Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Человек в российском государстве
Человек в российском государстве. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс
ЧЕЛОВЕК В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV В.
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Задание 1. Напишите ответы на вопросы.
О чём свидетельствует факт существования удельных княжеств в Российском государстве в начале XVI в.? Что изменилось в положении удельных князей к этому времени?
Существование удельных княжеств свидетельствует о том, что еще не все пережитки эпохи раздробленности были изжиты. Однако, теперь уделы стали выделяться только ближайшими родственниками великого князя, а права удельных князей были сильно ограничены.
Как изменилось понятие «боярин» к началу XVI в.? Что было главным богатством бояр?
Понятие «боярин» теперь означало не старший дружинник князя, а человек, который заседал в Боярской думе – т.е. своеобразный чин, пост, который мог быть дарован князем. Все бояре находились на службе князя. Основу могущества и богатства бояр составляли их земельные владения за пределами Москвы.
Почему поместное войско было надёжным и преданным государю?
Поместное войско состояло из помещиков и приведенных ими боевых холопов. Помещики, как служилые люди, полностью зависели от государя, поскольку их поместье в любой момент могло быть отобрано, поэтому они должны были служить верой и правдой государю.
Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в положении различных слоёв русского общества во второй половине XV в.».
Слои общества | Изменения в положении |
Бояре | Стали служить князю, занимая пост (имея чин) боярина, человека, заседающего в Боярской думе. |
Помещики | Служили государю. Получили обязанность формировать поместное войско. |
Крестьяне | Их свободы начали ограничиваться. Введен единый срок смены землевладельца и пошлина (пожилое) за такой переход. |
Посадские люди | Началось прикрепление посадских людей к повинностям в пользу государства. |
Казачество | Объединение в общины. Их стали нанимать для охраны пограничных рубежей государства. |
Задание 3. Проведите соединительные линии двух цветов между каждым понятием и его признаками.
Задание 4. Используя Интернет и дополнительные материалы, напишите короткий рассказ на тему «Один день русского ремесленника / крестьянина / помещика второй половины XV в.» (на выбор).
От имени помещика
Я не являюсь разорившимся, исхудавшим сыном боярским, но и от крупного землевладельца отличаюсь весьма заметно. Я простой помещик-однодворец, служивый государев человек. Поместье свое небольшое я получил за свою службу государю, ходил с ним в чине сотника в военных походах. А вот теперь кормлюсь с поместья. Конечно, я еще не лишком стар и вполне боеспособен, но время теперь не такое как раньше – спокойно стало в государстве русском. Поэтому и на службу не призывали уже давно. А нет службы, нет денег. Вот, говорят, держи поместье и живи с него. А значит мне, боевому сотнику, лихому рубаке, нужно браться за соху?
Средств у меня почти нет, крестьян вон две семьи убогих, дом ветшает, поскольку за ним требуется постоянный уход. Ну да ладно, раз смог с мечом управиться, управлюсь и с хозяйством. Тем более, что, когда призовут на службу, обязан я буду прибыть оружный и конный, а также привести пятерых боевых холопов. Где ж их взять, только?
Земля у меня не особо прибыльная: пустоши, лес и немного земли под пашню. Двор, хлев с коровой и двумя поросями, курятник, ледник, житница, мыльня и яблоневый сад – вот и все мое поместье. Хоромы я не могу себе позволить.
Живем семьей. Жена да двое младших детей работают по дому, да следят за скотиной. Старший сын уже давно поступил на государеву службу и обзавелся своим поместьем. Все свое время мне приходится уделять хозяйственным заботам. Но я не белоручка, умею работать, да и знаю немало. Сегодня после завтрака примусь за сооружение конюшни, а то мой боевой конь то без собственной крыши — непорядок. Крестьяне помогут. Если будет доход, еще пару коней прикуплю. Ну да ладно мечтать о будущем. Сегодня главное – начать возводить конюшню. Хорошо, что мы с крестьянами уже закончили сев, и есть время на работу во дворе. Завтра, например, крестьяне будут заняты на своих участках. На меня они обязаны работать только два дня в неделю, а их жены шесть дней в неделю, но только во время жатвы. Ладно, помолимся, и за работу.
Задание 5. С помощью Интернета и учебников по истории России и истории Средних веков продолжите составлять в тетради (или в электронной форме) список известных исторических деятелей, живших в одно время.
Русское государство
- Иван III Васильевич (1462-1505)
- Василий III Иванович (1505-1533)
Франция
- Людовиг XI Благоразумный (1461-1483)
- Карл VIII Любезный (1483-1498)
Англия
- Эдуард IV (1461-1483)
- Эдуард V (1483-1483)
- Ричард III (1483-1485)
- Генрих VII (1485-1509)
Германия
- Фридрих III (1440-1493)
- Максимилиан I (1486-1519)
Чехия
- Матиаш I Хуньяди (1469-1490)
- Владислав II (1471-1516)
- Людвик (1516-1526)
Польша
- Казимир IV Ягеллон (1447-1492)
- Ян I Ольбрахт (1492-1501)
- Александр Ягеллон (1501-1505)
- Сигизмунд I Старый (1505-1548)
Османская империя
- Мехмед II Завоеватель (1451-1481)
- Баязид II Монах (1481-1512)
- Селим I Грозный (1512-1520)