Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 38


В АФИНСКИХ ШКОЛАХ И ГИМНАСИЯХ

Объясните значение слов

  • Стилос — специальная металлическая или костяная палочка, используемая младшими школьниками в Древней Греции для письма на дощечках, натертых воском. Острым концом стиля на дощечке выводились буквы, а другим, плоским концом можно было затереть воск, чтобы исправить ошибку.
  • Палестра — специальная частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет.
  • Гимнасий — воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму, лекции ученых по различным темам) с интенсивным курсом физической подготовки.

Проверьте себя

1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности?

Педагог в Древней Греции — это совсем не то, что мы понимаем под этим словом сегодня. Тогда педагогом называли того, кто сопровождал ребенка в школу, носил его письменные принадлежности или музыкальные инструменты, а дома обучал ребенка хорошим манерам, ну и иногда наказывал за непослушание. Педагоги в Древней Греции были рабами, которые либо уже состарились, либо получили увечье и не были пригодны ни для какой другой работы.

2. Чем и на чём писали школьники?

Младшие школьники писали на дощечках, натертых воском. Буквы на таких дощечках выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, которая называлась стилос. Другим, плоским концом можно было затереть воск на дощечке, чтобы исправить ошибку. Старшие школьники писали на на папирусе тростниковым пером.

3. Чему учили в афинских школах?

В афинских школах учили писать, считать, читать и рисовать. Ученики разучивали стихи греческих поэтов, овладевали игрой на музыкальных инструментах и учились петь. Афиняне считали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

4. Где мальчиков обучали гимнастике?

Мальчики занимались гимнастикой, бегом, борьбой, прыжками, метанием копья и диска в специальных школах, которые назывались палестры.

5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой?

Взрослые афиняне могли продолжить совершенствование своих умений в гимнастике и получать дополнительные знания по разным предметам в одном из трех афинских гимнасий. Афиняне в гимнасиях проходили не только интенсивный курс физической подготовки, но и слушали лекции известных ученых об устройстве Вселенной, об управлении государством и т.д., а также совершенствовали красноречие — умение отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Мирон и Поликлет — знаменитые греческие скульпторы середины V века до н.э. Они были общепризнанными мастерами искусства скульптуры в Древней Греции и теоретиками, создавшими каноны, по которым работали многочисленные поколения скульпторов.

Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Поликлет же любил изображать атлетов в состоянии покоя и специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия — человеческие фигуры в покое или медленном шаге в скульптурах Поликлета кажутся естественными. Самое знаменитое произведение Поликлета — «Дорифор» (Копьеносец). Оригинала статуи не сохранилось, но существуют многочисленные копии.

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 38

На рисунке мы видим урок борьбы в специальной гимнастической школе палестре. Пара подростков проводят учебный бой. Мальчики боролись обнаженными. Они обильно натирали свое тело маслом, чтобы затруднить противнику проведение борцовых приемов и захватов. Рядом стоит учитель с палкой, которой он ударяет нарушившего правила борьбы. На скамейке сидят следующая пара борцов и другие ученики, чья очередь выйти на гимнастическую площадку еще не подошла. Кому-то может показаться все это странным: обнаженные юноши занимаются борьбой — зачем, для чего? Дело в том, что в Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Красивое, сильное и здоровое тело тело было не только элементом эстетики, но и простой необходимостью. Все мужчины-граждане должны были с копьем в руках защищать свой родной город от нападения врагов. Поэтому вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически.

Кроме того телесная развитость человека была эталоном гармонии. Даже греческие боги — это прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций во всем: в греческой архитектуре, скульптуре, рисунке и т.д. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания. Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно и гармонические духовные качества.

Подумайте

1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, уз­нав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»?

Дело в том, что педагогами в Афинах называли рабов, которые сопровождали ребенка в школу и учили его хорошим манерам. Это были либо уже состарившиеся рабы, либо получившие увечье и не способные более выполнять другую работу.

2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлён­ными, а какие — неодушевлёнными?

В учебнике приведены два примера, демонстрирующие противоположные взгляды на природу человека. В первом примере от Аристотеля говорится, что природой созданы одни быть свободными, другие — рабами. Раб — это такое же орудие труда, как и лопата, только одушевленное. Во втором примере от Антифонта говорится, что все люди по природе своей равны, они одинаково дышат воздухом, едят пищу при помощи рук и т.д. Я считаю более правильным второй подход. Рабство — это беда, которая случилась с человеком, а не его естественное природное состояние.