Параграф 23 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ

Проверьте себя

1. В чём состояли трудности войны с кочевниками-гуннами?

У кочевников нет постоянных мест обитания, городов. Их поселения мобильны. Поэтому при нападении кочевники просто уходили на новое место. Преследование армией кочевников было бесполезным, поскольку большой армии нужно много провизии и фуража. Без него армия погибнет от голода. А обозы с продовольствием сделали бы армию абсолютно немобильной и догнать быстрые войска кочевников будет нереально.

2. Как строили Великую Китайскую стену?

Для защиты от набегов кочевников-гуннов китайцы начали возводить Великую Китайскую стену. Ее строили из больших каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. На строительстве были задействованы огромные массы заключенных и простых китайцев. Тысячи людей умирали на этой тяжелой стройке, их хоронили прямо возле стены. Высота стены была с двух-трехэтажный дом, над стеной возвышались сторожевые башни, в которых несли стражу дозорные. Протяженность Великой Китайской стены — более 8 тысяч километров.

3. Почему в Ки­тае применялись жестокие наказания по отношению к провинившимся?

Большая и сильная армия требовала огромных расходов на содержание. Для этого с простых китайцев взимали огромный налог. Естественно, китайцам это не нравилось и они противились власти императора. Для того, чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе неминуемого и жестокого наказания за любое нарушение. За провинность одного человека, наказывали всю семью и даже соседей.

4. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговеч­ным?

Верховенство единого закона — это, конечно, благо для единого государства. Но в данном случае нельзя перегнуть палку, что как-раз и сделал император Цинь Шихуан. Нельзя заставить людей думать, что они не страдают, если это так и есть и если им есть с чем сравнивать. Рано или поздно терпение народа кончится. Так и случилось уже при правлении сына императора. Восстание положило конец недолгому правлению династии Цинь.

Поработайте с картой (см. с. 106).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 23

Найдите Южно-Китайское море; Великую Китайскую стену и Великий шёлковый путь; населённую гун­нами область; столицу объединённого Китая. Определите название сто­лицы.



Южно-Китайское море омывает южное побережье единого Китая. Великая Китайская стена ограничивает северные территории единого Китая на протяженности более 8 тысяч километров. Она должна была охранять внутренние территории Китая и Великий шелковый путь от набегов кочевников. Земли племен гуннов на карте показаны с севера от Великой Китайской стены. Во времена первой империи Цинь столицей единого Китайского государства был город Сяньян. Великий шелковый путь шел с запада и проходил через столицу Саньян к городу Лоян (путь обозначен жирной красной линией). Оттуда торговцы развозили товары по китайским торговым путям в крупные города Цзи, Фаньюй, Чэнду и Чайша, а также в населенные пункты восточного и южного побережья.

Подумайте

Что хорошего принесло народу Китая объединение страны при Цинь Шихуане? А что плохого? Так ли правил Цинь Шихуан, как учил Конфуций? Обоснуйте ответ. 

Есть один художественный фильм-притча с Джетом Ли в главной роли, он называется «Герой». В фильме рассказывается об эпохе объединения Китая под властью династии Цинь. По сюжету фильма несколько  легендарных китайских воинов из царств-противников Цинь придумали хитроумный план, который позволил бы подобраться к императору Шихуану на близкое расстояние с целью убить тирана. Однако герой Джета Ли отказывается от своего плана, следуя идеологии, объясненной в трех словах: «Все под Небесами». Суть этой идеологии в том, что только позволив императору Цинь победить все царства, можно было рассчитывать на создание единого Китая, единой страны, находящейся под Небесами — Поднебесной, с единым правлением, с едиными законами и правилами. Именно это герой фильма посчитал благом для Китая.

В этом фильме также четко показана главенствующая идеология грядущей империи Цинь, которую сегодня исследователи называют легизмом и противопоставляют ее конфуцианству. Эта идеология получила также название «Школа законников». Ее основной идеей было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Согласно идеям легизма любой простолюдин имел право дослужиться до любого чина, вплоть до первого министра. На мой взгляд действие четких и понятных законов, унификация всех общественных процессов — это то хорошее, что привнесло правление императора Цинь.

Однако идеология легизма печально прославилась тем, что при ней устанавливались крайне жестокие законы и наказания. Она противоречила идеям Конфуция, что повлекло за собой расправу над последователями мыслителя. Угнетение и жестокости режима — это негативная сторона правления императора Цинь Шихуана.

Возвращаясь к фильму, мы видим яркое подтверждение идеологии легизма. Император был благодарен безымянному герою за то, что он смог понять его истинные побуждения в объединении Китая. Но следуя букве жестокого закона Герой был казнен за намерение покушения на императора. При этом он был похоронен с величайшими почестями.

Опишите рисунок

Опишите рисунок «Великая Китайская стена» (см. с. 112) по плану: 1) высота, ширина и длина стены; 2) башни и бойницы; 3) назначение стены.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 23

Для защиты от набегов кочевников-гуннов китайцы начали возводить Великую Китайскую стену. Ее строили из больших каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. На строительстве были задействованы огромные массы заключенных и простых китайцев. Тысячи людей умирали на этой тяжелой стройке, их хоронили прямо возле стены.

Высота стены была с двух-трехэтажный дом, над стеной возвышались сторожевые башни, в которых несли стражу дозорные. Если они замечали опасность, они подавали сигнал — зажигали огонь, который было видно на соседних башнях. На других башнях тоже зажигали сигнальный огонь. Таким образом сигнал доходил до местоположения войск, которые немедленно выступали на защиту стены. В стене были устроены бойницы, через которые войска императора могли вести обстрел атакующих войск противника.

На картинке мы видим, что стена довольно широкая, на ней спокойно могут разъехаться две конных повозки. Протяженность Великой Китайской стены — более 8 тысяч километров.



Подведём итоги и сделаем выводы

Как индийцы объясняли возникновение каст?

Каждый индиец с момента своего рождения принадлежал к одной из четырех каст (жрецы, воины, земледельцы, слуги) или же был причислен к внекастовой группе «неприкасаемых», самых презираемых людей, выполняющих грязную и противную работу. Индийцы верили, что каждая каста произошла от какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы произошли из его рта, поэтому они знают как произносить молитвы. Воины появились из рук бога, поэтому они умеют сражаться. Земледельцы, скотоводы, торговцы возникли из бёдер Брахмы. А слуги появились из его запыленных стоп. Индийцы считали, что люди разных каст отличаются друг от друга так же как и животные разных видов. Переход из касты в касту в течение жизни был невозможен, дети тоже с рождения принадлежали той же касте, что и их родители, поскольку не может же родиться у коровы поросёнок.

Как вера в переселение душ вынуждала индийцев забо­титься о своих поступках и поведении?

Индийцы верили в переселение душ или реинкарнацию. По этим верованиям душа умершего перерождалась в другом теле. От того, как себя вел и какие поступки совершал умерший, зависело, в чьем теле возродится его душа. Если человек вел неправедную жизнь, то его душа после смерти могла переместиться в тело, например, червяка. Если же он был честен, соблюдал правила и не гневил богов, то душа человека могла переродиться в теле человека более высшей касты. Таким образом, вера в переселение душ вынуждала индийцев заботиться о своих поступках и поведении.

Какой народ придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими?

Сегодня весь мир пользуется цифрами, которые называются арабскими, поскольку они были заимствованы у арабов. Но в свою очередь арабы заимствовали их у древних индийцев. Именно в Древней Индии впервые стали записывать числа в таком же виде, как привычно нам: самая правая цифра показывает единицы, левее нее цифра, показывающая десятки, еще левее — сотни и т.д. Так же в Древней Индии были изобретены шахматы. Эту игру называли игрой царей, поскольку она помогала развивать живость ума, так необходимую для управления государством.

В каких странах древности научились изготовлять шёл­ковые и хлопковые ткани? Где были изобретены бумага и компас?

Китай и Индия привнесли в мировую культуру множество изобретений. Так, в Китае научились использовать тончайшую нить тутовых шелкопрядов (шелковичных червей) для изготовления тонкой и лёгкой шелковой ткани. В Индии с кустов хлопчатника собирали пушистые и мягкие белые волокна, из которых индийцы научились прясть нить и ткать хлопковые ткани.

В Китае был также изобретен дешевый материал для письма — бумага, которую изготавливали из измельченной коры деревьев, бамбука и тряпок. Эту массу варили, затем переливали в прямоугольный бассейн, откуда массу зачерпывали рамкой с густой сеткой. Вода с сетки стекала, и на сетке оставался влажный лист бумаги.

Компас был тоже изобретен в Китае. Его использовали для уточнения направления пути во время далеких путешествий. Компас был похож на ложку, изготовленную из магнетита. Намагниченная ручка ложки указывала на юг. Сегодня современные компасы также представляют собой портативные магниты в которых красная стрелка указывает на север, а белая на юг.