Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Задание 67


Задание 67 — ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть

Задание 67. Рассмотрите рисунок, ответьте на вопро­сы и выполните задания.

Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 2 часть. Задание 67

Живший в III (3-м) веке Киприан был епископом в римской провинции Африка. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удо­вольствие человеку. Что может быть более бесчеловечным, более жестоким!».

1. Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.

Речь идет скорее всего о гладиаторских боях. Поскольку с распространением христианства гладиаторские бои были запрещены, считается, что они были противниками таких боев. И не только из-за жесткости, убийства и разжигания низменных чувств. История изобилует примерами жестокостей и зверств христиан по отношению к тем, кто не являлся приверженцем этой веры или недостаточно «правильно» верил. Христиане усматривали в сражениях гладиаторов языческое начало. По мнению историков, истоки боев в Риме лежат в обряде жертвоприношения, где в качестве подношения богам оказывался проигравший, а после завершения поединка принято было прославлять языческих богов. Для приверженцев новой веры это было недопустимо.

2. Как рисунок подтверждает ту мысль, что большин­ство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

Римляне-язычники с восторгом смотрели гладиаторские бои. И вовсе не потому, что все они поголовно были жестокими извергами и получали удовольствие от смерти. Для римлян в первую очередь гладиаторские бои были праздником-жертвоприношением в честь богов, в которых они верили. В качестве священной жертвы выступали побежденные гладиаторы.

3. Опишите вооружение каждого из участников поедин­ка. Предположите, чем он может закончиться.

Один из участников боя называется ретиарием. Это один из самых распространенных типов легковооруженных гладиаторов, название которого буквально значит «боец с сеткой». Его доспехи состояли из наруча на левой руке и металлической защиты левого плеча и частично шеи. Дрался ретиарий обнаженным по пояс, низ живота был прикрыт стеганной повязкой. Вооружение состояло из трезубца, сети и небольшого кинжала на поясе. Второй участник, судя по картинке — это мирмиллон. Доспехи мирмиллона состояли из шлема, наруча на правой руке, короткой (ниже колена) поножи на левой ноге и большого прямоугольного щита. Панциря у него не было, дрался обнажённым до пояса, что давало возможность продемонстрировать публике мощный торс и мышцы. Шлем мирмиллона имел широкие поля. Дрался мирмиллон обычным мечом римской пехоты — гладиусом. Результат поединка всегда был непредсказуем. В любом случае, победитель запрашивал у публики решение убить или сохранить жизнь побежденному.

4. Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.

Конечно же христианский епископ был прав, как человек и как христианин. С точки зрения общепринятой морали любое убийство человека человеком неприемлемо. Однако, епископ не принимал в расчет религиозную составляющую гладиаторских боев. А именно — языческое жертвоприношение богам. Поскольку в ранней христианской традиции языческие обряды не приветствовались, не удивительно, что епископ рассматривает гладиаторский бой только с общечеловеческой точки зрения. Будь он язычником, приверженцем веры, в которой практикуются жертвоприношения, он бы относился к гладиаторским боям по-другому.