Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

КУЛЬТУРА И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ РОССИИ В XVI В.

Задание 1. Отметьте утверждения, которые характеризуют развитие образования в XVI в.

  • Основным материалом для письма была береста.
  • Появилось книгопечатание.
  • Центрами образования были монастыри.
  • Была издана специальная книга для обучения грамоте — «Часословец».
  • Обучением детей грамоте занимались только церковники.
  • Появились первые учебные заведения — училища.
  • При мечетях создавались мектебе и медресе.

Задание 2. Соедините линиями двух цветов имена публицистов, их взгляды и социальные группы, интересы которых они выражали.

Задание 3. Соотнесите жанр литературного произведения, сущность жанра и название произведения, его авторов или героев.

Жанр

Сущность жанра

Название произведения, его авторы или герои

А) БылиныД) Путевые заметкиИ) «Задонщина», «Ска­зание о Мамаевом побо­ище»
Б) Исторические песниЕ) Произведения, в основе которых лежали конкретные исторические собы­тияК) Афанасий Никитин
В) Воинская повестьЖ) Непосредствен­ные отклики на происходившие события, героями которых бы­ли простые людиЛ) Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаевич
Г) ХожденияЗ) Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги рус­ских богатырейМ) Авдотья-Рязаночка, Щелкан Дудентьевич, Ермак

Запишите полученные сочетания букв:

  • А-З-Л
  • Б-Ж-М
  • В-Е-И
  • Г-Д-К

Задание 4. Выберите правильный ответ.

1. «Домострой» — это:

  • а) свод правил по архитектурному строительству итальянских ма­стеров;
  • б) сборник церковных текстов для семейного чтения;
  • в) наставления о взаимоотношениях в семье.

2. «Хронограф» — это:

  • а) сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемир­ной истории;
  • б) общерусская летопись;
  • в) первая хроника истории России.

Задание 5. Напишите, какой памятник русской литературы связан с именем митрополита Макария. Дайте характеристику этой книги.

Ответ:

С именем митрополита Макария связывают книгу «Четьи минеи». Минеи представляют собой свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера, стоявшие вне круга официальной церковной литературы.

Задание 6. Согласны ли вы с мнением, что появление книго­печатания на Руси имело огромное значение? Свой ответ аргу­ментируйте.

Ответ:

Я согласен с мнением, что начало книгопечатания в России имело огромное, в первую очередь, просветительское значение. Печатная книга была дешевле в производстве, чем рукописная, а следовательно, доступнее для большего числа людей.

Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?

Ответ:

Родоначальником книгопечатания в Европе считается Иоганн Гутенберг. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. В 1450 году Гутенбергом была создана первая подтвержденная печатная книга. В дальнейшем этот способ книгопечатания широко разошелся по всем странам Европы, а к середине XVI века добрался и до России.

Задание 7. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках куль­туры вашего края в XVI в., привлекая материалы краеведче­ского музея, библиотеки, интернет-ресурсы. Напишите план рассказа.

Возможный ответ:

Задание 8. Найдите в школьной библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XVI в. Составьте список наиболее ценных, на ваш взгляд, памятников. Объясните, почему именно они попали в ваш список.

Возможный ответ:

Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Покровский собор на Красной площади

В середине XVI века на Взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах. Очередной поход закончился победой над Казанским ханством и присоединением города к Московскому государству. Это случилось 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда Иван Грозный повелел объединить все «походные» деревянные церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы — Покровский собор. После возвращения молодого царя с победой был воздвигнут деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма.

Архангельский собор

Архангельский собор Московского Кремля

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен в 1508 году митрополитом Симоном. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы, сочетание трёх малых и одного большого круглых окон на западном фасаде имеет аналоги в архитектуре Венеции). В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи своих прародителей в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был перезахоронен умерший в 1340 году великий князь Иван Калита (останки перенесены из Собора Спаса на Бору).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору (под Бором, у Боровицких ворот), известная также как церковь святого мученика Уара — древнейшая по времени основания церковь Москвы, располагавшаяся в Кремле. Деревянная церковь известна с XII века. В начале XIV века при митрополите Петре церковь стала соборной. В то время она находилась на митрополичьем дворе, располагавшемся на вершине Боровицкого холма.Каменная церковь на месте деревянной построена в 1461 году. Обрушилась при пожаре в 1493 году, отстроена заново Алевизом Новым в 1508 году. Церковь была снесена в 1847 году по личному повелению Николая I в связи с ветхостью, а также с тем, что старинное здание не гармонировало с панорамой только что отстроенного Большого Кремлёвского дворца.

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Пьетром Франческо Анибале (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой)на правом берегу Москвы-реки. В здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). Петрок Малый применил ряд готических элементов как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Храм является шедевром мировой архитектуры, первымкаменным шатровым храмом в России.

Казанский Кремль

Кремль на гравюре Эдварда Турнерелли

Церковь Киприана и Иустинии, XVI век (снесена после 1917 г.), на заднем плане колокольня Спасского монастыря

Спасская башня Казанского Кремля

После осады Казани крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь Иван IV призвал псковских зодчих Постника Яковлева (по прозвищу Барма) и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного) возвести новую крепость. Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба. Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор, церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасскую (в честь иконы Нерукотворного Образа) церковь у Спасской башни, а также два монастыря — Троице-Сергиевский с деревянными Троицким и Сергиевским храмами и Спасо-Преображенский, с каменным храмом Николы Ратного и каменным, из тёсаного известняка, подклетом деревянного (в XVI веке) Преображенского собора.

Икона-картина «Церковь воинствующая»

Была написана в середине XVI века. Посвящена взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов — прославленные летописные князья-воители: Владимир Святославович с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской. Впереди на крылатом коне — Архангел Михаил. В центре — фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Замысел картины — показать военный успех как результат покровительства небесных сил.

Задание 9. Заполните пропуски в тексте. Напишите, о каком событии идёт речь.

В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному Успенскому собору, отстроенному при Иване III. В тяжёлых меховых шубах — соболиных, горностаевых, беличьих, крытых по-восточному шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, — плавно двигались бояре. В толпе зрите­лей кафтаны купцов и гостей перемежались сермягами мастеровыхи холопов. Заворожённая великолепием шествия и серьёзностью происходящего толпа застыла. Это было 16 января 1547 г.

Речь идет о венчании на царство Ивана IV

Задание 10. Соотнесите названия народных праздников и их описания.

1) МасленицаА) Угощались блинами. Катались на санях с гор и на лошадях. Устраивали кулачные бои. Сжигали чучело зимы. Заканчивался праздник Прощёным воскресеньем
2) СвяткиБ) Юноши и девушки собирались на берегах рек и озёр на весёлые игрища. Плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, во­дили хороводы, пели песни, плясали. Разжи­гали костры и прыгали через них. Купались на зорьке, собирали утреннюю росу, обливали водой каждого встречного. Собирали лекар­ственные травы
3) Иван КупалаВ) Этот праздник начинался колядованием. По улицам ходили ряженые от одной избы к другой, выкрикивая величание хозяевам. Люди угощали ряженых. Это было время уличных забав, вечеринок. Девушки устраивали гада­ния
4) Ураза-байрамГ) Один из главных праздников мусульманских народов России, знаменующий заверше­ние поста, который длится в течение месяца Рамадан
5) Курбан-байрамД) Мусульманский праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима

Ответ:

1

2345
АВБГ

Д

Задание 11. О чем свидетельствовали русские поговорки?

  • Калачом не заманишь — значит, не заставишь делать что-то или идти куда-то даже заманчивыми обещаниями.
  • Хлеб всему голова — так говорили, отдавая дань уважения хлебу, главному продукту на столе.
  • Где щи да каша, там и место наше — где можно прокормиться, там и живем, и работаем.
  • Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной — так говорили о ключевых продуктах для человека.
  • Киселём брюха не испортишь — кисель в те времена варили из отваров злаковых культур и воспринимали его как питательное и полезное блюдо.

Задание 12. Заполните таблицу «Пища населения России в XVI в.»

Национальная принадлежность

Основные продукты питания

С чем были связаны пищевые пристрастия

РусскиеПродукты в основном растительного происхождения: хлеб, каши, овощи. Мясо и рыба ели не постоянно, поскольку это было возможно при определенном достатке.Пристрастия зависели от условий мест проживания и распространенного вида деятельности (земледелия, охоты, рыболовства, скотоводства).
КарелыРыба, каши, пирогиПристрастия зависели от условий мест проживания – обилие рек, лесов, сложные условия для земледелия и скотоводства.
МордваРастительная пища – кислый хлеб, каши, пироги, блины из гречихи и пшена. По праздникам – блюда из мяса.Место проживания – лесостепь. Распространено земледелие и скотоводство.
ТатарыМясо-молочная и растительная пища.Сочетание традиций питания кочевых племен с развитым животноводством и оседлых земледельцев.
БашкирыМясная пища.Традиции питания кочевых племен. Занимались в основном скотоводством. Места проживания способствовали развитию скотоводства.
ЧувашиПродукты растительного происхождения. Мясные и молочные продукты производились в основном на продажу.Место проживания – лесостепь. Распространено земледелие и скотоводство.

error: Content is protected !!