Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 26


Параграф 26 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ В XVII В.

Задание 1. Отметьте неверный ответ.

Потребность в широком распространении грамотности в XVII в. объ­ясняется:

  • а)  формированием всероссийского рынка;
  • б)  ростом управленческого аппарата в центре и на местах;
  • в)  расширением международных контактов;
  • г)  указом царя об обязательном обучении грамоте.

Задание 2. Отметьте правильный ответ.

1. Самой распространённой формой получения образования в XVII в. было:

  • а)  обучение в церковных школах;
  • б)  обучение в государственных школах;
  • в)  обучение в университетах;
  • г)  домашнее обучение.

2. Первое высшее учебное заведение в России:

  • а)  Московский университет;
  • б)  государственная школа при Заиконоспасском монастыре;
  • в)  Славяно-греко-латинское училище (академия).

Задание 3. Запишите название литературного произведения XVII в., в котором:

  • а)  обличался неправый суд — «О Шемякином суде»
  • б)  высмеивалась неспособность дворянских детей к труду — «О Фоме и Ерёме»
  • в)  рассказывалось о жизни старообрядцев — «Житие» протопопа Аввакума
  • г)  была представлена биография ничем не примечательной женщины-дворянки — «Повесть об Ульяне Осорьиной»

Какое из этих произведений вы читали? Что в нём произвело на вас наиболее сильное впечатление?

Познакомился с произведениями «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная». В первом рассказывается о продажном судье, который вынес несправедливый приговор, надеясь получить взятку. Во втором повествуется о «проходимце» Ерше, который обманул доверившихся ему жителей Онежского озера и пытался обмануть судью Сома — приговор Ершу был правильный. «Калязинская челобитная» написана от лица монахов монастыря. В челобитной на архиепископа они жалуются на своего настоятеля. 

Наибольшее впечатление на меня произвел сарказм, с которым написана «Калязинская челобитная». В ней высмеивается распутная и пьяная жизнь монахов не желающих ни работать, ни в церковь ходить, ни даже молиться. Все им лень. Поэтому они и пишут жалобу на своего настоятеля Гавриила, который их заставляет все это делать.

Задание 4. Подчеркните одной чертой произведения литературы XVI в., а двумя чертами — произведения литературы XVII в.

Мы отметим синим цветом произведения XVII века, а красным — XVI века.

  • «Азбука о голом и небогатом человеке»
  • «Домострой»
  • «Повесть о Шемякином суде»
  • «Степенная книга»

Задание 5. Вставьте пропущенные слова

Ученый монах Симеон был родом из города Полоцка. Поэтому его называли Полоцким. Он встал во главе школы при Заиконоспасском монастыре. Его стараниями была открыта школа для подготовки служащих приказов. Учеником Симеона был первый российский библиограф, поэт Сильвестр Медведев.

Задание 6. Впишите необходимые сведения, опираясь на текст учебника и дополнительные материалы.

  1. Учебники XVII в.: «Азбука» (Бурцев-Протопопов, 1634), «Славянская грамматика» (Мелентий Смотрицкий, 1648), «Синопсис» (Иннокентий, 1674, первый учебник по истории), «Букварь» (Карион Истомин, 1694), «Большой букварь» (Карион Истомин, 1696, придворная версия).
  2. Первое в нашей стране высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Первыми учителями в нём были двое известных греческих учёных-монахов — братья Иоаким и Софроний Лихуды.
  3. Произведения Сильвестра Медведева посвящены темам богословия, педагогики, историческим и  библиографическим исследованиям.
  4. Название архитектурного стиля последней четверти XVII в. нарышкинское барокко произошло от боярского рода Нарышкиных, в чьих имениях были построены церкви с элементами архитектуры барокко.
  5. Известный русский художник XVII в. — Симон Ушаков.
  6. От слова «персона» произошло название раннего «примитивного» жанра портрета в русской живописи.

Примечание: Также к учебникам XVII века можно отнести специализированную учебную литературу. Так Развитие военного дела способствовало появлению в 1647 году издания «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (перевод с немецкого руководства по военному делу Вальдхаузена). В 1649 году вышло первое в России печатное издание свода русских законов – «Уложение государя царя Алексея Михайловича». Развитие торговли привело к появлению таких книг, как «Грамоты о таможенных пошлинах» (1654), «Считание удобное» (1682) для купцов и торговцев. К 1699 году относится «Краткое обыкновенное учение с крепчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков». 

Задание 7. Вспомните, каким событиям отечественной истории посвя­щены эти произведения:

  • «Повесть о разорении Рязани Батыем» — посвящена взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. 
  • «Повесть об Азовском сидении донских казаков» — посвящена обороне Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641-1642 годах.
  • «Слово о полку Игореве» — посвящено неудачному походу русских князей на половцев, организованному новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.
  • «Казанская история» — рассказывает о взятии Казани Иваном Грозным в 1552 году.
  • «Задонщина» — рассказывает о победе русских войск, возглавляемых Дмитрием Донским, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая на Куликовом поле в 1380 году.
  • «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» — рассказывает об осаде Пскова королём Речи Посполитой Стефаном Баторием в 1581-1582 годах на заключительном этапе Ливонской войны.

Задание 8. На основе текста учебника определите, кем были эти люди, какой вклад они внесли в культуру России.

  • С. Полоцкий — богослов, поэт, переводчик, основатель школы при Заиконоспасском монастыре для обучения служащих приказов, считается одним из основоположников ранней русской поэзии.
  • Братья Лихуды — греческие ученые-монахи, основали первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинскую академию.
  • Н. Спафарий — молдавский боярин, видный русский дипломат, политический деятель, учёный, переводчик, богослов, путешественник и географ. Известен своими учёными трудами и воспоминаниями о посольстве в Китай. 
  • Б. Огурцов — русский зодчий, «каменных дел мастер», в сообществе с несколькими другими архитекторами является архитектором Теремного дворца Московского Кремля.
  • С. Ушаков — мастер иконописи, глава иконописной мастерской Оружейной палаты, является автором множества икон, написанных во «фряжском» стиле (отличаются внешней достоверностью в передаче материального мира).

Задание 9. Раскройте значение понятий.

  • Московское (нарышкинское) барокко — переходный архитектурный стиль от традиционного московского украшательства к петровскому барокко.
  • Парсуна — ранний «примитивный» жанр портрета в России, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
  • Придворный театр — появился в Москве при царе Алексее Михайловиче, находился в ведении царского двора. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Представление шло десять часов, но зрители — царь, бояре, царица, придворные высидели до конца.

Задание 10. С помощью дополнительных источников и учебни­ка по Новой истории перечислите наиболее известные архитек­турные сооружения Европы и России XVII в. Выясните, какие из них сохранились до наших дней.

Европа: Королевский Дворец в Амстердаме (сохранился), Восточный фасад Лувра (сохранился), ансамбль Версаля (сохранился), ансамбль площади Святого Петра в Ватикане (сохранился), Церковь Святого Карла у четырех фонтанов в Риме (сохранилась), Дом Инвалидов в Париже (сохранился), собор Святого Павла в Лондоне (сохранился), Куинс-Хаус в Гринвиче (сохранился), собор Валь-Де-Грасс в Париже (сохранился) и т.д.

Россия: дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (не сохранился), Церковь Покрова в Филях (сохранилась), Теремной дворец Московского Кремля (сохранился), Церковь Ильи Пророка в Ярославле (сохранилась), Успенская  «Дивная» церковь  Алексеевского  монастыря  в  Угличе (сохранилась) и т.д.

Задание 11. Найдите и прочитайте материал о ярмарочных представ­лениях. Выберите правильный ответ.

Основным персонажем театрализованных представлений на ярмарках был:

  • а) рыцарь;
  • б) царь;
  • в) судья;
  • г) боярин;
  • д) Петрушка.

Какой персонаж был основным в ярмарочных представлениях этого времени в Западной Европе?

В европейских странах в XVI-XVII вв. были свои национальные персонажи, аналогичные Петрушке: в Италии — Пульчинелле, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч, в Германии — Гансвурст, в Голландии — Ян Клаасен, в Дании — Йоккель, в Испании — Дон Кристобаль и т.д.

Примечание: Для этого ответа мы постарались найти европейские аналоги русского Петрушки XVII века. Но по сути это были лишь комедийные или сатирические персонажи, обладающие определенным набором человеческих качеств, которые высмеивались на уличных театральных представлениях. Помимо этих персонажей в народных сценах в странах Европы изображались картины реальной действительности, пори­цались нравы феодалов и священников, осуждались жестокость и корыстолюбие. Многие сатирические персонажи изображали уже не конкретных людей, а нравственные качества: Лень, Глупость, Жадность, Себялюбие и т.д. Такие представления назывались моралите. В странах, избравших путь протестантства, частыми сценами уличных представлений становились сцены изобличения европейской католической верхушки и Папы Римского.