двора «среднего», а со «среднего» — вдвое тяжелее, чем со двора «младшего» человека.
Люди тяглые уездные. В их среде существовало двоякое деление — по юридическому положению обрабатываемых ими земель и по размерам их рабочих сельскохозяйственных сил или средств. По юридическому положению земель различались: 1) крестьяне черные и дворцовые, жившие на казенной государевой земле, прикрепленные к своим участкам или, точнее, к своим сельским обществам, но лично свободные; 2) крестьяне крепостные, поселившиеся на землях частных владельцев и состоявшие в личной крепостной зависимости от них, но не прикрепленные ни к своим земельным участкам, ни к сельским обществам.
По рабочим средствам тяглые сельские обыватели также делились на два разряда: 1) крестьяне, обрабатывавшие полные или нормальные наделы, какие были приняты в известной местности по качеству почвы и по густоте населения, и платившие с них полные оклады поземельного тягла; 2) бобыли (маломочные крестьяне), подразделявшиеся также на два разряда: одни обрабатывали участки меньшего размера сравнительно с крестьянскими, другие совсем не имели средств пахать, владели только дворовыми усадьбами и жили сельскими промыслами или ремесленным трудом. Соответственно и крестьянское тягло падало на них в уменьшенном размере.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Какой была структура российского общества в XVI в.?
2. Объясните значение понятий «урочные лета» и «заповедные лета».
Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.
Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570-1580-е годы.
3. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России?
Крестьянские общины – это самые низкие ступени административной единицы. В России для крестьян, подчиненных государю, они появились в XVI веке с учетом традиций общинных связей. Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели. Государство не собиралось взаимодействовать с крестьянином как личностью – гораздо проще объединять крестьян в общины, наделять их полномочиями самоуправления и взаимодействовать именно с общиной, собирая тягло с общины, в которой сбор тягла гарантировался круговой порукой.
Все домохозяева сельского общества, состоявшего обычно из крестьян, принадлежавших одному помещику, составляли сельский сход, избиравший сельского старосту, сборщика податей и других должностных лиц. В волости же, включавшей в себя ряд смежных сельских обществ, собирался волостной сход, состоявший из представителей сельских обществ и избиравший волостное правление с волостным старшиной во главе, и волостной суд. Крестьянское управление было ограничено в своей компетенции: подлежавшие ведению сходов вопросы касались преимущественно распределения и сбора податей и порядка отбывания всякого рода повинностей.
В городах мелкие торговцы, ремесленники, огородники объединялись в сотни и полусотни, в основе которых лежал не цеховой принцип, а территориальный. Только крупное купечество объединялось в особые профессиональные организации – гостиную и суконную сотни. В гостиную сотню входили московские купцы. В суконную сотню входили представители провинциального купечества. Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление.
Системы управления в крестьянских общинах и городах были очень похожи. Такая система управления в рассматриваемый исторический период способствовала развитию государства, так как обеспечивала гарантированное поступление налогов в казну. Ведь и в городе, и в крестьянской общине существовала коллективная ответственность (круговая порука) за тягло и повинности.
4. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр. Выясните, что они обозначали.
Род Шереметевых
Род Шереметевых ведет свое происхождения от Андрея Кобылы. Праправнуком Андрея Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и пошли Шереметевы. Из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, не только в силу личных заслуг, но и благодаря родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева. А пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне и казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
На изображении герба мы видим: золотой щит, на котором в лавровом венце расположена золотая корона – герб древних Прусских владетелей – и два креста, под ними боярская шляпка, ниже – на полумесяце скрестились копье и меч; сам щит увенчан графской короной и шлемом дворянским; сверху между двух звезд разместился, так называемый, кумиропоклонный дуб; держателями щита являются стоящие на задних лапах два льва, которые держат во рту лавровую (символ славы, победы и мира) и масличную (символ мира, победы, долголетия и достатка) ветви, а в лапах скипетр и державу (символы государственной власти).
Род Лопухиных
По преданию происходят от касожского (черкесского) князя Редеди — правителя Тмутаракани, который был убит в 1022 г. в единоборстве с Князем Мстиславом Владимировичем (сыном князя Владимира Святославовича, крестителя Руси). Однако этот факт не помешал сыну князя Редеди, Роману, жениться на дочери князя Мстислава Владимировича. Достоверно известно, что к началу XV в. потомки Касожского князя Редеди уже носят фамилию Лопухины, служат в разных чинах в Новгородском княжестве и в Московском государстве и владеют землями. А с конца XV в. они становятся московскими дворянами и жильцами при Государевом Дворе, сохраняя за собой новгородские и тверские вотчины и поместья. Выдающийся род Лопухиных дал Отечеству 11 воевод, 9 генерал-губернаторов и губернаторов, управлявших 15 губерниями, 13 генералов, 2 адмиралов, служили министрами и сенаторами, возглавляли Кабинет министров и Государственный Совет.
На изображении в щите, имеющем серебряное поле, изображен красный гриф, обращенный на правую сторону. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною, на поверхности которой видны семь павлиньих перьев. Намет на щите голубой и красный, подложенный серебром. Щит держат два вооруженные воина, имеющие в руках по одному копью.
Род Бутурлиных
Предком Бутурлиных считается Радша, прибывший, согласно родословной легенде, из Германии в Новгород в конце XII века. Правнук его, Гавриил Олексич, прославился в Невской битве (1240) и состоял боярином при великом князе Александре Невском. Его сыном в некоторых родословцах указан Акинфий Гаврилович, — переяславский боярин, перешедший потом на службу к тверскому великому князю и убитый в сражении под Переяславлем. От его правнука, Ивана Андреевича, по прозвищу Бутурля, имевшего двоих сыновей — Ивана и Юрия, и пошли Бутурлины.
Щит разделен на четыре части, из коих в первой части, в горностаевом поле, изображена Княжеская шапка. Во второй части, в голубом поле, рука с мечом, в золотые латы облеченная. В третьей части, в золотом поле, виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой лапе – державу. В четвертой части, в серебряном поле, птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цветов, подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгра при сабле, держащие одною рукою щит, а в другой руке имеющие старинный славянский чекан с ручкою темного цвета, в обыкновенном их одеянии: в красной шапке, мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах.
Во всех перечисленных гербах боярских родов есть символы, демонстрирующие служение и приближенное положение к правителям России.
5. Используя Интернет, подготовьте электронную презентацию «Москва и её жители в XVI в.». Проиллюстрируйте примерами повседневную жизнь горожан — выходцев из разных сословий.
Среди городов XVI в. столица Российского государства Москва занимала особенно значительное место. Город был большим и богатым. В Москве XVI века проживало около 100 тысяч жителей. Москва являлась центром не только внутренней, но и внешней торговли. В Москву стекались, по свидетельству современника, «купцы иноязычные — турцы и армены и немцы и литва». В XVI в. в Москве были Английский торговый двор, Панский торговый двор для купцов, приезжающих из Литвы и Польши, и Армянский торговый двор для восточных купцов.
XIV век был ознаменован большими успехами во внешней политике – существенно расширилась территория государства: присоединены Казанское ханство, Астраханское ханство, началось покорение Сибири. Москва как столица государства и по сей день отражает победы тех времен. Например, в середине XVI века на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор. После возвращения молодого царя с победой был воздвигнут деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма.
Вся московская торговля первоначально сосредоточивалась в Китай-городе, где в середине XVI в. было не менее 26 торговых рядов. В конце XVI в. в Китай-городе были построены новые каменные торговые ряды. К концу века насчитывалось много лавок, торговавших съестными припасами в Белом городе. О быстром росте территории Москвы свидетельствуют и воздвигнутые вокруг посада стены: так, стены Китай-города, построенные в 1534—1535 гг., охватывали площадь в 92 га, Белого города (сооружённого в 1585—1591 гг. по линии нынешнего Бульварного кольца) — 533 га, а Земляного города (выстроенного в 1591—1592 гг. по линии нынешнего Садового кольца) — уже 1878 га.
Москва была крупным потребляющим центром, получавшим продукты питания, сырьё и ремесленные изделия как из ближайшей округи, так и из более отдалённых мест: хлеб шёл из Рязани и других южных районов, рыба с Волги, масло из Вологды, соль из Поморья, железные изделия из Устюжны Железопольской, пушнина с Урала и из Сибири. Заграничные товары шли в Москву через Новгород Великий, Псков и Смоленск, позднее через Архангельск. Будучи крупным ремесленным центром, Москва снабжала своими изделиями также ряд рынков. Часть московских изделий вывозилась за границу. Укреплению экономического значения Москвы в XVI в. способствовали и мероприятия правительства, которое практиковало принудительные «своды» в Москву ремесленников и торговых людей из других городов.
Москва XVI века стала центром реформ Ивана IV. Одной из значимых для государства стала военная реформа. 1 октября 1550 года Иван IV Грозный подписал указ о переселении «тысячи лучших слуг» из различных городов и областей Русского царства и выделении им поместий для проживания в пределах 60-70 километров от Москвы. Опираясь на положение и выполняемые при царе обязанности, «тысячники» были разделены на три статьи, и получали в зависимости от этого земельный надел в 100, 75 или 50 гектар соответственно. Эти служилые люди стали основой «государева полка» — переселённые дворяне были обязаны участвовать в больших военных походах, предоставляя в зависимости от величины земельного надела определенное количество бойцов. Некоторые историки считают «избранную тысячу» прообразом последующей опричнины. Понимая чрезмерную зависимость от поместного войска, Иван Грозный принял решение о наборе на пожизненную службу 3000 стрельцов и создания из них 6 приказов по 500 человек. Стрельцами служили преимущественно бедные люди, но сотниками и командирами приказов были «дети боярские». Изначально стрельцы имели при себе холодное и ручное огнестрельное оружие, впоследствии стрелецким полкам были приписаны пушкарские расчёты — было положено начало профессиональной русской армии.
Запоминаем новые слова
- Гости — крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.
- «Государев родословец» — родословная книга русских княжеских и боярских родов.
- Заповедные лета — годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный статьёй 57 Судебника 1497 г.).
- Посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.
- Тягло — денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди.
- Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.