Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

Знакомясь с главой, подумайте:

1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.

2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.

Объясните значение слов:

  • Топор — в первобытные времена это было орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Каменный топор сменил более древнее рубило (универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом для изготовления топора служил  кремень,  обсидиан,  роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы. Заостренный камень крепился к топорищу кожаными ремешками или устанавливался на топорище просверленным отверстием.
  • Мотыга — орудие для вскапывания или разрыхления земли для последующего посева зерновых культур. Мотыга представляла собой деревянную палку с сучком.
  • Серп — орудие для срезания колосьев зерновых после их созревания. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки.
  • Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна. Для зернотёрки используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. Нижний камень или плита зернотёрки может быть любой формы. Для его профиля характерна вогнутая или корытообразная форма, появляющаяся в процессе эксплуатации. Вместо нижнего камня для размола зерна также могли использоваться выбитые углубления в природном скальном основании.
  • Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон шерсти или льна для получения длинной и прочной нити.
  • Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения.
  • Циновка — плетеное ковровое изделие из соломы, травы, древесного лыка, камыша, тростника.
  • Духи — сверхъестественные бестелесные существа, наделённые волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом духи сами остаются почти всегда недоступным для восприятия.
  • Боги — самые могущественные духи, по верованиям первобытных людей.
  • Старейшина — один из самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
  • Совет старейшин — собрание старейшин родовых общин, совет управлял племенем, он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания.
  • Племя — объединение, состоящее из нескольких родовых племен, живущих в одной местности.
  • Идол — изображения духов или богов в представлении первобытных людей. Идолы изготавливались из дерева, камня или глины. Идол представлялся первобытным людям овеществлением духа, которому можно молиться, приносить жертву или даже наказывать.
  • Молитва — способ «договориться» с духами природы, с богами.
  • Жертва — подарок духам или богам для их умиротворения. Обычно в качестве жертвы первобытные люди приносили пищу.
  • Религиозный обряд — это особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Первобытные люди верили, что с помощью религиозных обрядов они могут воздействовать на сверхъестественные силы, которые управляют их жизнью.
  • Неолитическая революция — переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (земледелию и скотоводству), произошедший в новом каменном веке (неолите). Этот переход датируется VIII-IV тысячелетиями до н.э.

Проверьте себя

1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?

Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.

2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?

Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.

3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?

Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.

4. Почему сородичи слушались старейшин?

Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.

Поработайте с картой (см. с. 12). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4

Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.

Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разум­ного или возникновение земледелия? На сколько раньше?

Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.