Параграф 52 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ

Вспомните

Вспомните, кто во время войн с Карфагеном составлял основную массу легионеров. Кого не брали на военную службу? (См. § 46, п. 3.)

Во время войн с Карфагеном и во времена поздней Республики основную массу легионеров составляли земледельцы. В армию брали по специальному имущественному цензу, то есть землевладелец должен был владеть имуществом или землей стоимостью не ниже 11 тысяч ассов (древнеримская денежная единица). Во время Второй Пунической войны, чтобы обеспечить дополнительный набор воинов в римские легионы этот имущественный ценз был снижен до 4 тысяч ассов. Таким образом, в составе легионов не могли воевать бедняки и неимущие римлянине.



Объясните значение слов

  • Ветеран — солдат, завершивший службу.
  • Диктатор — чрезвычайное должностное лицо в период Республики в Древнем Риме, назначавшееся консулами по решению Сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной угрозе и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.

Проверьте себя

1. Кого в I (1-м) веке до н. э. стали брать на службу в римскую армию?

В I веке до н.э. в римскую армию стали брать неимущих граждан и платить им воинское жалование. Учитывая, что к этому времени в Риме скопилось большое количество обнищавших, потерявших свои земли людей (вспомните, именно поэтому Тиберий Гракх хотел провести свою аграрную реформу), римские легионы получили большое пополнение из бедняков, готовых служить любому полководцу, пока он побеждает и платит деньги. Так римская армия стала фактически наёмной.

2. Как Цезарю удалось завоевать любовь простона­родья? Как он намеревался использовать эту любовь?

Фактически Гай Юлий Цезарь покупал любовь простонародья, устраивая для них угощения и раздавая ласковые обещания улучшить жизнь людей. Народная любовь ему нужна была для восхождения на вершину власти, поскольку во времена Республики именно на Народном собрании выбирались консулы Рима. Кроме того, известно, что для достижения победы на выборах Цезарь и его сторонники активно подкупали представителей голосующих триб.

3. Какую роль сы­грало завоевание Галлии в возвышении Цезаря?

Завоевание Заальпийской Галии принесло Цезарю славу талантливого полководца, большое богатство и преданную армию, которая получала повышенное жалование от Цезаря. Солдаты также получали от Цезаря рабов и обещания наградить их земельными участками по окончании службы.

4. Какой властью стал обладать Цезарь после победы над своими врагами?

После начала гражданской войны в 49 году до н.э. сторонники Цезаря организовали передачу Гаю Юлию полномочия диктатора. В качестве обоснования чрезвычайной меры указывалось необходимость организации выборов при отсутствии в Риме действующих консулов. Это делало действия Цезаря легитимными. Но сам он рассчитывал занять пост консула на следующий, 48 год до н.э. Так и получилось. Потом Цезарю еще неоднократно давали полномочия диктатора для ведения войны. А после победы над сторонниками Помпея в битве при Тапсе (в Африке), Цезарю был предложен диктаторский пост на 10 лет, от которого он отказался. Вместо этого в 45 году до н.э. Гай в дополнение к полномочиям диктатора стал консулом без коллеги (без второго консула). В 44 году консулом опять стал Цезарь, а вторым консулом — его соратник Марк Антоний. Кроме того, Цезарь стал добавлять к своему имени звание Император (победоносный полководец). В начале того же года Цезарь получил пожизненные полномочия диктатора. На деле Цезарь руководил государством по праву сильного, опираясь на войска и многочисленных сторонников, а его многочисленные должности лишь придавали видимость легитимности.

Поработайте с датами

Подсчитайте, сколько лет прошло от установле­ния республики до захвата Цезарем власти в Риме.

Республиканская форма правления была объявлена в Риме после свержения последнего царя в 509 году до н.э. Цезарь фактически захватил власть в Риме в 49 году до н.э. Таким образом между этими событиями прошло 460 лет.

Опишите рисунок

Опишите рисунок «Убийство Цезаря в сенате» (см. с. 255). Кем были заговорщики? Чью власть они хотели восстановить?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 52

Диктатор с пожизненными полномочиями Гай Юлий Цезарь был убит заговорщиками из числа сенаторов во время одного из заседаний Сената. Цезарь как обычно пришел в Сенат и уселся в своем кресле. На рисунке мы видим, что сенаторы окружили Цезаря и для вида обратились к нему с просьбой. Сигнал к нападению должен был подать один из сенаторов, сорвав с Цезаря тогу. В это время стоящий позади сенатор наносит первый удар. Так как каждый из заговорщиков по отдельности не хотел становиться основным убийцей, они договорились, что каждый нанесёт хотя бы один удар. Мы видим, как некоторые заговорщики на картинке держат руки под тогами, наверняка сжимая короткие мечи. Убить Цезаря первыми ударами не удалось: он пытался сопротивляться. По версии древнеримского писателя Светония, Цезарь, увидев среди заговорщиков Марка Юния Брута Цезарь произнес «И ты, дитя моё!». По версии другого историка Плутарха Цезарь вообще ничего не сказал, увидев Брута с мечом. Цезарь умер от 23 ножевых ранений. Так заговорщики хотели восстановить республиканскую форму правления и вернуть Сенату былую власть.



Подумайте

В нашей речи существуют крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!». С какими событиями они связаны?

Крылатое выражение «перейти Рубикон» означает принятие безвозвратного окончательного решения. Оно пошло от слов Цезаря, который остановившись в раздумьях перед рекой Рубикон, произнес «жребий брошен» и дал команду своим легионам переправиться через реку и идти на Рим. Так началась гражданская война, которая стала предпосылкой для падения республиканской формы правления.

Крылатая фраза «и ты, Брут!» связана с убийством диктатора Гая Юлия Цезаря на одном из заседаний Сената. Среди его убийц и фактическим организатором заговора был Марк Юний Брут, сторонник Республики, бывший соратник Помпея Великого, перешедший на сторону Цезаря после поражения Помпея в Греции. Некоторые источники даже сообщали, что Юлий Цезарь мог быть отцом Брута, хотя это не доказано. Скорее всего, эта версия могла пойти из произведений древнеримского писателя Светония, в которых он пишет, что Цезарь, увидев среди заговорщиков Марка Юния Брута Цезарь произнес «И ты, дитя моё!». Кстати, формулировка фразы «и ты, Брут!» является цитатой из пьесы «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира и не содержится в исторических источниках.

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с рассказом Плутарха о Риме, подоб­ном судну, несущемуся без управления (см. с. 254). Какие люди стано­вились консулами? Заботились ли они о благе государства?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 52

Несмотря на все сказанное Плутархом о состоянии государственного управления в Риме в период поздней Республики, консулами по-прежнему избирались самые популярные в народе политики. Другое дело, что средства достижения популярности стали более изощренными. Кандидатам на важные государственные должности уже не нужно было быть известными полководцами или умелыми и красноречивыми политиками, прошедшими все должностные ступени политической карьеры. Достаточно было подкупить избирателей. Заботились ли они о благе государства? Трудно сказать. Такую оценку могли дать только сами римлянине. Но то, что многие кандидаты в консулы, покупая голоса избирателей, надеялись помимо всего прочего усилить собственную власть и богатство за счет управления определенными территориями Республики по истечении консульских полномочий, не вызывает сомнения. Яркий пример тому — Гай Юлий Цезарь. Он не был ни героем войны, ни очень богатым человеком. Он активно подкупал избирателей и чиновников, да и сам брал крупные взятки для того, чтобы взойти на вершину власти и остаться там. Заботился ли он о благе Рима? Скорее всего да. Но больше всего он заботился о собственной власти и влиянии.