Параграф 49 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Объясните значение слов

  • Имение — земельное владение богатого человека.
  • Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами (римский амфитеатр) либо углублено в землю (греческий амфитеатр). Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей.
  • Гладиатор — раб-боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.

Проверьте себя

1. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду?

К тяжелому труду рабов принуждали жестокими методами: рукоприкладством, порками. За особые провинности раба могли заковать в кандалы или даже отправить на рудники.



2. Какие обязанности были у рабов в богатом доме?

Рабы в богатом доме вели хозяйство и обслуживали потребности господина: убирались в помещениях, помогали господину одеться, брили его, укладывали прическу, были носильщиками паланкина, готовили пищу и прислуживали за столом. Рабы певцы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Рабами также были и образованные рабы, которые выполняли обязанности лекарей, библиотекарей, секретаря и т.д.

3. После каких событий в домах римских богачей появились образован­ные рабы?

Возможно, данный вопрос был сформулирован авторами недостаточно корректно. Очевидно, что основным источником рабов были завоевания римлян. Образованных людей больше всего было, конечно, в Греции, но это не означает, что образованных людей, ставших рабами, не было, допустим, на Сицилии, в Карфагене или в Македонии. Вспомним, ведь именно на Сицилии при захвате римлянами города Сиракузы был убит великолепный математик Архимед. Кроме того, исторические источники приводят достаточно примеров специального обучения римлянами своих рабов какому-нибудь мастерству, чтобы потом их сдавать в аренду. После какого события это начало происходить, неизвестно. Также мы знаем, что до 326 года до н.э. в Риме было узаконено «долговое рабство» по отношению к самим римлянам. Такие рабы тоже могли быть образованными, ведь это же римляне. А после 326 года до н.э. принципы «долгового рабства» применялись по отношению к людям в провинциях. Поэтому я считаю, что любой однозначный ответ на данный вопрос будет не достаточно верным.

Опишите рисунок

Опишите рисунок «Рабы в имении» (см. с. 239). Какие работы выпол­няли рабы в имении? Найдите ручную мельницу, пресс для выжимания виноградного сока. Предположите, как раб-управляющий по приказу го­сподина поступит с обессилевшим стариком.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 49

На рисунке мы видим типичное имение богатого римлянина. Хозяин в белых одеждах сам приехал из Рима в свое имение, чтобы посмотреть, как идут дела. В центре рисунка мы видим обессиленного раба-старика, которого раб-управляющий в красных одеждах скорее всего отправит на заброшенный остров на реке Тибр умирать. Остальные рабы на картинке выполняют работы, необходимые для производства различной продукции для использования и на продажу. Например, с левой стороны картинки мы видим, как рабы разгружают телегу с корзинами, наполненными виноградом, а с правой стороны — пресс для выжимания виноградного сока, из которого потом может быть сделано вино. Также этот пресс может быть использован для отжима масла из оливок. На заднем плане стоит ручная мельница, которая приводится в действие двумя рабами. Вероятно, мы видим процесс помола муки.

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с документом «Римские учёные Варрон и Колумёлла о рабах» (см. с. 240).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 49

1. Вспомните, какие мысли о рабах задолго до рим­ского учёного Варрона высказывал грек Аристотель (см. с. 184), и дока­жите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека.

Аристотель говорил, что рабы — это одушевленные и наиболее совершенные орудия труда. Варрон имел такую же оценку, не воспринимая рабов за людей, не признавая за ними права быть личностью и иметь какие-либо права. И в Древнем Риме, и в Древней Греции рабы были бесправны. Хозяева могли сделать с ними все, что хотели.  Рабы не имели прав человека: они не распоряжались своим трудом, не могли иметь семью, менять место жительства, даже имя раба зачастую менялось по воле хозяина.

Для римлян понятие раб тесно ассоциировалось с понятием иностранец. Многие знатные римляне считали жителей других земель варварами, низшей расой, а значит они были предназначены самой природой для того, чтобы быть рабами. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте.

С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи, поставлен наравне с землей, лошадьми, быками. Законы не делали разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. Союз раба и рабыни не имел легального характера брака. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. Лишь с течением времени, уже в нашей эре, из-за большого количества восстаний рабов, в римские законы стали вводиться поправки, запрещающие безнаказанное убийство раба, зверства или нанесение увечий. Рабы также получили право сочетаться браком и в этом случае мужа и жену уже нельзя было разделять (т.е. продавать только вместе). В случае жестокого обращения со стороны хозяина раба могли передать другому хозяину и т.д.

2. Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского учёного Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.



В этом как раз никакой загадки нет. Любой человек хорошо работает, заботясь о повышении эффективности труда, только тогда, когда ему это выгодно. Раб не извлекал выгоды из своего труда, разве только избегал побоев, но и с этим со временем рабы могли смириться. Поэтому рабы не особо заботились о лучшей производительности своего труда.

Подведём итоги и сделаем выводы

Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всём Средиземноморье (опорные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолет­ний опыт)?

Римская армия была самой многочисленной в те времена. В период расцвета Республики ее численность могла достигать 350 тысяч человек. В эпоху разделения Империи на западную и восточную части, общая численность армии достигала 1 миллиона человек. Римская армия имела лучшее для своего времени вооружение, опытный и хорошо подготовленный командный состав, отличалась жёсткой дисциплиной и высоким военным искусством полководцев, применявших самые совершенные способы ведения боевых действий, добиваясь полного разгрома противника. Римское искусство ведения войны подразумевало изучение и приспособление к тактике противника, а также внедрение наиболее эффективных методов ведения боя и вооружения в римской армии. Так, например, всем известный римский гладиус (короткий обоюдоострый меч длиной до 60 см), основное оружие легионера, был заимствован римлянами у иберийцев (испанцев), а кавалерийская спата (обоюдоострый меч длиной до 1 метра) — у галлов.

Основным родом войск являлась пехота. Флот обеспечивал действия сухопутных войск на приморских направлениях и переброску армий на территорию противника по морю. Значительное развитие получило военно-инженерное дело, устройство полевых лагерей, умение совершать быстрые переходы на большие расстояния, искусство осады и обороны крепостей.

Основной организационной и тактической единицей армии являлся легион. Численность легиона долгое время оставалась неизменной — 4,5 тыс. человек, включая 300 всадников. Тактическое расчленение легиона на манипулы обеспечивало высокую манёвренность войск на поле боя. Традиционное для римлян трехлинейное построение манипул в шахматном порядке позволяло осуществлять оперативное руководство во время боя, усиливая атаку или защиту в любом месте построения легиона.

Почему в Риме появилось множество дешёвых рабов? В чём было главное отличие раба от свободного?

Завоевывая новые территории, римляне поставляли на внутренний рынок большие партии рабов. Например, только при разграблении Карфагена в рабство было обращено более 50 тысяч человек. Соответственно, активные завоевательные походы приносили Риму большие богатства и новых рабов. Чем больше товара на рынке, и чем больше он превышает спрос, тем больше падает его цена. Поэтому во время военных кампаний цены на рабов падали.

Главное отличие раба от свободного — это отсутствие каких-либо прав человека.

Как правило сената «разделяй и властвуй» проявлялось в отношении противников римлян?

«Разделяй и властвуй» — принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и, согласно которому, лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями. В более широком смысле — тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. Этот принцип часто приписывают именно римскому Сенату, однако ни одного документального подтверждения этому нет.



Тем не менее во время различных завоевательных походов римлян мы можем четко проследить руководство этим принципом. Например, для войны с Македонией, римляне воспользовались противоречиями македонян и греков и вынудили греков не оказывать помощь Македонии. То же самое римляне сделали с Сирией, убедив сирийского царя не поддерживать Македонию. В результате, Македония, Греция и Сирия были разбиты по-одиночке. Никто не знает, как бы обернулась история, если бы Римская республика столкнулась бы с объединенными армиями трех государств. Разделяй своих противников, тогда ты будешь властвовать!

Кстати, этот же принцип можно встретить и в повседневной жизни обыкновенных римских граждан по отношению к рабам. Римляне старались не допустить формирования каких-либо общностей рабов, например, разделяли рабов одной национальности. Пользуясь противоречиями между рабами, римляне могли лучше их контролировать и не допускать восстаний.