Проверьте себя — ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть

Проверьте себя.

1. Вспомните древнегреческие мифы. Уточните, что изобразил художник на рисунках.

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Тест-7

На рисунке изображена сцена мифа об Ахиллесе. Его мать, морская богиня Фетида, стремясь защитить сына, окунула его в воды реки мертвых Стикс. Ахиллес стал неуязвимым. Однако пятка, за которую держала его Фетида, осталась незащищенной. Именно в пятку Парис поразил стрелой Ахиллеса и убил его.

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Тест-7

На рисунке показана сцена ввоза статуи коня в Трою. Греческое войско безуспешно осаждали город в течение 10 лет. Одиссей придумал хитрость, которая помогла грекам взять Трою. Греки сделали деревянную фигуру коня, укрыли внутри него ударный отряд, сели на корабли и отступили от Трои. Троянцы посчитали статую знаком примирения и втащили ее в город. Ночью греческие воины вылезли из статуи и открыли ворота города, в который ворвалась греческая армия.

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Тест-7

На рисунке изображена сцена из мифа о титане Прометее, который похитил из кузницы Гефеста священный огонь и принес его людям, научив их добывать и сохранять огонь. За это Зевс жестоко покарал Прометея. Он был прикован к скале, и орел каждый день прилетал и выклевывал печень Прометея.

2. Разгадайте кроссворд «Из истории Древней Греции».

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Тест-7

По горизонтали:

  • 1. Сёстры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук. — Музы
  • 2. Слово, которым греки на­зывали свою страну. — Эллада
  • 5. Одна из образованнейших жен­щин Эллады, жена Перикла. — Аспасия
  • 7. Царь Македонии, отец Александра. — Филипп
  • 9. Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главно­го действующего лица, или горожан, или воинов, а ино­гда животных. — Хор
  • 10. Богиня, считавшаяся покровительни­цей Аттики. — Афина
  • 12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью. — Исс
  • 14. Холм в Афинах — место народных собраний (найдите его на­звание на плане города на с. 173 учебника). — Пникс
  • 15. Скульп­тор, создавший статую метателя диска. — Мирон
  • 16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили под­виг. — Фермопилы
  • 18. Правитель Афин, отменивший долговое рабство. — Солон
  • 19. Один из двух главных полисов Эллады. — Спарта
  • 20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранике. — Клит
  • 22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т. п. — Атлет
  • 23. Греческая колония неподалёку от берега Чёрного мо­ря, в которой побывал Геродот. — Ольвия
  • 24. Люди, которых гре­ки называли «одушевлённой собственностью и самым со­вершенным из орудий». — Рабы
  • 25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на долж­ность первого стратега. — Перикл
  • 27. Спартанский царь, под ко­мандованием которого греки защищали от персов Фермо­пилы. — Леонид
  • 29. Комедия-сказка, в которой хор и актёры изо­бражают строительство города между небом и землёй. — Птицы
  • 30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры. — Олимпия
  • 31. Храм Афины-Девы в городе её имени. — Парфенон
  • 32. Богиня победы, храм которой был воздвиг­нут на Акрополе. — Ника
  • 34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.). — Софокл
  • 36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне. — Мильтиад
  • 42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточённое сопро­тивление. — Тир
  • 43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию. — Ксеркс
  • 44. Бронзовый или каменный предмет, предна­значенный для метания на состязаниях. — Диск
  • 45. Вечнозелёное дерево, дающее маслянистые плоды. — Олива
  • 47. Главная площадь в Афинах. — Агора
  • 48. Писатель, прозванный «отцом истории». — Геродот
  • 49. Александрийский учёный, создавший учебник по геометрии. — Евклид
  • 50. Одна из главных областей Средней Греции. — Аттика
  • 51. Человек, умеющий произносить речи. — Оратор

По вертикали:

  • 1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов. — Марафон
  • 3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом». — Афины
  • 4. Македонский царь, выдающийся полководец. — Александр
  • 5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.). — Аристофан
  • 6. Героиня одноимённой трагедии Софокла. — Антигона
  • 8. Главный порт Афинского государ­ства. — Пирей
  • 9. Город в Греции, близ которого греки потерпе­ли поражение и лишились независимости. — Херонея
  • 11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с перса­ми было дано в узком Саламинском проливе. — Фемистокл
  • 13. Знамени­тый мудрец, приговорённый афинским судом к смертной казни. — Сократ
  • 14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса. — Платеи
  • 17. Порабощённые спартанца­ми жители Лаконии и Мессении. — Илоты
  • 18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот). — Саламин
  • 21. Металлическая или костяная палочка, которой вы­давливали буквы на дощечках, натёртых воском. — Стило
  • 25. На­род, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс. — Персы
  • 26. Ме­ста в Афинах, где взрослые граждане занимались гимна­стикой, встречались с друзьями, слушали выступления учёных. — Гимнасий
  • 28. Греческое слово, в переводе означающее «на­род». — Демос
  • 29. Греческое слово, в переводе означающее «город». — Полис
  • 33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин. — Акрополь
  • 35. Построение пехоты тесными сомкнутыми ряда­ми, обычно в форме прямоугольника. — Фаланга
  • 37. Греческое сло­во, в переводе означающее «место для зрелищ». — Театр
  • 38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский. — Дарий
  • 39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне. — Фидий
  • 40. Военный корабль с тремя рядами вёсел. — Триера
  • 41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка. — Скена
  • 46. Остров близ Александрии, на котором был возведён огромный маяк. — Фарос

3. Перечислите источники, с помощью которых учёные воссоздали историю Древней Греции.

Ученые воссоздали историю Древней Греции, опираясь на различные исторические источники, оставшиеся с тех времен: письменные источники, в том числе художественные произведения; результаты археологических исследований и остатки материальной культуры античной эпохи (развалины храмов, копии статуй и т.д.), изучение мифов и фольклора народов Древней Греции и многочисленных колоний Средиземноморья.



4. Существовала ли взаимосвязь между природно-кли­матическими условиями Древней Греции и занятиями её жителей?

Существовала сильная зависимость традиционных занятий жителей Древней Греции от природно-климатических условий. Климат Греции был сухой и жаркий. Дожди выпадали редко. В каменистой и гористой Греции не имелось больших рек. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. 

Природа Греции в первую очередь благоприятствовала таким занятиям как мореходство, обработка металлов, ремесленничество. Греки активно занимались рыболовством, были неплохими мореплавателями и осваивали морские пути для торговли с народами и странами Средиземноморья. Занимались греки и скотоводством, и земледелием. В гористых районах преобладало скотоводство, на равнинах — земледелие.  Древние греки разводили также фруктовые деревья, засаживали каменистые склоны гор виноградной лозой, из которой делали вино. Также они выращивали оливковые деревья и выжимали масло из его плодов. 

5. До наших дней сохранилось множество мифов и ле­генд Древней Греции. Как, по-вашему, можно отличить правду от вымысла? Как вы понимаете словосочетание «историческое исследование»?

Действительно, в Древней Греции есть множество мифов и легенд. Однако, далеко не все из них имеют подтверждение в исторических источниках — письменных документах, результатах археологических раскопок и т.д. Например, факт Троянской войны так и остался бы мифом, если бы в ходе раскопок не была обнаружена Древняя Троя. 

Историческое исследование — это разновидность исследований, в котором из совокупности исторических событий и источников, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и объяснить причинно-следственные связи между событиями.

6. Сравните систему воспитания в Спарте и Афинах. Если бы вам пришлось выбирать, где бы вы хотели учить­ся и почему?

Полагаю, любая система обучения должна служить определенным общественным целям. Поэтому если сравнивать системы воспитания детей в Спарте и в Афинах, то нужно понимать, какую цель преследовали эти системы. При воспитании мальчиков в Афинах стремились создать гармоничную, духовно развитую личность с физически совершенным телом. Система воспитания в Спарте производила на свет профессиональных воинов, чья единственная задача — сражаться, убивать и быть убитым. Каждая система воспитания была очень эффективна для своих задач. Но поскольку жизнь города или государства не может быть односторонней и строиться исключительно для решения военных задач, я считаю, что система воспитания в Афинах была более правильной с точки зрения эффективного и всестороннего развития общества в государстве.

7. Почему греки основывали колонии? Перечислите на­звания греческих колоний в Причерноморье.

Население Греции росло, а из-за отсутствия большого количества плодородных земель хлеба на всех не хватало. Греки отправлялись жить в заморских странах в поисках счастья на чужбине. Также греки покидали родные места и по другим причинам. Постоянная борьба демоса и знати давала о себе знать, если где-то проигрывала знать, то она покидала страну, если проигрывал демос, то вожаки, опасаясь мести противников, уезжали из города. Однако были и запланированные экспедиции со снаряженными кораблями, запасами пищи и военной охраной. Такие экспедиции устраивались именно с целью колонизации земель и развития торговли. Так, в Причерноморье греки основали ряд колоний: Ольвия, Херсонес, Тира, Керкинитида, Калос-Лимен, Феодосия, Пантикапей, Истрия, Фасис, Трапезунд, Гераклея и др.



8. Когда и где появились Олимпийские игры? Порас­суждайте, почему эти состязания пережили века и в на­ши дни в них принимают участие представители разных стран и континентов.

Первые документально зафиксированные Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. в городе Олимпия. Эти состязания религиозным и спортивным праздником, прославляющим богов Олимпийских богов и культ тела, существовавший в Древней Греции. Победителей игр почитали как героев. Во время игр объявлялось священное перемирие. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 393 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I. Олимпийские игры были возрождены в 1896 году с целью развития международного взаимопонимания и совершенствования физической культуры человечества. Французский барон Пьер де Кубертен, инициатор организации современных Олимпийских игр говорил, что молодежь мира должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр казалось в его глазах лучшим решением, чтобы достичь обеих целей.

9. Посчитайте (письменно), сколько лет назад произо­шла Марафонская битва (если у вас возникли затрудне­ния, обратитесь к главе 3 учебника «Счёт лет в истории»).

Марафонская битва произошла в 490 году до н.э., то есть 2508 лет назад (2018 год + 490 год до н.э = 2508 лет).

10. Какой вклад в мировую науку и искусство внесли философы, скульпторы, архитекторы Древней Греции?

Философы, скульпторы, архитекторы Древней Греции внесли огромный вклад в мировую науку и искусство. Их деятельность сформировала каноны, которые применяются до сих пор. Например, элементарную геометрию Евклида до сих пор проходят в школах; анатомия мышц человека в динамике скульптур Мирона и канон изображения человеческого тела в состоянии покоя в скульптурах Поликлета стали образцом для многих поколений скульпторов; Аристарх Самосский задолго до Галилея предложил гелиоцентрическую систему мира и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров; Эратосфен Киренский первым вычислил размеры Земли и предположил возможность кругосветных путешествий; древнегреческих драматургов Эсхила и Аристофана считают отцами современной трагедии и комедии, а влияние поэм Гомера вообще сравнивают с влиянием Библии.

11*. Объясните значение слова «демократия». Какая форма управления государством была, по-вашему, более прогрессивной: афинская демократия или власть фараонов в Древнем Египте? Свой ответ аргументируйте.

Формы правления в Древнем Египте и в Афинах можно рассматривать с различных точек зрения: справедливости, эффективности. У каждой будут свои преимущества и недостатки. Была ли тирания (власть одного) Древнего Египта эффективной? Скорее да, поскольку все решения принимались одним человеком, которого подданные считали чуть ли не богом. Никто не имеет возможности возразить, поспорить, увернуться от исполнения приказа. Все решения воплощаются в жизнь достаточно легко. Справедливо ли такое правление? С точки зрения обыкновенного обывателя — нет, не справедливо. Практически все подданные являются по сути слугами. А вот если вы спросили бы древнего египтянина, справедливо ли то, что один фараон правит Египтом. Наверняка услышали бы ответ, конечно, справедливо, он же сын бога.

Эффективно ли было демократическое правление в Афинах? Скорее всего, не очень. Представьте себе, что нужно преодолеть, чтобы реализовать ту или иную задумку. Бесконечные споры в Совете пятисот и на Народном собрании, противодействие недоброжелателей и завистников, последующие обвинения в неэффективности, расследования, поиск доказательств и т.д. Однако, справедливо ли такое правление? Безусловно, поскольку все граждане имеют одинаковые права в управлении государством, а власть четко ограничена в своих действиях. Да и любой древний житель Афин скажет, что это самая лучшая форма правления.

Но если рассматривать тиранию и демократию с точки зрения прогрессивности, т.е. эволюционного развития, то конечно же демократия Афин является следствием или так называемым ответом на египетскую тиранию. Развитие общества, социальных и экономических отношений предопределило и развитие системы управления от власти одного ко власти многих. С демократией связан ряд ценностей, которые считаются вершиной достижений современного человечества: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Естественно, эти ценности не особо почитаются в условиях тирании. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью, которые для тиранического режима правления являются чуть ли не нормой. Поэтому демократия Афин является более прогрессивной формой правления чем тирания Египта.



12*. Проведите историческое исследование: сравните религиозные верования древних греков и древних египтян. Запишите их общие черты и различия.

И в Древнем Египте, и в Древней Греции существовали языческие традиции с целым пантеоном богов, отвечающих за различные природные явления. В Древнем Египте боги имели в большинстве своем зооморфные облики, а в Древней Греции — вполне человеческий облик. Боги греков имели более явно выраженную человеческую сущность: размышляли, ссорились, любили, мирились, воевали, спорили, бродили по миру людей. Отличие же от людей заключалось в том, что древние греки наделяли богов сверхъестественными способностями, которые были не под силам простым смертным. Боги бессмертны, боги повелевают судьбами людей. Боги египтян более отрешены от мира — они недостижимы для обыкновенного человека, они правят миром людей и судят их за определенные поступки. Верования в Олимпийских богов предполагали стремление человека к саморазвитию и совершенствованию своего тела. Боги греков были образцом для подражания, высшим эталоном. Обыкновенный же египтянин не мог даже мечтать встать на одну ступень с богами.

13*. Начните работу над проектом «История в лицах». Советуем вам собирать информацию о людях, чьи имена помнят и в наши дни (на выбор: Геродот, Гомер, Сократ, Диоген, Фемистокл, Перикл, Александр Македонский и др.). В конце учебного года желательно подготовить сообщение (сопроводив его электронной презентацией) о ва­шем герое.

Для презентации можно использовать следующий текст:

Фемистокл — военный гений и жертва демократии

Всем известны деяния великих героев Эллады, о них слагали песни, почитали в храмах — они остались навечно в мировой истории. Однако, большинство из них — лишь миф, не получивший исторического подтверждения. Нам не известно, насколько реальны были герои греческих поэм и мифов Ахиллес, Одиссей, Персей, Тесей и др. Может быть греки лишь мечтали быть героями и выдумывали себе великих предков, сами по себе ничего не представляя? Уверен, это не так. Эллада воспитала реальных героев, без которых существование этой свободолюбивой страны было бы под вопросом еще в V веке до н.э.

Итак, враг стоит у порога Греции. Нашествие великой армии персидского царя Ксеркса уже началось. Храбро сражается царь Леонид с его трехстами спартанцами в Фермопильском ущелье, прикрывая отход греческой армии. Именно в это время восходит звезда еще одного сына Греции — Фемистокла.

Фемистокл был рожден в 524 году до н.э. Несмотря на то, что его мать была уроженкой Галикарнаса и в Афинах он считался незаконнорожденным, ему удалось получить гражданские права. К моменту нашествия армии Ксеркса Фемистокл уже успел побывать в должности архонта, в 490 году принять участие в Марафонской битве в качестве стратега. Он активно занимался политикой и примыкал к демократической группе, отражавшей интересы торгово-ремесленных слоев и афинской бедноты. Фемистокл поднялся на вершину власти исключительно благодаря своим способностям. Афинские аристократы, прежде безраздельно господствовавшие в городе, всегда противились его влиянию. Если бы не кризис, вызванный нашествием персов, высшие должности в Афинах, быть может, и впредь занимали бы не по достоинству, а по праву рождения. В 487 г. по его инициативе архонты в Афинах стали избираться по жребию, что позволяло выдвигаться на эту должность людям не очень богатым. В 483 г. по его предложению афиняне изгнали вождя аристократической партии Аристида; в том же году Фемистокл был вторично избран на должность стратега.

Фемистокл был первым политическим деятелем, который понял, что будущее Афин во многом зависит от морского флота. Он предложил афинянам использовать доходы от Лаврийских серебряных рудников на строительство военных кораблей — триер. Вернее, Фемистоклу пришлось пробить все демократические барьеры и победить всех своих недоброжелателей, противившихся огромным тратам средств на постройку флота. Фактически он заставил афинян принять решение, которое впоследствии спасло Элладу. К 480 г. афиняне претворили план Фемистокла, построив двести триер.

Фемистокл был один из немногих греков, кто понимал силу единой Греции. Именно по призыву Фемистокла был создан Эллинский союз тринадцати полисов для отражения вторжения персов. И Фемистокл оказался прав. Сухопутная армия не смогла удержать персов в Фермопильском ущелье. Надежда оставалась на флот.  В июле 480 г. Фемистокл возглавил греческий флот из 271 корабля в битве у мыса Артемисий, где персы потерпели поражение. Атака Фемистокла не дала персидскому флоту подойти к берегу и ударить по греческой армии в Фермопильском ущелье. Получается, что героями Фермопил были не только отдавшие свои жизни спартанцы царя Леонида. Без помощи флота подвиг спартанцев мог бы не спасти отходящую греческую армию.



Понимая, что единственный шанс греков заключается в победе над персами на море, Фемистокл убедил афинян покинуть родной город, а боеспособных граждан перевел на корабли. Можно представить себе ярость афинян, которым пришлось сдать город персам на уничтожение. В русской истории тоже есть такой пример — отход армии Кутузова с целью сохранения армии и сдача Москвы Наполеону. Но Фемистокл не мог знать маневров Кутузова, но Кутузов мог знать тактику Фемистокла.

Когда население из Афин было эвакуировано, Фемистоклу опять пришлось уговаривать свободолюбивых греков остаться у Саламина и встретить персидский флот здесь, а не бежать на Пелопоннес. Пока греки колебались, опасаясь, как бы персидский флот не запер их в проливе, Фемистокл известил Ксеркса, что греки планируют бежать, и посоветовал немедленно их атаковать. Предательство? Отнюдь. Это был хитрый стратегический ход. В результате персы вошли в узкий и опасный пролив, где не могли воспользоваться своим перевесом в числе кораблей, а также их мореходными качествами, что и принесло грекам знаменитую победу при Саламине. Сам Фемистокл в Саламинской битве командовал 180 афинскими триерами, которые сыграли решающую роль в разгроме персидского флота. После изгнания персидских полчищ из Эллады греки стали называть Фемистокла «героем Саламина», даже Спарта оказала ему небывалые почести.

Впоследствии Фемистокл немало сделал для восстановления и укрепления Афин, стремясь превратить их в самый могущественный полис Эллады. Ему приписывается план строительства Длинных стен, которые должны были соединить Афины с Пиреем и тем самым гарантировать безопасность города. Фемистокл положил начало образованию Делосского морского союза, в который вошли приморские и островные греческие полисы; Афины в этом союзе играли решающую роль.

Все замечательно, Фемистокл стал всеобщим любимцем Эллады и … жертвой демократии. Небывалая слава и авторитет Фемистокла вызвали у афинян подозрение в стремлении к тирании. В 471 г. по предложению вождя афинских аристократов Кимона Фемистокла изгнали из Афин. После долгих скитаний он с семьей удалился в Персию к царю Артаксерксу I, который предоставил ему политическое убежище и дал в управление три города в Малой Азии: Магнесию, Лампсак и Миунт. В 459 г. герой Эллады Фемистокл умер от болезни или, по ряду свидетельств, принял яд и покончил жизнь самоубийством, узнав, что персидский царь собирается отправить его воевать с греками. Так демократическая Греция отплатила человеку, спасшему ее от персидского рабства. Друзья тайно захоронили его в Аттике, на одном из мысов Пирея.

Впоследствии о Фемистокле ходило множество слухов. Его обвиняли и в предательстве, и в воровстве, и в подкупах, и в распутстве. Сегодня уже невозможно определить, что из этого правда, а что козни злопыхателей. Вот что писал крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны» Фукидид о Фемистокле:

«Фемистокл был чрезвычайно одарен от природы и заслуживает в этом отношении, как никто другой, величайшего удивления… Отличаясь выдающейся остротой ума, он был величайшим мастером быстро разбираться и принимать решения в непредвиденных обстоятельствах текущего момента и, кроме того, обладал исключительной способностью предвидеть события даже отдаленного будущего. За что бы он ни брался, всегда у него находились подходящие слова и выражения, чтобы объяснить другим свои действия, и даже в той области, с которой он непосредственно не соприкасался, умел тотчас найти здравое суждение. По ничтожным признакам Фемистокл прозревал, предвещают ли они что-либо хорошее или плохое. Короче говоря, это был человек, которому его гений и быстрота соображения сразу же подсказывали наилучший образ действий».