Информационно-творческие проекты — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В XVI веке в состав России в ходе войн и добровольного присоединения вошли многие народы. Выясните (с помощью дополнительных источников), что потеряли и что приобрели представители различных слоев общества этих народов в результате вхождения в состав России. Какие положительные и отрицательные последствия для Российского государства имело включение в его состав этих народов? Отвечая на вопросы, приведите примеры, подтверждающие ваше мнение. Подготовьте сообщение на тему «Россия – наша общая Родина».

Из школьного курса истории нам известно, что в XVI-XVII веках территория России значительно увеличилась. С освоением новых территорий все большее количество различных народов входило в состав нашей страны. Эти народы становились участниками социально-экономических и культурных процессов, проходящих в нашей стране.

С одной стороны, включение в состав России приводило к развитию национальных районов страны, знавших ранее лишь племенной строй, с другой — новшества ломали их традиционные быт и культуру. Наступление на их земли бояр, помещиков, промышленников, церкви, самоуправство воевод вызывало недовольство нерусских народов.

Необходимо напомнить, что татары жили в Волжско-Камском междуречье; в междуречье Волги и Оки обитали мордва, мари и чуваши; коми заселяли бассейн реки Печоры; удмурты — Приуралье по реке Каме; карелы занимали пограничные с Финляндией земли; калмыки расселились в низовьях Волги и по северному побережью Каспийского моря; в Приуралье, по берегам рек Белой и Уфы, а также на Среднем Урале обитали башкиры; на Северном Кавказе жили зависимые от России кабардинцы.

Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ

Переломным для истории некоторых народов Поволжья и Приуралья стало завоевание Россией в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств, присоединение северо-восточных земель. Характерная черта этого региона — многонациональный состав, смешанное проживание разных нардов, свободная миграция.

С годами все активнее проходила колонизация Поволжья и Приуралья русскими крестьянами, которые приносили в лесные охотничьи края свой хозяйственный земледельческий опыт. Этот процесс проходил в основном мирно. С появлением в татарских, мордовских, чувашских, марийских землях русских помещиков и церковных феодалов на частновладельческие земли распространились нормы российских законов, крепостное право.

В междуречье Оки и Волги, на плодородных землях этот процесс шел быстрее; в Приуралье, на северо-востоке, в дальних лесных районах — медленнее. В XVII веке основную массу жителей этих краев составляли государственные крестьяне. Они платили в казну налог пушниной и продуктами питания, несли государственные повинности — на строительстве дорог, мостов и крепостных стен, выполняли ямскую гоньбу (почтовую службу). Власти требовали уважительного отношения к традициям и обычаям нерусских народов, наказывали за насилие и злоупотребления, стремилось заручиться поддержкой местной элиты. Так, например, татарским мурзам, калмыцким тайшам, племенным вождям и старейшинам предоставлялись права дворян, их наделяли землями, отдавали им на откуп сбор налогов. Со временем местная знать стала верно служить Москве.

В лесных северо-восточных краях, где жили коми, частновладельческих земель было мало, местные жители были лично свободны. Сюда потянулись русские промысловики. Эти земли были особенно богаты пушниной, рыбой, другими дарами лесов и рек. Здесь обнаружились залежи соли, соледобыча постоянно расширялась. Многие жители уходили на соляные промыслы. Через Коми шли торговые пути от Белого моря в Сибирь. Все это теснее привязывало здешние земли и их население к общероссийским процессам.

Сильным рычагом освоения Поволжья и Приуралья, утверждения здесь российской власти становилась христианизация этих мест. Поначалу этот процесс шел активно, власти всячески стремились привести в православие как можно больше людей, и делали это путем «кнута и пряника». Так, у татарских мурз, не желавших перейти в православие, отнимали земли. Принявшим христианство обещали льготы по налогам и повинностям.

Вошедшая в состав России в середине XVI века Кабарда оставалась вассалом России. Постепенно русское влияние здесь усиливалось. В XVII веке на берегах Терека появились первые русские крепости, гарнизоны которых состояли из служилых людей и казаков. Народы Европейской части России порой разделяли с русским народом военные тяготы. Так, башкирская, калмыцкая и кабардинская конницы участвовали в войнах с Польшей, ходили в крымские походы.

Когда российские власти, купцы и предприниматели, русские феодалы допускали насилия и произвол в отношении местного населения, оно с оружием в руках отстаивало свои интересы. На исходе XVII века карельские крестьяне подняли восстание, когда их попытались приписать в качестве рабочих к одному из местных промышленных предприятий. В 1660-1680-е гг. крупное восстание вспыхнуло в Башкирии в ответ на захват земель русскими и принудительную христианизацию. Поволжские и приуральские народы приняли активное участие в восстании Степана Разина.

Сибирь и Дальний Восток

Окончательное присоединение Сибири в XVII веке стал поворотной точкой для многочисленных сибирских племен. Опираясь на крепости в верхнем и среднем течении Енисея, на торговые поселения и форпосты в устьях рек близ побережья Ледовитого океана, русские отряды продолжали двигаться на восток. Завоевание новых земель под высокую руку русского царя, стремление служилых людей и торговцев к наживе в богатых пушниной и рыбой краях, неукротимая любознательность и тяга к открытию неведомых земель и народов вело первопроходцев в глубины Сибири.

На огромных пространствах Сибири жило много различных народов. Численность каждого из них была невелика. Их основным оружием были каменные топоры, лук и стрелы. На Енисее жили уже принявшие русское подданство ханты и манси. Далее к востоку обитали еще неизвестные русским людям восточносибирские народы: в Прибайкалье, по верховьям Ангары и Витима — буряты; к востоку от Енисея вплоть до Охотского побережья — эвенки (старое их название — тунгусы); в бассейне рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы — якуты; в Южном Забайкалье и Приамурье — дауры и дючеры; на северо-востоке Сибири вплоть до Берингова пролива — коряки, чукчи, юкагиры; на Камчатке — ительмены.

Высокоразвитым для того времени хозяйством выделялись якуты и дауры. Последние имели постоянные контакты с китайцами. В эти края двинулись русские землепроходцы начиная с 1630-х гг. Сибирские воеводы из Тобольска, Енисейского острога и Мангазеи (торгового поселка и порта на реке Таз, неподалеку от Обской губы) направили отряды «проведать Бурятка новые землицы и объясачить тамошних людей». В начале 1630-х гг. первые отряды служилых людей появились на Лене. Построенный здесь острог подвергся нападению местных жителей. Но лук и стрелы были недостаточным оружием против пищалей и пушек. На Лену прибыли новые отряды и направили воеводам сообщения, что Якутская земля людна и скотна, что якуты «воисты и не хотели государева ясаку дать». Борьбу с русскими возглавили якутские князья. Один из них даже нанес царским отрядам несколько поражений.

В ходе дальнейших боев и переговоров удалось склонить якутских вождей к вступлению на государеву службу. Некоторые из якутских князей получили титул «улусских князцов». Центром русского влияния стал Якутский острог — будущий Якутск. Следом за служилыми людьми сюда шли промысловики, а потом и крестьяне. Три года требовалось, чтобы из центра России добраться до Лены. Из этих земель потоком пошел ясак — шкуры соболей, горностаев, лисиц, высоко ценившийся моржовый клык. Якутский острог стал базой, откуда снаряжались экспедиции служилых людей на восток. Одни отряды направлялись к Охотскому морю и к реке Амур, другие переваливали через Верхоянский хребет и шли в верховья Яны и Индигирки и на среднее течение Колымы, третьи двигались от устья Лены морем.

Украина

В XVII веке в состав России вошла территория Левобережной Украины. Власти России далеко не сразу откликнулись на призыв гетмана Войска Запорожского принять Левобережную Украину под руку русского государя. И это не удивительно, российское правительство прекрасно понимало, что поддержка восстания Хмельницкого означала неминуемую войну с Речью Посполитой и долго не могло принять решение. Только в 1653 году Земский собор постановил принять Украину в подданство российского государя и объявить войну польской короне. На Переяславской раде в январе 1654 года войско Богдана Хмельницкого присягнуло на верность российскому царю. Гетману Украины давалась большая самостоятельность, вплоть до ведения международных переговоров (за исключением Речи Посполитой и Османской империи).

Таким образом, России, принявшей под свою руку восставшую Украину, пришлось выдержать длительную войну с Речью Посполитой и Османской империей. При этом украинские гетманы неоднократно предавали Россию, заключали договоры то с одной противоборствующей стороной, то с другой, а также делали попытки обрести полную самостоятельность. Но в результате Украина осталась в составе России, украинская православная церковь была подчинена Московскому патриархату, а казаки получили реестр на царскую службу в размерах, намного превышавших те, которые требовал Богдан Хмельницкий от польской короны.

Можно, конечно, предположить, что Украина вовсе не хотела входить в состав России, а обращение Богдана Хмельницкого и решение Переяславской рады в январе 1654 года о присяге на верность российскому царю было вынужденным. А в доказательство такой позиции привести аргументы о договорах последующих гетманов о подчинении то Речи Посполитой, то Османской империи. Но на мой взгляд политика государственного образования не может в решающих вопросах зависеть от позиции лишь правящей верхушки, а учитывать мнение всего народа. В современном обществе по самым важным вопросам обычно проводятся так называемые всенародные опросы – референдумы.

Здесь уместно попытаться объяснить следующее: почему поляки проиграли войну с Россией за Украину, а многочисленные попытки украинских гетманов, от Выговского до Мазепы, присоединиться к Речи Посполитой, Османской империи или обрести самостоятельность неизменно были обречены на неудачу?

Польские паны и украинские старшины были убеждены, что их воля преобразует жизнь, и потому они игнорировали объективные причины, формирующие человеческое поведение. Так, поляки считали, что достаточно привлечь к себе казацких старшин, дав им привилегии шляхты, и все казаки будут верно служить; что можно убедить православных людей, будто католическая вера лучше, и они станут ревностными католиками. Точно так же многие украинские гетманы полагали, что в зависимости от политической обстановки и их выбора можно подчиняться то России, то Речи Посполитой, и что удача в борьбе за независимость определяется их умением обмануть московских чиновников или вовремя договориться о союзе с османским султаном.

Как показала история, первостепенное значение имела принадлежность русских и украинцев к одному суперэтносу, когда-то объединенному в составе Древней Руси. Как для русских украинцы были «своими», так и для жителей Украины «своими» были жители России. У них были общие языковые корни, культурные традиции и обычаи, общее мировоззрение и мироощущение, единая религия. Об это всеобщее ощущение единства, как волны о скалу, разбивались планы искателей власти разделить две народности. Русские и украинцы соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку сильное народное мнение неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике развития государства. В данном случае попытки разъединить народы, изменить исконную веру были против естественной логики.

Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории. В отличие от поляков, ограничивавших число «реестровых» казаков, московское правительство увеличило реестр на 60 тысяч человек по сравнению с требованиями Богдана Хмельницкого. Таким образом реестровые казаки могли заниматься тем, что они больше всего умеют – военным делом. Фактически реестр охватывал все население слободской Украины. Каждый казак имел возможность сделать военную карьеру, чем, собственно говоря, они и занимались. Украина на долгое время сохранила гетманскую власть и свое самоуправление во внутренних делах, ее вхождение в состав России было постепенным, без резких и болезненных решений. При польском господстве Украина могла только мечтать о подобном положении. Ни о какой дискриминации украинцев в составе России не было и речи. Как уже говорили выше, для русских украинцы были «своими». Кроме того, в истории последующих веков мы видим многих выходцев с Украины на ведущих государственных должностях и даже в числе царских фаворитов.

Россия – наша общая Родина

Начиная с XVI века Россия начинает активно расширять свою территорию за счет присоединения и освоения новых земель. Десятки племен и народов вошли в многонациональную семью под названием Россия. Однако по сей день существуют разные точки зрения на наш многонациональный состав. Одни считают, что Россия стала «тюрьмой» для народов. Другие видят в таком сотрудничестве безусловные выгоды для всех вошедших в состав Российского государства народностей. Было ли присоединение новых земель необходимым и логичным с точки зрения исторического процесса? Что оно принесло многочисленным народам: благо или несчастье?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к историческим фактам и сравнить процессы освоения новых территорий разными странами. Эпоха Великих открытий не обошла Россию стороной. Конечно же мы не открыли нового континента, но для русских первопроходцев и исследователей все осваиваемые земли, так же, как и для Колумба Америка, были практически неизведанными, полными загадок и тайн. Поэтому для нас освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока имеет такое же значение, как и все Великие географические открытия.

Освоение новых территорий Россией стало закономерным историческим процессом, свидетельствующим о развитии общества, знаний и технологий. В этом историческая логика полностью соответствует духу эпохи. Многие активные люди из разных стран в это время отправились в неизведанные края с разными целями. Кто-то хотел добиться богатства, кто-то – увеличить мощь и влияние своей родины, кто-то отправился в путешествие из-за неутолимой жажды исследователя. В результате на карте мира появились новые земли, ставшие колониями нескольких европейских государств, неизмеримо увеличив их богатство и международное влияние.

А что принесло освоение, например, Сибири для России? Можно ли считать присоединение малочисленных сибирских народов большим достижением, повлиявшим на богатство и влияние нашего государства? Скорее всего, вряд ли — у России и так было слишком много проблем, чтобы вешать себе на шею еще и проблемы других народов, а также тратить силы и средства на удержание таких обширных территорий. Да и взимаемый с сибирцев ясак был таким, что о каких-либо баснословных богатствах говорить не приходилось. Однако, так могло казаться только на первый взгляд. Освоение Сибири и Дальнего Востока оказалось долгосрочными инвестициями, и сегодня Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов этого региона.

Сегодня Россия является многонациональным государством. Это наследие длительного взаимодействия различных народов. Традиции многонационального и многоконфессионального государства в России зародились еще в период ордынского владычества. Сама Орда была многонациональным государственным образованием, и эти традиции были переняты русскими правителями. Именно многонациональное и многоконфессиональное развитие, взаимовлияние народов, культур и цивилизаций является особенностью России.

При распаде Золотой Орды населявшие ее народы образовали новые государства, находившиеся на различных уровнях развития. Все эти государства так или иначе прекратили свое существование, а их народы стали частью многонациональной России. Россия также присоединяла и другие земли, издревле заселенные различными этносами. Россия стала Родиной для более сотни народов. Историческая судьба у народов России разная, но опыт совместной жизни позволил им выжить, сохранить соседские отношения, свою веру и собственные традиции.

Скачать текст проекта «Россия — многонациональное государство»