Параграф 19 — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Вопросы в тексте параграфа

Как изменилась социальная структура российского общества в XVII в.? Кто составил основную категорию землевладельцев в России?

Господствующим сословием в российском обществе оставались феодалы. Но если раньше к этому сословию относили лишь бояр, имевших обширные вотчины, то по мере усиления царской власти укрепились позиции дворянства, как опоры самодержавия. Именно дворяне, как сформировавшееся самостоятельное сословие стало основным землевладельцем в России. К концу XVII века дворянству принадлежало около 60% всех земель в стране, при том, что царю принадлежало 10 %, столько же – боярам, и 15% — церкви. Также с отменой местничества дворяне потеснили боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах.

Основной массой населения России по-прежнему оставались крестьяне. Их положение в XVII веке сильно ухудшилось. Окончательное и полное закрепощение крестьян, по сути, можно было приравнять к узаконенному рабовладению. Хозяин мог по собственному усмотрению распоряжаться жизнью и смертью собственных крестьян. К концу XVII века изменилась роль холопов. Из бесправных рабов они превратились в доверенных людей феодалов: приказчиков, посыльных, конюхов, сокольничих и т.д.

Изменилось положение и духовенства. Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои владения, церковные иерархи были лишены ряда судебных привилегий. Также были ликвидированы права белых слобод в городах (раньше жители белых слобод, населенных феодалами, церковнослужителями и их слугами, которые не платили налогов).

В XVII веке возросло число казаков. Казачество по-прежнему пользовалось особыми привилегиями. В 1671 году донское казачество было приведено к присяге царю.

Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами?

Феод – населенное крестьянами земельное владение. Феодал – землевладелец, который за право владения феодом обязан был нести службу у сеньора и быть его вассалом.

Что такое посад? Кто проживал в посадах?

Посад – населенная территория за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря), находящаяся под защитой стен последнего. В посаде жили посадские люди, находилось торжище и ремесленные слободы. Т.е. в обычном понимании посад — это то, что сегодня мы называем городом.



Вспомните, как управлялись казацкие общины.

Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге». Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В чём вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.?

Изменение положения дворянства в XVII веке связано с укреплением царской власти и формированием после Смутного времени новой системы управления государством с опорой именно на дворянское сословие вместо боярского.

2. Чем различалось положение черносошных и владельческих (крепостных) крестьян?

Владельческие крестьяне в зависимости от положения подразделялись на боярские или вотчинные, помещичьи, монастырские (церковные), дворцовые (царские). Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный). Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными – это барщина, которая ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крепостные крестьяне уплачивали оброк и государственные повинности. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается – с землей, или без земли; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех времен.

Крестьяне черносошные лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца. За ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования). Они также сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости черносошные крестьяне находились только от государства и исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. К концу XVII века усилилось давление на лично свободных черносошных крестьян и со стороны государства. Они облагались все возрастающими подушными податями, все большим оброком. Черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.

3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне.

Владельческие крестьяне фактически были рабами своих хозяев – работали на феодалов на барщине (2-4 дня в неделю), платили натуральный и денежный оброк, а также несли повинности в пользу государства – уплачивали подворную подать.

4. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители?



Белые слободы — территории в русском посаде, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов. В отдельных белых слободах жили также служилые люди (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты, пушкари и др.).

В связи с освобождением населения белых слобод от посадского тягла, последнее ложилось на меньшее количество плательщиков. Посадские люди требовали покончить с таким положением и в 1649 году, после соляного бунта, частновладельческие белые слободы были ликвидированы Соборным Уложением, а их население приписано к посадам.

5. Какие категории духовенства существовали в XVII в.?

К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилось. Церковное служение несли более 110 тысяч человек. Самой распространенный категорией духовенства были приходские священники, осуществлявшие служение в приходских церквях. Более высокое положение занимали епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и Всея Руси.

6. Что принципиально отличало первое сословие от остальных?

Под первым сословием следует понимать феодальное сословие, как совокупность привилегированных категорий населения. В это сословие входили различные виды землевладельцев: светские (бояре, дворяне и чины московские) и духовные. Всех их от прочих непривилегированных сословий отличало управление земельными наделами и владение крепостными крестьянами.

7. Какие экономические выгоды давало казачество государству?

Несмотря на то, что казаки были свободным сословием и не платили налоги в казну, для государства было экономически выгодно поддерживать с ними хорошие отношения. Казаки расселялись по степным окраинам государства: на Дону, Яике, Тереке, в Приуралье и Левобережной Украине. Они использовались государством как естественный форпост для охраны российских границ. Таким образом государство снижало расходы на содержание войск на границах. Кроме того, казаки самостоятельно содержали себя, осваивая окраинные районы страны. Нельзя забывать о роли казачества в покорении Сибири. Это покорение началось в конце XVI века с похода Ермака, но в XVII веке продолжилось и также во многом благодаря казачьим дружинам. Это покорение принесло России новые земли и открыло для российских купцов и промышленников новые богатые природными ресурсами территории.

8. Можно ли утверждать, что в XVII в. бояре и дворяне были окончательно уравнены в правах? Своё мнение аргументируйте.

Во второй половине XVII века боярство и дворянство действительно были окончательно уравнены в правах. С формированием новой структуры управления государством через административный аппарат (систему приказов), уменьшением влияния Боярской думы на принятие значимых решений царем, боярство потеряло вес в управлении государством, а дворянство, наоборот, увеличило свои возможности. Оформилась сложная система должностного продвижения дворян по службе, от которой зависели размеры земельных владений. А с отменой местничества в 1682 году, положение дворян и бояр и их шансы занять значимый пост стали одинаковыми. Кроме того, для государства и бояре, и дворяне были одним сословием – феодальным. Все привилегии, которые давало государство боярам как землевладельцам, распространялись и на дворян.



9. На основе материалов параграфа составьте (в тетради) схему «Социальная структура российского общества в XVII в.».

Привилегированные сословия

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19

Зависимые сословия

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19

Социально-сословная структура российского общества в XVII в.

Вотчинники Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй Вотчинники и помещики несли государеву службу на общих основаниях.
Помещики Владели поместьем за исполнение государевой службы
Крестьяне Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; дворцовые; черносошные (государственные); лично свободные Работали на земле и на мануфактурах
Духовенство Белое (в основном приходские священники); чёрное (монахи) Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям
Посадские люди Ремесленно-торговое население городов Платили налоги (тягло)
Приказные люди Служащие государственных учреждений Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам
Приборные люди Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах Несли военную, сторожевую службу. Получали государственное содержание
Казаки Военное население Дона, Яика и Терека Несли военную службу
Ясачные люди Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др. Платили подать мехами

Работаем с картой

Покажите на карте территории, где преимущественно расселялись черносошные крестьяне. Объясните причины того, что в этим районах было мало владельческих крестьян.

Рассмотрим карту в атласе на странице 22-23.

Черносошные крестьяне были расселены в Поморье (тёмно-зелёные территории заштрихованные красными линиями) и на территории Урала и Зауралья (тёмно-зелёные территории заштрихованные синими линиями). В XVII веки эти территории относились к окраинным территориям России, которые по большей части ещё не были разделены между боярами и дворянами. Именно поэтому крестьяне в этих районах чаще всего не были владельческими (крепостными, принадлежащими одному хозяину), а несли государственные повинности и сохраняли личную свободу.

Также черносошные крестьяне расселялись на всех новых землях, присоединяемых к Российскому государству на протяжении XVII века (закрашены светло-зелёным цветом).

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Объясните происхождение слова «крепостной». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о жизни крепостных крестьян в России в XVII в. На его основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией).

Скачать презентацию «Крепостные крестьяне XVII века»



Слово «крепостной» произошло от понятия «крепость», что в древнерусском праве означало акт, символический или письменный, утверждавший власть какого-либо лица над чем-нибудь. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу «крепостное право» на эту вещь. Предметом крепостного обладания в России были и люди. Такие крепостные изначально назывались «холопами и робами». На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, а робой – крепостная женщина. При этом в документах, кроме церковных, никогда не употреблялось слово «раб». Холопство же было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян.

Крепостное право в России

Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше. Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение.

В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.

Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей.

Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.

С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России существенно меняется. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В.О.Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».

Крестьяне в XVII веке

После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения – крестьянства. Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния.

Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных – владельческими.



Крестьяне черносошные:

  • лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца;
  • за ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования);
  • сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей.

В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных.

В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.

Крестьяне владельческие

В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на:

  • Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. они составляли только 10% от общей численности крепостных.
  • Помещичьи. К концу XVII в. основным хозяином земли и крепостных крестьян стало все больше укрепляющееся дворянство. Ему к концу 17 в. принадлежало больше половины (около 60%) всех крестьянских дворов.
  • Монастырские (церковные). Церковь, которая превратилась в крупного феодала, владела в пределах 15% от всех крепостных.
  • Дворцовые (царские). Государство, царская семья владела в общей сложности 10% крепостных, и доля эта постепенно возрастала.

В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения – бобыли (не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне) и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства.

Крепостные крестьяне: права и обязанности

Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный).

Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными – это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати.

Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается – с землей, или без земли; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех времен. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты.

Жизнь крепостных крестьян в России XVII века

Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Как жили крепостные крестьяне в России XVII века хорошо известно из различных источников. Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей.

Простой дом, а вернее – изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод – все это тоже из крестьянского быта той эпохи.

Чем занимались крепостные крестьяне зимой, – отдельный вопрос. «Зима! – передает поэт радостное ощущение этого времени года. – Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…». Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного – больше. Это – время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица – главнейшие из них. В народных песнях продолжается крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным.

2. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.?

Православие в XVII веке оставалось религиозной и духовной основой русского общества, определяло разные стороны бытия от государственной идеологии до семейного быта, проникая в повседневную жизнь и боярина, и дворянина, и посадского человека, и крестьянина. Церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Монастыри были частью церковной системы, распространяя православие в отдаленных землях. Зачастую именно монастыри выступали убежищем для тех, кто хотел убежать от суеты жизни или от жестокости крепостного гнета. Правда, далеко не все уходили в монастыри добровольно.

С самого начала своего появления монастыри занимались просветительской и пастырской деятельностью. Монахи были духовниками и учителями народа. При некоторых монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию. Монастырь был местом, откуда распространялось образование, где прививались навыки к труду, вера и нравственность.

Многие монастыри, стоящие вдали от городов, были вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем. К началу XVII в. монастырское хозяйство отличалось большей устойчивостью, чем светское, оно было более вовлечено в товарно-денежные отношения, в монастырях скапливались значительные суммы денег. Крупнейшие монастыри того времени играли ощутимую роль в общественном производстве, были сильными хозяйственными единицами и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования – на монастырских землях выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание.

3. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение.

Формированию сословий в России, наряду с историческими традициями взаимодействия различных категорий общества, способствовали многочисленные факторы и обстоятельства. Например, усиление царской власти и смена системы управления государством после смутных времен обусловила формирование дворянского сословия как опоры власти. Развитие городов позволило сформироваться посадскому населению с многочисленными ремесленными категориями людей. Развитие торгово-денежных отношений сформировала категорию купеческого посадского населения. Стремление усилить зависимость дворянства от государства привело к закрепощению крестьян, что стало фактором экономического благосостояния служилых людей. В свою очередь это же закрепощение создало самый многочисленный и самый бесправный класс зависимых крестьян. Усиление крепостного гнета увеличило бегство населения на окраины государства и привела к появлению казачьих общин. Деятельное участие казаков во всех военных действиях XVI-XVII вв., а также в охране границ Российского государства, выделило казаков в качестве отдельного сословия свободных служилых людей. Расширение территорий государства за счет освоения новых земель помогло сформироваться таким категориям как ясачные люди и черносошные крестьяне. Духовенство же изначально оформилось как самостоятельное сословие, и его благосостояние со временем стало неразрывно связано с благосостоянием государства.

4. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в. в Европе и России.

Сословие – это социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом или нормами традиций. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

В странах Западной Европы в сословном делении обычно встречались категории духовенства, аристократии (дворянства) и общинников (тех, кто трудится). Положение различных сословий в XVII в. в Европе и России существенно различалось. В большинстве европейских стран происходило разрушение черт аграрного общества, постепенно размывалось сословное деление общества и возникало новое классовое деление. Старые средневековые ценности уступали место новым.

Новое хозяйство и образ жизни сближали представителей разных сословий и разделяли их не по правам и обязанностям, а по наличию или отсутствию капитала, уровню дохода. Это деление общества принято называть классовым. Класс капиталистов (буржуазия, предприниматели) объединяло то, что все они были частными собственниками капитала, организующими производство или торговлю с целью получения прибыли, и использовали при этом труд наемных рабочих. Класс наемных рабочих объединял людей, лишенных собственности на землю, дома, орудия труда, добровольно нанимающихся на работу к капиталисту и получающих за свой труд зарплату.

Отживало свое крепостничество, крестьяне превращались в фермеров на собственной земле, которые обязаны были платить налоги. Обнищавшие крестьяне уходили в город и становились наемными работниками. Наиболее удачливые ремесленники превращались в держателей мануфактур.

В отличие от стран Западной Европы в России товарно-денежные отношения еще не играли главенствующей роли, поэтому становление капиталистических отношений было очень слабым. Наоборот, в это время в России еще больше закрепился феодальный порядок отношений. Господствующим в нашей стране стал не буржуазный класс, а сословие дворян. Положение низших сословий было обусловлено сильной зависимостью от государства и помещиков. Закрепощение крестьян снижало любую их деловую активность и препятствовало повышению эффективности экономики. Количество же лично свободных крестьян постоянно уменьшалось. Так или иначе, они попадали в кабалу.