Параграф 19 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА «ЦАРЯ ЦАРЕЙ»

Проверьте себя

1. Почему многие народы принимали персидского царя как освободителя?

В отличие от ассирийцев персидские цари относились терпимо к религии и культуре завоеванных ими народов. Для выполнения административных функций царь назначал своего наместника — сатрапа. Но сатрапы никогда не действовали жестко: они разрешали сохранять обычаи и следовать традициям, поклоняться своим богам. Кроме того, Кир II разрешил всем переселенным народам вернуться на Родину, за что снискал славу освободителя.

2. Кого при Дарии Первом называли «глаза и уши царя»? Почему этих людей так называли?

«Глазами и ушами царя» называли тайных осведомителей при царе Дарии Первом. В их обязанности входило наблюдать, слушать и выискивать врагов и заговорщиков, злоумышляющих против царя.

3. Какая дорога была прозвана царской? В чём её достоинства?

Царской дорогой называли известную из сочинений Геродота мощёную дорогу, сооружённую персидским царём Дарием I в V веке до н.э. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний  Мосул в Ираке), затем вела на юго-восток, к Сузам. На востоке она практически сливалась с Шёлковым путём. Строительство Царской дороги способствовало развитию торговли и сообщению между территориями Персидской державы. Царская дорога также использовалась для доставки государственных почтовых сообщений и царских указаний. По всей дороге через каждые 20-30 километров располагались посты с лошадьми и людьми, готовыми в любей момент отправиться в путь.

Познакомьтесь с документами

Подготовьте сообщение по легенде о происхождении царя Кира и легенде о пире Валтасара (см. с. 92—93).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Кира II существовало несколько противоречивых свидетельств. История Кира вскоре обросла легендами. По свидетельству Геродота, отцом Кира был персидский царь Камбис I, a матерью — Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу), которому тогда подчинялись персы. Однажды Астиагу привиделся страшный сон, который был растолкован царскими магами так: «Повелитель, радуйся! Дитя, рожденное твоей дочерью, обретет в недалеком будущем такое могущество, что будет править всей Азией».

Царь Астиаг не только не обрадовался, но устрашился того, кем может стать его внук. Когда дочь царя Мандана выросла и ей пришла пора выходить замуж, царь решил не отдавать ее за любого мидянина, имевшего высокое происхождение. В горных окраинах его царства обитали родственные мидянам племена персов. Персы говорили на одном с мидянами языке, а правили ими люди из рода Ахемена. И вот Астиаг надумал выдать свою дочь за Камбиса, который приходился двоюродным братом тогдашнему правителю персов, Аршаму, и отличался очень кротким нравом. Этот Камбис, унаследовав власть от своего отца, Куруша Первого, сам отказался от тиары в пользу своего родича. Астиаг решил, что человек столь не честолюбивый и, значит, покорный подходит ему в зятья как нельзя лучше.



Затем царь Астиаг увидел еще один сон, который маги растолковали так: «Недалек тот день, когда сын твоей дочери станет властелином самой великой на земле державы!». Астиаг испугался, что младенец, едва появившись на свет, свергнет его с трона, что во дворце уже теперь зреет заговор против него, и надумал погубить младенца. Младенца передали пастуху и повелели оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Пастух с женой решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага.

Таким образом детство Кира прошло среди царских рабов. Однажды, когда мальчику уже было десять лет, он во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. И действительно, Астиаг узнал правду. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

По преданию царь Валтасар сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино из кубков, которые его отец Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского. Пили вино и славили богов. И тут царь увидел кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене.

Царь испугался и повелел привести мудрецов. Царь пообещал большую награду тому, кто прочитает написанное. Мудрецы царя не могли прочитать и объяснить царю значение написанного. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился. А царица порекомендовала привести еврейского пленника Даниила, чтобы он объяснил значение. Когда привели Даниила, царь сказал Даниилу:

— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. О тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы.

Тогда упрекнул Даниил царя, что не чтит Валтасар Бога и унижает его всячески, как и его отец Навуходоносор. За это и послана от Бога кисть руки и написано «мене, мене, текел, упарсин», что означает, исчислил Бог царство Валтасара и положил конец ему, отдав его мидянам и персам, а сам Валтасар был взвешен на весах и найден очень лёгким.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский был убит, и Дарий Мидянин принял царство.

Ответьте на вопросы

1. С каким рассказом древнегреческого историка Геродота вы уже знакомы (найдите его на с. 76)?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

Это рассказ о том, как финикийцы похитили женщин и дочь местного царя из греческого города.

2. Предположите, по­сле каких событий Даниил мог стать пленником в Вавилоне. Кто и когда разрешил евреям вернуться на родину?



Согласно Библии, Даниил был потомком знатного иудейского рода. Еще подростком он попал вместе с 3 тысячами соплеменников в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 597 году до н.э. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, Валтасара, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира в 539 году до н.э. В 538 году до н.э., торжественно вступив в побежденный Вавилон, царь персов Кир II Великий разрешил всем переселенным народам вернуться на родину.

Подведём итоги и сделаем выводы

Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

Первые две страны, в которых возникли известные нам государства — это Шумер и Древний Египет. Шумерская цивилизация развивалась в эпоху ранней бронзы на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (современный Ирак). Государство Древнего Египта зародилось на северо-востоке Африканского континента по берегам реки Нил.

Почему созданное в Двуречье письмо называют клино­писью? Какими особенностями оно обладало?

В Древнем Двуречье создали особый вид письма, называемый клинописью. Это наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки, отсюда и «клинообразные» штрихи. Каждый символ, а их было более 900 знаков, использовались для слоговой и идеографической (образной) систем, т.е. обозначали какое-либо слово (понятие) или слог, который мог быть частью другого слова. Изучать такой язык было очень сложно.

Как выглядели книги в Древнем Двуречье?

Книги в Древнем Двуречье представляли собой ящик, в котором лежали глиняные таблички-страницы книги.

Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?

Древнейший фонетический алфавит возник в Финикии. Его создавали для упрощения письма. Для торговли требовалось умение письма и учета товаров, а клинопись или иероглифическое письмо было слишком сложным. Поэтому в Финикии разработали побуквенный алфавит, в котором каждый знак соответствовал одному звуку. Всего в финикийском алфавите было 22 знака, в отличие от нескольких сотен символов в Шумерской клинописи или Древнеегипетском письме. Таким образом, обходясь всего 22 буквами, финикийцы могли записывать любую информацию.

Как называется и где была создана первая часть Би­блии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутся наиболее важными?



Первая часть Библии называется Ветхий Завет. Он был создан как сборник текстов преданий и мифов иудейского народа. Это древнейшая из двух частей христианской Библии, заимствованная в христианстве из еврейской Танаха и других древних еврейских религиозных книг. В Ветхий Завет во всех христианских конфессиях входит 39 книг Танаха, являющегося общим священным текстом иудаизма и христианства. Книги Танаха были написаны в период с XIII по V в. до н. э. на древнееврейском языке.

Практически все божьи заповеди, касающиеся социальных отношений между людьми, разумны, поскольку они совпадают с общепринятой моралью. Чтобы быть хорошим человеком нужно уважать отца и мать, не красть, не лжесвидетельствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не желать имущества ближнего. Отношение к заповедям религиозного характера — это личное дело каждого. Но самое главное, что они проповедуют — это любовь к ближним, любовь к богу, который есть в каждом, т.е. любовь к себе.

В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие преимущества давало использование монет в торговле?

Самую первую в мире монету стали чеканить в Лидийском царстве в VII веке до н.э. Ее чеканили из сплава золота с серебром. Монеты могли быть использоваться в качестве универсального заменителя товаров и единого механизма измерения стоимости. Таким образом использование монет упрощало международную торговлю, т.е. если не нашлось нужного товара для обмена, его заменяли монетами из ценных металлов.

Какие древние страны входили в состав Персидской дер­жавы при Дарии Первом?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 19

Персидская держава при царе Дарии Первом разрослась до небывалых размеров. Она объединяла все земли от Индии до Греции. Покоренными оказались такие государства и территории, как Вавилония, Мидия, Лидия, Финикия, Иудея, Сирия, Египет, небольшая часть Греции, Каппадокия, Армения, Элам, Кармания, Гедросия, Сагартия, Дрангиана, Саттагадия, Гандхара, Бактрия, Согдиана, Хорасмия, Маргиана, Арейя, Парфия, Гиркания.