Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7


Параграф 7. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Тестовый контроль

  1. Во главе восточнославянского пантеона языческих богов князь Владимир поставил:
    1. Стрибога
    2. Велеса
    3. Перуна
    4. Ярило
  2. Князь Владимир принял крещение в:
    1. Корсуни
    2. Константинополе
    3. Андрианополе
    4. Эфесе
  3. Одним из последствий Крещения Руси было:
    1. принятие великим князем короны от римского папы
    2. усиление роли волхвов в древнерусском обществе
    3. присоединение к русским землям Дунайской Болгарии
    4. укрепление связей Руси с Византией
  4. Главы церковных округов, образованных на Руси после принятия христианства:
    1. Архимандриты
    2. Епископы
    3. Игумены
    4. Дьяконы
  5. Годы правления князя Владимира Святославовича:
    1. 862-879
    2. 980-1015
    3. 912-945
    4. 1113-1125
  6. Одной из причин Крещения Руси было:
    1. поражение Руси в войне с Византией
    2. стремление великого князя сплотить свое государство
    3. заключение Русью союза с Хазарским каганатом
    4. провозглашение римским папой крестового похода против Руси
  7. Крещение Руси произошло в:
    1. 980 г.
    2. 998 г.
    3. 988 г.
    4. 990 г.
  8. Русь приняла христианство по:
    1. римскому образцу
    2. византийскому образцу
    3. польскому образцу
    4. болгарскому образцу
  9. Город, в котором первоначально княжил Владимир по указанию своего отца:
    1. Киев
    2. Перемышль
    3. Новгород
    4. Чернигов
  10. Что из названного относится к деятельности князя Владимира?
    1. установление полюдья
    2. создание оборонительных рубежей на юге страны
    3. борьба с Византией за Дунайскую Болгарию
    4. разгром Итиля — столицы Хазарского каганата

Задания

  1. Расположите события в хронологической последовательности.

A) Захват Херсонеса дружиной Владимира
B) Первое столкновение Руси с Польшей
C) Уничтожение языческих идолов
D) Женитьба князя Владимира на принцессе Анне
E) Провозглашение Перуна главным богом Руси

E —> B —> A —> D —> C

  1. Соотнесите даты и события.
972 г. D
984 г. C
987 г. B
988 г. А

A) Крещение Руси
B) Мятеж в войсках византийского императора Василия II
C) Разгром Владимиром ополчения радимичей
D) Гибель Святослава

  1. Причины принятия князем Владимиром христианства по византийскому образцу:
    1. византийское богослужение было самым красивым
    2. христианство исповедовала княгиня Ольга — бабушка князя Владимира
    3. Русь имела с Византией тесные торговые связи
    4. князь Владимир был женат на византийской принцессе
    5. византийцы не посягали на восточнославянские территории
    6. наличие в Византии сильной самостоятельной церкви
    7. наличие в Византии сильной императорской власти, от которой зависела церковь
  2. Соседями Киевской Руси при князе Владимире были:
    1. Поляки
    2. Готы
    3. Сарматы
    4. Авары
    5. Печенеги
  3. О каком событии идет речь в данном отрывке?

«Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные… И, притащив, кинули его в Днепр… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб. — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре…»

Речь идет о крещении Руси.

Вопросы в тексте параграфа

1. Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства?

Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение.

2. Как вы думаете, почему именно Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?

Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества. При постройке новой церкви взамен сгоревшей предположительно обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. По одной из версий, именно это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми.

3. Как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XI в.?

Для государств Западной Европы XI века была характерна рассредоточенность политической власти. Большое значение в европейской политике играли городские общины, первоначально испытывавшие феодальную зависимость, даже сама основа городской жизни – производство и торговля – не были свободны от всевозможных феодальных пут. Но тем не менее по своей сути западноевропейские города были «чужими» в системе феодальных отношений, горожане все больше ориентировались на античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. История средневековый западноевропейских городов – это борьба городского населения за личную свободу и политическое самоуправление. Эта борьба была характерна для XI века, когда еще не получил силу процесс повсеместного усиления королевской власти. Впоследствии, конечно, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т.д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации.

4. Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства?

Государство без закона обречено на распад. Единый для всех закон необходим для определения правил жизни в обществе. В отсутствии этих правил общество начинает жить по понятиям справедливости, которые как известно, у всех разные, что в конце концов приводит к конфликтам и беспорядкам, а впоследствии и развалу государства.

Вопросы к параграфу

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 71. Как вы думаете, почему после смерти князя Владимира начались распри между его сыновьями?

Князь Владимир хотел нарушить принятое положение о престолонаследии, когда власть передается старшему сыну. Он хотел передать престол Борису, хотя старшим считался Святополк. Есть версия, что Святополк вообще не являлся сыном Владимиру. Это объясняет тот факт, почему Владимир не любил Святополка. Кроме того, Святополк еще при жизни Владимира готовил против него мятеж, за что был брошен в темницу. Опасаясь претензий на Киевский престол, Святополк организовал убийство трех своих братьев, что и положило начало междоусобной войне.

2. Чем деятельность князя Ярослава Мудрого отличались от деятельности других князей?

До Ярослава русские князья вели активную политику объединения славянских племен, создания единого государства. Князь Ярослав больше внимания уделял внутренним вопросам, укреплению границ и повышению международного влияния и авторитета Руси.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

3. Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром?

Князь Ярослав обеспечил главенство власти киевского князя в русской земле, направив в крупнейшие земли (волости) своих сыновей в качестве наместников. Наместники имели собственные дружины, но не могли передать свою власть по наследству. В городских центрах сохранились вечевые традиции, и наместник обязан был прислушиваться к решению народного вече. Городские народные ополчения находились в распоряжении народного собрания. В самом Киеве новый статус приобрела дружина князя. Теперь она осуществляла не только военные функции, но и функции управления государством – старшей дружиной стали бояре.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

4. Как Ярослав укреплял международный авторитет своего государства? С какими странами при Ярославе Мудром были установлены династические связи?

Ярослав укреплял международный авторитет своего государства при помощи оказания военной поддержки и за счет междинастических браков. Так династические связи были установлены со Швецией, Норвегией, Византией, Австрией, Францией, Польшей, Венгрией, Германией.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

Работаем с картой

1. Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

Династические связи у Древнерусского государства (серый цвет на карте) были установлены со Швецией (синий цвет), Норвегией (желтый цвет), Византией (фиолетовый цвет),  Францией (розовый цвет), Польшей (красный цвет), Венгрией (оранжевый цвет), Германией (зелёный цвет).Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

2. Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Рассмотрим карту в учебнике на странице 60.

Северо-Западные земли на границе владений племен чудь (красная обводка), водь (синяя обводка), латгалы (желтая обводка), земгалы (фиолетовая обводка). Основан город Юрьев (синее подчеркивание).

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

Изучаем документы

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие?

В те времена на Руси понятие православия было тесно связано с понятием просвещение. Дети учились грамоте в монастырях и школах при монастырях. А новые знания получали из переводных духовных текстов.

2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинения историка, от информации из исторического источника.

Сочинения историка основываются на исторических источниках, зачастую сопоставляя информацию из нескольких источников. Также в своих сочинениях историки обычно делают анализ причин и следствий, а также дают результаты собственного осмысления исторического текста.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 7

3. Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.

Я считаю пережитком и варварством узаконенную кровную месть за убийство.

4. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

Эта цитата подтверждает неравенство между жителями Руси: «за голову боярина княжеского, тиуна, или граждан именитых, и тиуна конюшего – 80 гривен, или двойную виру; за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, т.е. свободного человека русского или славянина, — 40 гривен, или виру, а за убиение жены полвиры». Также неравенство подтверждает разделение социальной структуры общества на: «княжие люди», «люди», «холопы».

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как усобица между сыновьями князя Владимира повлияла на развитие Руси?

Усобица между сыновьями князя Владимира показала, что объединение Руси было непрочным и некоторые земли по-прежнему стремились отделиться от Киева. Сомневаюсь, что раздробленность государства положительно бы сказалась на его развитие. Такое положение дел привело к пониманию, что для объединения страны недостаточно понятной налоговой политики, безопасности границ и единой веры – нужны еще единый закон, и государственное управление в административных округах.

2. Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чём состояли общие черты и различия?

Сходства:

  1. Феодальные государства
  2. Главный сектор экономики — аграрный. Ремесло вторично
  3. Форма правления – монархия
  4. Элементы управления в регионах – наместники
  5. Неравноправие различных категорий граждан

Различия:

  1. На Руси реальную власть имело вече. На Западе городские общины боролись с феодалами за право принимать решения.
  2. На Руси — православное христианство, в европейских государствах — католицизм

3. Лишь один правитель Российского государства получил прозвище Мудрый. Подготовьте сообщение на тему «Почему князь Ярослав считается мудрым правителем». Спросите у своих родителей, какое значение вкладывают они в понятие «мудрый правитель».

Князь Ярослав проявил себя как мудрый и дальновидный правитель. Его решения были разумными, продуманными, благонамеренными. Период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского государства потому, что Ярославу удалось укрепить княжескую власть, повысить международный авторитет Руси и окончательно избавить Русь от набегов печенегов. При Ярославе также был создан единый свод законов, развивалась торговля и ремесла, широко распространялось просвещение. Мои родители считают, что правитель может считаться «мудрым», если он при решении вопросов рассматривает советы и различные точки зрения, продумывает последствия, оценивает, как будет воспринято то или иное решение, и выбирает наиболее эффективный вариант.

4. Почему Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси?

Ярослав стремился при помощи династических браков укрепить международное положение Руси, поскольку такие браки позволяли повысить значимость государства и обеспечить мир с крупнейшими странами без осуществления крупных военных походов.

5. Вспомните, о каких сводах законов вы узнали при изучении курсов истории Древнего мира и Средних веков. В чём состоит сходство этих законов и Русской Правды?

Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право — важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из самых известных также является кодекс Юстиниана. В нем регулировались отношениях в торговле, в семье, между сословиями.

Общее и сходное: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. В Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения.

Возможные вопросы на уроке

1. С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси?

Владимир отправил своих сыновей в разные города для того, чтобы они правили там от его имени и держали земли под контролем.

2. Кому Владимир желал передать киевский престол?

Владимир желал передать киевский престол сыну Борису.

3. Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья — Святополк и Ярослав?

Святополку и Ярославу такое намерение отца не нравилось.

4. Каким образом Святополк занял киевский престол?

С помощью даров Святополк расположил к себе киевлян, и они освободили его из темницы, куда его бросил Владимир, и признали его своим князем.

5. Почему Святополк получил прозвище Окаянный?

По его приказу были убиты братья Борис, Глеб и Святослав.

6. Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев?

Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, понял, что и его судьба предрешена. Князь Ярослав оказался под угрозой смерти от рук наемных убийц. Ярослав собрал новгородское войско и пошёл на Киев.

7. Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?

Нет, не мог. Ярославу вообще грозила смерть, поскольку он был главным претендентом на княжество в Киеве. Поэтому ему пришлось ввязаться в междоусобную войну.

8. С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга?

На стороне Святополка было киевское войско и отряд печенегов. На стороне Ярослава – новгородское войско и отряды варяжских наемников.

9. Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч?

Отсутствие у Святополка какого-либо таланта к ведению военных действий выразилось в том, что он поставил отряды киевлян и печенегов по разные стороны озера. Ярослав атаковал именно киевскую дружину, а печенеги просто не смогли вступить в бой. Ярослав выиграл битву и вошел в Киев.

10. Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол?

После поражения Святополк бежал к отцу своей жены, польскому королю Болеславу. Польское войско двинулось на Киев, чтобы посадить на престол Святополка. В битве на Буге поляки одолели войско Ярослава и заняли Киев. Не желая содержать польское войско Святополк отправил поляков с богатством и рабами в Польшу. В некоторых источниках говорится о восстании киевлян, которые за одну ночь вырезали множество поляков. В других источниках говорится о том, что Болеслав благополучно вернулся в Польшу с богатством. Так или иначе Святополк вновь оказался на киевском престоле. После этого новгородцы с Ярославом предприняли второй поход на Киев и разгромили войско Святополка, который опять бежал в Польшу, но по дороге умер.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 711. Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси?

Со смертью Святополка усобицы не прекратились. Сын Владимира Мстислав, правивший в Тьмутаракани (Тамань), собрал сторонников (иудеев-хазар, степняков ясов и касогов, племя северян) и двинулся на Киев. Киевляне отказались впускать Мстислава, помня поход иудейского полководца Песаха. Мстиславу пришлось вступить в бой с вернувшейся из похода на север варяжской дружиной Ярослава. Несмотря на то, что Мстислав формально выиграл битву, союзники покинули его, и он предложил Ярославу мир. Братья разделили Русь на две части по Днепру.

12. В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси?

Ярослав стал полноправным правителем только в 1036 году после смерти Мстислава.

13. Какие черты характера князя Ярослава показались вам наиболее сильными? Почему?

Считаю, что наиболее сильными чертами характера Ярослава были благоразумие, храбрость и сострадание к неимущим.

14. Какие черты характера князя Ярослава вы не приемлете?

При всех положительных качествах характер Ярослава был далеко не простым и противоречивым: жестокий диктатор и мудрый книголюб; лукавый политик и вдохновенный строитель; творец первого свода русских законов – «Русской правды» и человек, не знающий благодарности, который мог железной рукой покарать и верных сподвижников, много сделавших и для княжества и для него лично, и даже ближайших родственников.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 715. О каких правилах жизни вы узнали из «Правды Ярослава»?

«Правда Ярослава» в основном регулировала уголовное право, однако были статьи по семейному, гражданскому (прежде всего наследственному) праву, а также она регулировала социальные отношения.

  • Дано определение преступления — это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание (в основном это материальная компенсация).
  • Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка — защиты людей от грабежей, насилия, драк.
  • Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».
  • Закрепляла права на имущество, принципы наследования.
  • Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.
  • Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство.
  • Допускалась кровная месть.
  • За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

16. Какие законы вам представляются справедливыми? Почему?

Закон не может быть справедливым или несправедливым. Закон есть закон – он един для всех. В этом его сущность. Однако нам может нравится или не нравится тот или иной закон. Мне по душе те правила «Правды Ярослава», которые определяют необходимость наказания за причинение ущерба, а также направленные на защиту людей от грабежей и насилия. Такие законы определяют степень цивилизованности общества.

17. Какие из них вам кажутся несправедливыми? Почему?

Мне не по нраву закон, предусматривающий кровную месть за убийство. Это пережиток варварского общества.

18. Работая с пунктом 4 параграфа 7 учебника, заполните таблицу «внешняя политика Ярослава Мудрого».

Основные направления Цели и задачи Основные события Итоги
Борьбы с кочевниками Безопасность южных рубежей 1036 год – разбил войско печенегов Печенеги перестали совершать набеги
Отношения с Польшей Повышение престижа, влияние на политику в Европе 1038-1047 год – военная помощь внуку Болеслава Казимиру в его притязании на польский трон Династические браки и союз с Польшей
Отношения с Византией Антигреческие настроения, необходимость урегулировать отношения 1043 год – неудачное военное столкновение 1046 год – мирный договор и брак сына Ярослава с дочерью византийского императора

19. Итоги правления Ярослава Мудрого:

  • Укрепление международного авторитета Киевской Руси;
  • Укрепление княжеской власти;
  • Развитие торговли, ремесел;
  • Распространение просвещения;
  • Издание единого свода законов.

Домашнее задание

Сравнительная таблица деятельности русских князей в X-XI вв.

Игорь (912-945 гг) Присоединил племена угличей. В ходе военных походов в Византию в 941, 944 гг. продлил действие торгового договора с Византией.
Ольга (945-964) Провела реформы: отменила полюдье, заменила его фиксированной уплатой дани, которая собиралась в погостах – административных центрах. В 955 году приняла христианство.
Святослав (964-972) Присоединил земли вятичей, разгромил Хазарию, много времени уделял военным походам, мало – внутриполитическим проблемам.
Владимир (980-1015) Заново объединил славян в единое государство. В 988 году крестил Русь, что способствовало росту культуры, архитектуры, литературы, искусств, повысило международный авторитет Руси. Возникла славянская письменность.
Ярослав (1016-1054) В 1036 году разгромил печенегов. Создал единый свод законов. Укрепил княжескую власть. Развитие торговли и ремесел, распространение просвещения. Укрепление международного авторитета – междинастические браки.

Запоминаем новые слова

Гривна — на Руси денежная единица.

Династический брак — брак между представителями правящих династий разных государств.

Наместник — глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика — искусство управлять государством.

Усобицы — вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей (родственниками, представителями одного народа, жителями одной области, страны, членами одного коллектива).