Параграф 13 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения:

1. О том, что способ­ствовало созданию великих держав — Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля).

Становление Ассирийской державы многие исследователи связывают с появлением методов обработки железа. Изначально Ассирия располагалась в верховьях реки Тигр, значительную часть ее территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Научившись обрабатывать железо, ассирийцы стали изготавливать твердые и прочные орудия труда, оружие и доспехи. Ассирийское земледелие начало процветать, а армия, вооруженная железными мечами, боевыми топорами и оснащенная щитами с железными бляхами и доспехами стала самой сильной в мире. Ассирийцы также впервые стали широко использовать конницу и осадную технику. Так ассирийцам удалось завоевать все Междуречье, Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины.

Технологии и мощь Ассирийской державы унаследовала Вавилонская держава, получившая после распада Ассирии контроль над Двуречьем и захватившая финикийские города и Иерусалим в Палестине. Вавилон стал центром международной торговли.

Следующей великой державой Западной Азии стала Персидская. В ее состав снова вошли образованные при распаде Ассирии территории Малой Азии (Лидия), Вавилонская Держава, Палестина, Финикия и обширные земли восточнее Междуречья (Мидия). А в 525 году персы захватили и Египет. Крупнейшие города Персидской державы были объединены широкой дорогой, которую называли царской. На ней каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми и людьми, готовые немедленно отправиться в путь. Возможно, это и была самая первая организованная в масштабах страны почтовая система. Также эта система способствовала развитию торговых отношений между покоренными странами Персидской державы.

2. О достижениях культуры древних на­родов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 13Культура древних народов Междуречья и Западной Азии стали основой развития современной мировой культуры. Еще во времена шумерской цивилизации было изобретено колесо и гончарный круг. Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке, а легенды и предания Шумера мы в несколько измененном виде встречаем практически во всех культурах мира и даже в Библии. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках — так, как это впервые стали делать шумеры. В Западной Азии также появился свод законов и само понятие судопроизводства — сегодня мы не можем представить современное общество без законов.

В Финикии был изобретен буквенный алфавит, который оказался намного проще для письма, чем шумерская клинопись или египетские иероглифы. Именно этот алфавит был заимствован у финикийцев греками и лег в основу всех современных алфавитов, в том числе и русского. Финикийцы также изобрели стекло, смешивая белый песок и соду и расплавляя получившуюся смесь.

Созданный народом Израиля свод преданий, легенд, законов и нравоучений, известный как Ветхий Завет, стал одной из главных религиозных книг иудаизма, а затем и христианства. С распространением христианства по миру древний еврейский культурный памятник Ветхий Завет стал использоваться христианами и сыграл важную роль в становлении христианского канона.

Объясните значение слов

  • Шумеры — древнее население Южной Месопотамии. С шумерами обычно связывают возникновение цивилизации в долине Тигра и Евфрата — одной из первых цивилизаций в истории человечества. Происхождение этой группы населения и родственные связи шумерского языка являются частью крупной исторической проблемы, известной в научной литературе как «шумерская проблема» (до сих пор ученые не могут однозначно сказать, откуда появилась развитая шумерская цивилизация).
  • Клинопись —  наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
  • Глиняная табличка — это одна из первых материальных основ для письма. Глина и ее производные были наиболее древним материалом для книг. Шумеры лепили плоские таблички из глины и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички затем высушивались и складывались в определенном порядке в ящик. Получалась глиняная клинописная книга.
  • «Отец школы» — глава школы.
  • «Сыновья школы» — ученики, обучающиеся в школах Междуречья.

Проверьте себя

1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?



Шамаш — это имя шумерского бога Солнца. Син — имя бога Луны. Эа — бог воды, а Иштар — богиня плодородия и любви.

2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём разли­чия?

В природных условиях Египта и Двуречья много общего. Центры цивилизаций располагались в плодородных поймах рек, отсутствовали большие запасы таких природных материалов как лес, в изобилии имелись различные осоковые культуры (папирус). Климат жаркий и сухой, земледелие возможно при условии разлива рек.

Но имелись и различия. Например в Междуречье разливы рек проходили бурно и с разрушительной силой. В период половодья уровень рек, берущих начало на Армянском нагорье, мог подняться на 3-4 метра. Также в Междуречье, в отличие от Египта не было больших запасов природного камня.

3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?

Не до конца выяснено, с какой целью в Междуречье возводились ступенчатые башни или, как их называли, зиккураты. Одни исследователи считают, что зиккураты служили обсерваториями для наблюдения звездного неба. Прочие исследователи полагают, что зиккураты предназначалась для того, чтобы возвысить главного городского бога над другими божествами и отдалить его от «мирян». Другие исследователи видят в зиккурате огромную лестницу, мост, соединявший расположенные ниже храмы, где проводились ежедневные ритуалы, и находившееся наверху святилище, располагавшееся на полпути между землей и небом, где в определенных случаях люди могли встретиться с богами.

Пожалуй, лучшее определение зиккурата содержится в Библии, где говорится, что Вавилонскую башню строили, чтобы она стала «высотою до небес». В глубоко религиозном сознании шумеров эти огромные, но в то же время удивительно воздушные сооружения были «молитвами из кирпичей». Они служили постоянным приглашением богам спуститься на землю и в то же время выражением одного из важнейших стремлений человека — подняться над своей немощностью и вступить в более тесные отношения с божеством.

3. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Изначально шумерская письменность была идеографической, т.е. каждому символу соответствовало определенное понятие. Но рисовать идеограммы на глиняных пластинах было сложно, и письменность пошла по пути упрощения. Отдельные понятия вместо рисунка стали заменяться клиновидными символами (именно форму клина приобретает отпечаток палочки на глине), а затем письменность развилась до слоговой. Каждый символ обозначал не только понятие но и определенный слог, который можно было дополнить другими черточками, чтобы получить конкретное слово. Именно потому, что письменность была слоговой, в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв.



Опишите рисунки нашего времени

1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) — по плану: 1)река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для ско­та; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 13

На картинке мы видим посёлок шумеров. Вероятно, автор изобразил небольшую деревушку на берегу реки возле города, стены которого мы видим на заднем плане на другом берегу реки. На берегу реки мы видим сооруженные насыпи, предохраняющие деревню от разрушительных наводнений. Для повышения эффективности земледелия шумеры научились отводить воду из реки по специальным каналам, которые напитывали влагой пахотные поля. На рисунке мы как раз видим несколько из таких каналов и мостики, перекинутые через них. Мы помним, что междуречье не было богато древесиной, поэтому на картинке изображены лишь несколько пальм, но мы также видим обильную зеленую траву, необходимую для выпаса домашнего скота: коров, коз и овец.

Художник на картинке изобразил типовые шумерские жилища, сложенные из высушенных на солнце глиняных кирпичей с примесью тростника, побеленных известью. Жилые дома не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки без окон, единственным источником света был дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Дома из сырого кирпича были недолговечными и требовали постоянного обновления. Также на картинке мы видим специальные загоны для скота, сложенные из тростника.

Жители этого небольшого крестьянского поселка занимаются земледелием и животноводством: женщины с детьми пасут домашний скот, занимаются домашним хозяйством. Мужчина на переднем плане пашет поле плугом, запряженным двумя волами. Но самым интересным на этой картинке является изображение четырехколесной повозки, в которую запряжены два осла. Шумеры считаются изобретателями колеса и колесных повозок. По крайней мере исследователям известны древние шумерские рисунки, датированные 3000-2600 годами до н.э., на которых изображены колесные повозки. До изобретения колеса шумеры использовали сани-волокуши.

2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) — по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 13

На картинке изображена школа в Двуречье. Мы видим восседающего на стуле старца — так называемого «отца школы», который стоял во главе школы и проводил уроки. Старцу внимают ученики — «сыновья школы». Они выполняют задания и пишут палочками на глиняных табличках. На переднем плане работник разминает глину, увлажняя ее водой из чана. Эта глина будет использоваться для обучения учеников письму.

Подумайте

Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в за­вещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами — отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 13

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 13

В Двуречье не было лесов и древесина была редкостью. Деревянные табуретки, деревянные двери и другие изделия из дерева были дороги и позволить их себе могли только богатые люди. Поэтому богатые люди указывали в завещании среди своего имущества и изделия из дерева, как большую ценность.

Самой знаменитой глиняной книгой, записанной на 12 табличках, является поэма о Гильгамеше, со­зданная многими поколениями людей. Стихи о приключениях шумерского героя читали в храмах и во дворцах, на рыночных площадях, учили наизусть в писцовых школах, рассказывали у пастушьих костров, в хижинах бедняков.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 13Наиболее удивительным в поэме о Гильгамеше является рассказ о великом потопе. Был ли в действительности потоп или это просто сказка, придуманная людьми? В глиняных таб­личках часто сообщается: «А потом был потоп, а после потопа царская власть снова сошла с неба»



Когда археологи провели раскопки Ура, то стало ясно, что сведения табличек достовер­ны. Оказалось, что под древним городом ле­жит слой чистого ила толщиной в 2,5 метра, который могло принести только очень силь­ное наводнение, настоящий потоп. Всё Юж­ное Междуречье оказалось под водой. Если вспомнить, что междуречье расположено между реками Тигром и Евфратом, а эти реки славятся своими бурными и разрушительными разливами (во время паводка уровень воды может подниматься на 3-4 метра), неуди­вительно, что миф о всемирном потопе сложился именно здесь. Так же естественно шумеры думали, будто потоп был не только у них, но и во всём мире.

Следует  отметить, что шумерская цивилизация одна из самых древних. Поэтому миф о всемирном потопе, существовавший в последующих цивилизациях, не оригинален. А история Всемирного потопа, описанная в Ветхом Завете уходит корнями именно к шумерскому преданию.