Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Человек в российском государстве


Человек в российском государстве. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

ЧЕЛОВЕК В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV В.

Материалы для самостоятельной работы и про­ектной деятельности

Задание 1. Напишите ответы на вопросы.

О чём свидетельствует факт существования удельных княжеств в Российском государстве в начале XVI в.? Что изменилось в положении удельных князей к это­му времени?

Существование удельных княжеств свидетельствует о том, что еще не все пережитки эпохи раздробленности были изжиты. Однако, теперь уделы стали выделяться только ближайшими родственниками великого князя, а права удельных князей были сильно ограничены.

Как изменилось понятие «боярин» к началу XVI в.? Что было главным богатством бояр?

Понятие «боярин» теперь означало не старший дружинник князя, а человек, который заседал в Боярской думе – т.е. своеобразный чин, пост, который мог быть дарован князем. Все бояре находились на службе князя. Основу могущества и богатства бояр составляли их земельные владения за пределами Москвы.

Почему поместное войско было надёжным и преданным го­сударю?

Поместное войско состояло из помещиков и приведенных ими боевых холопов. Помещики, как служилые люди, полностью зависели от государя, поскольку их поместье в любой момент могло быть отобрано, поэтому они должны были служить верой и правдой государю.

Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в положении различных слоёв русского общества во второй половине XV в.».

Слои общества Изменения в положении
Бояре Стали служить князю, занимая пост (имея чин) боярина, человека, заседающего в Боярской думе.
Помещики Служили государю. Получили обязанность формировать поместное войско.
Крестьяне Их свободы начали ограничиваться. Введен единый срок смены землевладельца и пошлина (пожилое) за такой переход.
Посадские люди Началось прикрепление посадских людей к повинностям в пользу государства.
Казачество Объединение в общины. Их стали нанимать для охраны пограничных рубежей государства.

Задание 3. Проведите соединительные линии двух цветов между каждым понятием и его признаками.

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Человек в российском государстве

Задание 4. Используя Интернет и дополнительные материалы, напишите короткий рассказ на тему «Один день русского ремесленника / крестьянина / помещика второй половины XV в.» (на выбор).

От имени помещика

Я не являюсь разорившимся, исхудавшим сыном боярским, но и от крупного землевладельца отличаюсь весьма заметно. Я простой помещик-однодворец, служивый государев человек. Поместье свое небольшое я получил за свою службу государю, ходил с ним в чине сотника в военных походах. А вот теперь кормлюсь с поместья. Конечно, я еще не лишком стар и вполне боеспособен, но время теперь не такое как раньше – спокойно стало в государстве русском. Поэтому и на службу не призывали уже давно. А нет службы, нет денег. Вот, говорят, держи поместье и живи с него. А значит мне, боевому сотнику, лихому рубаке, нужно браться за соху?

Средств у меня почти нет, крестьян вон две семьи убогих, дом ветшает, поскольку за ним требуется постоянный уход. Ну да ладно, раз смог с мечом управиться, управлюсь и с хозяйством. Тем более, что, когда призовут на службу, обязан я буду прибыть оружный и конный, а также привести пятерых боевых холопов. Где ж их взять, только?

Земля у меня не особо прибыльная: пустоши, лес и немного земли под пашню. Двор, хлев с коровой и двумя поросями, курятник, ледник, житница, мыльня и яблоневый сад – вот и все мое поместье. Хоромы я не могу себе позволить.

Живем семьей. Жена да двое младших детей работают по дому, да следят за скотиной. Старший сын уже давно поступил на государеву службу и обзавелся своим поместьем. Все свое время мне приходится уделять хозяйственным заботам. Но я не белоручка, умею работать, да и знаю немало. Сегодня после завтрака примусь за сооружение конюшни, а то мой боевой конь то без собственной крыши — непорядок. Крестьяне помогут. Если будет доход, еще пару коней прикуплю. Ну да ладно мечтать о будущем. Сегодня главное – начать возводить конюшню. Хорошо, что мы с крестьянами уже закончили сев, и есть время на работу во дворе. Завтра, например, крестьяне будут заняты на своих участках. На меня они обязаны работать только два дня в неделю, а их жены шесть дней в неделю, но только во время жатвы. Ладно, помолимся, и за работу.

Задание 5. С помощью Интернета и учебников по истории России и истории Средних веков продолжите составлять в тетради (или в электронной форме) спи­сок известных исторических деятелей, живших в одно время.

Русское государство

  • Иван III Васильевич (1462-1505)
  • Василий III Иванович (1505-1533)

Франция

  • Людовиг XI Благоразумный (1461-1483)
  • Карл VIII Любезный (1483-1498)

Англия

  • Эдуард IV (1461-1483)
  • Эдуард V (1483-1483)
  • Ричард III (1483-1485)
  • Генрих VII (1485-1509)

Германия

  • Фридрих III (1440-1493)
  • Максимилиан I (1486-1519)

Чехия

  • Матиаш I Хуньяди (1469-1490)
  • Владислав II (1471-1516)
  • Людвик (1516-1526)

Польша

  • Казимир IV Ягеллон (1447-1492)
  • Ян I Ольбрахт (1492-1501)
  • Александр Ягеллон (1501-1505)
  • Сигизмунд I Старый (1505-1548)

Османская империя

  • Мехмед II Завоеватель (1451-1481)
  • Баязид II Монах (1481-1512)
  • Селим I Грозный (1512-1520)