Параграф 6 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Знакомясь с главой, опишите:

1. Устройство государства в Древнем Египте (опорные слова: фараон, вельможа, писец, жрец).

Фараон был владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи — царские советники и военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы — так называемый чиновничий и бюрократический аппарат государства. Власть фараона поддерживало сильное войско. Подавляющее большинство египетского народа трудилось на полях, на масштабных строительствах, в мастерских.

Важную роль в устройстве государства играли жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом, поскольку владеет тайными знаниями. Храмам поступали большие подношения от фараонов. Жрецы были богатыми и могущественными, они имели возможность оказывать влияние на решения фараона.

2. Куль­турные достижения египтян (опорные слова: постройки, статуи, письмо, календарь).

Одними из самых знаменитых достижений древних египтян сегодня считаются их монументальные постройки —  пирамиды и храмы. При их возведении был задействован труд сотен тысяч людей, миллионы тонн камня и  уникальные для тех времен инженерные технологии. Большинство произведений искусства древних египтян легко узнать. Все они создавались по определенным канонам. Например, статуи скульпторы делали по большей части сидячими, ноги статуи сомкнуты, руки прижаты к коленям (или одна рука к груди), взгляд устремлен прямо. Все статуи создавались большого размера. На рельефах скульпторы изображали фигуры людей тоже по жестким канонам. Верхняя часть тела выглядела так, будто мы смотрим спереди, а ноги — будто смотрим сбоку. Голова повернута боком, но глаз изображен так, словно глядим человеку прямо в лицо.

Древние египтяне имели письменность. В египетском письме было более семисот иероглифов. Первоначально египетские иероглифы были просто изображением предметов, но в последующем их стали использовать для передачи согласных звуков. Впоследствии к иероглифам стали добавляться дополнительные рисунки, поясняющие, о каком именно понятии идет речь. Обучиться такому письму было сложно, поэтому умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Египтяне были сведущи и в математике, и в астрономии. Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь, и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, устанавливали дни, когда нужно было начинать посев или уборку урожая.

Объясните значение слов:

  • Речные пороги — каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.
  • Речной ил — тонкозернистая мягкая горная порода из смеси минеральных и органических веществ, отлагающаяся на дне водотоков и водоёмов.
  • Оазис в пустыне — расположенный около естественного водоёма, изолированный от других крупных массивов растительности и воды, островок растительности в пустыне.
  • Рельеф — выпуклое изображение на камне.
  • Фараон — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом. Греческое слово Фараон заимствовано из  Библии, оригинальное же египетское название правителя выглядело так per-oa буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» («несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» («небтауи»)
  • Столица — главный город государства, место расположения правителя и аппарата государственной власти.

Проверьте себя

1. Определите словами местоположение Египта на карте мира.



Древнее государство Египет располагалась на северо-востоке Африки по берегам реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

2. Расскажите о разливах Нила.

Река Нил берет свое начало в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, неся с собой плодородный ил (частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород). Каждый год в июне начинается разлив Нила. Прибывающая вода делает реку мутно-зеленого, а затем и красного цвета. Воды реки разливаются, затапливая всю долину до самых горных обрывов. В ноябре Нил возвращается в свои берега и вода становится голубой и прозрачной. После разлива на полях остается не только влага, но и плодородный ил. Именно на этих полях, а также на полях, оснащенных ирригационными системами, египтяне выращивали высокие урожаи, способные прокормить многочисленное население страны.

3. Как образовалось еди­ное государство в Древнем Египте?

Сначала на территории Египта было около сорока небольших царств, воюющих друг с другом. В конце концов долина Нила оказалась поделенной на два больших царства — Северный (Нижний) и Южный (Верхний — название было дано по направлению течения реки Нил) Египет. После долгих войн Южный Египет окончательно подчинил Северный Египет. Это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Повелителей всего Египта называли фараонами. Столицей единого египетского государства стал город Мемфис.

Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите 1-й нильский порог, дельту Нила, древнюю столицу единого государства в Египте, полуостров, бога­тый залежами медной руды. Определите его название.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

  • Под цифрой 1 на карте мы отметили первый нильский порог.
  • Под цифрой 2 — столицу единого государства Египет город Мемфис.
  • Область под цифрой 3 обозначает традиционный регион Северного Египта — дельту Нила.
  • Цифрой четыре мы обозначили Синайский полуостров, богатый залежами медной руды.

Рассмотрите иллюстрации

1. Сравните изображённую на фотографии (см. с. 35) природу Египта с природой тех мест, где расположена ваша школа. В чём различия?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.

В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.

2. Предположите, почему на древнеегипетской плитке из камня (см. с. 36) изображён человек огромного роста.



Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.

В верхнем регистре, над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками. Внизу изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.

За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа. Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.

Подумайте. Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?

Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.

«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!
Долина твоя — как зеленый оазис надежды.
Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.
И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.

Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,
То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.
Живое в долине твоей, умирая от жажды,
К тебе с мольбой обращает печальные взоры,
Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,
Вернуть жизнь в долину.



Когда же вода твоя красная вновь появлялась с верховьев.
О Нил, все живое кругом ликовало от счастья, развивалось и пело.
Хвала тебе, Нил, приносящий с водою и ил плодородный, который,
Когда ты в свои берега возвратишься, дает урожаи не малые,
Кормит людей и дает им уверенность в завтрашним дне.»

На примере этого текста мы видим, насколько сильно зависела жизнь египтян от ежегодных разливов Нила. Река Нил действительно была самой жизнью для египтян.