Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 3


Параграф 3 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ

Задание 1. По тексту учебника составьте сравнительную таблицу «Формирование единых государств в Западной Европе и России: сходство и различия»:

Ответ:

Линии сравнения

Западная Европа

Россия

Общее

Необходимость создания и укрепления централизованной монархической власти

Различия
  • Развитие торгово-рыночных отношений;
  • Отмирание натурального хозяйства;
  • Рост городского ремесленного производства;
  • Появление новых отраслей промышленности;
  • Необходимость поддержки и защиты торговли;
  • Сильная центральная власть помогала феодалам подавлять крестьянские выступления;
  • Все больше крестьян выкупали свои повинности и становились свободными.
  • Совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости;
  • Расширение владений в том числе и поместных;
  • Необходимость закрепления крестьян на земле;
  • Господство натурального хозяйства;
  • Отсутствие тесных хозяйственных связей между регионами страны.

И в России, и в странах Западной Европы процесс формирования единых государств был одним из следствий необходимости укрепления централизованной монархической власти. При этом предпосылки этого процесса были различными. Главными предпосылками формирования единых государств на территории Западной Европы стали развитие рыночных отношений при отмирании натурального хозяйства, рост городского ремесленного производства, появление новых отраслей промышленности. В России тоже развивались торговля, денежные отношения и ремесленничество, но пока они не привели как в Европе к большой самостоятельности и значимости отдельных городов, а доля натурального хозяйства в ряде земель еще было велика. В России главными факторами формирования единого государства стали совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости, расширение владений, в том числе и поместных, и необходимость закрепления крестьян на земле. Таким образом Россия и страны Европы пришли к централизованным государствам с абсолютной монархией как формой правления, но пришли к этому разными путями. Европа – через эволюционное развитие экономики, а Россия – через борьбу с общим врагом.

Задание 2. Найдите в исторических источниках описание внешности и характера Ивана III. Напишите небольшое эссе о нём.

Возможный ответ:

«Собирателем земель русских» и Иваном Великим назвали благодарные потомки своего правителя Ивана III Васильевича. А Николай Карамзин превозносил этого государственного деятеля даже выше, чем Петра I. Он, великий князь Московский, правил страной с 1462-го по 1505 год, сумев увеличить территорию государства с 24 тысяч километров квадратных до 64 тысяч. Но главное, он, наконец, сумел избавить Русь от обязанности каждый год выплачивать Золотой Орде огромный оброк.

Описание Ивана III оставил венецианский дипломат и путешественник Амброджо Контарини. Он ездил с посольством в Персию и на обратном пути четыре месяца (конец 1476 – начало 1477 года) провел в Москве, где был принят великим князем и его супругой Софьей Палеолог. Впоследствии Контарини издал сочинение о своем путешествии, в котором, в частности, мы и находим слова, посвященные Ивану III: «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав; вообще он очень красивый человек». Примечательно, что дипломат почти точно указывает возраст правителя, хотя понятно, что по этому описанию мы можем представить себе внешность великого князя лишь в самых общих чертах. Существует предположение, что Иван III заметно сутулился, так как в некоторых источниках он упоминается с прозвищем Горбатый, но в достоверности этих сведений можно сомневаться.

Про Ивана III часто говорят «разумный самодержец». Действительно, многие историки оценивают первого русского царя как человека рационального, осмотрительного, проницательного и дальновидного. В своих действиях он старался руководствоваться не эмоциями, а разумом. Он не бросался, сломя голову, на врагов, не поражал воображение личной военной доблестью, но последовательно реализовывал свои планы. Какие эмоции Иван при этом испытывал – не известно, поскольку он умел держать свои чувства при себе. Он не отличался ни показным благочестием, ни безудержным новаторством. Но проявлял незаурядный ум и твердость характера.

Иван III не был эпическим героем, но своим трудом, целеустремленностью и последовательностью он сумел добиться очень многого за короткое время. Главным итогом царствования первого российского государя стала обновленная, возрожденная велика Русская держава.

Задание 3. Выберите правильный ответ.

В конце XV в. Иван III создал общегосударственную печать. На ней впервые появляется и сохраняется в течение нескольких последующих столетий изображение:

  • а) всадника, поражающего копьём дракона;
  • б) льва в короне, стоящего на задних лапах и держащего серебряный крест;
  • в) льва, терзающего змею;
  • г) двуглавого орла с коронами на обеих головах.

Задание 4. О каком явлении русской жизни идёт речь в следующих выражениях?

  • «Как некогда стали на службе отцы и деды, так должны были стоять дети и все дальнейшие потомки…» (В. О. Ключевский).
  • «По отцу и сыну честь» (русская пословица).
  • «Не место красит человека…» (русская пословица).

Ответ:

Во всех трех цитатах речь идет о местничестве — системе распределения должностей на Руси. Должности распределялись, прежде всего, в зависимости от знатности. Потомок наследовал место и ранг отца, деда и т.д. Вначале это позволяло сохранять значимые должности в руках элиты и позволяло избежать усобиц и внутренних конфликтов внутри элиты. Однако впоследствии местничество стало тормозить выдвижение новых кадров, а также мешало переходу на более прогрессивную систему государственного устройства.

Задание 5. Заполните пропуски в предложениях.

Ответы:

  1. Первый общерусский свод законов – Судебник — был принят в 1497 году.
  2. В ряде государств Западной Европы вводились новые виды налогов, а часто и исключительное право на продажу жизненно важных для населения продуктов (например, соли).
  3. Иван III не пожелал принять королевский титул, потому что считал себя равным европейским правителям.
  4. В XVI в. во многих государствах Западной Европы начал формироваться абсолютизм – неограниченная власть монарха.
  5. Европейский абсолютизм и российское самодержавие имели общие черты.

Задание 6. Рассмотрите иллюстрации (с. 25 учебника, часть 1) и напишите, какие новые виды вооружения появились у русских воинов.

Ответ:

В вооружении русского конного воина в XV-XVI веках использовались саадак – лук с налучником и колчан со стрелами, сабля, кинжал, копьё, сулицы – метательные копья, кистень в виде гирьки с шипами, чекан или клевец, шестоперы. Русский пеший воин мог быть вооружен бердышом, саблей, ручной пищалью с фитильным запалом или в XVI веке ружьем с колесцовым замком. По некоторым свидетельствам русские конные воины также могли быть вооружены огнестрельным оружием.

Задание 7. Приведите примеры, подтверждающие, что в Европе в XVI в. происходила военная революция.

Ответ:

  1. Совершенствуется огнестрельное оружие. Аркебузы и мушкеты с фитильным запалом меняются на ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком.
  2. Появляются бастионы – защитные сооружения круговой обороны.
  3. В большинстве европейских морских держав создаются военные флоты.
  4. Появляется регулярная армия.