Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Повседневная жизнь народов
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАРОДОВ УКРАИНЫ, ПОВОЛЖЬЯ, СИБИРИ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XVII В.
Задание 1. Напишите короткое эссе на тему «Народы России: особенности одежды», опираясь на иллюстрации, приведённые в параграфе.
Поскольку народы, вошедшие в состав России, в большинстве своем сохранили самобытность, собственную веру и традиции, их одежда отличалась особенным разнообразием.
Так, поскольку Левобережная Украина долгое время была в составе Речи Посполитой, европейские и даже турецкие традиции нашли свое отражение в одежде знатных украинцев. К традиционному украинскому костюму из расшитой рубахи-сорочки с широкими рукавами, широким штанам или запашным юбкам-плахтам из клетчатой ткани добавлялись популярная в турецких городах обувь с чуть загнутыми кверху носами, пояса, пуговицы, европейский шнурованный лиф с длинной широкой юбкой и т.д.
Суровые климатические условия влияли на особенности одежды народов Сибири. Прежде всего это касалось верхней зимней одежды. Как правило у северных народов это были длинные шубы из рысьего, лисьего или волчьего меха. Часто шубы подпоясывали кожаными или пёстрыми шерстяными поясами. А вот у бурят, чьи территории располагались в Южной Сибири в качестве зимней одежды использовали подбитые мехом халаты. Обувь народы Сибири делали в основном из меха и кожи. Зимой носили валенки из овечьей шерсти.
Одежда народов Поволжья была очень разнообразна и сочетала как общие элементы, как длинные расписные рубахи, кафтаны, лапти или сапоги, так и элементы одежды, сохранившие национальные особенности. Например, чувашские женщины носили головные уборы «хушпу» в виде украшенной бисером, мелкими раковинами каури и монетами шлемовидной шапки с наспинной частью «хўре». Девушки-мордовки носили налобные повязки из бересты, обшитой плотной тканью. Татарские головные повязки должны были обязательно закрывать не только голову, но и плечи, шею, спину.
Оригинальной выглядела одежда народов Северного Кавказа. Мужчины носили черкесски — кафтаны с воротом стойкой, застёгнутой доверху на крючки. Отличительной особенностью черкессок были специальные нагрудные карманы «газыри» для патронов к огнестрельному оружию. Зимой мужчины носили безрукавные плащи из войлока — бурки, и меховые шапки — папахи.
Задание 2. Докажите (с помощью цитат из текста учебника), что народы, вошедшие в состав Российского государства в XVI—XVII вв., сохранили самобытные основы своей жизни.
- «Бороду казаки брили, но оставляли длинные вислые усы». На российской территории исконно русское мужское население по большей части бороду не брило.
- «Большое место в рационе народов Сибири занимали молочные и мясные блюда. Самым распространённым продуктом был кумыс» (кумыс — напиток из кобыльего молока). Русское население в большинстве своём пило коровье, козье молоко или квас.
- «У скотоводческих народов Сибири были летние и зимние жилища». У русских такого разделения никогда не было.
- «Самым почитаемым местом в жилище северокавказских народов был открытый очаг, который устраивался прямо на глинобитном полу». В русских домах ставилась печь.
- «У татар сбоку к печи дополнительно пристраивали очаг с котлом. Без котла не обходилось приготовление большинства татарских национальных блюд». Русские готовили пищу в печи и не использовали котлы снаружи печи.
Задание 3. На основании экспозиции местного краеведческого музея подготовьте экскурсию на тему «Повседневная жизнь наших предков в XVII в.» для учащихся начальных классов. Запишите тезисный план экскурсии.
Задание каждый может выполнить самостоятельно. Мы для примера сделали экскурсию по Самарскому областному историко-краеведческому музею им.П.В.Алабина.
Скачать экскурсию по краеведческому музею
Тезисный план экскурсии:
- История основания Самары уходит в далекое прошлое. Поселение под названием «Самар» существовало в месте впадения реки Самары в Волгу уже в 1367 году.
- В 1586 году по указу царя Федора Иоанновича на реке Волге при впадении в нее реки Самары было начато строительство сторожевой крепости Русского государства, названной Самарским городком. Крепость должна была обеспечивать прикрытие Руси от набегов кочевников, а также водный путь от Казани до Астрахани. В экспозиции представлено облачение средневекового русского воина.
- Самарская крепость была почти квадратной. Укрепления были просты – забор из дубовых бревен с башнями, земляной вал, глубокий ров. В центральной части – кремль в виде ромба со сторожевыми башнями.
- Самарский край издревле был территорией миграции различных народов, здесь проходили торговые пути. Нет ничего удивительного в том, что Самарский край всегда был многонационален, народы, проживавшие здесь, мирно уживались между собой. В экспозиции музея широко представлена разнообразная одежда народов Самарского края: русских, татар, чувашей, мордвы, украинцев.
- На выставке представлены монеты, разнообразные восточные и русские товары. Все эти вещи являлись предметами торгового обмена между Россией и странами Востока, в котором активно участвовала и Самара. С Востока везли в Россию через Самару краски для тканей, предметы роскоши, сукно для мундиров, шелковые ткани, кружева, бархат, ювелирные изделия, золото, серебро, хрусталь, вина, фрукты, кофе, пряности, оружие и многое другое.
- В жизни Самарской земли большое значение имела религия – в регионе были представлены почти все основные конфессии. Наибольшее количество жителей были православными. В экспозиционной витрине можно посмотреть облачение православного священника, облачение монаха-схимника, церковные предметы различных религий и иконы.
- Самарский край был не только торговым центром, не обошли его стороной и народные восстания. В экспозиции музея представлена одежда самарского крестьянина из войска Степана Разина. Также можно познакомиться с одеждой, предметами обихода и вооружением повстанцев из войска Емельяна Пугачева, который поднял крестьянское восстание в 1773 году.
Задание 4. Напишите, о каком народе говорится:
- Одной из особенностей убранства украинцев было наличие вышитых полотенец.
- Самым важным элементом жилого дома была печь. У татар она находилась справа от входа.
- Любимым напитком народов Северного Кавказа был айран.
- Зимнее жилище якутов — балаган — имело прямоугольную форму.
Задание 5. Приведите примеры, подтверждающие, что для многих народов России в XVII в. были характерны дружба и гостеприимство.
Русское гостеприимство: Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. Гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога».
Гостеприимство кочевых народов: Кочевник может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в степи к гостю. Закон гостеприимства гласил: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того, как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда. Любой гость для кочевника – это событие. Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.
Гостеприимство по-казацки: Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке его встречали как гостя.
Гостеприимство Северо-Кавказских народов: В Дагестане существует культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру ни исповедовал. Он — Гость. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!». «Гость — посланник Аллаха», — говорят горцы. Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.