Параграф 2 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разум­ный, родовая община.

  • Рубило — орудие труда первобытного человека. Представляло собой острый обработанный кусок камня. Древний человек использовал рубило для изготовления других орудий труда и охоты.
  • Копьё — длинная и прочная (иногда обожженная на костре) деревянная палка с заостренным концом или каменным наконечником, привязанным к древку волокнами растений или кожаным ремешком. С развитием человечества и технологий люди стали использовать для изготовления наконечников копий медь, бронзу, железо.
  • Гарпун — в классическом понимании это бросковое орудие, предназначенное для охоты на рыб. Представляет из себя копье с зазубренным наконечником (древние люди использовали кость для изготовления наконечника) и веревкой для возврата копья. Гарпуны, не оснащенные веревкой, называют острогами.
  • Мамонт — древнее вымершее млекопитающее из рода слоновых. В сравнении с современными слонами, мамонты были в два раза больше. Они обладали более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью, меньшего размера ушами и длинными изогнутыми бивнями, которые служили для добывания пищи в зимнее время из-под снега.
  • Человек разум­ный (Homo sapiens) — вид человека, древнейшие представители которого появились в результате эволюции около 200 тысяч лет назад в Африке. Однако современные археологические данные доказывают, что человек современного типа появился еще раньше — более 350 тысяч лет назад. Оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. От остальных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, человек разумный отличался относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
  • Родовая община — первое объединение древних людей, включавшее кровных родственников. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива были равны между собой, а пища, независимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну.

1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?

Формирование родовых общин, разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) и изготовление одежды обусловили выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.

2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?

Древняя одежда представляла собой покровы из шкур и меха животных. Древнейшие жилища — пещеры, в которых люди могли укрыться от непогоды и оборониться от хищных животных. На территориях, где не было пещер, древние люди рыли землянки, сооружали навесы из веток, костей и шкур животных.

3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

В одиночку ни один охотник не мог справиться с крупным зверем. Поэтому древние люди стали использовать технологии коллективной загонной охоты. Роли охотников были распределены: отдельные группы гнали зверя в заготовленную ловушку (яму, овраг, болото), другие группы встречали зверя и убивали его.

4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?

Слово «община» выражает один из основных признаков такого сообщества — все в общине было общим: люди сообща добывали пищу, обустраивали жилище, а добыча, неважно кем она была добыта, делилась поровну. Слово «родовая» выражает главный признак родовой общины, в  которой родственные связи являлись основными. Все близкие и дальние родственники, состоящие в общине, считались сородичами.

5. Какими пре­имуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?



Лук и стрелы позволили древним людям охотиться на мелких и быстрых зверей, поражая их с расстояния. С копьём и дубинкой за такими мелкими зверями охотиться не получится — они предназначены преимущественно для охоты с близкого расстояния.

Примечание: Конечно, о расстоянии в «сотни шагов», как сказано в учебнике, речи не идет. Для того, чтобы поразить цель с такого расстояния, необходимы профессиональные, а не кустарно изготовленные луки, с большой степенью упругости, огромная сила охотника, чтобы натянуть такой лук и огромный опыт и глазомер, чтобы попасть с такого расстояния по движущейся мишени. Представляется маловероятным утверждение авторов о «сотнях шагов».

Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 15). Что изображено на пер­вом плане, на втором плане?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

На рисунке изображена родовая община древних людей. На переднем плане мужчины занимаются изготовлением орудий труда и охоты, а женщина шьет одежду из шкур. На заднем плане мы видим женщину, которая разрезает растянутую на кольях и высушенную шкуру, людей, которые готовят пищу на костре, мужчину, который принес череп оленя для дальнейшей его обработки. Дети сидят в палатке и наблюдают за работой взрослых, перенимая опыт.

Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 16). (По учебнику и ресурсам Интернета.)

На территории России уже найдено большое количество останков мамонтов. Большая часть находок мамонтов в России встречается в Сибири и Якутии. Примерно 12 тысяч лет назад в тех краях было тепло, поэтому эти крупные млекопитающие были очень распространены. Ледниковый период привел к смерти мамонтов, останки которых хорошо сохранились в толще вечной мерзлоты. Самыми известными находками считаются хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Димы и мамонтенка Любы. Диму нашел бульдозерист в Магаданской области – установлено, что несчастный мамонтенок повредил ногу, и поэтому (а может он спасался от саблезубых тигров) свалился в грязевую яму или болото. Не смог выбраться, и умер. Благодаря тому, что останки мамонтенка Димы пролежали в слое вечной мерзлоты и влаги без доступа воздуха, он великолепно сохранился. До 2007 года это был первый уникальный мамонт, найденный целиком. Сейчас мамонтёнок Дима находится в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

В 2007 году рекорд Димы по целостности туши был побит мамонтенком Любой – ее нашли на Ямале. Предположительно, река вымыла останки животного из глубин Колымы, их обнаружил местный оленевод Юрий Худи. Поскольку Диму изрядно потрепали собаки, да и лежала туша до прибытия ученых около 10 дней, сохранность Любы – это полностью заслуга оленевода, который 2 дня почти бегом добирался до цивилизации, чтобы сообщить о находке. Мамонтенок Люба прекрасно сохранилась.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 14)? Как их изобретение изменило жизнь людей?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

Разница между копьем и гарпуном заключается в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого, охотник должен быть способен быстро вытащить копье для следующего удара. Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов (острог) делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.