Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

НАРОДЫ РОССИИ В XVII В.

Задание 1. Перечислите народы, входившие в состав населения России в XVII в., используя текст параграфа и иллюстрации (с. 81—85 учеб­ника, часть 2). Сравните их образ жизни.

Русские, украинцы, народы Поволжья (татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры), народы Поморья (карелы, саамы, коми-зыряне), народы Кавказа (кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы), народы Сибири и Дальнего Востока (ненцы, эвенки, буряты, якуты, юкагиры, чукчи, коряки, ительмены (камчадалы), айны (курилы), дауры) и др.



Образ жизни этих народов отличался в зависимости от природно-климатических условий территории их проживания. Народы равнин и предгорий занимались земледелием и скотоводством, народы Поморья в основном занимались рыбалкой, народы Сибири и Дальнего Востока — охотой, собирательством и рыбалкой.

Задание 2. Заполните таблицу «Народы Сибири и Дальнего Вос­тока в XVII в.».

Название народа Территория проживания Основные занятия и особенности жизненного уклада
буряты По берегам Ангары и Байкала Кочевой народ. Основные занятия: скотоводство, рыбная ловля, земледелие. Появилась родоплеменная знать.
якуты (саха) Северо-Восточная Сибирь Жили в юртах. Основные занятия: скотоводство, охота, рыболовство. Заготавливали сено на зиму для скота. Занимались производством молочных продуктов. Гончарное и кузнечное ремесла. Появилась родоплеменная знать.
юкагиры Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
эвенки (тунгусы) От Енисея до Охотского моря Жили в чумах. Основные занятия: охота и рыбная ловля. Сохранился родовой строй.
коряки Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
чукчи Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
ненцы Тундра от Европейского Севера до низовьев Енисея Жили в чумах. Основные занятия: оленеводство, рыбная ловля, охота на пушного зверя.
ительмены (в последствии после контактов с русскими стали называться камчадалами) Камчатка, Магадан, Чукотка Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
айны (курилы) Камчатка, Сахалин, Курильские острова Загадочное древнее племя, жившее в Японии, на Курильских островах, Сахалине, появились около 13 тысяч лет назад. Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав, охота. Искусные войны и охотники.
дауры Приамурье Жили в укрепленных городах. Основное занятие: земледелие, огородничество, садоводство, скотоводство, охота, рыбная ловля.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Народы России в XVII в.

По горизонтали:

  • 4. Один из народов Сибири. — Якуты
  • 5. Город, где в конце XVII в. был заклю­чён мирный договор между Россией и Китаем. — Нерчинск
  • 7. Народ, живший на Оби. — Ханты
  • 8. Народ, населявший местность от Енисея до Охотского побережья. — Эвенки
  • 10. Русский землепроходец, давший первые сведения о Кам­чатке, Сахалине, Курильских островах. — Атласов
  • 11, 13, 14. Народы северо-восто­ка Сибири. — Ительмены, Коряки, Юкагиры
  • 15. Русский землепроходец, впервые проплывший проливом между Азией и Америкой. — Дежнёв

По вертикали:

  • 1. Народ, живший в южном Забайкалье и в Приамурье. — Дючеры
  • 2. Один из народов северо-востока Сибири. — Чукчи
  • 3. Русский землепроходец, отряд ко­торого первым достиг берега Тихого океана. — Москвитин
  • 4. Налог, который вноси­ли в казну нерусские народы. — Ясак
  • 6. Народ, населявший верховья Ангары и Витима. — Буряты
  • 7. Русский землепроходец, начавший освоение Приамурья. — Хабаров
  • 9. Русский землепроходец, отряд которого впервые обследовал район реки Амура. — Поярков
  • 12. Река в Сибири. — Лена

Задание 4. На контурной карте отметьте разными цветами места расселения неславянских народов Европейской России, места расселения народов Сибири.

  • Неславянские народы Европейской России (обозначены красными большими буквами): карелы, саамы, коми-зыряне, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки, адыги, ненцы.
  • Народы Сибири (обозначены тёмно-синими большими буквами): ненцы, ханты, манси, татары, тунгусы (эвенки), буряты, якуты, эвены, эвенки, юкагиры, коряки, ительмены, дауры, нивхи, айны.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Народы России в XVII в.

Задание 5. Используя Интернет, напишите эссе на тему «Народы России: наша общая история»

Скачать эссе «Народы России: наша общая история»

Начиная с XVI века Россия начинает активно расширять свою территорию за счет присоединения и освоения новых земель. Десятки племен и народов вошли в многонациональную семью под названием Россия. Однако по сей день существуют разные точки зрения на наш многонациональный состав. Одни считают, что Россия стала «тюрьмой» для народов. Другие видят в таком сотрудничестве безусловные выгоды для всех вошедших в состав Российского государства народностей. Было ли присоединение новых земель необходимым и логичным с точки зрения исторического процесса? Что оно принесло многочисленным народам: благо или несчастье?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к историческим фактам и сравнить процессы освоения новых территорий разными странами. Эпоха Великих открытий не обошла Россию стороной. Конечно же мы не открыли нового континента, но для русских первопроходцев и исследователей все осваиваемые земли, так же как и для Колумба Америка, были практически неизведанными, полными загадок и тайн. Поэтому для нас освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока имеет такое же значение, как и все Великие географические открытия.

Освоение новых территорий Россией стало закономерным историческим процессом, свидетельствующим о развитии общества, знаний и технологий. В этом историческая логика полностью соответствует духу эпохи. Многие активные люди из разных стран в это время отправились в неизведанные края с разными целями. Кто-то хотел добиться богатства, кто-то – увеличить мощь и влияние своей родины, кто-то отправился в путешествие из-за неутолимой жажды исследователя. В результате на карте мира появились новые земли, ставшие колониями нескольких европейских государств, неизмеримо увеличив их богатство и международное влияние.

А что принесло освоение Сибири для России? Можно ли считать присоединение малочисленных сибирских народов большим достижением, повлиявшим на богатство и влияние нашего государства? Скорее всего, вряд ли — у России и так было слишком много проблем, чтобы вешать себе на шею еще и проблемы других народов, а также тратить силы и средства на удержание таких обширных территорий. Да и взимаемый с сибирцев ясак был настолько незначительным, что о каких-либо баснословных богатствах говорить не приходилось. Однако, так могло казаться только на первый взгляд. Освоение Сибири и Дальнего Востока оказалось долгосрочными инвестициями, и сегодня Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов этого региона.



В отличии от европейского колонизационного процесса российская экспансия носила преимущественно мирный характер. Присоединенные к России народы не порабощались и не истреблялись. Зачастую они сохраняли свой быт, обычаи и верования. Конечно, истории известны случаи и жестокостей, и обмана туземных племен, и даже насильной христианизации. Но все это не носило массовый характер. Да и сами русские люди, бывало, претерпевали от собственного государства куда большие лишения и жестокости. Достаточно вспомнить преследование староверов. Кроме того, многие народы присоединялись к России абсолютно добровольно, ища защиты от чужеземной агрессии: например, кавказские народы кахетинцев, имеретинцев, ингушей, осетинцев, кумыков, абхазцев, кабардинцев и т.д. Многочисленные народы Сибири и Дальнего Востока были присоединены к России в результате освоения русскими первопроходцами этих территорий.

Что же получили присоединенные к России народы? На мой взгляд, они многое приобрели, не потеряв практически ничего. Россия на тот момент была достаточно развитым государством и русские купцы и переселенцы развивали торговлю с местным населением, делились новыми технологиями земледелия и скотоводства, передавали опыт строительства жилищ, вели миссионерскую и образовательную деятельность и т.д. Фактически, присоединенные народы получили мощный стимул к развитию, покровительство сильного государства, улучшили свое благосостояние, обогатили культуру. В свою очередь, русские, знакомясь с новыми для них народами, так же перенимали у тех их опыт, умения и обычаи. Конечно же, вместе с «благами цивилизации» русские приносили и отрицательный опыт. Например, сибирские народы впервые испытали на себе действие спиртных напитков, алчность и коварство некоторых русских, казачью жестокость и разгильдяйство. Да, они впервые познакомились со всем этим, а русским людям приходится с этим «отрицательным опытом» жить всю жизнь.

Так или иначе, обогащая друг друга, народы России превратились в одну единую, крепкую семью.  Каждый народ сохранил свою самобытность, но при этом взял от других что-нибудь нужное для себя. Никто не заставляет народы считать себя русскими, но они живут в России и чувствуют себя россиянами. И все друг друга считают своими. Еще Достоевский выделял такое качество русского человека, как восприимчивость к культуре других народов, принятие и «извинение» иных идеалов, терпимость к чужим обычаям, нравам, вере. Веротерпимость как исконное качество русской нации выражено в самом духе русской государственности как многонациональной, вобравшей в себя различные идеологические и религиозные конфессии.