Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29


Параграф 29 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

КУЛЬТУРА РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Вопросы в тексте параграфа

Назовите характерные признаки античной культуры

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем, античная культура раздвинула рамки своего существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры, скульптуры, поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Прежде всего античная культура космологична – космос выступает ее абсолютным выражением. Космос по-гречески – это не только мир, вселенная, но и Порядок, противостоящий Хаосу своей упорядоченностью и красотой. Верность природной, естественной красоте становится незыблемым принципом античного искусства. В основе этой красоты не только подражание природе, но и результаты ее познания, выраженные в обоснованных принципах соразмерности, гармонии, единства в многообразии.

Итак, основными чертами античной культуры являются:

  • земная красота, обоснованная природными принципами гармонии, симметрии, ритмики, меры;
  • красота человека (телесность, скульптурность) — воплощение человека, являющегося центром мироздания;
  • космизм (природа воспринимается как одушевленное создание, а боги – как законы природы);
  • состязательность, соревновательность;
  • гражданственность (мужество, подвиг во имя отечества);
  • особенности социальной организации (полис, демократия);
  • светский характер культуры;
  • теоретический способ мышления, послуживший началу формирования современного типа науки;
  • гедонизм (стремление к земному наслаждению).

Каким явлениям в культуре Западной Европы и Арабского халифата VIIIIX веков ученые дали название «Возрождение»?

Взрывной рост наук и искусств на основе интереса к античному наследию ученые назвали Возрождением. Причем сначала термин «Возрождение» применялся лишь к эпохе расцвета науки и культуры в позднесредневековой Италии, поскольку этот этап символизировал возвращение к античным ценностям и идеалам красоты на фоне ухода от угрюмости, зашоренности и мрачности Средних веков. Следует отметить, что Арабское возрождение не символизирует возвращение к античным идеалам (хотя интерес на античной науке наблюдался), поскольку в Арабском халифате была собственная вера, собственная культура и полно собственных научных достижений. Поэтому эпоху Арабского возрождения правильнее называть эпохой «пробуждения» — духовного, культурного, научного и делового подъема государства.

В чем состояло своеобразие политической жизни средневековой Италии?

Политическое устройство средневековой Италии основывалось не на отношениях феодала и вассала, а на принципах устройства городов-республик. Именно в итальянских городах-республиках власть была сосредоточена в олигархических руках: семьи, руководство цехов и гильдий. Для итальянских республик характерно появление политических партий и объединений, ведущих политическую борьбу за власть. При этом сохраняются видимые признаки античной демократии – разнообразные народные советы, выборные должности и т.д. Ограничение выборного права лишь членами цехов и гильдий само по себе является ограничением демократии. Именно средневековые города-республики первыми в истории показали, что идеальная античная демократия в большом открытом обществе практически невозможна, она неизменно подменяется властью олигархических кланов или даже скрытой тиранией.

Какие элементы здания напоминают готику, а какие относятся к архитектуре Возрождения?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

На этой картинке мы видим лишь входную часть огромного кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, самого знаменитого архитектурного сооружения флорентийского Возрождения. В нем наряду с готическими элементами мы видим яркие примеры архитектуры Возрождения. Так, к готике можно отнести три окна-розы с витражами, три входных портала с каменной резьбой и стреловидное оформление ряда архитектурных элементов. К традиционным архитектурным приемам эпохи Возрождения стоит отнести богато украшенные карнизы, фронтон на крыше в античном стиле, вытянутые окна с небольшим полукруглым завершением, оформление цоколя и визуально разделение на уровни.

Какие черты античной архитектуры можно найти в этом здании?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

На фотографии мы видим знаменитое Палаццо Питти, бывшую резиденцию семейства Медичи во Флоренции. В этом здании мы видим чисто античный карниз, идущий вдоль крыши, а также небольшие треугольные фронтоны над окнами и подоконники, типичные для античной архитектуры.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

Какие чувства вызывает у вас данный сонет?

Франческо Петрарка попытался в этом сонете описать любовь. Полагаю, ему это удалось. Простыми словами он создал возвышенную атмосферу любви, на грани фанатизма. Это, безусловно, красивый сонет, но на мой взгляд чрезмерно эмоциональный.

Обобщение информации параграфа

1. Кто называл себя «любителями мудрости»?

«Любителями мудрости» называла себя группа людей, считавших, что античная эпоха была золотым веком человечества, когда процветали науки, искусства, а люди были мудрыми и доблестными. Любители мудрости стремились возродить античные ценности в современном мире, для чего изучали латынь и греческий язык, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, и даже подражали античным героям и философам.

2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Гуманисты считали, что человек – это лучшее творение Бога. Человек в своей земной жизни должен добиться величия и счастья, развивая и используя все то, что дал ему Бог – разум, стремление к познанию и свободную волю. Наградой такому человеку будет не блаженство на небесах, а счастье, слава и общественное признание в земной жизни.

3. Чем отличались представления о благородстве, распространенные в феодальном обществе и у гуманистов?

В феодальном обществе человек был благородным, только если у него были знатные предки. Гуманисты считали, то благородство не дается с происхождением – благороден лишь тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.

В этих оценках благородства мы видим, как со временем меняется сам смысл этого понятия. Сегодня мы совершенно по-другому воспринимаем благородство, нежели в феодальном обществе или в среде гуманистов. Мы считаем, что благородство связано с высокой нравственностью, самоотверженностью и честностью. Благородство не может быть само по себе, его проявление обязательно происходит по отношению к кому-то. Поэтому только чужая оценка человеческих помыслов и поступков, основанная на общепринятом понимании нравственности, может определить, благороден человек или нет.

4. Почему «любители мудрости» назвали свое время эпохой Возрождения?

Любители мудрости назвали свое время эпохой Возрождения, потому что считали, что античная эпоха была золотым веком для культуры и науки, а с приходом варваров наступили темные времена Средних веков, воцарилось невежество и жестокость, и лишь возрождение античных ценностей сможет вывести человека из этого невежества.

Стоит отметить, что деятельность любителей мудрости была лишь частным проявлением эпохи Возрождения, вроде «кружка толкиенистов», бегающих по лесам с луками в одежде эльфов. Идеология Возрождения намного шире и не заключается лишь в подражании античным традициям. Помимо расцвета интереса к античной культуре, в эпохе Возрождения мы видим и другие отличительные черты – светский характер культуры, развитие гуманизма и антропоцентризма (учения, что человек – средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий).

Возрождение – это новое культурное мировоззрение, возникшее вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся.

Возрождение стало прямым следствием появления нового мировоззрения, а не кружка «любителей мудрости», как сказано в учебнике. Рост городов-республик в Италии привёл к росту влияния сословий, ранее не участвовавших в феодальных отношениях: мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Кроме того, изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

Полагаю, что ответ – все – будет чрезмерно кратким. Поэтому придется давать развернутый ответ в общем и в деталях. Если рассматривать в целом изменения в культуре в эпоху Возрождения, то можно сказать, что деятели искусства привнесли античные ценности и понятия красоты и гармонии, новое мироощущение, новое видение места человека в мире, новое отношение к Богу и ориентацию на светскую жизнь. Человек теперь считался центром мироздания, наделенный разумом и собственной волей он стремился жить здесь и сейчас, получая от земной жизни удовольствие. На мой взгляд еще одним важным новшеством эпохи Возрождения можно назвать стремление к свободному творчеству, самовыражению в искусстве.

Теперь о новшествах в деталях. В архитектуре на первый план выходит красота зданий и удобство для человека. В компоновке соборов уходит излишнее стремление ввысь, характерное для готического периода. В планах жилых построек проявляются римские принципы построения домов – внутренние закрытые дворики, круговые проходные комнаты и т.д. Также появляются различные архитектурные приемы и элементы, в которых явно видно влияние античности: карнизы, фронтоны, ордерная система и колонны. Разрабатываются и элементы, свойственные лишь архитектуре Возрождения: вытянутые окна с круглым завершением, разделение карнизами фасада на уровни и т.д. Принципами архитектурного стиля Возрождения становятся симметрия, логика, гармония, индивидуализация. Строения эпохи Возрождения отличаются от готических сооружений своей жизненностью, уютом, они надежно стоят на земле, имеют правильные и приятные глазу очертания, простые правильные геометрические формы, четкую этажность.

Скульптура Возрождения вновь обретает самостоятельное значение, избавляясь от привязки к архитектуре. Главными мотивами скульптуры становится ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью. Скульптура освобождается от религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, к человеку. Развитие получает жанр портрета реальных людей, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Несмотря на ориентацию на античные традиции, мастера эпохи Возрождения не слепо им следуют, не подражают бездумно – они перерабатывают античные идеи для своего времени и воплощают собственные мысли в свои скульптуры. К примеру, для римлян монумент своей внушительностью и незыблемостью должен воплощать неизменность, силу и крепость государства. Скульпторы же Возрождения ставили перед собой задачу показать, что величие христианского памятника не может состоять в мощи, выставляемой напоказ силе, гнетущей тяжести массы. Идея должна выражаться духовными и нравственными ценностями через совершенство пропорций, красоту, гармоничность форм и белизну мрамора.

Живопись Возрождения вообще поднялась на небывалую высоту. Эпоха Возрождения послужила толчком для смещения акцентов в живописи, с помощью которой человечество стремилось познать реальный мир, отобразить его богатство, красоту и разнообразие. Другими словами, личность Ренессанса стремилась обрести художественное познание путем обращения к научному знанию, которое наиболее полно отражает все природные формы. Таким образом, занимаясь художественным творчеством, авторы выходили через художественные проблемы пропорций – в математику и анатомию, а через перспективу – в область физики и оптики. Такой подход позволил художникам Возрождения соединить искусство и науку, что позволило решить многие важные изобразительные проблемы. В эпоху Возрождения выработалась новая система художественного видения мира, которая основана на доверии к восприятию человека, прежде всего зрительному. Таким образом, определился исходный принцип художников Ренессанса – изображать так, как мы это видим. Это означает, что вещи рассматриваются не изолировано, а в единении со средой, в которой они находятся. Кроме того, художникам удалось добиться высочайшего мастерства в передаче мимики лица и движения тела человека, в способах передачи пространства, в построении композиции. Их работы несут красоту, гармонию, свежесть и яркость. Они аллегоричны и наполнены смыслом. Именно в эпоху Возрождения появляется такой жанр живописи как пейзаж, в рамках которого художники стремятся добиться гармоничного и целостного изображения природы.

6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

Имя Сфера деятельности Известные произведения
Донателло Скульптор Мария Магдалина, Гаттамелата, Иоанн Креститель
Леонардо да Винчи Художник, скульптор, архитектор, ученый, изобретатель, поэт, музыкант Тайная вечеря, Джаконда, Мадонна в гроте, Дама с горностаем, орнитоптер (летательная машина), изучение строения человеческого глаза и механики полета птиц.
Сандро Боттичелли Художник Весна, Рождение Венеры, Венера и Марс
Франческо Петрарка Поэт, философ Канцоньере (сонеты к Лауре), философские диалоги и трактаты
Данте Алигьери Писатель, поэт, философ, политик Божественная комедия, Пир, Новая жизнь
Джованни Боккаччо Писатель, поэт Декамерон, поэмы и романы

Подумайте

1. Гуманисты считали, что истинного величия можно достичь только неустанным изучением античной словесности. Поясните эту мысль. Согласны ли вы с ней? Свое мнение аргументируйте.

Вопрос очень непростой, с заковыркой. Проблема заключается в недостаточно верном понимании самого термина «античной словесности». Сегодня нам известно определение литературы, как письменно зафиксированного авторского словесного искусства. Поэтому можно подумать, что «словесность» — это умение красиво составлять слова. Но это не так. В Античности термина литература вообще не существовало: все произведения словесного искусства называли «поэтическим искусством». Но если разобраться в термине «поэзия», то мы поймем, что изначально для людей древности определяющим признаком поэзии были вовсе не стихи или проза. Слово «поэзия» восходит к древнегреческому глаголу «poieo» — делаю, творю, создаю, причем без дальнейшей конкретизации. К поэзии относились и танцы, и музыка, и пантомима, словом все, что сегодня мы называем «творчеством». Поэтому античную словесность не следует воспринимать просто как умение красиво говорить или писать. Это умение создавать нечто новое – творить.

Теперь к самому вопросу. Если гуманисты считали, что истинного величия можно достичь только неустанным изучением античной словесности, подразумевая под этим творчество, то они правы, но частично. Способность творить невозможно получить у кого-то, эта способность заложена или не заложена в человеке изначально. Изучение трудов ученых, произведений скульпторов, поэтов, живописцев, архитекторов может только дать необходимые инструменты для творчества, но не научить творить.

2. Почему Данте называют лишь предвестником эпохи Возрождения? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь дополнительной литературой.

Данте действительно называют первым мыслителем эпохи Возрождения, хотя он и жил раньше, во время расцвета схоластической философии. Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывающиеся в русло традиционной схоластической философии и католического мировоззрения. В его произведениях можно найти очень много таких примеров. Например, в «Божественной Комедии» проводником Данте по Аду и Чистилищу является персонаж, далекий от христианства – античный мудрец, оратор и поэт Вергилий, а не какой-нибудь католический святой или ангел. В Раю Данте сопровождает тоже далеко не небесный ангел, а земная любовь писателя – Беатриче. Известного еретика Сигера Брабантского, главу аверроистов, Данте помещает в Раю рядом с Фомой Аквинским, который всю жизнь боролся с аверроизмом. Античных философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте помещает не в сама Аду, как того требовало общепринятое мнение, а в лимбе – самом первом круге Ада, вместе с невинными некрещенными младенцами и т.д.

Картина мира в Комедии соответствует католической, но сама иерархия небес Рая во многом напоминает неоплатоническое построение. Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, стремится к двум видам блаженства – небесному и земному. К земному блаженству, как указывает Данте, ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному блаженству – путь духовных наставлений Святого Писания. Таким образом, философия для устроения земной жизни оказывается более нужной, чем богословие. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

3. Выясните, чем отличались друг от друга арабское Возрождение, Каролингское возрождение и раннее итальянское Возрождение. Предположите, почему ученые применили одинаковое определение для столь разных культурных эпох.

Арабское возрождение В VII веке благодаря возникновению большой исламской республики на огромном пространстве установились общая культура, религия и литературный язык. Это очень сильно стимулировало развитие культуры и, как следствие, науки. Быстро распространились изобретения, созданные ранее в разных местах — сталь, шелк, бумага, фарфор. На деньги халифов сочинения греческих ученых и философов переводятся на арабский язык. В период с VII по X век культура и наука арабов по многим признакам напоминала культуру эпохи Возрождения, что и привело к появлению понятия «арабское возрождение».
Каролингское возрождение Эпоха культурного подъема в империи Карла Великого в VIII-IX веках. В основе каролингского возрождения лежал интерес к раннехристианскому наследию Древнего Рима. Каролингское возрождение было непосредственно связано с политикой короля франков Карла Великого, направленной на повышение образовательного уровня франкского духовенства, и проявилось в развитии литературы, философии, богословия, охватывало изобразительное искусство и архитектуру, в меньшей степени музыку.
Итальянское Возрождение Эпоха в культурном развитии европейских стран вследствие изменений общественных отношений, пришедший на смену «тёмным» Средним векам. В этот период наблюдается небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытый, развития банковского дела, торговли и ремесел. Термин «Возрождение» связан со вспыхнувшим интересом к идеалам Античности. Европейское Возрождение – гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации. Изменилось не только искусство, но и сам человек. Освободившись от средневековых представлений, он по-новому смотрит на окружающий мир и на самого себя. Меняется его отношение к Богу, его цели и образ мышления. А новое искусство, подобно зеркалу, отражает эти изменения.

Как мы видим, в таблице представлены краткие характеристики различных периодов, в последствии названных Возрождением. Все они имеют общую черту – повышение интереса к античному искусству и науке. Однако, они имеют и достаточно серьезные различия.

  • В Арабском возрождении основной интерес к Античности проявлялся в науке и в меньшей степени в культуре, поскольку у арабов была самобытная культура, далекая от Античности. Влияние Античности на человека и его отношение к Богу в эпоху Арабского возрождения, можно сказать, стремится к нулю.
  • В эпоху Каролингского возрождения интерес к Античности тоже сильно ограничен научной и образовательной сферой. Да и сама эпоха «Каролингского возрождения» судя по всему ограничивалась территорией королевского двора и дворцов знати. Цели, которые ставил Карл Великий – научить людей верить в Бога, совершенно не соответствуют привычным понятиям Возрождения.
  • Лишь в итальянском Возрождении мы действительно видим, как интерес к античным идеалам помогает менять отношение человека к Богу и к себе. И эта новая философия находит свое отражение в науке и культуре.

4. Уточните по словарю, в каком значении сейчас употребляют слово «гуманист». Изменилось ли его значение по сравнению с эпохой Возрождения?

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек – это лучшее творение Бога. Человек в своей земной жизни должен добиться величия и счастья, развивая и используя все то, что дал ему Бог – разум, стремление к познанию и свободную волю. Наградой такому человеку будет не блаженство на небесах, а счастье, слава и общественное признание в земной жизни. Именно поэтому гуманисты стремились улучшить человеческую природу через постижение античных ценностей.

Сегодня гуманистами называют разные группы людей. Зачастую это разделение связывают с понятиями гуманизма и гуманность. Таким образом, гуманист может быть:

  • А) представителем философского течения гуманизма, т.е. тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей, а также считает благо человека критерием оценки общественных отношений;
  • Б) приверженцем гуманности, как мировоззрения, среди принципов которого отказ от насилия в любой форме, повышенная способность к сопереживанию, пониманию окружающих, уважительное отношение к своим и чужим потребностям и желаниям, готовность к бескорыстной помощи, осознание ценности счастья и благополучия.

Согласитесь, что лишь первый вариант более или менее напоминает философию гуманистов Возрождения, поскольку считается, что именно современный гуманизм и берет свои корни.

5. Подготовьте презентацию «Шедевр искусства раннего Возрождения (5-7 слайдов), посвященную какой-либо картине или архитектурному памятнику эпохи.

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

Рождение богини красоты

Одним из самых красивых и пленительных образов раннего Возрождения на мой взгляд является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Ориентированная на античные идеалы красоты, картина стала символом эпохи Возрождения.

На этой картине показан мифологический сюжет Древней Греции о рождении Афродиты. Правда художник назвал Афродиту, богиню красоты, на древнеримский манер – Венерой. Но на картине мы видим не просто холодную красоту античной богини, а живую, нежную и милосердную женщину с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались те художники, которые не хотели просто подражать образцам и идолам, но стремились вдохнуть настоящую жизнь в свои творения.

Сандро Боттичелли

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

Сандро Боттичелли – один из самых известных художников раннего Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Учиться рисовать Сандро начал в мастерской Филиппо Липпи, где он пробыл пять лет. Потом он перешел в мастерскую Андреа Вероккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи. Уже в 25 лет Боттичелли имел собственную художественную мастерскую, знакомится с Симонеттой Веспуччи, и пишет свои знаменитые полотна, наполненные нежностью и красотой.

В 1485 году Боттичелли создает прославленное полотно «Рождение Венеры». В этот же период он пишет самое загадочное свое произведение — «Весну», а также серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. В конце XV века Боттичелли вынужден отказаться от своего прежнего стиля и писать в основном на религиозные мотивы. С тех пор стиль Боттичелли резко меняется, он становится аскетичным, среди красок преобладают темные тона.

Боттичелли завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти.

Симонетта Веспуччи

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

Считается, что прообразом богини в картине «Рождение Венеры» была именно Симонетта Веспуччи, жена Марко Веспуччи, родственника будущего знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, в чью честь назван континент Америка. Предполагается, что Сандро Боттичелли был поражен естественной красотой и скромностью Симонетты. Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».

Действительно, если сравнить прижизненные портреты Симонетты кисти того же Сандро Боттичелли, мы сможем увидеть явное сходство. Более того, образ Симонетты Веспуччи художник пронес через всю свою жизнь – он встречается во многих картинах Боттичелли. И хотя, как считается, Симонетта ни разу не позировала Боттичелли для мифологических или религиозных полотен, он повторял её лицо, ставшее воплощением идеала флорентийской красоты, из картины в картину — вероятно, по памяти, и во многих случаях уже после её смерти.

Аллегории и смыслы, скрытые в картине

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

Согласно мифу Афродита (Венера) родилась из морской пены. Рожденная богиня плывет к берегу в створке раковины морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины образ западного ветра Зефир в объятьях своей супруги нимфы Хлориды (по-римски Флоры, нимфы весны и растительности) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Считалось, что дыхание Зефира обладает способностью создавать новую жизнь. На берегу богиню встречает одна из граций, предлагая ей накидку, украшенную весенними цветами, и свою вечную службу. Судя по одеянию, эта грация – Ора Талло, весенняя богиня цветения растений.

Опираясь на античный сюжет, художник насытил картину различными аллегориями:

  1. Раковина — отражает океаническое происхождение Венеры, символически соединяясь с рождением человека. Морская красавица-раковина, равно как и ее меньшая сестра, речная ракушка — водный и лунный знак, а также женский символ. Также это эмблема любви, брака и процветания.
  2. Камыш — символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.
  3. Фиалки — луг засыпан фиалками, так же символом скромности, но они часто используются для любовных зелий.
  4. Белая роза — это «цветок света», символ невинности, целомудрия и чистоты, духовного раскрытия, очарования.
  5. Апельсиновое дерево — одно из самых плодовитых деревьев и древний символ плодородия. Апельсин ассоциируется с великолепием и любовью.
  6. Маргаритка — символа любви, весны и плодородия.

Техника написания картины

Многие специалисты отмечали исключительную технику и прекрасные материалы, используемые Боттичелли для выполнения этой работы. В то время деревянные панели были самыми популярными для написания картин. Дополнительную популярность постепенно набирал и холст. Он стоил дешевле, чем дерево, и считался менее формальным, и более подходящим для частных показов. Боттичелли выбрал для своей картины именно холст.

Картина выполнена в технике — темпера. Ее особенность состоит не только в одноименных красках, основанных на пигментных порошках, воде и связующих материалах (яичный желток, жир). С помощью темперы художник может добиться как эффекта акварельных красок (нежность тонов), так и эффекта масляных красок (яркость цветов), применяя различную консистенцию связующих элементов. Считается, что после высыхания темперные краски приобретают особую гибкость и не трескаются со временем. Более того, считается, что Боттичелли покрыл свою картину слоем из яичного желтка, что по мнению некоторых экспертов и позволило так хорошо сохраниться картине. Однако, известно, что многие современники и последователи Боттичелли тоже покрывали картины яичным желтком, но хорошо сохранилась картина только у Боттичелли, и только «Рождение Венеры». Так что, вряд ли именно этот прием сделал картину долговечной.

Сегодня картина находится в галерее Уффици во Флоренции (Италия). Кстати, в 1987 году была проведена реставрация картины. С нее был удален слой лака, превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налет – картина снова заиграла яркими цветами.

Скачать презентацию по картине «Рождение Венеры»