Где евреи перешли море?


Полезная информация

Вернуться к параграфу учебника

Как и где евреи перешли Красное море?

По материалам history-paradox.ru

«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном. Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились. <…> И сказал Господь Моисею: <…> подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. <…> И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. <…> И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. <…> И к утру вода возвратилась в свое место <…> и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исход, глава 14).

Приведенная выше история перехода евреев через Красное (Чермное) море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям. Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления Божьего Промысла о них. Дивный переход через Красное (Чермное) море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа:

  • во-первых, благодаря этому переходу израильтяне освободились от египетского рабства и стали свободной нацией;
  • во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога;
  • в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя — Моисея.

И наконец, фантастический переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы. Этот переход прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти дьявола и рабства греху.

С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти.

Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.

За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь.

Вот некоторые из них.

Где евреи перешли море?На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море.

Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов.

В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза.

Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье. Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…

В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем. В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду. Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась — вдоль оси трубы образовался проход. Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).

Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.

Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моисей остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря. В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря.

Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона.
Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон.

Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным…

Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…

В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным  морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км…

Их гипотезу раскритиковали американские исследователи. Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых  американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере,  занимается моделированием воздействия ветров на водные массы. В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта. Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад. В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения.

  • Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу. Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть…
  • Во-вторых, такая скорость ветра — это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком…

В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты.

С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км! Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться… Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила».

Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно. Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее: «Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу. На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки. Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем».

Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф, то есть «море камыша», который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря… Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э.

В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.

Где евреи перешли море?

Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже было отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану.
Исследовав это колесо,  доктор Хассан авторитетно заявил, что оно относится к 18-ой династии, датируя исход 1446 годом до н. э.

Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период — время правления Рамсеса II и Моисея. Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц,  колёса с 4, 6 и 8 спицами — всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря… Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, предположительно, от колесницы фараона.  За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.

Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода. Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов…

Где евреи перешли море?

Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.

Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.

Где евреи перешли море?

Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.

Где евреи перешли море?

Все это лишь гипотезы. Окончательного их подтверждения или развенчания мы можем никогда не получить. Однако, если гипотеза перехода евреями Акабского залива Красного моря верна, то реальная Гора Бога находится вовсе не на Синайском полуострове, а в Аравии.

У этой горы несколько названий. В начале третьей главы книги Исход упоминаются два из них: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву» (Исх.3:1).

Гора Хорив, к которой Моисей подошёл со своим стадом овец, находилась в земле Мадиамской. Мы можем утверждать это, поскольку он жил в доме своего тестя, который был верховным священником Мадиама. Моисей отвечал за овечьи стада, что даёт дополнительную информацию о местонахождении горы Хорив. Населённый пункт, в котором израильтянин прожил со своей семьёй в течение 40 лет, существовал до того, как Моисей поселился в нём, и после того, как он его покинул.

Поселения со стабильным количеством населения находились исключительно в районах, расположенных поблизости от источников воды, так как в этой местности нет озёр или рек, а дождевой воды было недостаточно. По этой причине воду добывали из-под земли, для чего выкапывали глубокие колодцы.

Эти искусственные источники использовали по максимуму, о чём свидетельствует библейский текст, описывающий скопление людей вокруг одного из таких колодцев (Исх.2:15–19). Поэтому, когда Моисей оказался со стадом овец у горы Хорив, он не мог быть далеко от места своего проживания, где должен был находиться водный источник.

Поскольку Эль-Бад является очень древним и, фактически, единственным поселением в указанной области (южная часть восточного побережья Акабского залива), вероятно, именно здесь жил верховный священник Рагуил. Если предположить, что Эль-Бад был домом Рагуила, Моисея и их семей, и при этом израильтянину приходилось нести ответственность за всех овец своего тестя, то круг поисков возможного местонахождения горы Хорив становится предельно малым.

В этом отрывке упомянуты названия «гора Божья» и «Хорив». Иосиф Флавий, еврейский историк и военачальник античности, рассказывает о той же горе, но называет её Синаем (JA 2/12:1). Говоря об этой горе в своём письме к жителям Галатии апостол Павел пишет: «… гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве» (Гал.4:25).

Иосиф Флавий отмечает, что эта гора является самой высокой в указанном районе (JA 2/12:1). На восточном берегу залива (в частности, в его южной части) имеется только одна горная цепь, подходящая под данное описание. Сегодня она называется Джебель-Эль-Лоз и располагается в непосредственной близости от Эль-Бада, а самая высокая её вершина находится на 2580 метров выше уровня моря

«Земля Мадиам» является названием региона, населённого определённым народом. Его можно сравнить с делением территории Израиля на секторы, в каждом из которых жили представители одного из 12 колен. Страны в нашем понимании в те времена не существовали. Наиболее высокий горный хребет в этом регионе лежит между Эль-Бадом и вероятным местом временного поселения путников к востоку от горы Синай (Хорив).

Флавий упоминает ещё один факт, относящийся к этой горе: к ней никто не приближается, так как по словам пастухов она является местом обитания Бога (JA 2/12:1).

Итак, принимая во внимание все вышеприведённые факты, приходим к выводу, что Моисей находился у горной цепи, которая сегодня носит арабское название — Джебель-Эль-Лоз — и расположена к востоку от Акабского залива в современной Саудовской Аравии. Библия называет её «горой Божьей», «горой Синай» и «Хоривом».