Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Итоговые задания



Итоговые задания — ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Люди и события Средневековья

Кому принадлежат эти слова? Как они характеризуют этих людей? О каких исторических событиях напоминают?

  1. «Покорённые силой его раскаяния и великой мольбой всех присутствующих, мы, сняв с него узы отлучения, приняли его в лоно святой матери нашей церкви…» Речь идет о противостоянии Папы римского Григория VII и императора Священной Римской империи Генриха IV в борьбе за право инвеституры (назначение епископов). Отлученный от церкви Генрих IV совершил паломничество в Каноссу (крепость Григория VII) в 1077 году и умолял о прощении.
  2. «Предпримите путь ко Гробу Святому; исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините её себе…» — Призыв Папы римского Урбана II к освобождению Святой земли. Его речь, произнесенная в городе Клермон в 1095 году, положила начало Крестовым походам.
  3. «Филипп, милостью Божией король франков… Желая обсудить и рассмотреть совместно с… нашими и нашего королевства верными подданными многие затруднительные обстоятельства… предписываем вам распорядиться и приказать от нашего имени… чтобы выбрали по два или по три из лучших и опытных людей… которые бы явились в Париж…» — Учреждение в 1302 году королем Франции Филиппом IV Красивым сословно-представительного органа, названного Генеральными штатами. Это событие произошло в разгар конфликта короля Франции с Папой римским Бонифацием VIII.
  4. «Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях так же, как французы во Франции и немцы в своих землях…» — Это высказывание Яна Гуса, чешского университетского профессора и богослова. Его критика католической церкви, требования ее реформирования, а также выступления против засилия немцев в Чехии привели к конфликту с Папой римским и императором Священной Римской империи. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре по обвинению в ереси. Его идеи и казнь положили начало Гуситским войнам в Чехии.
  5. «Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной… где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею… Я послана сюда Богом, небесным королём… чтобы выгнать вас из всей Франции…» — Эти слова принадлежат Орлеанской Деве Жанне д’Арк. Она считала своей миссией освободить Орлеан и всю Францию от власти англичан завоевателей. Ее подвиг стал яркой иллюстрацией осознания французским народом своей национальной идентичности и объединения ради борьбы с захватчиками. Жанна д’Арк была взята в плен англичанами и сожжена на костре в 1431 году.
  6. «Я могу делать всё, что мне угодно. Оба берега Босфора принадлежат мне: тот, восточный, — потому что на нём живут османы, а этот, западный, — потому что вы не умеете его защищать…» — Эти слова принадлежат турецкому султану Мехмеду II. В 1453 году после длительной осады турками султана Мехмеда II пал Константинополь. Это означало окончательное уничтожение Восточной Римской империи.

Эти слова пришли к нам из Средневековья

1. Объясните происхождение слов.


  • ЛомбардВо время Крестовых походов крестоносцы свозили наворованное в Венецию и Ломбардию, где продавали, закладывали или обменивали товар на деньги. Отсюда и произошло слово ломбард. Поток ценностей и денег, который хлынул в Италию способствовал возникновению первых банков и ростовщичества.
  • ИнициалНачальные буквы фамилии, имени, отчества или заглавная буква в параграфе. Это слово произошло от латинского слова initialis («начальный»).
  • БанкВ Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. 
  • УниверситетЭто название высших учебных заведений Европы произошло от латинского слова universitas (совокупность, общность) и символизировало то, что в университетах изучают все доступные знания, а не узко-специализированные направления.
  • СтудентЭто слово произошло от латинского studens (усердно работающий человек, занимающийся работой и учебой).
  • Парламент — Это слово произошло от французского parler («говорить»). Так назвали сословно-представительный орган в Англии. В нем право голоса получили представители различных сословий Англии.
  • ЛекцияПроизошло от латинского lectio («чтение») и означало устное последовательное изложение материала по какому-либо вопросу.
  • ШколаПроизошло от древнегреческого слова, означающего «досуг, учебное занятие». 

2. Попробуйте объяснить, почему эти слова и выражения сохранились в истории. Обменяйтесь мнениями с одноклассниками.

ВандализмЭто бессмысленное уничтожение материальных ценностей. Слово произошло от названия древнегерманского племени вандалов, которые захватили и разрушили Рим.

Круглый столПонятие «круглого стола» пошло из легенды о короле Артуре, который собрал в Камелоте лучших рыцаре. Чтобы между рыцарями не было раздоров из-за высоких и низких мест, Мерлин подарил Артуру круглый стол. По сей день круглый стол символизирует равенство сидящих за ним. 

РыцарьИменно такое произношение слова произошло от немецкого ritter, первоначально — «всадник», «наездник». В других языках это понятие обозначается по-разному: кабальеро — в Испании, шевалье — во Франции, кавальер — в Италии и т.д., но все они означают «всадник». Вхождение в обиход этого понятия символизирует переход от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Вечный подмастерьеС развитием цехов в Средние века наступила ситуация, когда в XIV—XV веках цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства. Жесткая структура и устав цехов стали препятствовать росту подмастерий, для которых стать мастером стало просто нереально. Отсюда и появилось такое выражение как «вечный подмастерье».

ШедеврВо многих городах средневековой Европы это понятие означало лучший образец изделия, изготовленного ремесленником на собственные средства. Только после того, как ремесленник изготовил шедевр, он мог вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером.

Города, страны, континенты

  1. Знаменитый город, расположенный в двух частях света, на своём веку трижды менявший название (перечислите все названия). — Византий, Константинополь, Стамбул
  2. В этом городе в течение 70 лет были в плену папы римские. — Авиньон
  3. Где расположен дворец Альгамбра? — Гранада
  4. К этому городу, бывшему когда-то столицей могущественного государства, обращались взоры многих правителей, мечтавших возродить империю. — Рим
  5. Вблизи этого города в Средневековье произошли две знаменитые битвы (732 год; 1356 год). — Пуатье
  6. Континент — родина какао, помидоров, картофеля, подсолнечника. — Америка
  7. Священный город иудеев, христиан и мусульман в Палестине. — Иерусалим
  8. Этот город был присоединён к Испании в том же году, когда Христофор Колумб открыл Америку. — Гранада
  9. Столица средневекового государства в Средней Азии, одним из правителей которого был завоеватель Тимур. — Самарканд
  10. Столица страны — родины парламента. — Лондон
  11. Название этого города в переводе означает «мост». — Брюгге
  12. Правителями этого города была семья Медичи. — Флоренция
  13. В какой стране возникла пословица «Клочок бумаги очень нелёгок — прошёл через 72 руки»? — Китай
  14. Знаменитые украшения этого города — Карлов мост и собор Святого Вита. — Прага
  15. Одна из улиц этого города называется «Улица одного человека».
  16. Столица могущественного халифа Харуна ар-Рашида. — Багдад
  17. Столица государства, монархи которого короновались в Реймсе. — Париж
  18. Главный город империи Карла Великого. — Ахен
  19. Собор этого города украшают статуи маркграфа Эккехарда и его жены Уты. — Наумбург
  20. Одна из достопримечательностей этого города — храм Неба. — Пекин
  21. На севере этой страны в древности располагалось государство Аксум. — Эфиопия

Итоговые задания

  1. Что такое Каролингское возрождение?
    A) Военная реформа Карла Мартелла во Франкском государстве.
    Б) Подъём культуры во Франкской империи Карла Великого.
    B) Возникновение крупных феодальных поместий с зависимыми крестьянами во Франкском государстве VIII — IX веков.
    Г) Принятие императорского титула Карлом Великим.
  2. Какие явления относятся к IX — XI векам в Западной Европе? Выберите два правильных ответа.
    A) Великое переселение народов,
    Б) Феодальная раздробленность.
    B) Норманнские набеги.
    Г) Создание варварских королевств.
  3. Когда возникли первые славянские государства?
    A) В IV —VII веках.
    Б) В V — VI веках.
    B) В IV — V веках.
    Г) В VII —X веках.
  4. Выберите три пары современников.
    A) Генрих II Плантагенет и Сандро Боттичелли.
    Б) Карл Великий и Харун ар-Рашид.
    B) Хлодвиг и Ричард Львиное Сердце.
    Г) Изабелла Кастильская и Христофор Колумб.
    Д) Роджер Бэкон и Фома Аквинский.
    Е) Гуго Капет и Франсуа Вийон.
  5. Какие из этих фактов характеризуют:
    A) Каролингское возрождение — 1, 4, 8;
    Б) культуру Византии — 3, 5, 7;
    B) арабское возрождение — 2, 6.
    1. Создание учебника грамматики Алкуином. 2. «Дом мудрости» в Багдаде. 3. Труды Прокопия Кесарийского, Льва Диакона. 4. Ахенская капелла. 5. Создание храма Святой Софии в Константинополе. 6. Труды по медицине Ибн Сины. 7. Изобретения Льва Математика. 8. «Дворцовая академия».
  6. Найдите в данном списке феодалов. Отметьте три правильных ответа.
    A) Король Англии.

    Б) Городской цех пекарей.
    B) Крестьянская община.
    Г) Граф Шампани, крупный землевладелец.
    Д) Монастырь, собственник земельных угодий с деревнями.
    Е) Купец из Амстердама, владеющий торговыми судами и складами с товарами.
  7. Какое событие произошло в 1054 году?
    A) Первый Крестовый поход.
    Б) Реформы Альфреда Великого в Англии.
    B) Разделение христианской церкви на католическую и православную.
    Г) Приход к власти во Франции династии Капетингов.
  8. Что такое Крестовые походы?
    A) Военно-религиозные походы европейских рыцарей в Святую землю, а также с целью истребления очагов ереси в самой Европе.

    Б) Торговые экспедиции на Восток с целью приобретения товаров для продажи в Европе.
    B) Мирная миссионерская деятельность по распространению христианства среди язычников.
    Г) Дипломатическая деятельность с целью налаживания мирных отношений со странами Востока.
  9. Какие характеристики относятся к позднему Средневековью?
    A) Начало феодальной раздробленности.
    Б) Города попадают в зависимость к сеньорам.
    B) Начало закрепощения крестьян.
    Г) Создание сословных монархий, начало освобождения крестьян.
  10. Расположите в хронологическом порядке.
    A) Авиньонское «пленение» пап. (1309-1377 гг.)
    Б) Нормандское завоевание Англии. (1066 год)
    B) Объединение Кастилии и Арагона в единое Испанское королевство. (1479 год)
    Г) Появление государства пап римских — Папской области. (756 год)

    Г

    Б А

    В

  11. Какие понятия относятся к истории:
    A) Франции — 1, 7, 11;
    Б) Англии — 3, 6, 9, 10;
    B) Священной Римской империи — 2, 4;
    Г) Испании — 5, 8.
    1. Генеральные штаты. 2. Золотая булла. 3. Великая хартия вольностей. 4. Гуситские войны. 5. Кортесы. 6. «Книга Страшного суда». 7. Жакерия. 8. Аутодафе. 9. Щитовые деньги. 10. Суд присяжных. 11. Альбигойские войны.
  12. Как называется отвоевание христианами у мусульман Пиренейского полуострова? Выберите правильный ответ.
    A) Реконкиста.

    Б) Борьба пап римских за светскую власть.
    B) Борьба гвельфов и гибеллинов.
    Г) Столетняя война.
  13. Какие два события произошли в 1453 году?
    A) Падение Константинополя.

    Б) Созыв парламента в Англии.
    B) Открытие Америки Колумбом.
    Г) Окончание Столетней войны.
    Д) Начало феодальной войны в Англии.
    Е) Начало Крестовых походов в Святую землю.
  14. Узнайте, о ком идёт речь.
    А) Основатель ордена доминиканцев. — Доминик Гусман
    Б) Венецианский купец и путешественник XIII века. — Марко Поло
    В) Основатель династии Каролингов. — Пипин Короткий
    Г) Изобретатель книгопечатания. — Иоганн Гутенберг
    Д) Византийский император-реформатор VI века. — Юстиниан
    Е) Персидский поэт X — начала XI века. — Фирдоуси
    Ж) Французский философ-рационалист XII века. — Пьер Абеляр
    З) Сербский воин, герой битвы на Косовом поле. — Милош Обилич
    Варианты ответов: Марко Поло, Иоганн Гутенберг, Фирдоуси, Пьер Абеляр, Доминик Гусман, Пипин Короткий, Милош Обилич, Юстиниан.
  15. Какие события происходили в эти годы?
    A) 1455—1486 — Война Алой и Белой розы в Англии
    Б) 1337—1453 — Столетняя война между Францией и Англией
    B) 1419—1434 — Гуситские войны
    Г) 768—814 — Войны Карла Великого
    Варианты ответов: Гуситские войны, Война Алой и Белой розы в Англии, Столетняя война между Францией и Англией, войны Карла Великого.
  16. Какое знаменитое произведение создал Данте?
    A) «Книга Страшного суда».
    Б) «Сумма богословия».
    B) «Божественная комедия».
    Г) «Песнь о Роланде».