Параграф 7 — ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Задание 1. Найдите два неправильных ответа и исправьте их.

Из истории культуры Византии



  1. Преподавание в школах с VII века велось на латинском языке. — (Преподавание в византийских школах велось на греческом языке)
  2. Особенно были развиты математика, медицина, химия, география, история.
  3. Византийские путешественники оставили интересные свидетельства о многих странах и народах.
  4. Школы были только церковные. — (В Византии открывались не только церковные, но и государственные, и даже частные)
  5. Школьные предметы включали в себя чтение, письмо, арифметический счёт, церковное пение.
  6. В школах изучали произведения древнегреческих авторов: Гомера, Эсхила, Софокла и др.

Задание 2. Подумайте, как византийские историки объясняли ход истории и причины происходивших событий.

Ответ:

Византийские историки в своей работе использовали исторические документы, свидетельства очевидцев и личные наблюдения. Ход истории и причины происходивших событий византийские историки оценивали по-разному: причинами сложных и многогранных событий считались божественный промысел или судьба, а более простые причинно-следственные связи описывались на основе личных убеждений и умозаключений, иногда даже с явным проявлением назидательных устремлений автора.

Примечание: Нельзя объяснять ход истории одним только божественным промыслом и судьбой. Иначе получится произведение, не заслуживающее внимания. Так, придется, например, объяснять причины отступления остготов из южной Италии божественным промыслом, а не тем, что византийский флот и армия имели подавляющее преимущество, а у вестготов кончались припасы. Рок и божественный промысел привлекали для объяснения событий, с анализом которых историки, не обладая достаточными знаниям, просто не могли справиться. К таким событиям, например, можно отнести зарождение и падение государств. Мы понимаем, что такие события являются следствием сотен взаимосвязанных причин. Далеко не каждый может в них разобраться даже сегодня, когда у нас под руками огромная база данных знаний в Интернете, не говоря уж о византийских историках, ориентирующихся на античные традиции и документы.

Чтобы доказать, что простые события историками оценивались на основе личных убеждений приведем пример из трудов известного нам по учебнику византийского историка Прокопия Кесарийского. Его три произведения — «История войн», «О постройках» и «Тайная история» — являются настолько важным источником разнообразных сведений по истории, экономике, географии, демографии Византии и соседних с ней стран, что возникает проблема какой же источник выбрать для определенного периода. Проблема выбора усугубляется тем, что указанные произведения не только написаны в разных стилях и жанрах, но и выражают разные политические идеи. «История войн» — это классическая хронология военных действий императора Юстиниана без каких-либо объяснений событий. «О постройках» — это работа с бесконечными восхвалениями строительных достижений Юстиниана. «Тайная история» — это один большой памфлет с критикой всех действий того же Юстиниана. И где же тут божественный промысел? 

Задание 3. В 941 году, правитель Древней Руси, князь Игорь направился в военный поход на Византию, но под Константинополем потерпел поражение. Одержать победу византийцам помогло изобретение, неведомое в других странах. Какое?

Ответ:

«Греческий огонь» — специальная зажигательная смесь на основе нефти и смолы, которую нельзя погасить водой.

Задание 4. Найдите на схеме храма Святой Софии его основные части и подпишите их.

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 7

Ответ:

  1. Апсида с алтарной зоной.
  2. Поперечный неф.
  3. Поперечный неф, предалтарная зона.
  4. Средокрестие.
  5. Притвор.

Примечание: Многие могут попытаться вас убедить, что под цифрами 2, 3 и 4 показаны боковые и главный нефы храма. Но это не так. Боковые и главный нефы идут от притвора к алтарной зоне, т.е. вдоль смысловой оси храма. На рисунке как раз показан продольный разрез храма, с одной стороны которого притвор, а с другой апсида с алтарной зоной. Значит среднее пространство на этом плане никак не может быть боковыми и главным нефами, а лишь двумя поперечными нефами и средокрестием (пересечением главного продольного нефа с центральным поперечным — так называемая подкупольная зона). Возможно, составители рабочей тетради тоже не особо разбираются в этих понятиях.

Задание 5. О развитии каких наук, ремёсел и искусств может рассказать византийский храм?

Ответ:

Создание шедевра, наподобие собора Святой Софии, требует знаний в математике и геометрии, механике и физике, материаловедении и пр. Также необходимы навыки в архитектуре и строительстве, обработке камня и дерева, металлургии (для изготовления режущих инструментов), гончарном и стекольном ремеслах. Для отделки храма необходим высокий уровень художественного, скульптурного и ювелирного мастерства, а также декоративно-прикладных ремесленных направлений (столярные работы, резьба по дереву, кости, камню).