Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Задание 28
Задание 28 — ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть
Задание 28. Рассмотрите рисунки (с. 22) и ответьте на вопросы.
1. Какой из кораблей — военный или торговый — двигался по морю быстрее? Чем объяснить большую скорость передвижения одного из кораблей?
На рисунке представлены: вверху — военная бирема, внизу — греческий торговый корабль. Их конструкция и оснащение были разными для выполнения различных задач. Торговый корабль должен был покрывать большие расстояния по морю и иметь много места для груза. Поэтому на таком корабле не было палуб для гребцов и единственным движителем являлся парус. Скорость такого корабля на парусной тяге была не больше 5 узлов (около 9 км/ч).
Боевой корабль мог двигаться и под парусом, и на веслах. Несмотря на большую длину (до 45 метров), боевая бирема была очень легкой за счет особой конструкции корпуса. Во время боя паруса убирались, а мачта снималась и укладывалась вдоль бортов. Такая бирема на весельной тяге могла развить скорость до 7-8 узлов (14-16 км/ч) во время боя. При сменной работе гребцов на биреме можно было поддерживать среднюю скорость в долгом походе всего 3 узла. На парусной и весельной тяге скорость могла достигать 9,5 узлов.
Таким образом, мы видим, что боевой корабль мог двигаться быстрее чем торговый. Это достигалось за счет особенностей конструкции корпуса и применения двух видов тяги — парусной и весельной. Но для открытого водного пространства боевые корабли мало годились. При любом ухудшении погоды, они старались уходить в гавань.
2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Как они различаются по размерам? по скорости передвижения?)
Сравнивать суда, построенные с использованием современных технологий и материалов, с кораблями Древней Греции не очень корректно. При постройке современных судов используются различные виды стали или легкие углеводородные материалы, в кораблях Древней Греции использовались различные виды древесины. Естественно, современные суда имеют большую быстроходность за счет применения новых видов двигательной силы. Даже современные парусные яхты при гораздо больших размерах могут развить скорость в несколько раз превышающую скорость триер.
При постройке современных кораблей используется тот же принцип, что и в средневековье: поперечные шпангоуты и вертикальные штевни прикрепляются к прямому килю и только потом этот каркас обшивается деревянными досками (в средневековье) или стальными листами (сегодня). В древности применялась иная технология и конструкция, так называемого, несущего корпуса. Все, наоборот, начиналось с обшивки. Ее наращивали снизу и соответственно от киля к бортам. Она получалась усиленной, значительно укрепляя прочность корпуса. Причем в запечатывании швов не было никакой необходимости. Главное – это точная подгонка обшивочных досок. При этом, некоторые доски крепились друг к другу шипами, которые входили в отверстия.
Примечание: Например, современный лидер по скорости на парусной тяге, тримаран Hydroptere, может развивать скорость до 50 узлов. При скорости в 12 узлов Hydroptere приподнимается из воды и выходит на подводные крылья. Чем больше парусник набирает скорость, тем выше он поднимается над поверхностью воды.